Психологические условия формирования основ мужественности у мальчиков дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) по теме

Румянцева Ольга Владимировна

В статье раскрывается понятие мужественности у дошкольников, предлагается программа по формированию основ и мужественности у мальчикв старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические условия формирования основ мужественности у мальчиков дошкольного возраста

Формирование в ребенке будущего мужчины – одна из самых главных задач воспитания, поскольку оно создает не просто человека, гражданина, члена общества, а будущих мужей, отцов. Когда мужчины и женщины найдут для себя ответ на вопрос, какую роль они хотят играть в обществе, тогда легче ответить на вопрос, как воспитывать девочек и мальчиков. По мнению А. Сенельникова мужественность – это совокупность социальных представлений, установок, характеристик поведения и предписаний о том, что в данной культуре предписывается мужчинам. В. А. Сухомлинский считал, что главное в понятии мужественности — это «долг мужчины, ответственность мужчины и достоинство мужчины», т. е. под мужественностью он понимал определенную направленность личности. Б. В. Ничипоров пишет, что воспитание мальчиков в любой стране — краеугольный камень педагогики, и от того, какие воспитываются у нас нынче мальчики, «будет зависеть вся судьба державы нашей».

Для формирования основ мужественности у дошкольников, Нагель О.П. и Румянцевой О.В., воспитателем МДОУ № 72 «Мозаика» г. Белгорода разработана и апробирована программа «России верные сыны», содержащая цикл занятий, игры, тренинги, упражнения и другие виды деятельности, направленные на формирование основ мужественности. Данная программа является компилятивной, парциальной, открытой. Остановимся на научно- методическом обосновании применения данной программы.

В отечественных исследованиях последних лет (Бендас Т.В., В.Д. Еремеева, Т. А. Репина, А.А. Чекалина и др.), изучались половозрастные, психосексуальные, личностные, коммуникативные особенности мальчиков и девочек. Вместе с тем, многие указывают на бесполость нашего воспитания, которое часто в погоне либо за равенством, либо за жесткой гендерной стреотипизацией полов, попросту игнорирует их специфику. Количество подобных проблем увеличивается вместе с ростом числа неполных и неблагополучных семей, а также в связи с неинформированностью родителей о половозрастных психологических изменениях и необходимости соответствующих перестроек родительского поведения. Необходимо учитывать, изучать, компенсировать негативный потенциал социокультурного окружения ребенка, связанный с влиянием современной массовой культуры (теле-, видео-, компьтерной продукции для детей и взрослых, игрушечной индустрии, рекламы), вызывающим деформации детской субкультуры, разрушение детского игрового сообщества.

Для современных педагогов важно определиться со стратегией воспитания мальчиков, осознать особенность мужского типа поведения. Сложность воспитания основ мужественности связана с тем, что, во-первых, женщине мало пригодится собственный детский опыт при педагогическом взаимодействии с мальчиком, и сравнивать себя в детстве с ними бесполезно, а иногда и вредно; во-вторых, в детстве мальчик — это полный антипод тому будущему образу, которым ему суждено стать. Мужчина — воплощение и символ физической силы, мальчик же— слаб, раним, уязвим. 

Типично мужскими качествами являются доминантность и агрессивность, но вместе с этим мальчишки должны уметь понимать чужую беду и страдания, уметь оказать действенную помощь, поступаясь со своими интересами. Для развития у мальчиков начал мужественности следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, великодушия, рыцарского отношения к представительницам женского пола, старикам, и в первую очередь желание и способность защищать. Чтобы сформировать в будущем мужчине чувство ответственности и самостоятельности, необходимо давать возможность ребенку принимать решения самому, поскольку действенное начало мужского характера должно проявляться в поступках. Здесь вредны как полное подавление его воли, так и излишняя нежность матери, заласкивание.

 Следует обратить внимание на умеренность авторитарной позиции педагога в общении с мальчиками, ведь, по словам В. А. Сухомлинского, «мальчик тем сильнее чувствует себя мужчиной, чем сильнее он чувствует в окружающих его девочках женщин».  В отношении мужского пола эволюция вела отбор на сообразительность, находчивость, изобретательность, в отношении женского отбор шел на адаптируемость, воспитуемость. Поэтому девочки принимают несвойственную им стратегию решения задач, навязанную взрослыми, и в определенной мере справляются с заданиями. Мальчики в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, так, как ему трудно адаптироваться. Важно учитывать особенности игровой деятельности, обеспечивающие полноценное становление мужественности: большое количество участников, четкость иерархии «доминирование-подчинение», игровая конкурентность и корпоративность, конфликтность, применение физической силы  в борьбе за лидерство и др. Необходимо удовлетворять потребность мальчиков в соревновательности, а педагогу-женщине хочется, чтобы «победила дружба».

