эссэ Развивать или развлекать?
статья по теме

Хамитова Гульнара Шафкатовна

В эссе автор пытается , анализируя собственный опыт , освятить актуальную на сегодняшний день проблему стоящуюю перед каждым музыкальным руководителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл развивать или развлекать?23.4 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                             Музыка, не упоминая ни о чём,

может сказать ВСЁ!

Илья Эренбург.

Что есть музыка? Как определить меру её влияния на личность растущего и развивающегося человека? Каким образом его ввести в чарующий мир музыкальных звуков, чтобы в итоге общения с музыкальным искусством раскрыть максимум возможностей, которые таятся в потенциале  каждого  малыша? Частокол вопросов. Но  чтобы быть понятной, начну издалека.

1988 год. Студентка  музыкально-педагогического института им. Гнесиных, до фанатизма влюблённая в музыку вообще и в скрипку в частности, слышит на лекции по педагогике  потрясающего Владимира Григорьевича Ражникова парадоксальные слова: «Сейчас наблюдается определённый перекос в кадровом вопросе: самые талантливые кадры работают в ВУЗах, послабее – в СУЗах, соответственно в школах кадры  много слабее, а уж о садах и говорить не приходится!» И это умозаключение  поразило девушку  своей очевидной несправедливостью - как же так? В наиболее нежном возрасте, податливом к влиянию извне, когда каждое впечатление впервые, а значит,  значимо и важно для дальнейшего развития ребёнка,  малыш встречается на занятиях по музыкальному воспитанию не с самыми квалифицированными педагогами. В итоге самый благодатный для развития ребенка возраст - дошкольный – потерян ….  Это умозаключение в итоге перевернуло всю жизнь – и вместо  работы в престижном оркестре наша знакомая попадает вначале в музыкальную школу, работая преподавателем по классу скрипки , а затем и детский сад – музыкальным руководителем. Открывается  И вот тут начинается самое интересное – приходит видение и понимание того, что ребёнок-дошкольник удивительно талантлив!

Последние исследования учёных подтвердили это умозаключение – выяснилось, что каждый малыш при рождении обладает просто феноменальными музыкальными способностями - именно этим объясняется то, с какой лёгкостью за небольшой отрезок времени малыш научается родному языку. Но с возрастом, в отсутствии общения с живой музыкой, будь то мамины колыбельные или элементарное музицирование в кругу семьи, прослушивание живого исполнения в детском саду (не записей, какого бы хорошего качества они ни были) музыкальные способности стремительно угасают. Выходит, «раннее развитие» означает не столько развитие способностей, сколько попытку не дать им угаснуть? К тому же, учёные выяснили ,что в занятиях  музыкой участвуют и левое, и правое полушария. А это значит, что развивается и логика, и чувства. Это было подтверждено  с помощью компьютерных технологий: музыка влияет на развитие мозга и моторики человека, способствует организации аналитического мышления. В процессе же работы нашей героини с малышами, общения с Львом Вячеславовичем Виноградовым, в своё время занимавшим  должность старшего научного сотрудника в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР  в лаборатории под руководством академика В. В. Давыдова, продолжающего работать в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова, а также с коллегами на семинарах потрясающих педагогов-практиков Т.Э.Тютюнниковой,  А.И.Бурениной,  Д.В.Рытова и др. приходит понимание того, что музыка есть движение, и малыши воспринимают музыку через движение. Пружиня ножками и прохлопывая ручками простейшие попевки, научаются элементарному музицированию, т.е. элементам  музицирования. Постепенно знакомясь  с музыкальными инструментами  детского оркестра входят в сложный мир музыкальных понятий легко и просто через собственный опыт  общения с музыкой. А  как  благотворно  влияет  коллективное  музицирование  на формирование положительных навыков общения со сверстниками!  Ведь  чтобы «вплести» свою партию в общую музыкальную ткань, надо услышать и общий строй, и партии твоих друзей  а, стало быть, научиться слушать другого. А  как важно иметь этот навык в повседневной жизни, и говорить не приходится.

С другой стороны, попав в детский сад на должность музыкального руководителя, нашей героине становится  очевидным то, что музыкальными руководителями сегодня могут работать только фантастически преданные своему делу люди-настоящие подвижники ! Ведь профессия музыкального руководителя  включает в себя по меньшей мере работу 10 специалистов! Давайте посчитаем:

  1. музыкальный воспитатель (проведение музыкальных занятий с маленькими детьми);
  2. хореограф (постановка танцев);
  3.  сценарист (написание сценариев к праздникам);
  4. режиссёр-постановщик (подготовка праздников в зале, организация работы всех служб и специалистов);
  5. актёр-кукольник (мини-спектакли во время проведения самого утренника);
  6. костюмер (эскизы и пошив костюмов);
  7. художник-дизайнер (украшение зала  к праздникам);
  8. педагог-репетитор (индивидуальная работа с детьми и взрослыми по разучиванию ролей);
  9. художник-оформитель (изготовление атрибутов к праздникам);
  10. осветитель (художественное освещение зала на праздниках).

А  в настоящее время ему необходимо ещё и владение синтезатором, компьютерными музыкальными программами, умение сделать аранжировку и презентацию. Уже сейчас ощущается острая нехватка таких специалистов, покорно выполняющих подобное количество разнопрофильных обязанностей, не предусмотренных основной профессией.

Вы, наверное, уже догадались, что наша героиня - автор этих строк - столкнулась с дилеммой: как быть? Развивать или развлекать? Развивать малышей , увлекая их в общение с музыкой и открытие самого себя в музыкальном мире, или  развлекать взрослых - администрацию детского учреждения и родителей бесконечной  чередой праздников, концертов, конкурсов  для участия  в которых ребяткам необходим постоянный тренаж, по сути своей противоречащий природе дошкольника.  Каким образом можно преодолеть стереотип, сложившийся годами: отношение к музыкальному руководителю как к массовику-затейнику?

Признаюсь – нередко опускаются руки, но… вновь на очередное музыкальное занятие заходят в зал дети, и ты понимаешь, что они просто  ждут обыкновенного чуда - чуда встречи с Феей Музыки. И то, что именно ты являешься проводником в этот удивительный мир, наполняет радостью творчества, даёт силы бороться , искать, находить и не сдаваться.