Педагогическая копилка
материал (подготовительная группа) по теме

Мариша Тарасенко

Консультации для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult.dokument_microsoft_office_word.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Индивидуальный подход в процессе коллективной игры».

        Радость игры – это радость творчества. Уже в первых своих играх ребенок испытывает удовлетворение от выполнения задуманного. Многие игры доставляют детям радость от удовлетворения от потребности в движении, в подражании. Поэтому необходимо так организовать игру, чтобы она была радостной во всех отношениях.

        Анализ детских игр показывает, что богатство эмоций, их зависят от постановки воспитательной работы в целом. Воспитатель старается заинтересовать детей тем, что показывает или рассказывает, он направляет их внимание на нравственную сторону фактов и событий жизни, влияет на их чувства.

Поведение детей в игре, их мысли и чувства во многом определяются сюжетом игры, выполняемой ролью. Именно изображение в игре коллективного труда, отношения людей друг к другу, прежде всего, лежит в основе воспитания коллективизма и дружбы. Уже в играх средней группы наблюдается более или менее сознательное изображение моральных качеств действующих лиц.

        Отношения между детьми определяются не только содержанием игры. Нередко во время игры можно наблюдать конфликт, возникший из-за эгоистических чувств кого-либо из детей. Например, содержание игры бодрое, радостное, всем весело, а один из участников испытывает обиду, огорчение от того, что ему не досталась желаемая роль. Такой конфликт может привести к ссоре, слезам, иногда разрушить игру. Еще хуже конфликт скрытый, когда ребенок не борется за свои права, а молча, переживает обиду, покорно уступает другим. Кроме того, даже при сильном увлечении игрой дети не утрачивают сознания реальной жизни. Маленькому ребенку трудно договариваться с товарищами, отказываться от выполнения своего желания ради интересов других и особенно согласовывать свои замыслы. Вполне естественно, что по ходу игры у каждого возникают новые мысли, но они могут увести от ранее намеченного и это мешает другим детям, разрушает созданные ими образы. Опыт показывает, что путем длительной работы можно достичь заметных результатов в создании настоящего игрового коллектива, в котором все обладают равными правами на активную роль, на выдумку, умеют договариваться, самостоятельно решать спорные вопросы.

        Воспитатель должен приучать детей делиться друг с другом своей выдумкой, вводить в игру новое только с общего согласия. Важно, чтобы ребенок подчинялся коллективу добровольно, уважал мнение товарищей. Помогая детям объединиться в игре, следует остерегаться формального отношения к этому объединению. Если воспитатель, не понимая намерений детей, равнодушно предлагает «Играйте вместе», а им этого не хочется, у детей возникает отрицательное отношение к совместной игре.

        Не всегда следует привлекать к игре всю группу. Когда в игре участвует

4 – 5 человек, для всех находится активная роль. В этих играх часто создается прочная дружба, основанная на общих интересах участников. Объединять в играх всю группу целесообразно лишь тогда, когда это требует содержание игры, когда оно увлекает всех.

        Игра очень важна для воспитания у дошкольников волевых черт характера, умение ставить перед собой цель, находить средства для ее осуществления, преодолевать трудности. Не все дети одного и того же возраста умеют ставить цель в игре, быть настойчивыми при ее выполнении. Некоторые с младшего возраста отличаются большим упорством в достижении задуманного, другие не могут сосредоточиться, довести дело до конца. Отчасти эти различия могут быть объяснены врожденными особенностями психики ребенка, но главная причина их кроется в воспитании. В большинстве случаев удается воспитать у ребенка сосредоточенность, настойчивость в достижении цели, но для этого взрослым приходится проводить длительную работу. Ребенок играет до тех пор, пока у него есть интерес к игре, никакого принуждения в игре быть не может, но в то же время игра рождает у ребенка чувство ответственности за выполнение порученной ему роли. Этим и должен воспользоваться воспитатель для развития у ребенка целенаправленности, настойчивости. Нужно стараться поддерживать интерес ребенка к игре, поощрять его усилия, направленные на воплощение замысла помогать ему. Иногда это достигается участием взрослого в игре, иногда подбором игрушек или предложением интересной роли. Научить ставить цель и выполнять ее больше всего помогают игры со строительным материалом, а также игры связанные с трудом – самостоятельным изготовлением игрушек. Для детей с неустойчивым вниманием, неусидчивых полезны индивидуальные игры со строительным материалом. Именно индивидуальная строительная игра может так увлечь ребенка, что он доведет ее до конца; играя один, он сможет спокойно, самостоятельно выполнить задуманное. Однако некоторым детям легче реализовывать намеченную цель в коллективной игре. На них действует пример товарищей, им веселее играть и трудиться вместе. Это объясняется индивидуальными особенностями их психики.