Гендерно- ориентированная организация игровой деятельности предполагает соответствие методов руководства и определения содержания игр и специфики игровых стилей детей разных полов. Мы считаем нецелесообразным излишнее подавление природной агрессивности мальчишек, в частности запрет на оружие, поскольку мальчики изготовят его из того, что будет под рукой, либо вообще будут «стрелять из пальца». Современный рынок игрушек переполнен автоматами-трещетками, пластмассовыми ружьями, пистолетами, кинжалами, ножами, мечами, арбалетами. Все они призваны помогать ребенку войти в роль какого-нибудь профессионала - милиционера, солдата - спасателя, охотника или террориста, бандита - воспроизводя действия, присущие его носителю. Конечно, самое главное требование- безопасность игр и игрушек для здоровья ребенка.

Военные игрушки, как и игрушки других видов, влияют на развитие личности ребенка, его эмоционально-нравственную сферу. Выполняя какую-либо роль, ребенок идентифицирует себя с ее носителем, т.е. переживает свою тождественность или контрастность с выбранным им героем. Плащи и шпаги, камуфляж, банданы и пистолеты - вот униформа мальчишек. Целесообразно расширять виды игр, проводимых с мальчиками: военные и героической, транспортной, индустриальной тематики; режиссерские игры с машинами и солдатами, строительно- конструктивные, подвижные и спортивные.

Мальчуганы стремятся быть сильными, опасными, стремятся к тому, чтобы с ними считались. И это реализуется в играх военной и героической тематики. Ведь девочки не придумывают таких игр, в которых «погибает» огромное количество людей, в которых кровопролитие - необходимое условие игры. Безусловно, стоит акцентировать внимание на нравственных аспектах воспитания мальчика – защитника. Мальчик хочет что-то атаковать - этого же хочет и мужчина, даже если это будет всего лишь маленькая точка на мишени. Согласитесь, ведь мальчики подростки, взрослые мужчины не будут проводить время за чаепитием. Они не звонят своим друзьям, чтобы поговорить с ними о человеческих взаимоотношениях. Они растут равнодушными к играм, в которых нет элемента опасности, соревнования. «И никого не убивают? - спросят они недоверчиво. - Нет победителей? Тогда в чем же интерес?». Когда мальчишки играют в «войнушку», они репетируют свою роль, которую им предстоит сыграть в гораздо более серьезной драме. Возможно, однажды нам понадобится защита именно этого мальчика.  Самой по себе битвы никогда не достаточно, мужчина стремится к романтике. Недостаточно быть просто героем: мужчине важно быть героем для кого-то, для женщины, которую он любит. Они могут быть подавлены, забыты или заменены чем-то другим, но в сердце каждого маленького мужчины есть отчаянное желание выиграть сражение, пережить приключение и спасти красавицу.

При реализации программы мы учитывали и восстанавливали  субкультуру мира мальчиков и  мира девочек (Осорина М.В.): традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания и пр.); детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки); детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, право на использование грибного/ягодного места); детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки); детская магия и мифотворчество («колдовство» против везучего, призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории-небылицы); детское философствование (вопросы типа «почему», рассуждения о жизни и смерти и пр.); детское словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неологизмы); эстетические представления детей (составление веночков и букетов, рисунки и лепка, «секреты»); наделение прозвищами сверстников и взрослых; религиозные представления (детские молитвы, обряды).

Для реализации программы мы создали пространственно-предметную развивающую среду, элементами которой являлись: 1)  уголок мальчиков, наполненный предметами «мужского мира» (машины, конструкторы, строительный материал, пилотки, каски), позволяющие мальчикам проигрывать специфичные для их пола роли; 2) мини-среды мужского труда, содержащие оборудование, необходимое для формирования мужских умений (мастерские с наборами слесарных, плотницких, строительных инструментов, сельскохозяйственный инвентарь); 3)уголок «мужской доблести» (рыцарские доспехи, казацкое снаряжение, военное обмундирование и оружие, изображение парусников, кораблей и т.п.).

При отборе художественных произведений, мультфильмов, детских фильмов для использования в полоролевом воспитании мы учитывали принципы: доступность возрасту; эмоциональная привлекательность; динамичность сюжета; эмоциональное и образное описание главных героев; наличие эпизодов, которые дети могут перенести в игру; динамика характера героев.

