«Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми»
статья на тему

Французова Анна Николаевна

Сегодня о насилии и жестоком обращении с детьми сказано и написано очень много статей, книг, проведено исследований, но проблема в нашей стране не только не исчезла, но и приобрела еще большую актуальность в последние два десятилетия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_nasiliya_i_zhestokogo_obrashcheniya_s_detmi.docx38.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми»

1.Ребёнок должен быть

 защищён от всех форм

 небрежного отношения,

жестокости и эксплуатации

Принцип 9 Декларации прав ребёнка.

 (20 ноября 1959 г.)

2.Дети - будущее любой страны.

Если они живут здоровой жизнью сейчас,

то за страной будет многообещающее будущее.


Участники: социально-психологические службы города.

Ресурсное обеспечение: ноутбук, проектор для демонстрации презентации.

Форма проведения:  доклад

Цель:

Освоение знаний, необходимых для осуществления деятельности в области профилактики физического, морального и психического (эмоционального) насилия над детьми. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для педагогической деятельности.

Задачи:

  1. Актуализировать проблему насилия и жестокого обращения с детьми.
  2. Обосновать психолого-педагогические характеристики феномена насилия в отношении детей. Рассмотреть всевозможные факторы риска, формы, способы выявления случаев жестокого обращения с ребенком.
  3. Проанализировать современное состояние и нормативно-правовое обеспечение процесса профилактики насилия в отношении детей.

План проведения:

«Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми»:

  1. Вступительное слово.
  2. Доклад по теме «Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми: теоретический аспект» (Психолого-педагогические характеристики феномена насилия в отношении детей. Виды насилия. Последствия пережитого насилия).
  3. «Социально-правовые основы защиты детей от насилия».
  4. Рекомендации для педагогов по выявленному факту насилия над ребенком.

«Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми»

1. Вступительное слово  (Актуальность):

Сегодня о насилии и жестоком обращении с детьми сказано и написано очень много статей, книг, проведено исследований, но проблема в нашей стране не только не исчезла, но и приобрела еще большую актуальность в последние два десятилетия.

Пугает скорость распространения среди детей наркомании, алкоголизма, агрессии, насилия, в том числе поражает увеличение количества случаев сексуального насилия между подростками, применения оружия (ножей, заточек и т.п.), использования бит, стальных прутов и прочего «инвентаря» при выяснении отношений друг с другом. А уж о девичьих «разборках» между собой с фиксацией событий на камеру телефона мы говорить даже привыкли и это не вызывает у слушателей практически никаких эмоций. Что происходит с детьми? Уже давно не секрет, что у истоков асоциального поведения детей стоят проблемы насилия и жесткого обращения с ребенком. Испытав на себе те или иные элементы насилия (чаще всего от людей, которые считались самыми близкими), ребенок, как правило, становится либо подавленным и неспособным занять в жизни активную созидательную позицию, либо агрессивным, озлобленным на окружающий мир. А если добавить к этому ежедневные потоки агрессивной информации, льющейся на детей с экранов ТВ и Интернета, то удивляться бесчувственности и сформировавшемуся спокойному отношению к насилию, как к некой норме жизни у подавляющей части детей не приходится.

Ребёнку легко причинить вред. Большую роль в распространении жестокости к детям неосведомлённость родителей или лиц их заменяющих, о том, какие меры воздействия недопустимы по отношению к ребёнку, непонимание, что не каждое наказание идёт ему на пользу. Немаловажное значение имеет и низкая  правовая культура, недостаточные  знания законодательных норм, охраняющих права ребёнка и гарантирующих наказание насильников. В том числе нарушение основных прав человека и ребёнка.

Никто и представить не мог, что насилие и жестокое обращение примет характер социальной эпидемии. Сегодня ребенок не может чувствовать себя безопасно ни дома, ни по дороге в школу, либо на улице, ни в школе и т.д. Трудно даже представить, в каком кошмаре живут многие дети: боль, унижение, страхи, стресс, депрессия, мысли о смерти и т.д.

Решать проблему нужно как можно быстрее. Решение возможно только при организации серьезной, целенаправленной, системной работы профессионалов, хорошо понимающих ее специфику. Работы с семьей, с несовершеннолетними, с молодежью, с педагогами, с осужденными, с будущими родителями, в трудовых коллективах, в сельских поселениях и т.д. Одним словом – всем обществом со всем обществом!

