«Проектная деятельность как эффективная форма развития интеллектуальных и личностных качеств дошкольников»
статья по теме

Кашина Ирина Николаевна

Данная работа содержит материал для педагогов и родителей по проектной деятельности  дошкольников ( значение, виды, формы. содержание проектов и т.д.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_k_pedchteniyam.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность как эффективная форма развития  интеллектуальных и личностных качеств  дошкольников»

                                                                               

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое-основа формирования этого качества.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства, формы обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Под проектом мы понимаем самостоятельную и коллективную творческую работу, имеющую социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Мы считаем, что использовать метод проектной деятельности целесообразно начиная со старшего дошкольного возраста. Так как этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразными. В зависимости от доминирующих методов, используемых в работе над проектом условно их можно разделить на следующие виды:

- игровые («Игра-путешествие вокруг Света», сюжетно-ролевая игра    «Театр», игра «Строим зоопарк»);

- творческие (музыкальные сказки, вечера, фестивали искусств);

- исследовательские («Вода-основа жизни», «Куда пропадает снег», «Почему собаки кусают?»);

-тематические (информационно - практико-ориентированные),

(«Моя родословная», «Украсим группу к Новому году», «Самая красивая клумба»).

По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от одного занятия до нескольких дней) и долгосрочные (от одной недели до трех месяцев).

Со старшими дошкольниками целесообразно реализовывать до пяти проектов в год.

В образовательной практике дошкольного учреждения можно выделить следующие этапы работы над проектом.

1.Целеполагание.

Детям дошкольного возраста сложно самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель, воспитатель должен наводить детей на проблему или провоцировать ее возникновение, стараться вызвать к ней интерес.

 

2.Разработка плана деятельности:

- к кому обратится за помощью (к педагогу, родителю, специалисту);

- в каких источниках найти информацию;

- какие предметы (оборудование) использовать.

Необходимо помнить, что проект это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада, поэтому тема, форма и подробный план действия разрабатываются коллективно.

3.Выполнение совместной (с педагогами, родителями, детьми) творческой, поисковой и практической деятельности.

Привлекая родителей к данной деятельности воспитателю необходимо продумать каждое задание. Важно чтобы оно было не слишком трудоемким и выполнялось с «желанием и радостью», а в случае необходимости педагог мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти. (Приготовить альбом с фотографиями садовых цветов, нарисовать плакат в защиту животных, изготовить кормушку и т.д.)

 

4.Публичное представление продукта проектной деятельности.

На защиту можно  пригласить гостей, родителей, детей из других групп. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить детям для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

5.Подведение итогов, определение новых задач для будущих проектов.

Во время реализации проекта, помимо разработки занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой, воспитателю важно тщательно продумать и организовать в группе предметную среду таким образом, чтобы она являлось « фоном» к эвристической и поисковой деятельности. Например, работая над проектом «Природа родного края», в книжном уголке можно поставить яркие книги, энциклопедии, альбомы с изображением птиц, животных, растений родного края, изготовленную совместно с детьми и родителями «Красную книгу». В игровом уголке необходимо поместить игры экологического содержания, гербарии, в уголке для детского творчества разнообразный природный материал для изготовления  поделок и панно. На стене групповой комнаты развесить плакаты на экологические темы: «Правила поведения в лесу», «Ядовитые растения», «Береги лес от огня» и т.д. Приемную комнату украсит фотовыставка «Юные туристы», «Как прекрасен этот мир» и т. д.

На территории детского сада или ближайшего парка необходимо организовать экологическую тропу.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

В заключении хотелось бы сказать, что освоить данную форму работы не сложно. Она увлекает не только детей, но и педагогов. Для достижения успеха стоит придерживаться лишь несколько правил:

- учитывать интересы детей;

- организовывать деятельность без принуждения;

- предоставлять детям самостоятельность, поддерживать их инициативу;

-  достигать цели поэтапно;

- тему работы выбирать из ближайшего окружения ребенка, адекватную его возрасту.

Желаем успеха!

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Экологическое воспитание — это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося озна­комления детей с природой и природоохранительной деятельнос­ти дошк...

Технология проектной деятельности как эффективная форма работы в ДОУ

Данная статья посвящена проектной деятельности в ДОУ.На сегодняшний день метод проектов широко распространен, популярен, актуален, эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезиро...

«Технология проектной деятельности, как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»

Планирование проектной деятельности по экологии с детьми старшего дошкольного возраста...

Проектная деятельность как эффективная форма работы в ДОУ

Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными, способствует развитию у детей и педагого...

Доклад на тему: «Проектная деятельность как эффективная форма работы в музыкальном воспитании дошкольников»

Оссобенность торческого проекта в том, что в проекте принимают участия дети, родители, музыкальный руководитель, воспитатели, родители. Конечный продукт проекта получилось под названием "Пу...

СТАТЬЯ "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ"

Одним из наиболее эффективным оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое распространение в дошкольных учреждениях....