Главные вкладки

    Социальный проект "Детство без насилия". Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми в семье.
    проект (старшая группа) на тему

    Власова Елена Владимировна

    Социальный проект "Детство без насилия". Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми в семье.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                      Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

                                                детский сад № 1 «Теремок»

                                              П Р О Е К Т

            Разработчик:

                                                       Социальный педагог Власова Елена Владимировна

    г. Курлово 2014г.

    Полное название проекта: Проект «Детство без насилия»

                                                     МКДОУ д/с № 1 «Теремок» г.Курлово,

                                                     Владимирская область, Гусь-Хрустальный район.

    Автор проекта: социальный педагог Власова  Елена Владимировна.

    Продолжительность проекта: сентябрь 2013г.- ноябрь 2013г.

    Тип проекта: социальный

    Участники проекта: Родители, педагоги ДОУ, дети старшей группы д/с  (5-6 лет).

    Актуальность проекта состоит в том, чтобы, как можно раньше выявить признаки насилия и жестокого обращения в семье.

    Как известно по результатам исследований психологов, насилие - перенесённое в детском возрасте оказывает негативное влияние на психическое развитие ребёнка, нарушает его адаптацию в социуме. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

    Проблема: Недостаточная заинтересованность родителей, нежелание идти на контакт.

    Пояснительная записка:

    Дошкольный период – уникальный в жизни ребёнка, в дошкольном возрасте формируется развитие личности. В то же время, это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от  окружающих его взрослых- родителей и педагогов. Воспитание ребёнка, забота о нём – это сложный многоступенчатый процесс, требующих от родителей  много сил и терпения. По данным европейских и американских исследований, в последние годы количество проявлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами неуклонно растёт. При этом, как показывает статистика, даже в благополучных семьях, где родители любят и заботятся о своих детях, используются недопустимые формы и методы  воспитания как запугивание, лишение ребёнка общения или прогулки и даже телесные наказания. При этом родители осознают и понимают , что этим они нарушают права ребёнка, и как следствие, это может служить причиной  возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребёнка. Более сложное и острое положение ребёнка в семье, там, где родители страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании,  или, если семья испытывает постоянные финансовые трудности.

    Поэтому проблема  насилия и жестокого обращения с детьми в семье состоит не только в том, чтобы провести работу по профилактике, но и изменить отношение родителей в отношении своих детей, вовлечь в диалог, сформировать у родителей мотивацию воспитательной деятельности.  

    Цель проекта:

    • Создать условия в дошкольном образовательном учреждении с использованием правовых и педагогических возможностей для защиты прав ребёнка в семье.

    • Создать условия для родителей  к мотивации воспитательной деятельности.

    Задачи: 

    • Раннее выявление семейного неблагополучия.
    • Осуществление консультативно-профилактической работы среди родителей и педагогических работников.
    • Организация взаимодействия с родителями по вопросам воспитания ребёнка в семье.

    Ожидаемый результат:

    • Повышение правовой и педагогической культуры родителей.
    • Повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников.
    • Создание доверительно-делового контакта с родителями.
    • Повышение уровня родительской компетентности и ответственности перед семьёй, улучшение эмоционального климата в семье.

                                                         

                                                             

     Реализация проекта.

    Этапы проекта

    Содержание работы

    Ответственные

              1 этап подготовительный

    Выявление семей и детей, относящихся к «группе риска»

    Социальный педагог

    Воспитатели

    Составление банка данных о семьях «группы риска»

    Социальный педагог

    Изучение затруднений у родителей в вопросах воспитания

    Социальный педагог

    Воспитатели

    Посещение семьи с целью изучения условий жизни воспитанника.

    Социальный педагог

     

             2 этап

         Основной

    Осуществление систематического контроля  за ребёнком в группе

    (наблюдение за детьми в сюжетно-ролевых играх, при приёме ребёнка в ДОУ визуальный осмотр – синяки, ссадины и т.п.)

    Воспитатели

     Проведение информационных и тематических мероприятий (консультирование, беседы, анкетирование, родительские собрания)

    Социальный педагог

    Воспитатели

    Наглядные формы работы с родителями (уголки для родителей, памятки, буклеты, информационные стенды, публикации на сайте)

    Социальный педагог

    Знакомство с правами (занятия с детьми в старшей группе д/с)

    Социальный педагог

             3 этап

    заключительный

    Анализ результатов (мониторинг, анкетирование), поиск новых путей и эффективных форм взаимодействия педагогов и родителей.

