Краткосрочный проект детско - родительских отношений в ДОУ "Имею право на права"
проект (средняя группа) на тему

Бегоулова Светлана Викторовна

   Данный проект  содержит практический материал по реализации проекта детско - родительских отношений   в ДОУ. Проект охватывает работу с детьми, педагогами и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dou_no_68_-_korotkiy.docx34.72 КБ

Предварительный просмотр:

Проект « Имею право на права»

Цель проекта:

 Формирование правовой культуры несовершеннолетних детей в рамках социокультурных отношений « ребенок-родитель-педагог».    

Задачи проекта:                                                               

  1.  Познакомить  детей  с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах  ребенка, научить применять их в жизни.
  2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
  3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
  4. Способствовать осознанию ответственности за свои права.                                                                              
  5. Формировать положительное отношение к правам других.  
  6. Воспитывать уважение к другим людям.
  7. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.    
  8. Познакомить педагогов и родителей с нормативными документами, закрепляющие права детей.
  9.  Формирование гуманного отношения к ребёнку.
  10. Формирование правовой культуры в рамках детско- родительских отношений.
  11. Обеспечение защиты прав ребёнка.

                                                                                                                                                   

Актуальность проекта: 

Дети – самое  дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания. Понимая это, педагоги и родители  стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, спасти поколение, которое должно нас сменить?  Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие в России в настоящее время, не могут оставить без изменения систему дошкольного воспитания и обучения. И вопрос об обязательном обеспечении интересов и прав детей, создание необходимых условий для развития, защиты и обеспечения активного участия подрастающего поколения должен стоять  на первом  месте. 

 В современных социально-экономических условиях,  родители вынуждены большую часть времени отдавать работе, чтобы обеспечить свою жизнедеятельность. Следовательно, у родителей остается меньше времени для занятий с ребенком, организации его досуга. Кризисная ситуация в семье ведет к нарушению детско – родительских отношений.

           Как показывают  современные исследования,  у многих родителей появилась потребность в «хорошем ребенке». Авторитарность родителей приводит к тому, что ребенок начинает подчиняться настроениям взрослых в семье, отрицая свои настроения и переживания. А  это, ведет к нарушению мироощущения ребенка и возникновению проблем личностного роста. Ребенок не понимает, любим  ли он, положительно ли к нему относятся близкие и, как следствие этого, возникает нарушение половой идентификации,  дефицит чувства собственного достоинства, безынициативность, чувство вины.  Все эти сложности в детско-родительских отношениях говорят о необходимости целенаправленной, систематической и специально организованной работы с семьей в дошкольном образовательном учреждении по вопросам правового воспитания ребенка

 С самого раннего детства каждый ребёнок – личность с индивидуальными чертами характера, способностями. Человеческое достоинство – это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. В свою очередь  - знание прав – это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только знание своих прав даёт ребёнку возможность самореализоваться,  раскрыться как личности. Ребёнок должен сознавать свои права и уметь ими пользоваться, следовательно,  задача педагогов – объяснить детям юридические нормы, используя художественную литературу, игры, песни, рисунки, доступные пониманию дошкольников. Нужно помочь детям увидеть ценность прав, показать их социальную роль, научить дошкольников правовыми, мирными способами разрешать споры и конфликты. Не одно поколение специалистов ставило перед собой вопрос, с какого возраста надо начинать знакомить ребенка с правами человека? По рекомендации ЮНЕСКО, эту работу предлагается начинать еще в дошкольном возрасте.

 

 Предполагаемый результат:

Со стороны взрослых:

  • признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим, способной на собственный выбор и с пониманием воспринимающей мнения и предпочтения окружающих.

Со стороны детей:

  • сформировать своё собственное мнение, не бояться его высказывать;
  • научиться слушать и слышать другого человека, уважать его мнение;
  • научиться разрешать конфликты в повседневной жизни правовыми способами.

Организация работы  с педагогами

Направление и его задачи

Формы, мероприятия, тематика

      Ответственные

 1.Когнитивный блок

  • создание условий для воспитания будущего гражданина правового государства.

  1. Семинар –практикум «Правовое воспитание дошкольников»
  • Знакомство с нормативной базой по защите прав ребенка на  международном, федеральном и региональных уровнях.
  • Викторина «Азбука права для педагогов».
  • Работа воспитателя с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми.

Заведующая ДОУ,

Ст.воспитатель

2.Мотивационный блок.

  • Выявить  профессиональную позицию педагога как воспитателя.
  • Выявить правовую компетентность педагогов.
  1. Анкета «Что мы знаем о правах ребёнка»
  2. Опросник «Самооценка профессиональных навыков и умений, необходимых для эффективного общения с родителями».

Педагоги всех возрастных групп, узкие специалисты, ст.воспитатель, заведующая ДОУ

3.Практический блок

  • Представление педагогического опыта в ракурсе проблемы детско- родительских отношений
  1. Тренинг «Общение между нами и детьми».
  2. Копилка педагогического опыта  «Имею право на права»

Педагог – психолог.

Воспитатели всех возрастных групп.

Организация работы с родителями

Направления и его задачи

Формы, мероприятия, тематика

Ответственные

1.Когнитивный блок.