        Во многих случаях у ребенка, как и у взрослого, хорошее и дурное тесно переплетаются. Нередко встречаются дети развитые, с богатым воображением, хорошие организаторы, но эгоистичные, чрезмерно самолюбивые. Они непременно берут на себя главную роль в игре, а другие дети им охотно подчиняются, потому что с ними интересно играть. Перед воспитателем встает трудная задача – поддерживать ребенка-организатора, но не допускать ни в коем случае, чтобы он подавлял инициативу других детей. Приучая такого организатора выполнять рядовые роли не следует тем не менее совсем отстранять его от ведущих ролей, чтобы не заглушить организаторские умения ребенка, не снизить его авторитет среди сверстников, не убить у него веру в себя. Дело не в том, чтобы лишить право ребенка на главную роль, а в том, чтобы воспитать у  него уважение к товарищам, чувство ответственности перед коллективом, отучить от излишней самоуверенности. Часто в этой работе воспитатели влияют на ребенка через детский коллектив.

        Именно коллектив поможет воспитать у того или иного ребенка сдержанность, внимание к товарищу. Дети отказываются принимать в игру сверстника, если он дерется, требует, чтобы все исполняли его желания. Но если воспитатель видит, что он уже проучен, то предлагает детям попробовать поиграть с наказанным. Конечно, сразу ребенок измениться на может. Неизбежны срывы, конфликты, в разрешении которых требуется внимательное, чуткое, справедливое отношение педагога. Доверие, которое ребенку оказывают, побуждает его сдерживаться, стараться лучше вести себя.

        Но один и тот же ребенок проявляет различные черты характера в зависимости от содержания игры, от состава играющих, одну и ту же роль каждый ребенок создает по-своему, вкладывая в нее свой маленький жизненный опыт, свои чувства и привычки. Почти все девочки бывают мамами, все любят своих деток-кукол и заботятся о них, но в поведении каждой мамы можно видеть индивидуальные особенности. Капитан, летчик, водитель транспорта – любимые герои детских игр, но не бывает двух одинаковых капитанов и летчиков, даже если ребята подражают одному и тому же человеку. И у лучших воспитателей не все дети достигают одинакового уровня развития активности, настойчивости в достижении цели, товарищеских чувств. Очевидно, для того чтобы полностью использовать воспитательное значение игры, необходимо понять особенности, интересы каждого ребенка.

        Основные задачи педагога по отношению ко всем детям в связи с воспитанием их в игре заключаются в следующем: развивать и направлять игровую активность, целеустремленность ребенка, влиять на содержание его игр, на выбор роли; помочь каждому войти в коллектив, установить хорошие отношения с товарищами; следить за поведением и чувствами ребенка в игре, вызывать положительные эмоции и переживания. Эти задачи индивидуализируются в связи с особенностями детей. Нередко можно наблюдать, что ребенок, спокойный и вежливый в игре, потому что этого требует роль, в жизни ведет себя иначе. Иногда отважный капитан, который в игре смело борется с морской стихией, дрожит и плачет при настоящей грозе. Очевидно, что одной игры недостаточно для воспитания смелости, организованности и других моральных качеств. Требуется полное единство воспитательной работы в игре и других видах деятельности на занятиях, в повседневной жизни. В тигре применяются и получают развитие моральные привычки, нормы поведения, воспитанные в жизни. Навыки коллективной игры переносятся в другую деятельность; например, в коллективном труде дети самостоятельно договариваются о распределении обязанностей, делятся на группки, как они привыкли делать в игре.

        Попробуем условно разделить детей на две подгруппы. К первой отнесем детей, активных в выборе игры, в развитии ее сюжета, общительных, способных добиваться желаемого, ко второй – не уверенных в себе, застенчивых, замкнутых, кажущихся из-за этого малоактивными.

        Работая с детьми первой подгруппы, педагог должен направлять их активность на подражание хорошему, на выполнение творческих замыслов, преодоление трудностей, приучать их считаться с товарищами, выполнять и главные, и рядовые роли, воспитывать скромность. У детей, не уверенных в себе, застенчивых, нужно «разбудить» активность, внушить им веру в свои силы и возможности, желание не отставать от товарищей. Для этого прежде всего надо, чтобы они прониклись доверием к воспитателю, надо сблизить их с другими детьми.

        Намечая приемы индивидуального подхода, следует исходить из известного положения педагогики, что на личность ребенка воспитатель может влиять только при условии хорошо организованного детского коллектива. «…Если коллектива и коллективного воспитания не будет, то при индивидуальном подходе возникает риск воспитать индивидов, и только». Работа с коллективом детей и с остальными детьми – две стороны единого педагогического процесса.

        Дети активные, живые, смелые сразу проявляют свою индивидуальность: выбирают игру по своему желанию, ищут любимую игрушку, требуют привлекательную роль, не стесняются в выражении своих чувств. Такие дети иногда нарушают правила поведения, обижают товарищей, но они обычно поддаются воздействию воспитателя. Опираясь на присущие им хорошие черты, здоровые интересы, он влияет на их сознание и чувства. У всех детей этой подгруппы удается, пробудить интерес к играм, отражающим труд взрослых, благородные поступки и чувства.

        Труднее всего таким детям установить правильные взаимоотношения с товарищами: этому мешает стремление быть главным, командовать, подчинять себе других.

        Под влиянием воспитателя игровая активность ребенка становится все более целенаправленной, у него развивается умение договариваться, согласовывать свои действия с действиями товарищей. В то же конфликты нередко делаются более острыми. С ростом самосознания, самооценки у каждого ребенка в той или иной форме начинает проявляться самолюбие. В играх оно выражается в борьбе за инициативу, за первенство, за лучшую роль, за правоту своего мнения. Как же влияет самолюбие на моральные проявления ребенка, не мешает ли оно воспитанию дружеских чувств, скромности? Опыт показывает, что необходимо вовремя направить самолюбие на лучшее достижение цели, преодоление трудностей, хорошие поступки. Даже в младшей группе можно воздействовать на сознание ребенка.

        Чаще всего самолюбие детей в игре проявляется в стремлении быть главным, лучшим. В этих случаях следует вести работу в двух направлениях показывать ребенку на фактах, что другие не хуже его умеют придумать игру, сделать постройку, и в то же время постараться воспитать у него доброжелательное отношение к товарищам, чувство справедливости.

        При выборе роли наблюдается и здоровое самолюбие, и ложное. Здоровое самолюбие проявляется в желании исполнять роль хорошего человека, которого любят и уважают.

        Но иногда выбор роли определяется не этическими мотивами, а тщеславием, ложным самолюбием. Например, отказ от роли маляра мотивируется тем, что у него грязная одежда. В результате у ложного самолюбия у некоторых детей проявляется зависть к успеху товарищей, которые лучше строят, лучше выполняют какую-нибудь роль. Бывают случаи излишней самоуверенности, пренебрежительного отношения ребенка к товарищам. Требуется длительная работа с ним и его родителями, чтобы отучить его от этих недостатков, воспитать скромность. В беседах с ребенком воспитатель должен приводить примеры скромности, товарищеского отношения к людям из жизни и художественной литературы, воздействовать на его сознание, поощрять его хорошие поступки, порицать нескромность. Обычно педагогу с помощью родителей удается добиться того, что отрицательные черты характера становятся реже. Однако практика показывает, что моральные качества детей не стойки. Новые впечатления, новые влияния могут опять вызвать отрицательные проявления, которых у ребенка практически уже не было. Так бывает с детьми, склонными к самомнению, хвастовству. Нужно непременно выяснять причины таких проявлений.