Раскроем возможности художественных произведений в формировании основ мужественности (по технологии Т.А. Репиной). На первом этапе  подборка художественных произведений нацелена на воспитание представлений о стойкости, смелости, готовности оказать помощь слабым и старым людям, готовности и желания защищать Родину. Это сказки героического содержания, отрывки из былин, рассказы о защитниках отечества, о представителях героических профессий и их мужественных поступках в мирное время, но в необычных обстоятельствах. Они давали возможность показать детям, что самую трудную и опасную работу обычно выполняют мужчины, вызвать чувство восхищения их мужеством, желание подражать им. В беседах с детьми подчеркивалось, что защитники отечества во все времена применяли силу только для защиты своей страны, проявляя при этом мужество, смелость, терпеливость в преодолении трудностей, великодушие к побежденному врагу.

При формировании представлений о мужественности использовался и ряд произведений о мальчиках, проявляющих мужественность, смелость, что ближе пониманию ребенка. При этом обращалось внимание детей на то, как дошкольники преодолевают собственный страх, стеснительность, когда видят, что слабый нуждается в помощи. Обращалось внимание мальчиков на то, как они по-джентельменски должны относиться к девочкам, к старым людям. В работе были использованы мультфильмы: и старые  советские («Вовка в тридевятом царстве», «Три толстяка», «Летучий корабль», «Самый маленький гном», «Конек-Горбунок», «Малыш и Карлсон» и др.),  и современные русские («Добрыня Никитич», «Незнайка на Луне» и др.) и зарубежные «Шрек», «Тачки», «В поисках Немо», «Кунг-фу панда», «Король Лев», «Корпорация монстров» и др.

Таким образом, развивающая среда программы «России верные сыны» была распределены на 3 «мини- музея»:

  1. «Музей гармонии» - методическое оснащение полоролевого образования на занятиях по изобразительной, музыкальной, физической культуре.
  2. «Мы- юные белгородцы» -методическое оснащение процесса ориентации дошкольников на лучшие образцы «мужской» и «женской» роли в истории и культуре Белгородской области и России.
  3. «Музей мечты» - методическое оснащение процесса осознания и первичного апробирования будущих социальных ролей семьянина, работника, друга.

Итак, программа «России верные сыны» включала 4 блока: «Славные сыны России», «Я мальчик – будущий мужчина», «Труд настоящих мужчин», «Я и девочки». Раскроем содержание блоков программы.

Цель программы: формирование основ мужественности у мальчиков дошкольного возраста.

1 блок «Славные сыны России». Цель блока: формирование гендерной идентичности на основе представлений об идеальных моделях поведения.

Задачи блока: уточнить и сформировать у детей представления о роли  мужчин в истории России; обогатить представления о мужских качествах (силе, воле, настойчивости, героизме, выдержке и т.д.); развитие чувства гордости за свой пол.

Содержание форм и методов работы: Для реализации задач этого блока были проведены следующие занятия: «Наши имена», «Жизнь замечательных детей», «История России – царь Петр I»,  «История России – М. В. Ломоносов»,  «История России – А.В. Суворов», «Дети- герои», «Покорители космоса», «Герои современной России», «Мы хотим всем рекордам наши громкие дать имена» и др. Раскроем реализацию данного направления. В эту подборку были включены отрывки из былин, рассказы о защитниках отечества, о представителях героических профессий и их мужественных поступках в мирное время, но в необычных обстоятельствах. Особое место стоит отводить рассказам о том, как проходило детство знаменитых личностей. При раскрытии образа мужчины мы опирались на закрепленные в православной традиции основные ипостаси мужчины, которые и определяют направления воспитания мальчика-христианина: будущий воин, российский интеллигент; будущий отец. В первую очередь, это работа по осознанию связи между именем ребенка и его социальной половой ролью. Так проводился цикл бесед с детьми «История твоего имени», «Жизнь святого, в честь которого ты назван», «Значение имен». Кроме того, варианты имен или прозвищ содержат сообщение о статусе и ролях (Саша, Шурик, Александр, Саныч) и несут информацию ребенку о том, какой он, каким должен быть, сопровождаются определенными эмоциональными ощущениями, т.е. способствуют его гендерному становлению. Полоориентированное обращение к ребенку, способствует идентификации определенной социальной ролью (мальчик — с «мужчиной», «сударем», «рыцарем», «джентльменом», девочка — с «дамой», «сударыней», «юной принцессой», «леди» и т.п.). В ходе реализации программы воспитатели констатировали образ поведения в данной роли («ты же мужчина», «папы всегда так поступают»), помогали в приобретении практического опыта полоролевого поведения («мальчики, пожалуйста, останьтесь, а девочки могут идти, так как тяжелую работу обычно выполняют мужчины»).

