Игра – основной вид деятельности детей старшего дошкольного возраста
консультация по теме

Кондакова Елена Ивановна

 Как известно в игре нет прямой зависимости ребенка от взрослого в ней он получает, большую самостоятельность, чем в учебной и трудовой деятельности.  Однако формы игровой деятельности усваиваются детьми под руководством взрослых. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon обобщение опыта39 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – основной вид деятельности детей

старшего дошкольного возраста

.(  Из опыта работы.)

воспитателя I квалификационной категории

Кондаковой Е.И.

В старшую группу дети приходят с определенным запасом игровых навыков: умеют строить план – сюжет, распределять роли, применяя считалки, самостоятельно подготавливать обстановку для игры, хорошо усвоили навыки коллективного общения.

Уже ни у кого из детей нет сомнения, что с товарищами играть интереснее, чем одному. Дети объединяются в играх на основе интереса к тем или иным играм, их игровые группировки стают более устойчивыми.

Как известно в игре нет прямой зависимости ребенка от взрослого в ней он получает, большую самостоятельность, чем в учебной и трудовой деятельности. Однако формы игровой деятельности усваиваются детьми под руководством взрослых.

Для объединения детей в совместных играх, используем различные приемы (прямые и косвенные). Например: Коля водит машину, а Саша что-то начал строить, беря время от времени детали из набора «Строитель». Предлагаю Коле подвозить Саше детали, а чтобы  быстрее закончить строительство предлагаю Данилу помочь Саше. Игра обретает новый характер, в ней участвует уже группа детей. В конце игры обращаю внимание на то, какую хорошую дорогу для машин и гаражи построили мальчики. Потом когда уже дети начинали что-то строить, они самостоятельно объединялись.

 Или такой пример: Как-то я внесла двух кукол в нарядной одежде и обратилась к детям: «К нам пришли гости. Давайте угостим их чаем». Катя и Алла охотно откликнулись на это предложение. Катя усадила кукол за стол, поставила чашки с блюдцами. Алла поставила на плиту чайник, разлила куклам чай. К Насте, которая наблюдала в стороне, я обратилась с просьбой сходить в магазин и купить печенье к чаю. Возникла игра с новым сюжетом, в игру включилась и нерешительная Настя. Лиза, сидевшая на диване с книгой, быстро заявила, что она будет продавцом. Так к игре «Гости» присоединился сюжет  игры «Магазин». Позднее в эту игру дети стали вносить другие ролевые действия: кормили кукол обедом, ходили с ними гулять, в больницу.

Совместная игра доставляет детям большое удовольствие, именно в ней проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания. Однако мы отмечали разобщенность мальчиков и девочек, вследствие разной направленности их игровых интересов. Девочек интересовали бытовые игры, мальчиков больше спортивные, строительные. Беспокоил и тот факт, когда возникали игры, объединяющие большое количество детей, между ними наблюдались разногласия из-за распределения ролей, способа реализации конкретной роли, характера развития сюжета.

Поэтому при руководстве играми детей мы решали следующие задачи:

*формировали умение самостоятельно организовываться в группы для общей игры,  учили совместно обдумывать содержание игр,

*учили согласовывать свои действия с другими участниками игры

 *воспитывали умение самостоятельно и справедливо разрешать споры, помогать товарищам.

При этом использовали больше косвенные приемы руководства: 

*организацию предметно игровой среды

*постановку перед детьми проблемных игровых задач в форме: вопросов, советов, обсуждения планов игры.

 Например: в течение нескольких дней группа мальчиков играла в пароход. Сначала они его дружно строили, четко разделив между собой обязанности. Когда пароход был готов, ребята распредели роли – капитана, штурмана, матросов. Капитан предлагал идти на Северный полюс, штурман хотел идти по реке Каме, мнения матросов тоже разделились. Каждый предлагал свое мнение, не желая слушать предложения товарищей. Игра прекратилась. Чтобы сохранить интерес к игре со стороны участников, я собрала их вместе и спросила, какой пароход они построили. Вместе уточнили, что пароход они построили пассажирский. Подобрала и показала ребятам иллюстрации красивых пассажирских  теплоходов, рассказала о рейсах, которые они совершают. Ребята вспомнили, какие пароходы они видели на Каме летом. В беседу включилась Кристина и рассказала, как летом отдыхала с бабушкой на пароходе по реке Каме.