  • Формирование гуманного отношения к ребёнку;
  • Формирование правовой культуры
  • Обеспечение защиты прав ребёнка

  1. Родительское собрание «Имею право на права».
  • Консультация для родителей «Понимаем ли мы друг друга?».
  • Знакомство с нормативными документами по правам ребенка.
  • Памятки для родителей  «Как нельзя наказывать детей дошкольного возраста» и «Как нужно поощрять детей дошкольного возраста».

Заведующая ДОУ, ст. воспитатель.

Воспитатели всех возрастных групп.

Заведующая ДОУ.

2.Мотивационный блок.     

  • Выявление правовой компетентности  родителей, особенностей семейного воспитания (слабые и сильные стороны).
  • Определить степень удовлетворенности деятельностью детского сада.
  •  Выявить родителей, нарушающих права своих детей (применение физического или психического насилия)

  1. Анкетирование родителей на тему

«Вы и Ваш ребенок».

Воспитатели всех возрастных групп.

3. Практический блок.

  • Упражнять  в  гуманном отношении к ребёнку;
  • Совершенствовать знания о правовой культуре.
  • Учиться  защищать  права ребёнка.
  • Формировать  уважительное отношение к ребенку, несмотря на его возраст.

Оформление стенда информации для родителей.

ст. воспитатель, воспитатели всех возрастных групп, педагог-психолог, социальный педагог.

Организация работы с детьми

Направления и его задачи

Формы, мероприятия, тематика

Ответственные

1.Когнитивный блок.

  • формировать представление о Конвенции ООН о правах ребенка, как о документе защищающем их.   Основы правового сознания детей
  • Формирование у ребёнка положительного самоощущения;
  • Развития у ребёнка положительного отношения к окружающим людям, толерантности.
  • Развитие у детей коммуникативной компетентности и формирование социальных навыков;  
  • Формирование правового сознания детей, что каждый ребенок имеет право на :
  • Жизнь и здоровое развитие;
  • Имя;
  • Родственные связи;
  • Мед обслуживание;
  • Жилье;
  • Образование;
  • Национальную культуру;
  • Гражданство.

  1. Познавательная игра  "Путешествие в Простоквашино" (на основе "Конвенции ООН о правах ребенка" и "Декларации прав человека")
  2. В гостях у сказки "Сказка, к нам приходи, о правах нам расскажи".
  3. Игра- беседа  «Ознакомление с социальными сферами близлежащего окружения» 

Подгот.гр.№8

Старш.гр.№6,№10

Воспитатели старших и подготовит.групп

2.Мотивационный блок. Выявить проблемы в отношениях детей и родителей.

Тест – рисунок « Моя семья»

Педагог – психолог

3. Практический блок.

  • дать основу  приобретения опыта социальных отношений в сотрудничестве с окружающими людьми.
  • формировать чувство принадлежности к определенной культуре, уважения к культурам других народов и сопричастности к событиям, происходящим в мире, стране, городе (поселке)
  1. Дидактические игры : «Я имею право», «Я не должен», «Угадай кто это», «Поводырь», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся».
  2.  Художественно-творческая деятельность на тему «Моя семья».

Воспитатели  средних и  старших  групп.

Должность

Функции

Содержание деятельности

Заведующая ДОУ

Информационная: разъяснение всем родителям и педагогам юридического аспекта проблем нарушения прав маленького ребёнка.

Контролирующая.

Знакомит всех родителей и педагогов с Конвенцией о правах ребёнка.

Старший воспитатель

Координирующая.

Диагностическая.

Получает запрос от педагогов, даёт соответствующие рекомендации, поручения, контролирует качество выполнения.

Держит в зоне внимания детско-родительские отношения в «группе риска»,установки и ценностные ориентации родителей, родительские ожидания, проблемы родительской некомпетентности, осуществляет посильную их коррекцию.

Диагностирует проблемы семьи по социальным  факторам. При необходимости содействует оказанию помощи в решении социальных проблем семьи.

Медицинская сестра

Фиксирующая. Осуществляет мониторинг здоровья ребёнка.

Передаёт сигналы неблагополучия в развитии ребёнка.

Педагогический коллектив

Формирующая. Формирование понимания родительства как необходимого условия развития ребёнка.

Организует работу, направленную на повышение родительской компетентности, содействуют развитию гармоничных детско-родительских отношений. Осуществляет психолого-педагогический мониторинг развития воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочная проектная детско-родительская деятельность по развитию физической активности у младших дошкольников ФизкультПривет!

Цель проекта: развивать физическую активность у детей и активно просвещать и привлекать родителей к проблеме развития физической активности у младших дошкольников...

Краткосрочный проект"Детское экспериментирование-путь к познанию мира"

Кратко срочный проект подготовительная к школе группа...

Совместный проект детского сада и школы "Надо знать свои права"

Цель проекта: Формированиеу детей знаний и представлений о правах человека....

Краткосрочный проект :" Детское эксперементирование- путь к познанию мира"

В наши дни , когда мир находится на грани экологической катострофы, экологическое воспитание, как никогда, являетя одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете. нуж...

Проект по правилам дорожного движения в средней группе: "Правила дорожные - правила надежные!"

Цель проекта - формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах.Задачи проекта:Образовательные:- познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы, ...

Краткосрочный проект " Детский сад- второй дом для малышей"

Одна из первых ступеней воспитания «Маленького патриота» это развитие у малышей   представлений о положительных  сторонах Детского сада,  его общности с домом (тепло, уют, л...

Краткосрочный проект по ПДД во второй младшей группе №4 «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.  Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в ...