        Детей второй подгруппы труднее понять, чем бойких и смелых. Иногда они кажутся не такими, какие есть на самом деле. Заторможенность, неуверенность в себе мешают им проявлять свои знания и умения, сковывают воображение. Такой ребенок не решается принять участие в коллективной игре, хотя ему очень хочется играть, он безропотно уступает игрушку, молча, но горько переживая обиду. Труднее всего понять ребенка, у которого застенчивость маскируется шалостями, заторможенность прорывается порой в излишнее возбуждение. В работе с детьми второй подгруппы следует исходить из предложения, что дети эти не пассивные. Практика показывает, что здоровый, нормальный ребенок всегда активен. В результате целенаправленной работы воспитателей через некоторое время все дети становятся активными участниками игр. Прежде всего надо выяснить причины недостаточной активности, застенчивости ребенка.

        Ошибки семьи – это чрезмерное баловство, изнеженность ребенка, излишняя опека взрослых. Ошибки детского сада – неправильное толкование особенностей ребенка (застенчивость принимается за отсталость), подчеркивание недостатков, что усугубляет его неуверенность в себе.

        Работу с такими детьми надо начинать с того, что необходимо помочь им войти в детский коллектив, установить с ними контакт. Воспитатели должны стараться никак не выделять этих детей из коллектива, оказывать им доверие, наблюдать за ними по возможности незаметно. Нужно использовать все случаи, чтобы у других детей сложилось к ним хорошее отношение, обращать внимание на то, что кто-то из этих ребят хорошо рисует, а кто-то быстро бегает. Всякое их достижение следует отмечать, а самих их поощрять.

        Вначале может показаться, что у неуверенных, робких детей мало развито самолюбие. Но это мнение, как мы уже говорили ошибочно. Наоборот, застенчивость часто происходит от болезненного самолюбия, отсюда излишняя обидчивость и агрессивность. По мере того как ребенок приобретает веру в свои силы, он избавляется от этих недостатков. Игра помогает воспитателям сблизиться с детьми, освободить их от излишнего напряжения, заторможенности. Каждому ребенку должна быть предоставлена возможность играть с любимой игрушкой одному, если он не решается примкнуть к товарищам. Воспитатель должен и сам поиграть с таким ребенком, учить его строить, помогать выполнить задуманное, одобрять его попытки придумать что-то новое, интересное. Нужно помочь ему найти свое место в коллективной игре, выбрать посильную роль. Было бы большой ошибкой дать такому ребенку непосильное поручение, преждевременно предложить роль организатора. К этому детей нужно подводить постепенно. Требуется длительное время, чтобы ребенок справился со своей робостью и сумел организовать игру.

        Неуверенность ребенка в себе обычно имеет реальные основания. И не следует ему внушать веру в себя, недостаточно оправданную. Если ребенок сознает, что он меньше знает, хуже, чем другие, строит, хуже бегает и прыгает, то необходимо помочь ему догнать других детей, научить хорошо делать то, что он пока не умеет, тогда у него будет законное удовлетворение, гордость, вера в свои силы. В данном случае особенно важна работа и вне игры.

 С детьми второй группы требуется более длительная и кропотливая работа, чем с детьми первой. Эти дети более впечатлительны, ранимы, в обращении с ними нужна большая осторожность.

На всех застенчивых детей хорошо влияют поощрение, похвала. Однако хвалить их можно тогда, когда они этого действительно заслужили, иначе поощрение теряет смысл. Нужно так же показывать этим детям и свое недовольство их дурным поступкам, разъяснять, почему это плохо. Не следует бояться, что самолюбивого, уверенного в себе ребенка осудит коллектив, если он не прав, но с застенчивым ребенком надо беседовать без свидетелей, спокойно, ласково.

Изучение детских игр много дает для определения задач нравственного воспитания не только в процессе самих игр, но и в других видах деятельности. Например, в игре легко  обнаруживаются нескромность, зависть, неуверенность в себе и другие недостатки детей. Игра способствует преодолению этих недостатков, но этого мало. Чтобы повлиять на сознание детей и их чувства надо вызвать у них уважение к скромности, отрицательное отношение к хвастовству и зависти. А для этого нужны разнообразные методы: чтение, рассказы, примеры из жизни.

Консультация для воспитателей

«Роль педагога при организации самостоятельной игровой деятельности детей».

        Игра – основное занятие дошкольников. Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов. Ничто не сковывает ребенка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку.

