ИГРОВОЙ ПРОЕКТ "ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА"
проект (младшая группа) по теме

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx54.36 КБ

Предварительный просмотр:

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач, игра отображение жизни взрослых людей, играя ребенок, подражает им, моделирует разнообразие, социально - культурные ситуации и отношения. Дети не знают, чем занимаются их родители. И родители не могут внятно объяснить ребенку, чем они занимаются. От детского наблюдения ушли профессии продавца, портного, закройщика и т. д., а между тем условия для этих игр создаются, в детских садах существуют искусственно созданные игровые зоны, но атрибуты для этих игр не вызывают у детей особого интереса, они пылятся на полках. С детьми не играют взрослые. Видны нехватка  опыта  игры и  проблемы  слабой  концентрации  внимания. Причиной такого положения игры, прежде всего является момент перехода отечественной дошкольной педагогики на новый этап развития. Сегодня в жизни современного дошкольника появилось много источников знаний (книги, телевидение, общение с взрослыми вне детского сада). В педагогическом процессе детского сада давно выделены обучающие занятия, на которых решаются интеллектуальные и иные задачи. Все это позволяет сюжетно-ролевой игре «освободиться» от чисто дидактической функции «проработки» знаний. Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей. Естественным путем это происходит, когда ребенок входит в разновозрастную группу, включающую в себя несколько поколений детей. Дети в таких разновозрастных группах обладают разным уровнем игры: старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие дети подключаются на доступном уровне, проникаясь в целом «духом игры». Постепенно дети накапливают игровой опыт – и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики; становясь старше, они уже сами становятся «носителями игры», передающими ее другому поколению младших детей. В этом и заключается естественный механизм передачи игровой культуры. У современного дошкольника существует мало шансов приобрести их таким образом, поскольку неформальные разновозрастные группы в настоящее время – большая редкость. Раньше они существовали в виде дворовых сообществ или группы братьев и сестер разного возраста в одной семье. Сейчас дети разного возраста сильно разобщены. В детском саду дети подбираются в группу по одновозрастному принципу, в семьях чаще всего только один ребенок, а дворовые и соседские сообщества становятся редкими из-за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и занятости школьников в школе, специализированных кружках и т. п.

Сильными факторами разобщения детей являются телевизор и компьютер, у которых они проводят много времени.  Поэтому, именно эту тему, я взяла для своего проекта. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игры и упражнения с активным физическим компонентом позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с детьми: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические, но и умственные способности, нравственные качества. Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Подвижная деятельность влияет не только на развитие физических качеств детей, но и на формирование структурных единиц психики: памяти; воображения; восприятия; наглядно-образного и логического мышления; произвольного внимания. Неудивительно, что проблемы игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем, не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, биологов, этнографов. Все мы знаем, как важна игра для детей дошкольного возраста и  осознаем тот факт, что развитие детей в дошкольном учреждении неэффективно вне игры. В настоящее время общепризнанно, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. игра является ведущей деятельностью, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети познают смысл человеческой деятельности, начинают ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Ребенок начинает осознавать свое место в системе человеческих отношений. Игра, стимулирует развитие познавательной сферы ребенка, в игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка, формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, внимания и мышления. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности. Итак: нормальное развитие ребенка, становление его внутреннего мира немыслимы без игрушки. Детство без игрушек?... в сегодняшнем мире невозможно! Ребенку просто необходимы игрушки! У каждого ребенка должна быть своя особенная игрушка – друг, именно она поможет ему преодолеть страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть. Такая игрушка будет болеть с малышом и пить вместе с ним горькие, невкусные лекарства. Игрушки для ребенка – это та «среда» которая позволяет исследовать и реализовать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. У всех малышей есть игрушки, как же без них! Без игрушек жизнь скучна и уныла. Но среди всех зайчиков и мишек, машинок и вертолетиков, кукол и солдатиков всегда есть какая-то одна, самая любимая, с которой ребенок не расстается даже во сне...