2. «Психолого-педагогические характеристики феномена насилия в отношении детей» (Приложение 1)

Чтобы справится с проблемой, оказать помощь детям и в перспективе всему обществу, необходимо знать о насилии, жестоком обращении, а самое главное,  как помочь и предотвратить,  как можно больше.

Перефразировав известное выражение - проблему нужно знать в лицо -давайте разберемся, что такое насилие и чем оно отличается от жестокого обращения.

«Жестокое обращение с несовершеннолетними» является понятием сравнительно новым. Конкретное юридическое понятие впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 году. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось.

Разъяснение этого понятия для семейного, но не для уголовного права было дано в пункте 14 постановления № 9 Пленума Верховного Суда СССР[1] и без существенных изменений воспроизведено через 20 лет[2]. Из этих разъяснений следует, что под «жестоким обращением с детьми» понимаются такие насильственные действия, которые нарушают права ребенка, но еще не являются уголовно наказуемыми.

В практике жестокое обращение с несовершеннолетними распространено очень широко. Жестокое обращение с детьми – это многоаспектная уголовно-правовая проблема, которой в теории уголовного права уделяется относительно слабое внимание, сама проблема нуждается в разработке.

Жестокое обращение, в трактовке уголовного кодекса – это, прежде всего, физическое или психическое насилие, применяемое в отношении несовершеннолетнего (нанесение побоев, умышленное причинение легкого вреда здоровью, совершенное без хулиганских побуждений, связывание, систематические угрозы причинения вреда здоровью, сексуальные домогательства и т.п.), издевательство над его личностью (лишение пищи, тепла, воды). Жестокое обращение с детьми может проявляться и в применении к несовершеннолетним недопустимых способов воспитания (грубое, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатация детей).

Таким образом, жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей / лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка.

Насилие трактуется как физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающим его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности.

В психологии более частое применение находят синоним термина «жестокость» -«агрессия», «деспотизм». 

В русском языке есть и другие синонимы слову «жестокость»:

немилосердный, безжалостный, немилостивый, не знающий сожаления, сочувствия, безмерно строгий, суровый, тяжкий, мучительный, невыносимый, неодолимо грозный, неумолимый и др.

Жестокость предполагает нанесение одним человеком другому человеку или иному живому существу страданий, вреда, ущерба, выражающихся в действии и бездействии, в словах, в психологическом воздействии и т.д. проявление жестокости могут быть:

  • преднамеренными или импульсивными,
  • сознательными или неосознанными.

    Используемый в психологической литературе термин «агрессия» трактуется как:

  • вид поведения, приносящий вред другому существу
  • намерение с целью нанесения вреда
  • демонстрация превосходства в силе или применение силы по отношению к другому человеку

    Однако определение агрессии не является исчерпывающим для описания всех граней такого многостороннего явления как жестокость. Тем более  что ряд исследований позволяет выделить разные, порой несовместимые, стороны жестокости.

Исследования, проводимые в течение последнего десятилетия, показывают, что насилие по отношению к детям совершается всё более открыто, нагло и беззастенчиво, приобретает всё более изощренные формы.

При диагностике состояния ребенка – жертвы насилия, нужно уметь распознавать явные и скрытые маркеры насилия и понимать, что это явление многоаспектно.  

Явное или скрытое, а так же косвенное насилие определяется в зависимости от стратегии поведения обидчика. К скрытому насилию можно отнести и большую часть негативного психологического воздействия, например, изоляция от социума, бойкот, стигамтизация и т.д. Скрытое насилие трудно распознать.

Для выявления и доказательства требуется не только время, но и знание

специалистами признаков скрытого насилия.

К косвенному насилию можно отнести те случаи, когда ребенок становится свидетелем насилия.

Происходящее в настоящем или случившееся в прошлом. Насилие, совершающееся над ребенком в настоящее время достаточно легко распознать. Синяки, ссадины, царапины, отеки, ожоги и другие физические маркеры распознаются без труда, если не скрыты под одеждой. Известны случаи, когда лишь на уроках физкультуры и плавания обнаруживаются следы от побоев ремнем, скакалками по всему телу. Труднее всего понять и сопоставить, что поведение ребенка в настоящее время является асоциальным, потому что причиной этому является насилие, совершенное над ним гораздо раньше. Это как раз тот случай, когда при распознавании причин асоциального (девиантного, адиктивного) поведения, ребенок автоматически переходит из категории «трудный ребенок» в категорию «ребенок, которому трудно». Как следствие меняется отношение педагогов (взрослых) к таким детям, меняются подходы и психолого-педагогические технологии. Обозначить проблему и помочь скорректировать поведение такому ребенку может только подготовленный специалист – педагог-психолог, врач-психиатр, психотерапевт.