Занятия по программе проходили в форме беседы с использованием иллюстративного и мультимедийного материала, отрывков литературных и музыкальных произведений. В ходе занятия, для активизации мыслительной деятельности, детям задавались ситуации поискового, проблемного характера. Для того, что бы найти эмоциональный отклик в душе ребенка, заинтересовать его, объяснить какие-то малопонятные ему вещи мы использовали архетипические символы мальчиков (фундаментальные образы, общие для самых разных народов):  свободы и путешествий (ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические полеты, машины, самолеты, ракеты, велосипеды, корабли); врага (драконы, роботы, монстры, змеи); силы и борьбы (меч, копье, лук, стрелы, крепость); победы (флаг, горн, крики «ура!»).

Результат блока: обогатились представления об истории России, исторических личностях. Дети стали проявлять большую активность в организации и проведении игр военного и патриотического содержания. В поведении и характере детей стали прослеживаться такие качества исторических личностей как: героизм, смелость, отвага, благородство, умение прийти на помощь, решительность, последовательность, целеустремленность.

2 блок «Я мальчик – будущий мужчина». Цель : сформировать эмоционально-положительное отношение дошкольников к выполнению будущей социальной роли.

Задачи блока:  познакомить мальчиков с правилами поведения мужчин в обществе и семье; воспитать уважительное, внимательное отношение к женщинам, девочкам, стремление оказывать им посильную помощь; развивать чувства социальной значимости, самоутверждения в своей неповторимости, индивидуальности в глазах сверстников и взрослых.

Содержание форм и методов работы: В содержание этого блока входили занятия по физической культуре, дидактические игры, тренинги, упражнения, чтение художественной литературы. Темы игр и занятий: «Король ринга», «Лучший стрелок», «Крепкий орешек», «Русские богатыри», «Гладиатор», «Робин Гуд», «Правила настоящих мужчин», «Мальчики – будущие мужчины»,  «Мальчики – маленькие рыцари»,  «Секретное совещание настоящих мужчин», «Свет мой зеркальце, скажи...».

Эти занятия проходили в игровой форме с использованием иллюстративного и мультимедийного материала, отрывков литературных и музыкальных произведений. Активно использовались произведения русской живописи (М.В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею», В. И. Суриков «Взятие снежного городка», И. Е. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану») отражающие образы русских мужчин: «Кладезь народной мудрости».

Кроме полученных представлений, приобретаемых навыков и умений, у детей мы формировали необходимую мотивацию, когда присвоенные эталоны мужского поведения становились внутренними регуляторами, воздействуя на эмоциональную сферу ребенка. После рассказа о наградах, принятых в современной России, дети определили за какие поступки стоит награждать мальчиков и девочек. Они испытывали большую радость, чувство удовлетворения, если их награждали самодельным значком или орденом «За честность», «За ум», «За доброту и богатырскую силу», «За помощь прекрасному полу» или «За благородный поступок».  Проведение бесед с мальчиками в форме «секретных совещаний», «разговора по душам» помогали обобщить полученные детьми представления, осознать социальную роль. С помощью сказок, стихов и рассказов формировались представления о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Особый интерес у детей вызывало проигрывание ситуаций, где они смогли примерить на себя роль мужчины. В процессе упражнений они учились подавать руку девочке при выходе из транспорта, уступать место, ухаживать за девочками, помогать мамам и бабушкам.

Результат блока. Для мальчиков стало привычным уступить место матери в транспорте, помочь нести сумку с продуктами; и даже если эта ноша не столь тяжела, ребенок должен почувствовать нагрузку. Тогда его труд будет не игрой в помощь, а помощью реальной. Произошло осознание социальной роли. Мамы стали отмечать, что мальчики стали более вежливыми, стали чаще помогать им. Многие дети стали более уверенными в своих словах и поступках, сформировались правила и нормы поведения.

3 блок «Труд настоящих мужчин».Цель: познакомить с профессиями  взрослых мужчин, сформировать представления о труде мужчины дома.

Задачи блока: развивать трудовые умения и навыки; формировать положительное отношение к профессионально-трудовой деятельности; научить пользоваться инструментами; воспитывать желание делать все своими руками; развить чувство взаимопомощи.