Если мы спросим у счастливого человека, что он помнит о своём детстве, то услышим об улыбающейся маме, первых друзьях, тёплом солнышке на щеке, любимых игрушках… Игрушки! Ни один ребёнок не вырастает без них. Потребность в игрушке для ребёнка настолько высока, что, не имея куклы, девочка будет качать на руках платочек, а её брат катать на дороге камешки, представляя их машинками.  Чем же так важна игрушка для гармоничного развития маленького человека? Игрушка - это первый учитель. Малыша она знакомит с устройством окружающего мира. Цвета, формы, свойства материалов и предметов – это и многое другое кроха усвоит во время первых игр – манипуляций. Дошкольник при помощи деревянных игрушек сможет гораздо легче и увлекательней подготовиться к школе. А подросток, проводя опыты, собирая модели конструкторов и развивая творческие способности при помощи игрушек, сохранит любознательность и стремление узнавать новое. Игрушка – это первый друг. Человек не может жить один, и даже маленькому ребёнку жизненно необходимы первые приятели. На эту роль отлично подойдут игрушки для новорожденных, ведь общаться малыш ещё не умеет, и этому тоже нужно учиться. Мягкий щеночек, который нуждается в заботе, научит проявлять самые добрые чувства. Управляя фигурками зверей или человечков, малыш научится, как вести себя в разных жизненных ситуациях. Игрушка – это замечательный психолог. Жизнь малыша, как и взрослого полна стрессов, как маленьких, так и больших. Игрушки помогут сформировать здоровую нервную систему. Например, облегчить боль во время прорезывания первых зубок смогут прорезыватели, а привыкая к детскому саду, малыш сможет послушать мамин голос в памяти говорящей игрушки, а в более старшем возрасте настольные игры помогают социализироваться и находить друзей. Одним из основных средств духовно – нравственного и патриотического воспитания является создание такой образовательной среды, которая позволит осуществить полноценное развитие личности и приобщить ребенка к общечеловеческим ценностям. Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. “Игрушки-небалушки” - так говорит народная мудрость о значении игрушек для маленького ребенка. Дарить игрушки было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие.Как оценить игровой и развивающий потенциал игрушки? Чем должна быть игрушка для ребенка? Как выбрать то, что нужно ребенку? Игрушка полезная и вредная. Так как игрушка является одним из средств социализации, рассмотрим, какой социальный опыт помогут усваивать детям современные игрушки. Роль «прекрасной куклы» в большинстве случаев выполняет кукла Барби, к которой проявляется неоднозначное отношение психолого-педагогического сообщества как в нашей стране, так и за рубежом. Говоря о возможном негативном влиянии Барби и ей подобных кукол на психическое развитие ребенка, В.Абраменкова выделяет несколько аспектов.

Во-первых, игры с такими куклами приобщают детей к культу красоты и материальных ценностей, воспитывают с мыслями о необходимости вырасти богатыми и красивыми. Во-вторых, вызывает беспокойство содержание игр, на которые они вдохновляют детей, так как  дети дошкольного возраста приучаются предаваться фантазиям и мечтам о жизни, свойственным не им, а подросткам . За последние годы изменился образ не только «прекрасной куклы», но и образ кукол-героев современных мультфильмов. Они, как указывалось выше, имеют характерную внешность, заданность образа поведения, стабильную нравственную характеристику, не зависящую от меняющихся сюжетных линий в игре. Если десять лет назад на прилавках магазинов можно было увидеть игрушки, являющиеся носителями качеств, которые наше общество хотело видеть в ребенке, то сегодня это в основном игрушки, представляющие другой ценностный мир. На смену Чебурашке, Буратино, Карлсону, пришли герои зарубежных – американских и японских – мультфильмов: бэтмен, человек-паук, снайпер, солдат удачи, звездные воины и другие персонажи, которые можно увидеть на прилавках многих магазинов. Какую же нравственную характеристику несут в себе герои современных мультфильмов? Они отличаются, прежде всего, силой, ловкостью, смелостью, сверхчеловеческими качествами, разнообразными умениями, великолепными физическими данными, сильно «накаченными» мускулами, которым мог бы позавидовать любой культурист. Большинство этих героев можно назвать идеальными представителями мужского пола, а их поведение как бы доказывает всем окружающим: на чьей стороне сила, тот и прав. Используя в игре такие игрушки, ребенок воспроизводит те действия, которые характерны для конкретного персонажа. В пропаганде смелости, решительности, бесстрашия нет ничего плохого. Плохо другое – ребенок, как правило, не соотносит свои действия с возможностями других участников игры, т.е. он может «нападать» на более слабого, не контролируя последствия.  Этот вид игрушек можно рассматривать как скрытую пропаганду жестокости и насилия. Особое место среди игрушек-героев современных мультфильмов занимают неземные существа: уродливые гномы, мутанты, тролли, звездные воины, покемоны. Всех их можно отнести к сказочным персонажам. Но если героям российских сказок был присущ потенциал добра, эти персонажи несут далеко не позитивный потенциал, к сожалению, не всегда сразу заметный для окружающих. Напрашивается вывод о том, что современные сказочные персонажи своим поведением как бы утверждают: добро побеждает зло, но только при помощи применения силы. Какой социальный опыт может усвоить ребенок, играя в подобные игрушки? Можно ли ожидать проявления у ребенка, играющего с монстрами, чудовищами, трансформерами, таких качеств, как способность к сопереживанию, желание прийти на помощь более слабому? Для разного возраста ребенка необходимы различные по назначению и тематике игрушки. Условно можно выделить сюжетные, технические игрушки, игрушки-«орудия труда», игрушки-забавы, спортивные, музыкальные, театральные игрушки и др. Все они воспитывают в малыше те или иные качества и побуждают его к познанию окружающего мира.

