Главные вкладки

    Выступление перед коллегами «ДОУ и социум: система взаимодействия» - работа в рамках проектной деятельности
    материал по теме

    Панкратова Светлана Вячеславовна

     

    В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

    На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации.

    Социализация — понятие, широко использующееся в современной психолого-педагогической науке, содержание которого далеко не однозначно. Чаще всего социализация трактуется как процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта (А.В. Мудрик).

    Современная социализация имеет свою специфику, обусловленную как глобальными процессами, происходящими в мировом сообществе (разрушение человеком природы, возможность самоуничтожения человечества, распространение эпидемий, компьютеризация всех сфер жизни и т.д.), так и особенностями социально-экономического и культурного развития того или иного региона или государства в отдельности.

     Cоциализация — это адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. Это также и формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которого создается новый социокультурный опыт. Данные составляющие не противоречат друг другу и определяют двусторонний характер социализации. С одной стороны, общество стремится сформировать социальные стереотипы, стандарты ролевого поведения, и личность должна усвоить этот социальный опыт, чтобы не быть в оппозиции к обществу. С другой — в силу своей природной активности личность развивает тенденцию к автономии, независимости, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Успешная социализация подразумевает способность человека найти гармоничное соотношение этих двух сторон.

    Задача современной системы образования – гармонизация процессов социализации и индивидуализации ребенка. Огромную роль в решении этой задачи играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы, социумом ближайшего окружения. Важно научить каждого ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находится его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине через приобщение детей к культурным ценностям, посещение музеев, выставок.

    Социальное развитие детей является одним из приоритетных направлений моей педагогической деятельности. На основе многолетней практики сотрудничества детского сада со школами ближайшего окружения и другими социальными объектами разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом, что послужило основой для примерного содержания этой работы, которое представлено ниже.

    Социальная сфера - Образование:

    Младшие и средние группы: Детский сад: назначение, профессии; экскурсия по детскому саду (ознакомление, обобщение и закрепление представлений)

    Старшие и подготовительные к школе группы: Школа (общеобразовательная № 26) экскурсии в школу, целевые посещения, совместные мероприятия («Мост дружбы», «Масленица»).

    Библиотека: экскурсии в библиотеку, встречи с библиотекарями в детском саду

    Педагогический институт: назначение, взаимодействие (педагогическая практика студентов.

    Социальная сфера - Культура и достопримечательности города:

     

    Младшие и средние группы: Искусство в детском саду целевое посещение выставок в детском саду, посещение кукольных спектаклей, участие в досуговых мероприятиях

    Старшие и подготовительные к школе группы: Музеи: назначение, экскурсии.

    Социальная сфера - Сфера услуг:

    Младшие и средние группы: Сфера услуг в детском саду Помещения в детском саду: пищеблок, прачечная); профессии повара, прачки. Целевые посещения.

    Старшие и подготовительные к школе группы: Экскурсия на почту, парикмахерскую.

    Социальная сфера - Физическая культура и спорт:

    Младшие и средние группы: Физкультура  в детском саду.

    Старшие и подготовительные к школе группы: Физкультура  в детском саду, спортивные соревнования, праздники, развлечения, олимпиады.

    Социальная сфера - Медицина и здравоохранение:

    Младшие и средние группы: Медицина в детском саду: знакомство с помещениями детского сада: медицинская комната, процедурный кабинет; знакомство с профессиями врача, медицинской сестры.

    Старшие и подготовительные к школе группы: Аптека: экскурсия в аптеку, формирование представлений о лекарственных средствах и профессии фармацевта.

    Социальная сфера - Средства массовой информации:

    Кабельное телевидение: ознакомление с профессией журналиста, проведение телевизионных консультаций специалистов ДОУ.

    Знакомство с микрорайоном, родным городом начинается с детского сада, который является частью их социальной инфраструктуры. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом является неотъемлемой частью структуры развивающей среды. Детский сад представляет собой «социальный мир в миниатюре», поскольку здесь дети впервые знакомятся с различными видами деятельности человека: образование, культура, сфера услуг, медицина, физкультура и спорт и т.п. Поэтому детский сад является весьма важным этапом в их ознакомлении с социумом. Учитывая возрастные особенности развития дошкольников, стараюсь максимально стимулировать социальное развитие детей, формировать навыки поведения в детском саду, на участке, на экскурсии, при посещении учреждений образования и культуры, воспитывать у детей уважительное отношение к труду взрослых различных профессий.

