Главные вкладки

    Статья (средняя группа):
    Работа с детьми среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС (из опыта работы)

    Мурачинская Наталья Викторовна

    Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мурачинская Н.В.,воспитатель

    ГБДОУЦРР- детский сад №38 Красносельского района

    Санкт-Петербурга

    Работа с детьми среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

    (из опыта работы)

    Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.

    Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной деятельности состоит не только в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями, умениями, навыками, но и содействовать становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств личности, развивать познавательные способности, приобщать к поисковой и творческой деятельности.

    Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы. Эти вопросы очень актуальны в работе с дошкольниками.

    Поэтому цель моей работы заключается в развитии познавательно-исследовательской деятельности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, через проектную деятельность. Она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно – поисковой и исследовательской деятельности.

    Основными задачами проектной деятельности, как средства развития познавательной активности у дошкольников являются:

    - развитие интереса к исследовательскому поиску;

    - создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;

    - организация работы с родителями по развитию проектной деятельности дошкольника;

    - организация предметно-развивающей среды.

    В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта я использовала разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников: в непосредственно образовательной деятельности:

    - проектная деятельность;

    - игры-путешествия (по станциям);

    -  в форме дидактических игр в повседневной деятельности:

    - наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;

    - дидактические и сюжетно-ролевые игры;

    - практические упражнения;

    - опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами;

    - коллекционирование (классификационная работа);

    - совместное творчество детей и родителей (мини- выставки);

    - презентации.

    Я наблюдала за интересами детей, а им интересно было всё: сломать лёд на луже и посмотреть, как намокает их обувь; высыпать сухой песок, и наблюдать, как его разносит ветер; встретить шмеля и послушать его жужжание. Доминирующим детским вопросом становится «почему?», недаром дошкольников называют «почемучками». Почему трава зелёная? Почему ветер дует? Откуда берутся солнечные зайчики? Множество подобных вопросов ежедневно обрушивают малыши на оказавшихся под рукой взрослых и на меня в том числе. Появляется потребность запомнить, как можно больше причин и следствий, действующих в окружающем мире. Опыт работы показывает, что исследование доступно детям раннего и младшего дошкольного возраста. Ребёнок всё старается увидеть, услышать, попробовать на вкус, понюхать, потрогать, разобрать. Удержать его практически невозможно, без этого он начинает страдать. Поисковая деятельность ребёнка, не подпитываемая извне, угаснет.

    Ведущая идея состоит в активизации интереса, формировании навыков и умений детей познавательной деятельности на основе проектного подхода в системе работы детского сада.

    Метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.

    Сохранить, поддержать, развить любознательность, склонность к экспериментированию – и есть моя наиважнейшая задача.

    Моя группа называется «Звездочка», это мой самый главный проект, и я стараюсь

    расти и развиваться вместе со своими детьми. Расскажу немного о том, какие проекты нами были созданы.

    В средней группе при знакомстве с лексическими темами мы создали проекты: «Петушок и его семья», «День здоровья», «В гостях у сказки», «Лед и вода»,

     «Волшебный песок».

    При ознакомлении дошкольников с правилами дорожного движения был создан проект «Дорожное движение».

    Для того, чтобы обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за культурными растениями в комнатных условиях, привлечь к работе проекта, как можно больше детей, сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей, были созданы и разработаны такие проекты как: «Огород на подоконнике» и «Как вырастить лук».

    Во время этих проектов дети принимали активное участие, в опытах, в наблюдениях, сравнивали результаты, делали выводы. Дома вместе с родителями выращивали из семян цветы, лук, помидоры, огурцы. Именно проектная деятельность наиболее эффективна для развития познавательно-исследовательской деятельности, что соответствует федеральным образовательным стандартам дошкольного образования.

    Литература:

    1.Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, N 4, 2004

    2.Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006 С.3-56.

    3.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М., 2002. С.34.

    4.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002. С. 46.

    5.Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С.13-16.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Модель организации образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО

      В последнее время существенно изменились приоритеты дошкольного образования - на первый план выдвинулись цели развития личности ребенка, формирование его умений, навыков, достижение при ...

    "Опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста,в соответствии с ФГОС ДО "

    Отчет о проделанной работе за 2015-2016 учебный год во второй младшей группе "Гномики" ГБОУ № 1586 СП №5 воспитателя Невмержицкой Галины Михайловны...

    Особенности образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с программой «Первые шаги»

    Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях (яслях, группах раннего возраста в детских садах, учреждениях допол­нительно...

    Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

    laquo;В гости к Жихарке»Направление образования и развития (образовательная область): речевое развитие с элементами фольклора....

    «Организация работы с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

    laquo;Организация работы с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...

    «Календарный план «Разговор о продуктах» воспитательно -образовательной работы с детьми среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

    laquo;Разработка календарно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандар...