«Модернизация системы методической работы в рамках реализации здоровьесберегающей деятельности ДОУ в условиях ФГОС». (из опыта работы)
статья на тему
Одной из базовых задач нашего сада на протяжении нескольких лет является здоровьесбережение. Реализация приоритетного направления в развитии ДОУ во многом зависит от качественного методического сопровождения. В связи с этим возникла необходимость в методически грамотной организации здоровьесберегающего педагогического процесса, в период перехода на государственный стандарт.
Наращивание материально-методического потенциала дошкольного учреждения проводилось в рамках реализации экспериментального проекта «Совершенствование методической деятельности по здоровьесбережению в ДОУ в условиях ФГОС».
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Модернизация системы методической работы в рамках реализации здоровьесберегающей деятельности ДОУ в условиях ФГОС».
(из опыта работы)
Шиваракова Р.Е. старший воспитатель
МДОУ «Детский сад» № 6 п.Новоорск
Одной из базовых задач нашего сада на протяжении нескольких лет является здоровьесбережение. Реализация приоритетного направления в развитии ДОУ во многом зависит от качественного методического сопровождения. В связи с этим возникла необходимость в методически грамотной организации здоровьесберегающего педагогического процесса, в период перехода на государственный стандарт.
Наращивание материально-методического потенциала дошкольного учреждения проводилось в рамках реализации экспериментального проекта «Совершенствование методической деятельности по здоровьесбережению в ДОУ в условиях ФГОС». (Приложение № 1) Проект предполагает повысить эффективность здоровьесберегающей деятельности в ДОУ путем разработки и организации системы методической работы, объединить уже накопленный опыт педагогического коллектива по охране и укрепления здоровья детей, с использованием современных технологий здоровьесбережения, через реализацию комплексного подхода в условиях переходного периода. В качестве результата рассматривалась создание системы методической деятельности по здоровьесбережению в ДОУ.
В соответствие с намеченными целями были определены задачи:
- Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах здоровьесбережения посредством вовлечения в проектную деятельность, участие в методической работе.
- Разработать систему комплексного мониторинга здоровья, позволяющую не только отслеживать, но и управлять процессом развития здоровья ребенка.
- Создать оптимальные условия для полноценного психофизического развития и эмоционального благополучия каждого ребёнка, на основе личностно-ориентированного взаимодействия .
- Разработать и внедрить методический инструментарий алгоритмов деятельности, позволяющие выстраивать взаимообусловленную систему мер, направленную на достижение единых целей в сбережении здоровья всех субъектов образовательного процесса.
- Разработать систему методического контроля процессами здоровьесбережения.
- Обеспечить системный подход в решении медико-социальных и психолого-педагогических проблем детей дошкольного возраста.
На первом этапе необходимо было провести диагностику выявления уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов по вопросам здоровьебережения. Диагностика произведена на основании разработанных критериев компетентности здоровьесбережения педагога, тематического контроля, педсовета, смотров конкурсов проводимых в рамках сада. (Приложение № 1/1). Результат показал, что только 19% педагогов ДОУ имеют высокий уровень сформированности профессиональной компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения.
Для выбора и внедрения оздоровительных технологий необходимо было провести мониторинг физического развития ребенка, сформированности двигательных качеств, основ гигиенической культуры, оценку психоэмоционального комфорта ребенка.