Сегодня различные детские магазины дают возможность приобрести всевозможные детские игрушки, которые способны удовлетворить любые пожелания малыша. Еще только ребенок родился, а его уже окружают разнообразные шарики, кольца, погремушки, которые завораживают его своим цветом, формой и звучанием, и он, сам того не осознавая, тянется, чтобы их изучить. У детей от одного года до четырех лет, которые только начали ходить и бегать, возникает интерес к катанию мячей и шаров, совместной игре в песочнице с грузовиками, трамваями и автобусами. При этом они развивают в себе координацию движений, ловкость и способность ориентироваться. Дети пятилетнего возраста отдают предпочтение играм с куклами, посудой, игрушками в виде животных. При этом возникают ситуации, когда игрушки вызывают к жизни игру, а иногда игра требует для себя новой игрушки. Обыгрывая в процессе игры сцены из жизни, дети не только начинают творчески мыслить, но и совместными действиями способствуют созданию дружеских взаимоотношений. Чтобы играть в одну и ту же игру, надо иметь однотипные игрушки, поэтому, приобретая, например, мягкие игрушки, можно выйти из такого положения. Дети 6 - 7 лет в большинстве своем проявляют интерес к различным тематическим наборам, таким, например, как тематические картинки и лото, а также к мозаике и различным конструкторам. Они учатся распознавать форму, цвет и величину, у них формируется пространственное представление и воображение.  Самое главное в детской игре добиться следующего:  чтобы ребенок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал.  Чтобы не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой, чтобы доводил свою деятельность до конца.Чтобы в каждой игрушке видел определенную, нужную для будущего ценность, хранил ее, берег. В игрушечном царстве всегда должен быть полный порядок, должна производиться уборка. Игрушки не должны ломаться, а в случае поломок должен производиться ремонт. Если он труден, то с помощью родителей. Особенное внимание должны обратить родители на отношение ребенка к игрушке. Ребенок не должен ломать игрушку, должен любить ее, но не должен и бесконечно страдать, если она испортилась или поломалась. Эта цель будет достигнута, если ребенок действительно привык считать себя хорошим хозяином, если он не боится отдельных ущербов и чувствует себя в силах поправить беду. Задачей отца и матери является всегда прийти на помощь ребенку в подобных случаях, поддержать его в отчаянии, доказать ему, что человеческая находчивость и труд всегда могут поправить положение. В процессе самой игры родители должны по возможности предоставить ребенку полную свободу действий, но только до той минуты, пока игра идет правильно. Если ребенок затруднился в каком-либо положении, если игра пошла слишком просто, неинтересно, нужно помочь ребенку: подсказать.

Позитивная динамика достижений воспитанников за последние два года в образовательной деятельности

В своей работе стремлюсь дать детям знания, умения самостоятельно выполнять определённые задания, т.е. работаю в «зоне ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Основным методом работы с детьми является педагогика сотрудничества, когда воспитатель и ребёнок общаются и действуют «на равных». Реализую поставленные перед собой задачи, организуя воспитанников в подгруппы, микрогруппы, что позволяет ребёнку самостоятельно определить цель своих действий, найти возможные пути решения, почувствовать свободу выбора знаний, проявлять творчество при решении возникших проблем. В итоге, исследуя в течение двух лет показатели результативности проделанной работы, на основании проведённых диагностик уровня развития детей, выявлена стабильно положительная динамика уровня усвоения программного материала.

Программный материал по данным образовательным областям на конец 2010-2011 учебного года усвоен:

• высокий уровень – 64,2% детей;

• средний уровень – 34,5% детей;

• низкий уровень – 1,3% детей

на конец 2011-2012 учебного года:

• высокий уровень –70,6 % детей;

• средний уровень – 29,3% детей;

• низкий уровень – 0,1% детей

В социально-эмоциональном развитии детей также произошли позитивные изменения. Дети приобрели уверенность в себе, углубили понимание себя, своих положительных и отрицательных качеств, научились контролировать негативные эмоциональные состояния, пользоваться в общении различными средствами: вербальными и невербальными. Снизился уровень тревожности детей за счет целенаправленной работы по преодолению страхов и улучшения взаимоотношений детей в группе ДОУ. Снизилось количество изолированных детей, появились лидеры и предпочитаемые дети за счет эффективной работы по развитию речи и обогащения словаря, расширению социальных контактов, повышения культуры общения и поведения, а также развития форм общения, снижения психоэмоциональной напряженности детей, повышения уверенности и самооценки. Это видно из результатов диагностики 2011-2012г.