Содержание форм и методов работы.

Темы занятий: «Когда я стану великаном», «Кто строит метро», «Купцы и меценаты», «Актер Белгородчины М.С. Щепкин», «Великие путешествия», «Спасатели», «Настоящий Айболит – доктор Рошаль Л.М.», «Маресьев А.П.- военный летчик», «Генри Форд и его автомобили», «Кормильцы всей Руси (труд мужчин на селе)», «Как работает завод?», «Русский хоккей», «Архитекторы», «Я б в рабочие пошел…», «Инженеры и изобретатели» и др.

В данном блоке была опробована длительная игра (в течение недели) «Построй свой дом». В процессе выполнения заданий игры формировались представления об этапах постройки дома, строительной технике. Мальчики строили дом по подготовленным ими же планам- чертежам. В ходе игры формировались знания об основных инструментах (молоток, напильник, тиски, клещи, ножовкой, напильником), о том, что некоторые игрушки, сувениры, атрибуты для игр можно изготовить своими руками. Также вырабатывались умения работать с этими инструментами; навыки оказания помощи друг другу в  совместной деятельности; умение понимать и уважать мнение партнеров. Воспитывались такие черты мужественности, как умение трудиться, довести начатое дело до конца, настойчивость, целеустремленность, сила.

Проведение бесед, например о ласковых и сильных руках, о красоте и пользе труда народных мастеров («Кто такой Левша?», «Изобретатель Кулибин»), подчеркивало необходимость определенных мужских качеств для того или иного ремесла. При участии столяра детского сада мальчиков учили разрезать плотный картон; пользоваться лобзиком при работе с фанерой; использовать молоток и гвозди, сколачивая ящик для рассады; скреплять детали мебели с помощью специального клея или шурупов; чинить игрушки; выполнять посильную им физическую работу, например при необходимости перенести столы и стульчики из одной комнаты в другую или вынести их на веранду. Дети с особым интересом работали различными инструментами, узнавали их назначение. Результаты своего творчества они дарили девочкам, малышам, использовали как атрибуты в своих играх.

Результат блока: В ходе этих занятий мальчики приобрели навык работы с различными инструментами, научились выполнять начатое дело до конца; с удовольствием выполняли посильную им физическую работу.

4 блок «Я и девочки». Цель: преодоление разобщенности между мальчиками и девочками в группе детского сада на основе соблюдения принципов полотипичности и взаимодополняемости в организации их взаимоотношений.

Задачи блока: сформировать первые идеалы семейных отношений; реализация  представлений о мужественности и женственности в реальном взаимодействии дошкольников с окружающими людьми разного пола; развивать умение понимать и уважать интересы мнение партнеров противоположного пола.

Содержание форм и методов работы: праздники «Я приглашу на танец Вас», «Иван да Марья», ролевая игра «Страна мальчишек -Змеевка, страна девчонок – Цветочный город», «Марья-царевна и Иван Царевич:  национальные характеры»; совместные игры по семейно- бытовой тематике «Родился ребенок», «Поход в театр», «Автозаправка», «Ожидаем гостей», «Поездка семьи за город» и др.) и играх- драматизациях по сюжетам сказок «Буратино в гостях у Мальвины». Средства и методы, сопровождающиеся рассматриванием иллюстраций и репродукций картин художников, использовались для развития у детей представлений о счастливых семьях, о добрых взаимоотношениях между родителями, сестрами и братьями (В.М. Васнецов «Иван- царевич на сером волке», К. Е. Маковский «В жаркий день», Н.А. Кошелев «Дети, катающие пасхальные яйца»), их взаимной помощи. А также вовлекали их в знакомые нам с детства русские народные игры «Верба-вербочка», «Прялица».

Одно и то же трудовое задание, к примеру, привести участок в порядок, мы дифференцировали для мальчиков и девочек, чтобы оно стало привлекательным для тех и других: девочки сгребают опавшие листья, накладывают их на тачку, а мальчики отвозят ее в установленное место, разгружают. В повседневной жизни мальчиков приучали оказывать знаки внимания, в частности дарить «сувениры» говорить девочкам и женщинам комплименты. Представителей сильного пола приучали замечать «проблемы» девочек женщин, предлагать им свою помощь, уступать дорогу, открывать перед ними дверь; девочек – воспринимать  внимание с благодарностью – тогда у «молодых людей» не пропадет желание заботиться о «слабом поле». На музыкальных занятиях мальчики и девочки обучались танцевальному этикету.