Культура здоровья детей определялась на основе критериев разработанных по промежуточным результатам усвоения образовательной программы в области «Здоровье» и «Физическая культура». Оценка развития двигательных навыков и физических качеств показала, что 84% детей имеют уровень развития физических качеств согласно возрасту, однако страдает качество организации проводимых мероприятий, не уделяется должное внимание технологиям обучения ЗОЖ. (Приложение № 1/2)
Чтобы результаты диагностики были доступны родителям, завели на каждого ребёнка «Паспорт здоровья», в котором даётся оценка социального, физического, психического и нравственного здоровья дошкольника, как правило, в начале и конце учебного года по каждой возрастной группе. (Приложение № 1/15)
Оценка компетентности здоровьесбережения родителей выявлялась с помощью анкетирования. В результате на начало работы над опытом определено, что 25% семей ведут в целом здоровый образ жизни, 23% -тяготеют к нему, у 43% здоровый образ жизни в семье не сложился, 9% - проигнорировали вопрос. А на завершающем этапе видно улучшение результатов 30% семей ведут в целом здоровый образ жизни, 29% - тяготеют к нему, у 37% здоровый образ жизни в семье не сложился, 4% - проигнорировали вопрос. (Приложение № 1/3) Далее была проведена оценка организационных и материально-технических ресурсов. ДОУ. (Приложение № 1 /4)
На втором этапе необходимо было смоделировать взаимодействие всех участников образовательного процесса. Моделирование здоровьесберегающего образовательного пространства осуществлялось с учетом реальных условий, на основе их комплексного анализа и системного подхода, способствующих эффективному взаимодействию детей, воспитателей, родителей, администрации, обслуживающего, медицинского персонала ДОУ, позволяющих достичь единых целей в сбережении здоровья всех субъектов образовательного процесса.
По результатам мониторинга была разработана система работы по здоровьесберегающих технологий (Приложение № 1/6) и создана социально-педагогическая модель целостного подхода к развитию здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ (Приложение № 1/5). Модель является научно-методической основой для создания здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ, определяет концептуальные основы и основные направления деятельности субъектов и объектов образовательного процесса, механизмы управления, обеспечивает функционирование и развитие здоровьесбережения в детском саду.
Все это позволило в дальнейшем создать комплексно-целевую программу оздоровительных мероприятий ДОУ. (Приложение № 2)
Для улучшения положения была необходима грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, то есть соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни. Физическое воспитание в этом направлении играет одну из главенствующих ролей, как компонент здорового образа жизни.
Разработан план профилактической и оздоровительной работы МДОУ на учебный год, план организационно – педагогической работы, куда вошли консультации для педагогов и родителей, педсоветы, семинары, осуществление контроля и т.д., план работы с кадрами, план по взаимодействию с родителями (Приложение № 1/7).
Процесс сопровождения рассматриваю как совокупность последовательных действий, обеспечивающий развитие здоровой личности ребенка. Полученные результаты позволили спланировать и провести работу согласно индивидуальным возможностям и потребностям ребенка на уровне группы. Разработаны перспективные планы оздоровительной работы по каждой группе (Приложение № 1/8). Также разработана модель организации физкультурно-оздоровительной работы (Приложение № 1/9) и структура внедрения здоровьесберегающих методик и технологий. (Приложение № 1/10). Определены здоровьесберегающие технологии, их время в режиме дня, ответственные за их проведение. Сюда вошли технологии сохранения и стимулирования здоровья (различные виды гимнастик, релаксацию..), технологии обучения здоровому образу жизни (самомассаж, игровые тренинги..), коррекционные технологии психогимнастика, логоритмика и др.). Начальное формирование основ здорового образа жизни у детей раннего дошкольного возраста, проводится через реализацию проекта «Если хочешь быть здоров!».
Для осуществления управления здоровьесберегающей деятельностью на индивидуальном уровне в ДОУ разработаны циклограмма планирования совместной деятельности воспитателя с детьми (Приложение 1/11) и циклограмма работы специалистов на неделю. Подобная регламентация работы педагогов способствует оптимизации рабочего времени, совершенствует навыки самоконтроля и исключает превышение учебных и физических нагрузок для воспитанников.
Выстраивая педагогический процесс в ДОУ на основе интеграции образовательных областей, необходимость которой установлена ФГОС, педагоги столкнулись с проблемой организации интегрированных мероприятий и алгоритма их оформления. Решением данной проблемы стала разработка методического инструментария по планированию НОД и разработан алгоритм составления и оформления конспектов для работы педагогов и специалистов ДОУ (Приложение № 1/12).