На следующий день принесла фотографии, и мы вместе с детьми рассмотрели фото. В ходе беседы мы вместе наметили план дальнейшей игры: маршрут путешествия, выяснили какие атрибуты необходимо еще сделать (рупор, компас). В беседе каждый член команды высказывал свое мнение. В конце беседы отметила, что команда дружная, наметила интересный путь для плавания.

Такие беседы помогают детям осознать свои действия и поступки в совместной игре, преодолеть возникающие разногласия.

Для того чтобы приобщить мальчиков и девочек к совместным играм, мы предлагали мальчикам построить из крупного строителя дом для кукол, машину, детскую площадку. Девочкам предлагали помочь в строительстве. Коллективное строительство объединяет, сплачивает детей.

Увлеченные общим замыслом, дети начинают дружелюбно относиться друг к другу, проявлять стремление помочь товарищу. Мальчики стали активнее не только в сооружении каких-то построек, но и подключались к играм девочек. Исполняли роль папы или брата, строителя или шофера. Дети стали играть более длительное время, самостоятельно придумывая дальнейший сюжет.

 Наблюдая за свободной игрой, мы включались в нее по мере необходимости, как равноправные партнеры. Включаясь в совместную игру, задавали вопросы по содержанию игры, вовлекали детей в ролевую беседу. Ребенка – «продавца» можно спросить: «Я иду в гости. Какие сладости у вас можно купить?».

Степень сформированности  ролевого поведения у детей, выясняется в тех случаях, когда они принимают на себя роли. Из наблюдений мы судили о разнообразии и выразительности ролевых действий, наличии ролевых высказываний их содержательности.

В случае отсутствия ролевых высказываний предлагали ребенку следующие игровые ситуации. Кате, ухаживающей за больной куклой, предложила: «Может вызвать врача? Позвони в больницу и вызови врача на дом». Роль врача может сыграть взрослый или ребенок.

Особое внимание обращали на малоактивных детей. Для них организуем доступные игры, предлагая им ведущие роли, оказываем поддержку в игре.

Существенным фактором становления коллективных игр были рассказы самих детей на темы: «Как мы играли?», «Как мы помогали друг другу в игре?», «Как можно играть еще интереснее?». 

Анализируя игры, мы обращали внимание детей на самые интересные моменты, оценивали поведение детей. Нас интересовали и реальные взаимоотношения детей, которые часто не совпадают с тем, что ребенок изображает в игре. Это мы обсуждали в разговоре с детьми при подведении итога игры. Такие беседы учат детей справедливо относиться, к товарищам, устанавливать дружеские взаимоотношения.

 Для развития сюжетов игр разной тематики мы используем такие приемы как:

*показ иллюстраций, фотоальбомов о людях разных профессий,

 *чтение художественной литературы,

*беседы о профессиях.

Используем и такие приемы, как рассказы об играх детей другой группы,  напоминание о правилах игры, советы как лучше сделать постройку, что еще можно сделать своими руками для игры и т.д.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра, как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста»

Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка врывается живительный поток представлений понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознател...

Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – период познания мира человеческих отношений, различных видов деятельности и общественных функций людей. Ребенок испытывает желание включиться во взрослую жизнь и активно в н...

Консультация для воспитателей на тему: «Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

В данной работе  рассмотрен один из основных видов деятельности детей - "игра".  Из опыта своей работы я попыталась рассказать о том, как можно найти общий язык с детьми посредством "игры", ...

ИГРА – ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Ролевая игра не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход дошкольника к следующему возрастном...

Консультация для воспитателей: «Игра - основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей:«Игра - основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста»...