Единичное или множественное, длящееся долгие годы. Единичное насилие, как правило, вызывает у ребенка протест, обиду. Множественное, длящееся годами насилие приводит к формированию двух психологических (психопатических) видов: ребенок-жертва и ребенок-агрессор.

По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со стороны родственников, в школе – со стороны педагогов или сверстников, на улице – со стороны детей или незнакомых взрослых, в иных местах (подъездах, детских оздоровительных лагерях, спортивных залах и т.п.)– со стороны посторонних знакомых и незнакомых лиц.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми или насилия над детьми: физическое, сексуальное, психологическое насилие, моральная жестокость (пренебрежение основными физическими и социально-психологическими нуждами ребёнка).

Педагоги самостоятельно изучают материал (Приложение 3. таб.№1)

Ребенок-жертва страдает одновременно от нескольких форм насилия, то есть переживает «много форм насилия сразу».

Научными исследованиями установлено, что насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье.  Ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями, для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство. Более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.

Естественно, при изучении причин жестокого обращения с детьми, необходимо изучать совокупность всех существующих  факторов, а не одну причину, лежащую на поверхности.

Насилие существует в подавляющем большинстве детских организаций. Для удобства изложения используем термин «школьное насилие», но рассматривать его необходимо в контексте всех видов организаций и учреждений для детей системы образования, социальной защиты, здравоохранения: школ, детских домов, СРЦ, приютов и т.д.

Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или педагогами по отношению к ученикам (воспитанникам) или – что стало появляться в современном обществе все чаще – учениками (воспитанниками) по отношению к педагогу. Насилие в организациях для детей подразделяется на: психологическое, физическое, сексуальное (встречается редко и в основном в учреждениях для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, в детских колониях. Случаи тщательно скрываются ответственными лицами), моральное (встречается в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

(Приложение 3. табл. № 2. Виды и формы школьного насилия)

Кто может стать жертвой школьного насилия?  (Приложение 1)

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но все виды жестокости объединяет одно – ущерб для физического и/или психического здоровья ребёнка (вплоть до опасности для жизни).

Следствиями физического насилия являются травмы, переломы, долговременные нарушения работы внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется длительное время, чтобы залечить эти повреждения, но ещё больше времени и усилий требуется, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от насилия.

Социальные последствия жестокого обращения (насилия) с детьми невозможно оценить ни с морально – этической, ни с финансово – экономической точек зрения.

Именно поэтому к профилактике насилия нужно относиться профессионально, серьезно и ответственно. Без помощи педагогов-психологов выстроить профилактическую работу с детьми на должном уровне крайне сложно как в учреждении образования или социальной защиты, так и в семье. Чтобы строить профилактику насилия, нужно знать, какие условия в современном обществе способствуют существованию этого явления. (Приложение 1)

Работая с детьми группы риска невозможно оказать полноценную коррекционную и реабилитационную помощь без учета факторов риска применения насилия к ребенку. Большая часть этих факторов связана с особенностями семьи в целом, здоровьем родителей, с личностными и характерологическими особенностями родителей, а также с родительскими установками.

Для оказания детям эффективной помощи, необходимо более детально проговорить о ближайших и отдаленных во времени последствиях пережитого насилия.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, кровоизлияние в глазные яблоки, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых сильно трясут. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид насилия. Эти реакции могут проявляться в виде ответной агрессии, возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка:

Возраст 0-6 месяцев: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы, редкая улыбка в возрасте 3-6 месяцев.

Возраст 6 месяцев – 1,5 года: боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, постоянная беспричинная настороженность, плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль, испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.

Возраст 1,5 – 3 года: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.

Возраст 3 года – 6 лет: примирение со случившимся, отсутствие сопротивления, пассивная реакция на боль, болезненное отношение к замечаниям, критике, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых), негативизм, агрессивность, лживость, воровство, появляется жестокость по отношению к животным;

Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы.

Подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, делинквентное поведение, употребления алкоголя, наркотиков.

Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувство одиночества, в нарушениях сна. При выявлении четырех и более признаков депрессии необходимо незамедлительно обратится за помощью к врачу-психиатру.

Признаки депрессии у детей и подростков. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства. Предотвращение детских суицидов также является неотъемлемой частью системы профилактики, как и профилактика жестокого обращения с детьми. Педагогам, родителям (законным представителям) необходимо знать признаки изменений в поведении, связанные с суицидальными намерениями ребенка и рассматривать проблему комплексно[3].  