Тревожность (В. Амен, М. Дорки, Р. Теммл)                                                 Социометрия (Т.А. Репина)

Начало учебного года                        Конец учебного года        Начало учебного года                Конец учебного года          

В-3 – 13 %                                       В - 1 - 4,4%                          Лидеры- 0                                  Лидеры- 2-9%      

С- 16 – 74 %                                  С - 21 – 95,6 %                      Предпочитаемые - 8-35%     Предпочитаемые -6-26%

Н- 3 – 13 %                                     Н – 0                                    Принятые - 15-65%                Принятые - 15-65%

Всего: 23 ребенка-100%                                                             Изолированные -0-0%           Изолированные -0-0%

Форма общения (Л.И. Лисина)

Начало учебного года                   Конец учебного года  

Деловое - 16-69%                          Деловое - 12-54%  

Познавательное - 4-18%             Познавательное - 6-26%

Личностное - 3-13%                     Личностное - 5-20%

Для реализации задачи по сохранению, укреплению физического и психического здоровья работаю совместно с медсестрой и педиатром ДОУ, родителями воспитанников. Соблюдение режима всегда остаётся основой полноценного физического развития детей. Ежедневное проведение утренней гимнастики, позволяет дать детям хороший заряд бодрости, положительных эмоций на весь день. В работе с детьми используею здоровьесберегающие технологии:

• психогимнастика для снятия утомления; • гимнастика для глаз; • гимнастика пробуждения; • самомассаж;

• дыхательная гимнастика; • босохождение; • физкультминутки; • пальчиковые игры.

В группе созданы оптимальные условия для охраны и укрепления здоровья, широко используется нетрадиционное спортивное оборудование. Большая роль отводится подвижным играм, двигательным упражнениям и заданиям на свежем воздухе, что способствует укреплению здоровья детей. Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения работоспособности детей является закаливание организма. На сегодняшний день у воспитанников сформированы устойчивые привычки к различным видам закаливания на 73%; выработана потребность в ежедневной активной двигательной деятельности на 100%; развиты физические качества: быстрота на 83,3%, ловкость 75,5%, глазомер на 67,5%. Для успешного физического развития детей строю свою работу совместно с семьями воспитанников. В начале каждого учебного года провожу анкетирование родителей с целью выявления их пожеланий для дальнейшего внесения возможных корректив в работу по укреплению здоровья дошкольников. Заметно снизился процент заболевания ОРВИ и ОРЗ у детей, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе т.к. отмечается высокая посещаемость детей. Вся работа по образовательной области «Здоровье» выстраивается на основе игровой деятельности. Благодаря грамотно выстроенной системе физкультурно-оздоровительной работы и широкому применению игровой деятельности значительно снизился уровень заболеваемости детей в группе.

Позитивные результаты деятельности в воспитательном процессе с воспитанниками группы.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я заметила, что у них мало впечатлений, эмоций, праздников, без которых невозможно развитие игры. На подготовительном этапе в декабре 2010года проводила микроисследование совместной игровой деятельности семьи и ребёнка:

  • анкетирование родителей «Во что и как играют наши дети?»
  • беседа «Твоя любимая игрушка, игра»; «В какие игры ты любишь играть в детском саду?»
  • наблюдения за играми детей 

Дошкольники предпочитают играть в следующие игры:

  • в войну, в гонки, в пиратов и супер-героев – 21%
  • с мягкими игрушками и в «дочки – матери» -29%
  • в подвижные игры -15%
  • в строительные игры – 10%
  • в сюжетные игры -10%
  • в компьютерные игры – 9%
  • вместо игры называли игрушки, которыми они просто манипулируют- 20%
  • не могли назвать ни одну игру – 5%,

В результате микроисследований и опросов провела наблюдения за сюжетно - ролевыми играми детей и фиксировала в дневниках наблюдения. Наблюдения за играми длились 1 месяц. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые, бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов. На основании наблюдений получились следующие результаты: Высокий уровень развития самостоятельной игры (В)  – 12%; Средний уровень (С)  – 24%; Низкий уровень (Н) – 64%

В результате чего передо мной возникли проблемы.

Проблемы:

  • На  фоне прогрессивных  изменений системы  дошкольного  воспитания  развитию  эмоциональной  сферы  ребёнка  не  всегда  уделяется  достаточное  внимание.
  • Современные  дети  стали  менее  отзывчивыми  к  чувствам  других.
  • Дети  стали  меньше  общаться  со  взрослыми  и  сверстниками

 Cледующие задачи:

  • научить детей ролевым действиям и ролевому поведению в игре;
  • формировать партнёрские взаимоотношения детей в игре и личностные качества каждого ребёнка;
  • развивать любознательность, фантазию и воображение либо интересный вопрос, добавить какой-либо новый, интересный материал, иногда даже и поиграть с ним.

Актуальность вопроса определяется, прежде всего тем, что в современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми.

 Цель: теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие в своей                                         совокупности успешность развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста в процессе формирования познавательной активности к игрушкам.

Объектом: является процесс формирования познавательной активности к игрушкам у детей третьего года жизни.

Для достижения поставленной цели я поставила ряд задач:

Для детей:

  • развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
  • Овладевать образно-игровыми и имитационными движениями в сочетании с музыкой.
  • Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам.