        Наблюдение за поведением ребенка во время игры очень многое может поведать взрослому об индивидуальности ребенка и предоставить возможность направить воспитательные усилия в нужное русло. Одобрение взрослого и его участие в играх является важным фактором развития. Важна роль воспитателя при организации самостоятельной игровой деятельности детей. Прежде всего, необходимо выделить время для таких игр. Помимо организации игровой среды, необходимо продумать методы, способствующие развитию игр детей. Все, что дети наблюдали с воспитателем, хорошо в дальнейшем обыграть.

        Моя деятельность при организации самостоятельной игры направлена на следующие моменты:

- руководство игровой и другими видами деятельности;

- формирование в игре определенных правил поведения;

- подержание положительного эмоционального состояния;

- стимулирование речевой активности детей.

        В качестве руководящей, я подразумеваю следующую деятельность:

- направляю детей на игру, если они сами ее не выбрали;

- усложняя игру, продлеваю ее;

- играю вместе с детьми;

- во время игры обращаю внимание на формирование положительных взаимоотношений между детьми.

Подержание положительного эмоционального состояния детей – важная задача воспитателя. Очень важны и методические приемы. Так, обучая детей 2 младшей группы новой игре с предметом, наиболее эффективен кинетический способ, т.е. я действую рукой ребенка, чтобы он запоминал путь этого действия. Наиболее распространен и приемлем детьми метод показа, сопровождаемый словом. Но уже довольно чаще ребенок выполняет простые речевые инструкции взрослого, направленные на выполнение ребенком одного действия, а затем более сложные, включающие выполнение ребенком нескольких действий. Один из наиболее эффективных методов руководство игрой ребенка – создание в игре проблемных ситуаций. Ребенок всегда ждет оценки взрослого, она ему очень важна, но нужно это сделать так, чтобы не обидеть малыша и после этого правильного действия обязательно поощрить. Самый любимый метод для детей – это участие в игре воспитателя. Но и здесь нужно вести себя корректно, не нарушая плана игры малыша и всячески поддерживая его инициативы.

        Я выделила основные показатели самостоятельной игровой деятельности детей:

- преобладающее эмоциональное состояние детей;

- уровень, длительность, разнообразие игры;

- характер и частота общений со сверстниками и воспитателем;

- речь во время игры.

        Нужно развивать интерес к различным видам игр. Воспитатель должен поддерживать бодрое и радостное настроение детей, побуждать их к активной деятельности, развивать самостоятельность в выборе игры, в осуществлении задуманного, приучать к соблюдению в процессе игры элементарных правил поведения. Необходимо -  помогать детям объединяться в группы на основе личных симпатий, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Надо помогать робким, застенчивым детям включаться в общую игру.

        Я провожу игры-занятия – это форма совместной игры воспитателя по заранее намеченному плану, в котором учитывается последовательное становление самостоятельной игры. Они называются так, потому что в них сочетаются компоненты, присущие как игре, так и занятиям, в которых вычленена обучающая задача. Например использую задачи В.П.Новиковой по математике, где обучение построено в виде диалога взрослого с ребенком, по ходу которого в доступной игровой форме дети овладевают математическими знаниями.

         Помните – игра прекрасный источник укрепления физического, духовного, телесного и эмоционального самочувствия ребенка.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая копилка

Конспекты открытых и диагностических занятий по разным разделам программы в старшей и подготовительной группах....

Педагогическая копилка

Конспекты открытых, диагностических занятий по раличным разделам программы в старшей и подготовительной группе. творческий отчет (защита на высшую категорию)...

Педагогическая копилка.

Конспект занятия для средней группы по художественной литературе и математике....

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

  Методические разработки  адресованы инструкторам по физическому воспитанию и педагогам детских дошкольных учреждений....

Педагогическая копилка

Материал содержит конспекты развлечений, праздников, рекомендации для родителей дошкольников по физическому развитию детей...

Педагогическая копилка

Методические разработки адрессованы учителям - логопедам и педагогам дошкольных  учреждений....

Педагогическая копилка материалов по теме «Система работы ДОУ по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания»

Организация взаимодействия с семьёй – работа трудная. Не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех во многом определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать про...