    Проведение экскурсий и прогулок по городу является одним из лучших видов деятельности для ознакомления детей с окружающим миром и неотъемлемой частью экологического воспитания и оздоровительной работы, но, к сожалению, в настоящее время это стало весьма проблематичным и даже опасным. В решении этой проблемы большую помощь оказывают родители. Я провожу беседы и консультации для родителей, знакомлю их с тематическим планом по ознакомлению дошкольников с социумом. В выходные дни родители с детьми посещают культурные и памятные места города. Также полезным является проведение выездных экскурсий и выставок городских музеев на базе детского сада. Наши воспитанники с удовольствием принимают гостей и узнают много нового, не покидая пределов детского сада.

    В старшем дошкольном возрасте одним из центральных объектов ознакомления с социумом является школа. Как правило, выпускники ДОУ поступают в разные школы, поэтому детский сад стремится взаимодействовать с несколькими из них - №26, №24, №8.Большим успехом пользуются совместные мероприятия, проводимые на базе ДОУ.

    Таким образом, знакомство с социумом способствует социализации ребенка-дошкольника, включающей формирование у него навыков поведения и общения, что, в свою очередь, является основой гармонично развитой личности.

    Литература

    Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М,: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)

    Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

    Ривина Е.К., Толстых В.К., Башлай Е.Ю. Социум микрорайона – ступенька в большой мир // Управление ДОУ. – 2004. - № 5. – С. 72-80.

    Сушкова И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. – (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ» - 1).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dou_i_sotsium.docx19.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление «ДОУ и социум: система взаимодействия»

    В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

    На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации.

    Социализация — понятие, широко использующееся в современной психолого-педагогической науке, содержание которого далеко не однозначно. Чаще всего социализация трактуется как процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта (А.В. Мудрик).

    Современная социализация имеет свою специфику, обусловленную как глобальными процессами, происходящими в мировом сообществе (разрушение человеком природы, возможность самоуничтожения человечества, распространение эпидемий, компьютеризация всех сфер жизни и т.д.), так и особенностями социально-экономического и культурного развития того или иного региона или государства в отдельности.

     Cоциализация — это адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. Это также и формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которого создается новый социокультурный опыт. Данные составляющие не противоречат друг другу и определяют двусторонний характер социализации. С одной стороны, общество стремится сформировать социальные стереотипы, стандарты ролевого поведения, и личность должна усвоить этот социальный опыт, чтобы не быть в оппозиции к обществу. С другой — в силу своей природной активности личность развивает тенденцию к автономии, независимости, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Успешная социализация подразумевает способность человека найти гармоничное соотношение этих двух сторон.

    Задача современной системы образования – гармонизация процессов социализации и индивидуализации ребенка. Огромную роль в решении этой задачи играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы, социумом ближайшего окружения. Важно научить каждого ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находится его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине через приобщение детей к культурным ценностям, посещение музеев, выставок.

    Социальное развитие детей является одним из приоритетных направлений моей педагогической деятельности. На основе многолетней практики сотрудничества детского сада со школами ближайшего окружения и другими социальными объектами разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом, что послужило основой для примерного содержания этой работы, которое представлено ниже.

    Социальная сфера - Образование:

    Младшие и средние группы: Детский сад: назначение, профессии; экскурсия по детскому саду (ознакомление, обобщение и закрепление представлений)

    Старшие и подготовительные к школе группы: Школа (общеобразовательная № 26) экскурсии в школу, целевые посещения, совместные мероприятия («Мост дружбы», «Масленица»).

    Библиотека: экскурсии в библиотеку, встречи с библиотекарями в детском саду

    Педагогический институт: назначение, взаимодействие (педагогическая практика студентов.

    Социальная сфера - Культура и достопримечательности города:

    Младшие и средние группы: Искусство в детском саду целевое посещение выставок в детском саду, посещение кукольных спектаклей, участие в досуговых мероприятиях

    Старшие и подготовительные к школе группы: Музеи: назначение, экскурсии.

    Социальная сфера - Сфера услуг:

    Младшие и средние группы: Сфера услуг в детском саду Помещения в детском саду: пищеблок, прачечная); профессии повара, прачки. Целевые посещения.

    Старшие и подготовительные к школе группы: Экскурсия на почту, парикмахерскую.

