Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ФГОС (из опыта работы)
статья по коррекционной педагогике

Гусманова Альтеншаш Калимулловна

Психолого-педагогическое сопровождение

детей с ОВЗ в условиях ФГОС

(из опыта работы)

Реформирование системы образования, введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы.

В Федеральном государственном образовательном стандарте отмечено, что «…психолого-педагогическое сопровождение необходимо при организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, требующих особого педагогического внимания».

Нам приходится работать с особенными детьми, имеющими различные степени умственной отсталости, РАС, синдром Дауна, многие из детей являются инвалидами детства, у многих нарушена координация движений, ослаблена мелкая моторика рук, имеются серьезные нарушения психофизических процессов.

Федеральные образовательные стандарты реализуются на базе нашей школы-интерната с 2016 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ФГОС (из опыта работы)

Психолого-педагогическое сопровождение

детей с ОВЗ в условиях ФГОС

(из опыта работы)

Реформирование системы образования, введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы.

В Федеральном государственном образовательном стандарте отмечено, что «…психолого-педагогическое сопровождение необходимо при организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, требующих особого педагогического внимания».

Нам приходится работать с особенными детьми, имеющими различные степени умственной отсталости, РАС, синдром Дауна, многие из детей являются инвалидами детства, у многих нарушена координация движений, ослаблена мелкая моторика рук, имеются серьезные нарушения психофизических процессов.

Федеральные образовательные стандарты реализуются на базе нашей школы-интерната с 2016 года.

Целью психологической службы образовательного учреждения является создание условий для выявления, коррекции нарушений психофизических функций и развития личности обучающихся, их психолого-педагогической реабилитации и социально психологической адаптации с учётом основных особенностей с целью дальнейшей интеграции в общество.

В целом, модель психолого-педагогического сопровождения включает в себя различные формы и методы работы психологической службы:

  • Диагностическое обследование
  • Коррекционно-развивающие занятия (групповые и индивидуальные)
  • Профилактические занятия (совместные с педагогами и другими специалистами)
  • Консультации педагогов и родителей

Диагностика проводится с использованием адаптированных методик ЗабрамнойС.Д, корректурной пробы, теста Векслера(детский вариант – выборочные субтесты) и других

Основные направления диагностики: развитие сенсорное восприятия (цвет, форма, величина), пространственно-временное восприятие, восприятие целостности, исследование уровня развития слуховой и зрительной памяти, способности к обобщению и классификации, умения выделять существенные признаки, исследование объема и продуктивности внимания, понимания причинно-следственных связей. Так же важной формой диагностической работы является наблюдение.

На основе результатов диагностики заполняется бланк диагностического обследования на каждого ребенка.

По результатам диагностики формируются группы детей, нуждающиеся в коррекционно-развивающих занятиях, и составляются рабочие программы по развитию психомоторики и сенсорных процессов, по коррекции познавательной и эмоционально-волевой сфер.

Так же на каждый класс отдельно составляются программы для работы по ФГОС.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся по следующему плану:

1 групповые и индивидуальные коррекционные занятия согласно основному графику занятий,

2 занятия в сенсорной комнате,

3 коррекционно-развивающие занятия по ФГОС.

Первые проводятся с детьми в учебное время, тогда как занятия в сенсорной комнате и по ФГОС проводятся в свободное от учебного процесса время, 2-3 раза в неделю в зависимости от степени тяжести нарушений ребенка или группы детей. Индивидуальные или подгрупповые занятия по ФГОС проводятся с учащимися 1-4 ых классов.

Следует отметить, что на коррекционно-развивающих занятиях активно используются информационно-коммуникационные технологии. Необходимость использования ИКТ в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ – помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.

В этом учебном году по программе «Современная школа» в рамках нац. проекта «образование» было закуплено новое оборудование для кабинетов специалистов. Это и наглядный дидактический материал (комплексы наборов для психолога и дефектолога Инклюзив, раздаточный дидактический материал, стол для пескотерапии и др.) и электронное оборудование (интерактивный стол, имеющий более трехсот развивающих и обучающих программ, планшеты, электронный программно-методический комплекс логопеда Вундеркинд)

С детьми среднего и старшего школьного возраста проводится работа по профилактике девиантного поведения, по социализации детей с РАС, по развитию сенсорной, познавательной и эмоционально-волевой сферы. По профилактике девиантного поведения проводятся беседы и занятия с классами, индивидуальные беседы с детьми, семейные конкурсы поделок и рисунков. Особое внимание уделяется детям с группы риска.

Уже более 5 лет в нашем подразделении ведется работа в сенсорной комнате. Конечно, в первую очередь она рассчитана на детей с ОВЗ младшего школьного возраста.

Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие.

Цель занятий в сенсорной комнате это сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья учащихся с помощью мультисенсорной среды.

Задачи:

  • профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
  • создание положительного эмоционального состояния;
  • формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;
  • облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;
  • формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии;
  • развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом;
  • развитие памяти, речи, воображения.

Важной частью психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении, является консультирование педагогических работников (плановое или по запросам учителей и воспитателей)

Так например, после диагностики - результаты предоставляются учителям, и даются рекомендации - на развитие каких психических процессов следует обратить внимание у конкретного ребенка.

Регулярно проводятся консультации и беседы с родителями (плановые, по запросу), так как индивидуальность ребенка формируется в семье. Поэтому коррекционная работа в образовательном учреждении не может строиться без учета этого фактора.

Нарушение эмоциональных отношений в семье, проблемы в общении оказывают негативное влияние на формирование детской личности и приводит к отрицательным последствиям в развитии ребенка.

Родителям необходимы знания о подходах к воспитанию детей, специфике их поведения, особенностях их психофизического развития и т.п.

Нужно признать, что существуют трудности, влияющие на эффективность работы:

  • «утяжеление» состава детей с особыми образовательными потребностями. Прежде всего, это рост детей с комплексными нарушениями в развитии, аутичным поведением, синдромом Дауна;
  • различный уровень развития и психофизических особенностей обучающихся.

В связи с этим, в начальный период обучения занятия проводятся преимущественно в индивидуальной форме.

Реализация данных мероприятий в перспективе будет способствовать качественному образованию детей с ОВЗ с целью реабилитации и дальнейшей их социализации в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО

Методические разработки программы по психолого-педагогичекому сопровождению участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО...

Выступление "Психолого-педагогическое сопровождение детей с признаками одаренности в условиях ДОУ" (из опыта работы)

Одаренность можно рассматривать с различных позиций. Если придерживаться психофизиологической точки зрения, то надо признать относительную редкость этого явления. С другой стороны, исходя из гуманност...

«Модернизация системы методической работы в рамках реализации здоровьесберегающей деятельности ДОУ в условиях ФГОС». (из опыта работы)

Одной из базовых задач нашего сада на протяжении нескольких лет является здоровьесбережение. Реализация приоритетного направления в развитии ДОУ во многом зависит от качественного методического сопров...

Формы организации психолого-педагогической поддержки социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Презентация к выступлению из опыта работы воспитателя, где представлены различные формы организации психолого-педагогической поддержки социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста....

Система психолого-педагогического сопровождения реализации образовательных программ в условиях ФГОС ДО

Система психолого-педагогического сопровождения реализации образовательных программ в условиях ФГОС ДО     Подготовила пе...

«Инновационные подходы в реализации эколого – краеведческого направления в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» (из опыта работы)

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «в...