Для изучения состояние воспитательно-образовательной работы с детьми по проблеме, анализа системы работы педагогов по использованию здоровьесберегающих технологий в совместной деятельности с детьми и родителями, выявления умения воспитателей творчески подходить к данному вопросу, оценки условий
пребывания детей в ДОУ по критерию «здоровьесбережение» и определения перспективы деятельности педагогического коллектива по дальнейшему был разработан план и инструментарий тематического контроля по теме: «Организация работы по здоровьесбережению в ДОУ» (Приложение № 1 /13)
Для организации физкультурных занятий и осуществления самостоятельной двигательной деятельности детей в детском саду создали необходимые условия. Имеется физкультурный зал, гимнастическое оборудование, беговая дорожка. Руками педагогов изготовлены коррекционные дорожки для профилактики плоскостопия, косолапости, лузы для забрасывания мячей, мишени для метания в цель. Для повышения и оздоровления детей проводятся закаливающие и профилактические мероприятия. Здоровьеориентированная деятельность субъектов образовательного процесса направлена на укрепление здоровья и снижению заболеваемости у детей. Кроме того, одним из важнейших направлений оздоровительной и профилактической работы с детьми является профилактика нарушения осанки детей. Профилактика отклонений в физическом развитии представляет систему мер, направленных на предупреждение плоскостопия, сколиоза и т.п. Ведут работу кружки «Фитбол-гимнастика», «Будь здоров, малыш!».
Успешность любой работы зависит от правильного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Поэтому одним из направлений деятельности стала активизация семьи по вопросам здоровьесбережения, включение их в процесс управления здоровьеориентированной деятельностью. С этой целью мною был разработан инновационный проект «Здоровые дети - счастливые родители!» (Приложение № 3), задача которого заключалась в разработке интерактивных форм и методов, объединяющих усилия педагогов и родителей, направленных на оздоровление детей. Формирование культуры здоровья дошкольников, осуществлялось интерактивные формы и методы работы с родителями по оздоровления детей (ИКТ, презентации, индивидуальное веб- консультирование, сайт доу). В ходе реализации проекта были организованы следующие мероприятия с участием родителей: прошел конкурс на самое лучшее нестандартное оборудование для занятий физкультурой и спортом, проведены совместные мероприятия: походы, дни здоровья, НОД. В ходе проекта широко использовались газеты для родителей, родительские семейные встречи, круглый стол, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы. Удачно проходили спортивные досуги с родителями "Папа, мама, я - спортивная семья", "Весёлые старты". Организованный, как технология коллективного дела по охране и укреплению здоровья дошкольников детско-родительский клуб «Молодая семья» внес свой положительные результаты в процесс сотрудничества педагогов ДОУ и родителей воспитанников (Приложение № 3/5) .
Проводимые мероприятия позволили привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма. У родителей повысился интерес к вопросам ЗОЖ детей Они стали чаще задавать вопросы по поводу питания и закаливающих процедур в домашних условиях. Изъявлять желание услышать рекомендации специалистов по укреплению здоровья детей. Родители стали соблюдать режим дня в ДОУ - приводить детей в определенное время до 8.00, благодаря чему 96% детей посещают утреннюю гимнастику. В выходные дни поддерживают режим дня ДОУ. Повысился % родителей, которые участвуют в совместных мероприятиях с детьми. Для занятия физкультурой в домашних условиях родителям было предложено пособие «Малыши-крепыши». (Приложение № 3/4)
В ходе проделанной работы выявлено, что организация процесса сотрудничества педагогов ДОУ и родителей на основе использования традиционных и интерактивных форм позитивно влияет на формирование здоровьесозидающей позиции родителей и культуры здоровья дошкольников.
Самообразование является одной из наиболее важных форм повышения профессионального мастерства педагога. Значительно повысить компетентность и профессионализм педагогов по вопросам здоровьесбережения помогло внедрение проекта «Повышение профессиональной компетентности педагогов по здоровьесбережению через самообразование» (Приложение № 5). В результате проектной деятельности возрос творческий потенциал педагогов, их активность, заинтересованность и готовность к осуществлению здоровьеориентированной деятельности.
Качество дошкольного образования зависит от ряда факторов: качества условий, качества содержания, качества результатов, но в основе всего этого лежит профессионализм педагогов. Этому способствовали проведенные методические мероприятия: медико-педагогические совещания («Пути оптимизации здоровья дошкольников»), круглые столы («Организация здоровьесберегающего педагогического процесса в условиях детского сада), семинары (семинар – практикум «Оздоровление всерьез», «Игры, которые лечат»), консультации («Технологии сохранения и стимулирования здоровья», «Формирование основ культуры здоровья в повседневной жизни»), мастер-классы («Нетрадиционные занятия физкультурой в ДОУ»), педсовет «Формирование основ ЗОЖ» (Приложение № 1/14).