    Социальная сфера - Физическая культура и спорт:

    Младшие и средние группы: Физкультура  в детском саду.

    Старшие и подготовительные к школе группы: Физкультура  в детском саду, спортивные соревнования, праздники, развлечения, олимпиады.

    Социальная сфера - Медицина и здравоохранение:

    Младшие и средние группы: Медицина в детском саду: знакомство с помещениями детского сада: медицинская комната, процедурный кабинет; знакомство с профессиями врача, медицинской сестры.

    Старшие и подготовительные к школе группы: Аптека: экскурсия в аптеку, формирование представлений о лекарственных средствах и профессии фармацевта.

    Социальная сфера - Средства массовой информации:

    Кабельное телевидение: ознакомление с профессией журналиста, проведение телевизионных консультаций специалистов ДОУ.

    Знакомство с микрорайоном, родным городом начинается с детского сада, который является частью их социальной инфраструктуры. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом является неотъемлемой частью структуры развивающей среды. Детский сад представляет собой «социальный мир в миниатюре», поскольку здесь дети впервые знакомятся с различными видами деятельности человека: образование, культура, сфера услуг, медицина, физкультура и спорт и т.п. Поэтому детский сад является весьма важным этапом в их ознакомлении с социумом. Учитывая возрастные особенности развития дошкольников, стараюсь максимально стимулировать социальное развитие детей, формировать навыки поведения в детском саду, на участке, на экскурсии, при посещении учреждений образования и культуры, воспитывать у детей уважительное отношение к труду взрослых различных профессий.

    Проведение экскурсий и прогулок по городу является одним из лучших видов деятельности для ознакомления детей с окружающим миром и неотъемлемой частью экологического воспитания и оздоровительной работы, но, к сожалению, в настоящее время это стало весьма проблематичным и даже опасным. В решении этой проблемы большую помощь оказывают родители. Я провожу беседы и консультации для родителей, знакомлю их с тематическим планом по ознакомлению дошкольников с социумом. В выходные дни родители с детьми посещают культурные и памятные места города. Также полезным является проведение выездных экскурсий и выставок городских музеев на базе детского сада. Наши воспитанники с удовольствием принимают гостей и узнают много нового, не покидая пределов детского сада.

    В старшем дошкольном возрасте одним из центральных объектов ознакомления с социумом является школа. Как правило, выпускники ДОУ поступают в разные школы, поэтому детский сад стремится взаимодействовать с несколькими из них - №26, №24, №8.Большим успехом пользуются совместные мероприятия, проводимые на базе ДОУ.

    Таким образом, знакомство с социумом способствует социализации ребенка-дошкольника, включающей формирование у него навыков поведения и общения, что, в свою очередь, является основой гармонично развитой личности.

    Литература

    Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М,: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)

    Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

    Ривина Е.К., Толстых В.К., Башлай Е.Ю. Социум микрорайона – ступенька в большой мир // Управление ДОУ. – 2004. - № 5. – С. 72-80.

    Сушкова И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. – (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ» - 1).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Экспериментирование в неживой природе в рамках проектной деятельности" (Из опыта работы)

    Опытно - экспериментальная деятельность с детьми средней группы.Экспериментирование в неживой природе....

    «Модернизация системы методической работы в рамках реализации здоровьесберегающей деятельности ДОУ в условиях ФГОС». (из опыта работы)

    Одной из базовых задач нашего сада на протяжении нескольких лет является здоровьесбережение. Реализация приоритетного направления в развитии ДОУ во многом зависит от качественного методического сопров...

    Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями в рамках проектной деятельности

    С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования большое внимание уделяется взаимодействию ДОУ с родителями. Одна из задач, на решение которой направлен ста...

    Система взаимодействия педагогов в рамках ППМС сопровождения детей с ОВЗ

    Данный материал наглядно представляет собой систему взаимодействия педагогов детского сада в рамках сопровождения воспитанников с ОВЗ (детей-инвалидов), цели, дозировку и направления работы с учетом с...

    Проект "ДОУ и социум система взаимодействия"

    Проект "ДОУ  и социум система взаимодействия"...

    Методическая разработка "Взаимодействие педагогов и родителей в рамках проектной деятельности."

    Проектная  деятельность, является  способом организации педагогического процесса основанного на тесном взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой, которая направлена на о...

    Опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей детей в рамках проектной деятельности»

    Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. В данной работе я отражаю  развитие познавательных способностей де...