Для родителей:

  • создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка,

учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.

Для педагога:

  • развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Для достижения хороших результатов я создала условия: 

  • психологической защищенности, эмоционально – положительной атмосферы во время совместной игровой деятельности педагога с детьми
  • Организовала предметно – развивающую среду соответствующую возрастным и индивидуальным особенностям детей
  • Использовала методы педагогической интеграции

Главными  направлениями проекта являются:

  • Формирование у детей раннего возраста обобщённого понятия «игрушки», их назначение, существенные признаки (цвет, форма, величина);
  • Ввести в словарь и активизировать слова, необходимые для общения ребенка со взрослыми и сверстниками в новом предметном окружении;
  • Обогащение позитивного эмоционального опыта через игру; развитие познавательной активности в игре с игрушкам;  воспитание навыков бережного отношения к игрушкам.

Уровень развития самостоятельной игрой у детей низкий. Поэтому необходимо было провести практическую работу с воспитанниками, продолжать обогащать познавательный интерес детей, учить игровым действиям и ролевому поведению в игре. Учить, так играть, чтобы игра не заканчивалась быстротечно, а находила всё новые и новые сюжеты, действия. Определив главные направления, я приступила к  реализации используя разнообразные методы и формы работы с детьми и родителями:

1.Планирование системного подхода детского сада и семьи.

1.1.Методические рекомендации: «Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников»

1.2.Раздел в годовом плане «ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН  ИГР – ЗАНЯТИЙ»; «ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ТВОРЧЕСКИМ ИГРАМ»

2.Работа с родителями по оказанию помощи в выборе правильных методов и приемов воспитания в игре.

2.1.диагностика

- анкетирования: "Игровая деятельность детей"

- консультации «Значение сюжетно-ролевых игр в жизни дошкольника»

2.2.Индивидуальная работа:

- беседы «Как привлечь ребёнка к уборке игрушек.»

- консультации "Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"; «Сюжетно-отобразительные игры детей»

- анкеты «Создание условий игровой деятельности в семье»

2.3.Формы и методы коллективной работы:

- лекции «Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду»

- доклады «Старинные русские традиции: обереговые и обрядовые куклы»

- беседы «Как приучить малыша к новой игрушке»

- конкурсы клуб «Народной игрушки»

- родительские собрания  «Об игрушке серьезно»

Организовала мини музея «Игрушки – забавы». Важная особенность мини-музеев – участие в их создании детей и родителей. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец композиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Дети рассматривают вблизи игрушку – они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться ее историей, легче усваивают материал. Организация занятий в мини-музее предполагает и различные вспомогательные средства. Загадки, стихи, пословицы, поговорки про экспонаты музея, рассказанные игровыми персонажами: домовенком Кузей, Котом в Сапогах, Бабой Ягой, помогут по-другому сформировать интерес и донести до детей материал доступно. Я убеждена в том, что ребёнок должен быть с раннего детства погружён в мир красоты и добра, окружающий мир должен быть наполнен, пропитан этим. Тогда культура естественным образом формирует сознание ребёнка, как бы «прорастает» в нём и становиться потребностью. И в школьном возрасте посещение музеев, выставок будет вызывать у него интерес, так как он вырос в атмосфере творчества.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное  внимание  играм. 