Одной из адекватных форм закрепления инновационного опыта, на мой взгляд, является сетевое взаимодействие воспитателей. Построение образовательной практики в ДОУ на основе сетевого взаимодействия приближает образовательные услуги к потребителям, позволяет сконцентрировать имеющиеся материально-технические, педагогические, интеллектуальные ресурсы. Сетевая организация методической работы на уровне ДОУ и на муниципальном уровне по теме "Организация здоровьесберегающей образовательной деятельности в детском саду в условиях введения ФГОС ДО", реализовалась, с целью более полного обеспечения информационной поддержки образовательного процесса (Приложение № 4),
инновационной работы, повышения эффективности использования методических и других ресурсов, обеспечения равных возможностей пользования этими ресурсами всех участников образовательного процесса, объединения усилий и возможностей с другими методическими организациями для внедрения в свою деятельность современных технологий, в том числе их информационно-коммуникационных.
При сетевой организации методической работы наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, а, следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными. На данном этапе сетевого взаимодействия стараюсь широко использовать применение на практике возможностей Интернета.
Положительным фактором стало усиление связей с социальными институтами детства в процессе реализации проекта сетевого взаимодействия с социумом (Приложение 1/16). Выработалось тесное сотрудничество с поликлиникой, так как решение вопросов здоровьесбережения зачастую требует консультации у медиков. Вопросы здоровьесбережения прорабатываются совместно со школой в плане преемственности. Помощь и консультации нам оказывает детская спортивная школа. Дети принимают участие в районных мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни. Проводимые совместные мероприятия с сотрудниками ГИБДД и пожарной части дают положительные результаты в формировании навыков безопасности детей. Тесное взаимодействие с подшефным предприятием «Новоорский ОЭМЗ» помогло пополнить материально-техническую базу ДОУ спортивным и интерактивным оборудованием. Взаимодействие педагогов, родителей и представителей социальных структур позволило спланировать и создать единую организационно-методическую систему по здоровьесбережению воспитанников.
Созданная в детском саду система методической работы повысила эффективность деятельности, направленной на здоровьесбережение, позволяет отслеживать результаты деятельности на всех уровнях, вносить необходимые корректировки. Результаты работы прослеживаются в возросшем уровне компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения, в развитии валеологической грамотности родителей, а также в целом в активизации оздоровительной деятельности в детском саду.
Это в конечном итоге положительно повлияло на развитие двигательной активности ребенка, развитие физических качеств и, в целом благоприятно сказалось на состоянии здоровья детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Система методической работы по сопровождению профессионально-личностного роста педагога в условиях введения ФГОС ДО в МАДОУ «ЦРР – д/сад № 116» г.Сыктывкара»
В данной работе подробно описана Модель методической службы и основные направления проектирования методической работы в МАДОУ «ЦРР – д/сад № 116» г.Сыктывкара. Также описаны функции и структура методи...
Работа с детьми среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС (из опыта работы)
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен бы...
«Система планирования работы учителя – логопеда, учителя – дефектолога с родителями в условиях ФГОС ДО»
В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на дошкольные образовательные учреждения (организации) и семьи воспитанников возлагаютс...
Система методической работы по развитию технологической компетентности педагогов ДОО в условиях реализации современных образовательных стандартов.
Актуальность заключается в том, что необходима организация такой системы методической работы, которая бы способствовала раскрытию творческого потенциала каждого педагога, нацеливала коллектив на...
«Инновационные подходы в реализации эколого – краеведческого направления в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» (из опыта работы)
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «в...
«Дистанционные формы взаимодействия с родителями рамках реализации проекта «Если хочешь быть здоров». (Сообщение из опыта работы)
статья раскрывт дистанционные формы работы с родитлями в условиях пандемии...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ФГОС (из опыта работы)
Психолого-педагогическое сопровождениедетей с ОВЗ в условиях ФГОС(из опыта работы)Реформирование системы образования, введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образователь...