Результат блока: Мальчики стали внимательнее относиться к проблемам девочек, помогать им, приглашать их в свои «мужские игры», научились видеть хорошие поступки и ценить их.

Представленная на основе четырех разделов структура программы, рассматривается, как примерная и носит рекомендательный характер, то есть задает только основу планирования педагогического процесса. Обозначенные четыре раздела не только связаны между собой, но их содержание перекликается. Поэтому воспитатель вправе варьировать программное содержание, при необходимости отступая от предложенной структуры.

Таким образом, эффективность процесса формирования основ мужественности у дошкольников определяется созданием следующих психолого-педагогических условий: 1) обогащение представлений о мужских качествах при знакомстве с жизнью и деятельностью исторических личностей; 2) формирование эмоционально-положительного отношения к выполнению будущей социальной роли (сын, муж, отец, гражданин, профессионал); 3) организация военно-патриотических игр и игр героического содержания; 4) гармоничное сочетание в организации принципов полотипичности и взаимодополняемости; 5) закрепление православной ипостаси мужчины, определяющие направления воспитания мальчика-христианина (будущий воин, российский интеллигент; будущий отец).

Мы полагаем, что заложенные на первых ступенях взросления основы мужественности позволят мальчишкам в дальнейшем безболезненно включиться в кадетское движение, программы по патриотическому воспитанию, школьное самоуправление.

Закончить свою статью нам хотелось бы отрывком из повести А.А.Лиханова «Мужская школа»: ««О, мужское честолюбие, прокладывающее путь к белоснежным вершинам славы, проламывающее каменную стену незнания, взмывающее в черные глубины космоса, возносящее в президентские лимузины, склоняющее в признании и любви прелестные прически самых гордых красавиц, — о, мужское честолюбие — любовь чести, — ведь оно рождается в мальчиках из бог весть какой чепухи! Но как много значит потом, спустя годы».


Методическое оснащение программы:

  1. Аудиоэнциклопедия. Серия «Музыка для малышей»; Creative Attraction; ООО «Си Ди Клуб»; Диски «Как устроен человек», «Автомобили и транспорт», «Корабли и мореплавание», «Великие путешествия», «Планета Земля», «Увлекательная астрономия» и др.//www.musicbaby. ru.-2003-2006.
  2. Бабурова И.В. Беседы с учащимися о знаменитостях: Методическое пособие._М.: ТЦ Сфера,2007.-128 с.
  3. Что такое хорошо и что такое плохо/Пособие по коррекции характера ребенка в раннем возрасте на CD диске.- Издательство детских образовательных программ «Весть-ТДА», Москва, 2004.
  4. Так или не так /Пособие по коррекции характера ребенка в раннем возрасте на CD диске.- Издательство детских образовательных программ «Весть-ТДА», М. -2004.
  5. Воскобойников В. М. «Жизнь замечательных детей». Книга вторая.-М.:Издательство Оникс, 2006.-В 2 ч.
  6. Маслова Т.М. Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью шедевров мировой живописи.–СПб.:Детство–пресс,2007.–30с.
  7. Военная техника. Энциклопедия для детей.-М., Росмен.,- 2007.
  8. Митяев А. Наше оружие.-М., Изд- во «Детская литература», 1989.
  9. Шипицина Л.М., Хилько А.А. Это я! Формирование Я- концепции у мальчиков.-Спб Изд- во «Речь», 2003 .
  10. Жукова О. Азбука для мальчиков.-М.,Астрель,- 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика. Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста.

Чемакина Валентина Семёновна, воспитательМБДОУ "Детский сад №12" г.Торжок.Практическая часть: «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста»Вторая младшая группа.Изучив программу «Раду...

«Условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста»

Мое призвание – музыкальный руководитель, и я  существуют не для того, чтобы дрессировать детей для выступления на фестивалях или концертах перед взрослыми! У меня другая цель: ДОСТАВЛЯТЬ МУЗЫКАЛ...

«Педагогические условия формирования основ правовой культуры детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО».

1.  Правовое воспитание дошкольников   2 Правовое воспитание в условиях ДОУ   3. Особенности формирования представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста...

«Педагогические условия формирования социально-коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста в условиях ДОО»

Следуя ФГОС ДО, одним из основных  условий гармоничного развития ребёнка дошкольного возраста является развивающая предметно-пространственная среда. Предметно-пространственная развивающая среда в...

Методическая разработка "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ"

Статья "Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ" раскрывает специфику работы педагога по данной теме....

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Целью статьи является расширение  основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гр...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....