Игра  для  ребенка  -   не  просто интересное   времяпрепровождение,   но   способ   моделирования внешнего,   взрослого   мира,   способ моделирования   его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений  со  сверстниками.  Дети  с удовольствием  сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. "Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее  глаз,  развиваются  сообразительность,  находчивость, инициатива.  В игре  вырабатываются у ребят  организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.",- писала Н.К. Крупская.  В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому.  В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. Всё свободное время играли в сюжетно – ролевые игры в группе утром и вечером. Игры разбивала на несколько последующих сценариев, которые проигрывались детьми совместно со мной. На последующих этапах дети играли самостоятельно друг с другом, а я наблюдала, если требовалась моя поддержка, я быстро реагировала на ситуацию и переключалась на развёртывания следующего сюжета, чтобы игра не прекращалась досрочно. Когда игра детям уже была хорошо знакома, и интерес к ней быстро пропадал, я за несколько дней до игры убирала все старые атрибуты. Заранее подготовленные новые атрибуты не выставляла сразу, рассматривала их с детьми, оговаривала действия с ними. Предварительно была составлена картотека сюжетно – ролевых игр и дополнительного материала, способствующего обогащению опыта детей об окружающем мире. Имеется мини – библиотека в группе, которая включает литературу художественно – познавательного характера и этического направления, а также различные сказки. Многие книги из мини - библиотеке были прочитаны мною детям. Пользовалась услугами городской библиотеке, интернетом в поиске необходимого рассказа, затем проводила беседы по прочитанному материалу. Составила картотеку физкультминуток согласно тематическому планированию. Физкультминутки и релаксационные упражнения, предотвращают переутомление, способствуют расслаблению организма, развитию воображения. Релаксация проходила под спокойную музыку, журчание воды, пение птиц. После обучения детей играм провела в апреле 2011 года мониторинг с детьми. Мониторинг длился 2 месяца. Учитывала индивидуальные и возрастные особенности детей. По предварительным диагностическим результатам можно проследить повышение игрового уровня дошкольников. Эти игры выбраны мною, так как они чаще проигрывались детьми самостоятельно и совместно со мной.  Результат мониторинга составил следующий процентный коэффициент: В – 33,3% ; С – 20,8%  и Н – 45,8%. Наблюдения за игровой деятельностью детей и анализ результатов мониторинга показали динамику роста самостоятельных творческих игр дошкольников. Анализируя проделанную работу я сделала выводы: тема выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, дети активно играли с машинами, со строительным материалом, дидактическими играми: «Угостим куклу чаем», « Накормим обедом», «Дом для машины», «Приехал Мишка на машине», «Покатаем кукол», «Строим мебель для игрушек», «Домики для игрушек» и т.д., рассматривали иллюстрации, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую); отметилась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игрушек, дети проявили интерес и желание играть с игрушками; возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог. Дети с удовольствием строят из модулей автотранспорт, города, корабли и самолёты – всё, на что хватает фантазии. Дети по–разному используют каждую деталь (куб превращается в сидение автомобиля, табурет, а то и просто в торт). Совместно с детьми и музыкальным руководителем проводили игры – драматизации и музыкальные игры «Репка», «Колобок», «Заюшкина из-бушка», «Теремок», которые способствовали обучению детей воспроизводить определённый сюжет в соответствии с заданным образцом – сценарием игры. Такие игры результативные, они создают условия для осознания ребёнком своих возможностей и умений, обеспечивая формирование адекватной самооценки и выработку у себя определённых качеств. Проводились народные игры, которые бесценны в развитии ребёнка, т. к. в этих играх удовлетворялась потребность детей в приятном физическом контакте с педагогом, например: «Еду, еду», «По кочкам, по кочкам». Такие игры я организую в период поступления и адаптации ребёнка к детскому саду и до самого выпуска. Тем самым в процессе таких игр я обеспечивала представлениями детей о последовательности трудовых операций и целостной структуре определённой трудовой деятельности, обогащала опыт знаниями, развивала физические способности. Дети познавали окружающий мир по средствам игровой деятельности и получали удовольствие и заряд энергии на целый день. Дошкольники были активными участниками, положительно взаимодействовали и контактировали друг с другом и со мной. Они делились своими интересами и просьбами о повторе той или иной игры, эмоционально воспринимали предложение поиграть, с радостью. Дети стали придумывать новые интересные игры. Традиционные сюжеты, развёртываемые детьми ранее стали разнообразнее и сложнее, в них появились новые сюжетные линии, стали приобретать многотемный характер. Дети стали переплетать, комбинировать события и роли, относящиеся к разным сюжетам. Например, в магазине у клиентки сильно разболелся живот и ей необходима медицинская помощь, необходимо вызвать такси и отвезти её в больницу, сообщить родственникам, забрать детей из детского сада и т. д. Участились моменты чисто речевого взаимодействия, когда дети проговаривали очередное событие, а не обыгрывали его, намечая дальнейшее направление сюжета. В игре мелькала инициатива одного ребёнка-лидера, но дети вынуждали его прислушиваться к партнёрам по игре и соединять их замыслы с его замыслом. Значит, моя практическая деятельность приносит плоды в обучении детей умению принимать роль на себя и ролевому поведению. Работа по формированию игровых умений детей  продолжается.

Использование здоровьесберегающих технологий.

Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости. Так гласит народная мудрость. К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Статистика бьют тревогу. Многие причины – от нас не зависящие и изменить что-либо не в наших силах. Но есть одна, на наш взгляд, очень важная – это формирование у детей дошкольного возраста потребности в сохранение и укреплении своего здоровья. Только физически развитые и практически здоровые дети достигают успехов и вершин познания мира. Состояние здоровья детей вызывает серьезную озабоченность в государстве и обществе, что подтверждено Приказом МИНОБРНАУКИ “Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников” . На современном этапе развития системы дошкольного образования физкультурно-оздоровительное направление становится все более значимым, как и процесс внедрения в образовательное пространство детского сада  здоровьесберегающих технологий. ДОУ – первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования. Все направления работы по сохранению и укреплению здоровья детей интегрируются в здоровьесберегающие технологии и реализуются в процессе игры, как ведущего вида деятельности дошкольников. Цель: формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни и обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе сознания. Задачи: формировать навыки здорового образа жизни; воспитывать бережное отношение к своему здоровью; дать представление о значении для здоровья человека витаминов и физической культуры. В 2010- 2011 году мною был проведен  мониторинг с детьми уровня физического развития, который составил 65%. Учитывала индивидуальные и возрастные особенности детей. По предварительным диагностическим результатам можно проследить дети  имеют средние показатели физической подготовленности, характеризующиеся неравномерность развития основных видов движений, физических и волевых качеств, разноплановость двигательного поведения.

Так, наряду с высокими показателями силы, быстроты, выносливости, эти дети имеют низкие показатели ловкости и допускают много ошибок в технике сложных видов движений (прыжки, лазанье и т.н.). Часть детей  даже при постоянном побуждении  упражнение выполняют некачественно, уклоняются от заданий, требующих длительного волевого напряжения, однако есть и такие, которые проявляют педантичную исполнительность в выполнении рекомендаций педагога, но при неудачах или допускаемых ошибках снижают активность действий и не обращают внимания на то, качественно или нет они выполняют задание. Методика развития физических качеств дошкольников должна включать: проведение социально-организованной, непрерывной и целенаправленной работы дошкольного учреждения и семьи; логичное и последовательное использование всех основных зарекомендовавших себя в практике путей формирования и развития физических качеств дошкольников. К ним относятся режим дня, физические упражнения, закаливание, рациональное питание, соблюдение личной гигиены. Данная методика включает упражнения для развития физических качеств детей. Для улучшения физических показателей здоровья и развития физической выносливости у детей дошкольного возраста была разработана серия сюжетно-игровых занятий по физической культуре: «Кладоискатели», «Путешествие на сказочную планету» и т.д. Сюжетно-игровое занятие - одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений. Разработанные комплексы сюжетно-игровых занятий направлены на поэтапное акцентированное развитие двигательных качеств, чему отводится от 50 до 70% времени занятий. Каждый комплекс сюжетно-игровых занятий используется в среднем на протяжении 2-2,5 недель, т. к. применение коротких тренирующих программ, направленных на развитие отдельных двигательных качеств, в процессе физического воспитания дошкольников достаточно эффективно и вызывает достоверное улучшение показателей, характеризующих уровень развития двигательных качеств.   Мною были разработаны  и проведены диагностика на выявление знаний о здоровье и здоровом образе жизни. Составлен план совместной работы с детьми, педагогами и родителями. Подобрала материал и оборудование для занятий, бесед, игр с детьми. Читала художественную литературу:  К. Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе»,  Ю. Тувим «Овощи», Загадки об овощах и фруктах, А. Барто «Девочка чумазая»,  А. Барто «Я расту». Заучивали пословицы, поговорки, потешки. Играли в сюжетно – ролевые игры:  в больницу, в поварят, в магазин. Дидактические игры: умею — не умею, правила гигиены, эстафета, полезная и вредная еда.  Широко использовала игрушки, демонстрационный и раздаточный материала; использовала в работе мультимедийные презентации. 

Контрольные тесты уровня физического развития показали следующие результаты 75%. Большинство детей, имеют высокие показатели физической подготовленности, отличаются быстротой и уверенностью действий, в случае неудачи не отступают от цели, а прилагают максимум, усилий для достижения намеченного результата, умеют самостоятельно принимать решения, находить целесообразный способ действий, сдерживать свои чувства и желания. Им свойственно отсутствие сомнения и страха при выполнении упражнений, высокое чувство активности и самостоятельности, умение слушать воспитателя, выполнять его указания и поручения. Использую в образовательном процессе здоровьесберегающие технологии в непосредственной образовательной деятельности: физкультурные минутки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз; в образовательной деятельности: пальчиковая гимнастика, музыкотерапия, бодрящая, корригирующая, художественная гимнастика, самомассаж. Все перечисленные технологии формирует у детей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

Позитивные результаты деятельности по взаимодействию с семьей.

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Семья как первый институт социализации оказывает решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности,  в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции. Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Совместно с родителями, педагогами и детьми вела подготовку к праздникам, работала спортивно – игровая мастерская по изготовлению декораций, атрибутов, подарков и призов. Систематически пополняла новым материалом информационные папки – передвижки, давала родителям рекомендации в устном и письменном виде, предоставляла родителям фотоотчёты различных мероприятий с детьми, распространяла памятки о значении игры в жизни ребёнка, а также о роли игрушки, о её правильном выборе, о здоровом образе жизни и отдыхе. Изготовила печатные консультации по темам: «Здоровье и питание»;  «Чтобы зубки не болели», «Будь здоров»; «ОРЗ(ОРВИ)» Предлагала родителям, уделять своему ребёнку временя на игру, и играть в доступные сюжетно – ролевые игры с примерным сценарием, подвижные игры, а также игры на развитие внимания, памяти, мышления, моторики рук и словесные. Показывала и обучала играм родителей в день открытых дверей и на собраниях, проводила совместные игры с родителями и детьми. После таких встреч у взрослых и детей появилось много общих интересов, и поступали различные предложения от родителей. Родители принимали активное участие в реализации проекта.