3.«Социально-правовые основы защиты детей от насилия». (Приложение 1)

Российская Федерация ратифицировала целый ряд международных соглашений, предусматривающих борьбу с семейным насилием в различных его формах и проявлениях. К их числу относятся подписанная в 1989 году «Конвенция о правах ребенка» и другие международно-правовые акты.

Ряд статей указанной выше Конвенции о правах ребёнка прямо указывает на недопустимость всех форм жестокого обращения с детьми, так в статье 19.1 говорится: «Государства – участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребёнке».

Согласно статье 34 государства-участники обязуются защищать ребёнка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

Защитить ребенка от насилия, в том числе от повторного, предупредить жестокое обращение, наказать насильника помогают существующие законодательные нормы. Правовые нормы, направленные на защиту детей от насилия и пренебрежения, включены в следующие законодательные акты:

— Уголовный кодекс РФ (УК от 13.06.96, №63-ФЗ),

— Уголовно-процессуальный кодекс (УПК от 18.12.01 №174-ФЗ),

— Семейный кодекс РФ (СК от 29.12.95 «223-ФЗ),

— Законы РФ о социальных гарантиях прав граждан, включая несовершеннолетних;

— Закон РФ об образовании (от 10.07.92 №3266-1).

В Уголовном кодексе предусмотрена ответственность за убийство (ст.102,103,106); причинение ущерба  здоровью; нанесение телесных повреждений различной степени тяжести (ст.108,109,112); истязание (ст.113); заражение венерической болезнью или СПИДом (ст.115); доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения лицом, от которого он находится в служебной зависимости (ст.210); вовлечение несовершеннолетнего в немедицинское потребление лекарственных и иных средств, не являющихся наркотическими, влекущих одурманивание (ст.210); склонение к употреблению наркотических средств (ст.224) и т.д.

Уголовный кодекс позволяет привлечь к ответственности родителей или лиц, их заменяющих, за пренебрежение интересами ребёнка в тех случаях, когда это повлекло или могло повлечь за собой тяжёлые последствия: ст.106 УК предусматривает ответственность за неосторожное убийство, ст.124 – использование «опеки в корыстных целях или оставление подопечных без надзора и необходимой помощи». Закон позволяет также защитить ребенка от действий, наносящих ущерб его нравственному здоровью. Так, уголовно наказуемыми деяниями являются: вовлечение несовершеннолетнего в пьянство, преступную деятельность, занятие попрошайничеством, проституцией, азартными играми, использование детей для целей паразитического существования (ст.210 УК).

Таким образом, действующий Уголовный кодекс РФ позволяет наказывать виновных в жестоком обращении с детьми и в пренебрежении их интересами, если эти действия или бездействие представляли опасность для жизни ребёнка.  (Приложение 3. табл.№3)

Однако во многих случаях этого не происходит. Такая практика в значительной мере объясняется недостаточным знанием Уголовно-процессуального кодекса РФ и пренебрежением Уголовно-процессуальным кодексом РФ родителями и должностными лицами, призванными защитить интересы ребенка.

УПК РФ гарантирует установление истины в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства, защищает интересы потерпевшего.

В Семейном кодексе определены основы правовой защиты от насилия в семье. В этой связи установлено, что способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей (ст. 65).

Статья 59 предусматривает лишение родительских прав тех родителей, которые ненадлежащим образом выполняют свои обязанности, являются хроническими алкоголиками или наркоманами. Допускается также досудебное, немедленное «отобрание» ребёнка у родителей, в случаях непосредственной угрозы его жизни и здоровью в семье (ст.77).

Кодекс подробно регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов.

С целью обеспечения прав и интересов детей в семье в Кодексе последовательно проводится идея равенства прав обоих родителей, независимо от того, проживают ли они с ребёнком или нет (ст.61, 63-66, 69 и др.).

Обеспечить достижение защитных и профилактических целей во многом призвана существующая законодательная база социальной работы, а именно, принятые на федеральном уровне законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», ряд постановлений Правительства РФ и нормативных актов, гарантирующих их выполнение.

Профилактике насилия посвящена ст. 53 Закона об образовании, согласно которой к педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие судимость за определённые преступления.

Итак, в РФ, как и в других странах, для защиты прав и законных интересов детей используются два механизма: гражданско-правовой и уголовно-правовой. Нормы семейного  права применяются в тех случаях, когда в действиях родителей не содержится признаков состава какого-либо преступления.