    Социальный педагог

    Педагоги ДОУ

    Заведующая,

    Старший воспитатель.

     

                                                                                                                     

                                                                                                                 Приложение № 1.

    Работа с педагогами:

    Консультации:

    1.«Право на защиту и помощь».

    2. «Знакомимся с Конвенцией ООН».

    3. «Защита прав и достоинств маленького ребёнка».

    Круглый стол:

    1. «Правовая защита детей в семье и ДОУ».

    2. Викторина «Права ребёнка».

    Памятки:

    1.  «Профилактика жестокого обращения с детьми».

    2. «Показатели неблагополучия в семье».

                               Приложение № 2.

    Работа с родителями:

    Консультации:

    1. «Я ребёнок - и я имею права».

    2. «Как нельзя поступать с ребёнком».

    Анкетирование:

    1. «Какие наказания вы применяете по отношению к своему ребёнку?».

    2. «Знаете ли вы права детей».

    Памятки, буклеты:

    1. «Педагогические знания родителям».

    2. «Памятка для родителей по профилактике жестокого обращения  к ребёнку».

    3. «Показатели неблагополучия в семье».

    Родительское собрание:

    1. «Предупреждение насилия над детьми».

    Конкурс рисунка:

    1. Совместное творчество родителей и детей - «Моя семья».

    Работа с детьми:

    1. Занятия в старшей группе  «Знакомство с правами».

    2. Конкурс рисунка «Моя семья».

      « Утверждаю»

    Заведующая д/с № 1 г.Курлово

    __________________В.Н.Соловьёва

                                                                                   П Л А Н

                              Занятий социальной направленности на учебный

                                                                   2013 – 2014 гг.

    СЕНТЯБРЬ

    № п/п

       Программное содержание

    Работа с детьми

    1 декада

     Знакомство с правами. «Право ребёнка на имя, отчество и фамилию».

    Цель: Способствовать осознанию ребёнком своих прав и обязанностей. Закреплять знания о правах детей. Право ребёнка на имя.

    ОД: Конспект занятия.

    Демонстрационный материал «Права детей».

    Свидетельство о рождении.

    Иллюстрированный материал по теме занятия.

    2 декада

    «Конвенция о правах  ребёнка». Право на защиту.

    Цель: Формирование  представлений о содержании международных документов в области прав защиты детей. Знакомство о правах и обязанностях ребёнка.

     

    ОД:  Конспект занятия.

    Карточки по теме – права ребёнка.

    Конституция РФ, Конвенция ООН.

    Семейный кодекс РФ.

    3 декада

    Знакомство с правами. «Право ребёнка на охрану физического здоровья».

    Цель: Продолжение знакомства с правами. Формирование представлений о необходимости заботиться, о своём здоровье.

    ОД: Конспект занятия.

    Демонстрационный материал «Права детей».

    Иллюстрированный материал по теме.

    4 декада

    Знакомство с правами. «Право ребёнка жить и воспитываться в семье».

    Цель: Формирование в детях доброжелательного отношения к родителям, семье, дому. Продолжать знакомить с правами.

    ОД: Конспект занятия.

    Демонстрационный материал «Моя семья».

    Иллюстрированные карточки по теме занятия.

    Чтение художественных произведений.

                                                                 

                                                                     Анкета.

                                                Знаете ли Вы права детей»

    1. Знакомы ли Вы с Конвенцией о правах ребёнка?______________________________

     2. Как Вы познакомились с Конвенцией (нужное подчеркните)

                    * Дома, из средств массовой информации.

                    * В детском саду

                    *Из педагогической литературы

                    * Из других источников

    3. Какие, по Вашему мнению, у ребёнка права в детском саду?____________________

        _______________________________________________________________________

        _______________________________________________________________________

    4. Какие права у ребёнка в семье?____________________________________________

        _______________________________________________________________________

        _______________________________________________________________________

    5. Что Вы можете предложить в качестве контроля над соблюдением прав Ваших  

         детей в детском саду?_____________________________________________________

        ________________________________________________________________________

        ________________________________________________________________________

    6. Нужен ли постоянный представитель по правам ребёнка в дошкольном учреждении

        ________________________________________________________________________

    7. Знаете ли Вы адреса, телефоны организаций (по возможности укажите), куда можно  

        обратиться по вопросам защиты прав ребёнка, попавшего в сложную ситуацию.

                                                                       

                                                                        Анкета

                                  «Какие наказания Вы применяете к своему ребёнку?»

    1. Какое  из видов насилия, по Вашему мнению, является наиболее разрушительным    

        для психики ребёнка?

    • Физическое насилие (преднамеренное нанесение телесных повреждений)
    • Сексуальное насилие
    • Психическое насилие (угрозы, оскорбления, ложь, открытое неприятие и постоянная критика ребёнка).
    • Пренебрежение нуждами ребёнка(отсутствие заботы о ребёнке, что влечёт угрозу его жизни или развитию).
    • Иное________________________________________________________________

         _______________________________________________________________________

    2. За что и почему Вы можете оскорбить и ударить  своего ребёнка?_______________

        _______________________________________________________________________

    3.  Ребёнка можно шлёпнуть, потому что боль невелика, а польза несомненна (да, нет)

        подчеркните.

    4. Что раздражает Вас в своём ребёнке?________________________________________

    5. Можете ли Вы в публичном месте ударить своего ребёнка?_____________________

    6. Чтобы наставить дитя на «путь истинный», применять средства физического

        наказания можно и нужно (да, нет) подчеркните.

    7. Если наказывать, то  как?__________________________________________________

        ________________________________________________________________________

    8. Как  обойтись без унижающих наказаний?____________________________________

        ________________________________________________________________________

    9. Каковы могут быть последствия физического и психологического насилия над  

        детьми?_________________________________________________________________

                  Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

                                                               д/с № 1 г.Курлово

                                                         Памятка для родителей

                                   по профилактике жестокого обращения с детьми.

     Составила: Власова Е.В. – социальный педагог ДОУ.

    Использованная литература: htt//nashaucheba..ru.;  Карабанова О.А. «Психология семейный отношений и основы семейного консультирования»: учебное пособие –М.:Гардарики, 2006г.

    Конвенция ООН о правах детей

    Семейный кодекс РФ

    Уголовный кодекс РФ

    В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится всё более и более актуальной. Что попадает под понятие «жестокое обращение с детьми»?

    Жестоким обращением  с  детьми считают, умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.

    Физическое насилие – нанесение физических повреждений, телесных наказаний, а также вовлечение детей в употребление алкоголя, наркотиков.

    Сексуальное насилие – использование ребёнка для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых, вовлечение в занятия проституцией, в т.ч. используя порнографическую литературу, фотографии, кинофильмы и т.п. с целью извлечения прибыли.

    Психическое(эмоциональное) насилие - отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость(словесные оскорбления, угрозы и т.п.). Поведение, вызывающее у детей страх. Обвинения в адрес ребёнка(брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребёнка, совершение в присутствии ребёнка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п.

    Пренебрежение основными потребностями ребёнка – отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии (невнимание к основным нуждам ребёнка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре).

    В силу своего социального статуса ребёнок находится в зависимости от взрослых и является наилучшим объёктом для проявления низменных человеческих качеств.

    Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика, отвержение, оставление без психологической и моральной поддержки. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья ребёнка последствиям.

    Жестокое обращение с детьми в семьях многим представляется как единичные случаи, и что есть некоторые семьи, относящиеся к группам риска, в которых насилие против детей имеет «естественные» доминирующие специфические особенности характеристик таких семей: плохое экономическое положение, низкий уровень образования родителей,  отклоняющееся и преступное поведение членов семьи, отсутствие одного из родителей, наличие психических заболеваний у членов семьи - но это ошибочное мнение. До сих пор, во многих семьях, физическое наказание рассматривается как хорошее средство педагогического воздействия на «непослушного ребёнка».

    Какую ответственность  предусматривает закон за жестокое обращение

    с детьми?

     

    Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность: За совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136); За преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157).

    Семейный кодекс гласит – Семья, материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства. Он гарантирует: Право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54); Право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56); Лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69); Немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77).

    Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает: Обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6); Защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16); Обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24); Признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27); Защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34); Защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37); Меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39).

    Способы воспитания в семье должны исключать пренебрежительное, жестокое и грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребёнка. Казалось бы, все должны знать, что такое – семья. У семьи есть свои законы, свои правила. Законы создания семьи сложны. Каждый должен быть готов нести ответственность за свои поступки перед человеком, который с нами рядом. Отечеству и обществу нужны крепкие семьи. Дети, знающие материнскую ласку, и отцовский строгий пригляд. Дети, выросшие в любви и воспитанные в доброте.

             Телефоны по которым можно обратиться за помощью

                 Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

                                                           детский сад № 1 г.Курлово

            

       ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕСТОКОГО                      

                                                   ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ.

    СОСТАВИЛА: Власова Е.В. - социальный педагог ДОУ.

    Использованная литература:

    Фарберова Ф. «Обязанности и права родителей по воспитанию детей» д/в № 6 1992г.

    Конвенция о правах детей.

    Семейный Кодекс РФ

    Уголовный кодекс РФ

    Конвенция ООН о правах ребёнка даёт

    определение понятия «жестокое обращение»

    и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

    *Обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребёнка (ст.6);

    *защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16);

    *обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24);                                                                                                

    *признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27);

    *защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34);

    *защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37);

    *меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39);

    Уголовный кодекс РФ предусматривает

    ответственность:

    *за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в

    отношении несовершеннолетних (ст.106-136);

    *за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157);

    Семейный кодекс РФ гарантирует:

    *право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54);

    *право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56);

    *меру «лишение родительских прав»,как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69);

    *немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77).

    Закон РФ «Об образовании»       утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст.5)

     и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или

    воспитанника» (ст.56).

    Закон РФ «О защите прав детей» гласит:

    *жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними Запрещены (ст.14).

                                Факторы риска, которые могут  спровоцировать

                                              жестокое обращение с детьми в семье.

    *Неполные или многодетные семьи, семьи с приёмными детьми, наличием отчимов

      или мачех;

    *Наличие в семье больного алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из

      мест лишения свободы;

    *Безработица или постоянные финансовые трудности;

    *Супружеские конфликты;

    *Низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;

    *Нежеланный ребёнок;

    *Умственные или физические недостатки ребёнка;

    *Трудный ребёнок;

    *Статус беженцев,

     вынужденных переселенцев.

    В случае выявление жестокого отношения к ребёнку со стороны родителей, педагогу следует принять меры по его защите. Побывать у ребёнка дома, посмотреть в каких  условиях он живёт, постараться установить контакты с семьёй.

    Признаки неблагополучия  ребёнка в семье:

    • Ребёнок неухожен, неопрятен, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви (рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру и т.п.).
    • На замечания, по поводу внешнего вида ребёнка родители не

    реагируют.

    1. Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский

    сад в нетрезвом виде.

    1. Ребёнок приходит из дома со следами побоев, и родители не

    могут объяснить происхождения синяков и ссадин.

    1. Родители нигде не работают, не состоят на учёте в центре

    занятости и не имеют постоянного источника дохода.

    1. Ребёнок постоянно проживает у бабушки, родители в детском

    саду не появляются.

       Признаки физического насилия в семье:

    Боязливость ребёнка. Выраженный страх по отношению к взрослому.

    В проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания и т.д. В боязни идти домой.

    В жестоком обращении с животными.

    В проявлении агрессии к более слабым и беззащитным.

    В стремлении скрыть причину травм.

    При выявлении признаков  неблагополучия в семье ребёнка, воспитатели пишут докладную записку на имя заведующего ДОУ с  просьбой поставить семью на учёт, с указанием причин неблагополучия.

           Телефоны, по которым можно обратиться за помощью.

                 Муниципальное казённое дошкольное  образовательное учреждение                

                                                        детский сад № 1 г.Курлово

                                             Показатели неблагополучия семьи

    Составила: Власова Е.В. - социальный педагог ДОУ

    Социально-экономические:

    *Длительная безработица (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства.

    *Длительный статус малообеспеченной семьи и низкий материальный достаток.

    *Расходование имущества, принадлежащего ребёнку, и

    денежных средств(пособий на ребёнка, пенсий по потери

    кормильца и т.д.) не по целевому назначению.