Мною для родителей были подготовлены консультации на темы: "Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"; «Сюжетно-отобразительные игры детей»; «Традиционная тряпичная кукла – часть народной культуры» и т.д. Проведено анкетирование "Игровая деятельность детей" в анкетном опросе приняли участие 25 родителей. В результате анализа анкетных данных выяснилось, что 100 % родителей считают детскую игру "жизненно необходимым условием для развития и взросления ребенка". С большим удовольствием приняли участие в семинаре - практикуме  «Об игрушке серьезно».  Активно использовала такие формы взаимодействия с родителями, как родительские собрания, педагогические беседы, консультации специалистов, "семейный клуб", открытые занятия, "дни открытых дверей". Из перечисленных форм особо можно отметить работу семейного клуба как наиболее эффективную, помогающую наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе совместной деятельности. Первая педагогическая гостиная на тему "Развивающие игры для детей, их родителей и воспитателей",  дала неожиданные результаты. Родители раскрылись, активно участвовали в обсуждении проблемы, задавали вопросы, иногда сами на них отвечали. Особенность данного проекта заключалась в том, что дети, педагоги и родители имели возможность самостоятельно поиграть. На конкретных примерах родители убедились, что игры способствуют развитию и формированию памяти, восприятия, внимания, воображения, логического мышления, побуждают ребенка к творчеству. Педагогические гостиные проводились в три этапа: для родителей, имеющих детей раннего возраста, для родителей, у которых дети младшего и старшего дошкольного возраста. Темами последующих гостиных были: "Роль игрушки в подготовке детей к обучению в школе", "Играем с малышами" и др.

Использование современных образовательных технологий, позитивно влияющих на качество дошкольного образования.

На протяжении всей педагогической деятельности  стараюсь идти в ногу со временем, изучаю и применяю в системе традиционные и инновационные педагогические технологии:  

  • Технология развивающего обучения (Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов), направленная на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения.
  • Технология развивающей среды (В.Ф.Петровский),
  • Технология ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер, А. М. Страунинг), направленная на развитие творческих способностей.
  • Информационно-коммуникативные технологии.
  • Здоровье сберегающая технология (Н.Н.Ефименко) с целью укрепления здоровья детей. Ежедневно провожу гимнастику после сна, дыхательную гимнастику.

При взаимодействии с детьми использую личностно – ориентированный подход (И.С. Якиманская). Считаю, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. В группе всегда разные дети, с разным уровнем развития. При применении технологии дифференцированного подхода делю воспитанников  на условные группы с учетом типологических особенностей. При формировании групп мною учитываются личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала, к личности воспитателя, особенности развития психических процессов. Применяю дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий. В образовательном процессе использую метод проблемного обучения,  который направлен на развитие самостоятельности воспитанника, Основная идея метода - построение учебной деятельности через решение познавательных учебных задач или заданий, имеющих незаполненные места, недостаточные условия для получения ответа. Проблемное обучение организовываю на основе проблемных вопросов, задач, заданий и ситуаций. В своей педагогической практике использую метод проектов, реализуя краткосрочные творческие проекты по единой тематике, обращая при этом внимание на всестороннее развитие личности воспитанника и преследуя следующие цели: выявление талантливых детей, активизация воспитательного процесса, формирование у воспитанников интереса к исследовательскому поиску. Использую игровые технологии в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения, которые положительно влияют на качество образовательного процесса. Дети свободно владеют   подвижными, словесно- речевыми, театрализованным играми.  У большинства  детей  приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности: доброта, любовь, трудолюбие, совесть. Технологию игровых методов обучения (викторины, детский диспут и т.д.).  Хорошо владею ИКТ, активно использую в образовательном процессе следующие электронные материалы: • Детские электронные презентации и клипы  • Также использую самостоятельно созданные средствами программы PowerPoint презентации • Имею личную страничку на сайте ДОУ.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ИГРУШКИ И ИГРОВЫХ СРЕДСТВ В ЦЕНТРЕ ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В сообщении дается описание игр и игровых приемов, которые можно использовать в организации работы с детьми в Центре игровой поддержки. Раскрывается значение Центра игровой поддержки и Лекотеки для со...

конспект игрового занятия "Игрушки в гостях у ребят"

Конспект игрового занятия для детей второй группы  раннего возраста...

«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с использованием ИКТ и игровых технологий

Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст...

Игровые ситуации для социально – эмоционального развития дошкольников Игровые ситуации иллюстрирующего типа «Инсценировка с игрушками – готовое решение» Подготовила воспитатель Стрельникова В.В.

Игровые ситуации для социально – эмоционального развития дошкольниковИгровые ситуации иллюстрирующего типа«Инсценировка с игрушками – готовое решение»Подготовила воспитатель Ст...

Игровое упражнение "Игрушки для ёлочки"

Совершенствовать умение различать геометрические фигуры, учить и понимать слова вверху - внизу, слева - справа....