Однако ориентация только на перечисленные меры приводит к тому, что помощь жертвам оказывается лишь тогда, когда насилие уже повлекло тяжелые последствия и сохранить семью невозможно. Ни законодательство, ни общественное мнение не обеспечивают в полной мере защиты детей от физического и, особенно, психологического вреда со стороны взрослых. При этом родители нередко осознают, а иногда и не осознают то, что они жестоко обращаются с ребёнком. Все это делает императивные воздействия малоэффективными, а прямую агитацию – безадресной и ставит на первое место задачу осознания указанной проблемы как лицами, вовлечёнными в насилие, так и общественностью.

Естественно, что в РФ необходимо искать иные меры, направленные на проведение работы на начальных этапах зарождения кризиса семьи. Но, к сожалению, в российском законодательстве отсутствуют основания для осуществления данных в недобровольном (обязательном) порядке, на этапе возникновения проблемы домашнего насилия над ребёнком. (Приложение 3. табл. №3

3. Рекомендации для педагогов по выявленному факту насилия над ребенком (Приложение 4)

 

Список литературы

  1. Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. – СПб.,: Речь, 2006.
  2. Баева И.А. Концепция психологической безопасности образовательной среды. – СПб.: Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 2007.
  3. Баева И.А. Общепсихологические категории в пространстве образовательной среды: Монография. – М.: МГППУ, 2008.
  4. Бреева Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России. – М.: Дашков и К, 2004.
  5. Волкова Е.Н., Балашова Т.Н.Защита детей от насилия и жестокого обращения.Рабочая книга – Н.Новогород,«Папирус», 2004.
  6. Галстян М.Н. Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми: теоретический аспект. Выпуск 1. Иркутск: ЦПРК, 2016. – с. 43
  7. Голик А.Н. Социальная психология сиротства. – М.: Феникс, 2004.
  8. Донцов Д.А. Экономические основы социальной работы. Уч.-метод. пособие. – М.: МГПУ, 2006.
  9. Донцов Д.А. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Уч.-метод. пособие. – М.: МГПУ, 2006.
  10. Донцов Д.А., Ерёмина Л.Ю., Орлова И.Н. Правовые и технологические аспекты социальной работы с мигрантами, на примере социальной работы с детьми беженцев // Информационный бюллетень МГППУ Экспертиза психологической безопасности образовательной среды № 4. – М.: Экон-Ииформ, 2009.
  11. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. – М.: Академия, 2003.
  12. Нормативно-правовые основы профилактики беспризорности и безнадзорности детей: Сборник нормативных актов РФ. – М., 2003.
  13. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Под ред. И.А. Баевой. – СПб.: Речь, 2006.
  14. Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника / В кн. Безопасность образовательной среды: Сб. статей. Ч. 1. – М.: Экон-Информ, 2008.
  15. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И., Олиференко Л.Я., Иванова Н.А. Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. – М.: Дом, 1993.
  16. Соколова М.А. Правовые аспекты социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: МГУС, 2006.

 Журнал «воспитание школьников» №9 / 2000 г., № 6 / 2001 г., «воспитание школьников» № 2 / 20


[1] Пленум Верховного Суда СССР от 7 декабря 1979 года «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»

[2] Пункт 11 постановления № 10 Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая1998 года. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»

[3] Методические материалы единого Педагогического совета ГБУ ЦПРК  от 01.05.2016г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Детство без насилия". Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми в семье.

Социальный проект "Детство без насилия". Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми в семье....

Профилактика и предотвращение жестокого обращения с детьми.

Дети, особенно дошкольного возраста, нередко страдают от жестокого обращения со стороны взрослых или становятся свидетелями насилия в семье. Результатом являются психологические и физические травмы, в...

Буклет "Профилактика семейного насилия, жестокого обращения с детьми"

Буклет "Профилактика семейного насилия, жестокого обращения с детьми"...

Профилактика по предотвращению жестокого обращения с детьми

для родителей ( законных представителей)...

Тренинг для родителей в детском саду «Предупреждение насилия и жестокого обращения с детьми».

Данный тренинг посвящен проблемам по предупреждению насилия и жестокости в семье и детском коллективе....

Профилактика и выявление жестокого обращения с детьми .

С целью выявления насилия в отношении ребенка, а также для профилактики физического и психологического насилия детей, обеспечения всесторонней правовой защиты специалистом необходимо знать:какие формы...