    *Отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.

    *Необеспеченность ребёнка

    сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.

    *Задолженность (больше 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам.

    *Частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.

    Медико-санитарные:

    *Антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами.

    *Отсутствие в доме электричества, отопления.

    *Алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учёт в наркологической клинике или психоневрологическом диспансере.

    *Неухоженность или неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм.

    *Несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребёнка, отсутствие активности родителей, когда речь идёт о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям

    медицинской помощи.

    *Противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребёнка.

    Социально-демографические:

    *Родители имеют статус лиц без определённого места жительства.

    *Устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери(беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребёнка).

    *Выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей.

    *Родители или один из них посещает деструктивную секту.

    *Родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.

    Психолого-педагогические:

    *Полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребёнку.

    *Непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается(обучается) ребёнок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации.

    *Систематическое применение к ребёнку антипедагогических мер воздействия.

    *Насилие и жестокое отношение к ребёнку, пренебрежение его основными интересами и нуждами.

    *Устойчивое уклонение родителей

    от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций.

    *Повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.

    Криминально-аморальные.

    *Постановка родителей на учёт в органах внутренних дел.

    *Нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов.

    *Аморальный и паразитический

    образ жизни родителей (употребление спиртного,

    наркотиков, токсичных веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.),

    вовлечение ребёнка в преступную деятельность и антиобщественное поведение(приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми).

    *Проявление жестокости в семье (к жене, мужу, детям, престарелым родителям) и вне семьи.

    *Наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира.

    *Попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи.

    *Оставление ребёнка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома

    Используемая литература:

    htt://nashaucheba.ru

    Использованная литература:

    Давыдова О.И., Вялкова С.М. «Беседы об ответственности и правах ребёнка» - 2008г.

    Шорыгина Т.А «Беседы о правах ребёнка» - 2011г.

    Нищева Н.В «Мои права: Дошкольникам о правах и обязанностях» демонстрационный материал: - 2009г.

    Иванова Е.А. «Защитим права ребёнка» - журнал Воспитатель № 3 2010г.

    Голицына Н.С., Люзина С.В., Бухарова Е.Е. «ОБЖ для старших дошкольников - 2012г.

    Фесюкова Л.Б. «Моя семья» демонстрационный материал – 2009г.

    Кочетова Е.А. «Правильное питание дошкольников» демонстрационный материал 2009г.

    Иванова Е.А. «Защитим права ребёнка» журнал Воспитатель № 3 2010г.

    Карабанова О.А. «Психология семейных отношений и основы семейного консультирования» учебное пособие – М.: Гардарики 2006г.

    Островская Л.Ф. «Педагогические знания родителям» - 1987г.

    Фарберова Ф.М. «Обязанности и права родителей по воспитанию детей» журнал Дошкольное воспитание № 5-6 1992г.

    «Конвенция ООН о правах ребёнка»  проспект 2008г. Изд.

    «Семейный кодекс РФ» проспект 2012г.изд.

    Доронова Т.Н., Жичкина А.Е., Голубева Л.Г. «Защита прав и достоинств маленького ребёнка: координация усилий семьи и детского сада» - 2003г.

    Доронова Т.Н. «Детский сад и родители: проблемы взаимодействия"  - 2003г.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Советы родителям по профилактике жестокого обращения с детьми в семье

    Простые правила, которые помогут родителям в воспитании ребёнка....

    «Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми»

    Сегодня о насилии и жестоком обращении с детьми сказано и написано очень много статей, книг, проведено исследований, но проблема в нашей стране не только не исчезла, но и приобрела еще большую актуаль...

    Родительское собрание «Профилактика жестокого обращения с детьми в семье»

    Родительское собрание«Профилактика жестокого обращения с детьми в семье»...

    Профилактика жестокого обращения с детьми в семье

    В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю люб...

    ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ. Буклет

    К формам жестокого обращения с детьми относится: физическое, сексуальное насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка и психологическое подавление личности. Последнее происходит практически в кажд...

    Профилактика жестокого обращения с детьми в семье.Буклет

    ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ. Буклет...

    Памятка родителям Профилактика жестокого обращения с детьми в семье

    Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”....