Направления работы учителя-логопеда на логопункте ДОУ
статья (старшая группа) по теме

Бышкина Светлана Валерьевна

- развитие мелкой и артикуляционной моторики,

- коррекция и развитие произносительной стороны речи,

- формирование навыков фонематического слуха и звукового анализа,

- развитие импрессивной и экспрессивной речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Министерством образования Российской Федерации определены подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции  ООН «О правах ребенка», Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования. Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, которые нацелены на создание адекватных педагогических условий.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка в период дошкольного детства независимо от его особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья. В связи с увеличением количества детей с тяжелыми нарушениями речи становится актуальной проблема создания условия для усвоения общеобразовательной программы детьми данной категории.

В МБДОУ комбинированного вида №539 осуществляется коррекция нарушений речи в условиях логопедического пункта. В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи), возникла необходимость адаптировать программы по коррекции данных нарушений в условиях логопедического пункта.

Детей с речевыми нарушениями можно считать группой педагогического риска, так как их особенности развития затрудняют формирование готовности к школьному обучению. Проявления тяжелого нарушения речи значительно затрудняют полноценное и своевременное усвоение детьми таких образовательных областей, как социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие.  Воспитанники с нарушениями речи нуждаются в особой организации коррекционно-развивающего процесса, содержание и формы которого должны учитывать возможности данного контингента детей.

Основная цель рабочей программы – организация эффективных условий, обеспечивающих формирование у воспитанников с речевыми нарушениями полноценной структуры речевой деятельности.

Рабочая программа разработана на основе программ:

1) Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа, подготовительная группа). Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 2004.

2) Программа коррекционного обучения и воспитание детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1989.

3) Программа коррекционного обучения и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1991.

Цель реализуется посредством решения задач в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования:

- обогащение активного словарного запаса,

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи,

- развитие звуковой и интонационной культуры речи,

- развитие фонематического слуха,

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

        В проводимой коррекционной работе можно выделить следующие направления: коррекция и развитие произносительной стороны речи, формирование фонематических процессов, развитие импрессивной и экспрессивной речи, развитие связной речи.

        Так, коррекция звукопроизношения подразделяется на этапы: постановка отсутствующих звуков и звуков, артикуляция которых искажена, автоматизация соответствующих звуков, дифференциация звуков, смешиваемых на слух и в произношении. Также развитие произносительной стороны речи подразумевает работу по развитию речевого дыхания, формированию длительного речевого выдоха (до 5 – 6 слов), нормализации темпа и ритма речи, формированию представлений об основных видах интонации (повествование, восклицание, вопрос).

        Фонематические процессы формируются при последовательном и систематическом выполнении специальных упражнений, направленных на различение оппозиционных звуков («Поймай звук» в речевом материале различной степени сложности, повторение «слоговых цепочек» - рядов со звуками, близкими по звучанию и артикуляции). В наглядно-действенном, а затем и в умственном плане, идет формирование навыков звукового анализа и синтеза (выделение первого и последнего звука в слове, второго, третьего и т.д., определение последовательности и количества звуков в слове, места заданного звука – начало, середина или конец слова). Слоговая структура слова уточняется посредством привлечения внимания ребенка к звуко-слоговому составу слова и предварительным развитием пространственных представлений.

        Развитие импрессивной речи осуществляется в процессе работы на материале номинативной и предикативной лексики, пространственных наречий, инверсионных конструкций и «конфликтных» картинок. Понимание предложений закрепляется при выполнении двух – трех действий в одной просьбе, исправлении и завершении предложений.

        Совершенствование экспрессивной речи включает формирование навыков словоизменения и словообразования. Дети учатся правильно употреблять существительные единственного и множественного числа в различных падежах, преобразовывать единственное число во множественное (игра «Один – много»). Предметная деятельность помогает закрепить употребление предлогов («Откуда ты достал карандаш? – Из-под коробки»), а игра «Назови ласково» - образование уменьшительной формы существительных.

        Для развития связной речи осуществляется работа над рассказом, пересказом с опорой на картинный план или пиктограммы с постановкой задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем.

Таким образом, коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений речи; освоение детьми Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

С целью выявления положительной динамики речевого развития проводились обследования речи детей. Оценка результатов обследования речи проводилась по материалам Быховской А.М., Казовой Н.А. «Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР». Анализ результатов диагностики за 2012 – 2013 уч. год показывает улучшение показателей развития речи по всем параметрам.  

Количество детей с высоким уровнем речевого развития увеличилось с 16,6% до 43,3%%;  с средне-высоким уровнем – с 10% до 16,6%; понизилось  число дошкольников со средним уровнем речевого развития с 96,6% до 33,3%, с низким уровнем – с 10% до 6,6%.

        Об эффективности проведенной логопедической коррекции свидетельствует изменение процентного соотношения уровней речевого развития, выявленное на начальном этапе работы и в конце учебного года.

        Так, работа учителя-логопеда в 2012 – 2013 учебном году была направлена на комплексное развитие речи дошкольников. Таким образом, целенаправленное решение поставленных задач способствовало наиболее полному преодолению нарушений речи у дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда в условиях логопункта.

Данный материал будет интересен молодым , начинающим логопедам ДОУ. Информация  о том, что важным в  образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы ,которая направл...

План профилактической работы учителя-логопеда с детьми логопункта МДОУ

План профилактической работы учителя-логопеда с детьми МДОУ...

"Работа учителя-логопеда ДОУ на логопункте для детей с ФНР (НПОЗ)"

Работа учителя-логопеда ДОУ на логопункте для детей с ФНР (НПОЗ)   Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Наше время научно- технического прогресса треб...

Презентация " Логопункт.Направление работы учителя логопеда"

Направление работы учителя-логопеда. Этапы коррекционной работы.Задачи логопункта и категории воспитанников подлежащих к зачислению на логопункт....

Использование нейромеханизмов в работе учителя- логопеда в условиях логопункта как здоровьесберегающая технология

Система работы / Перспективное планирование на учебный год  подготовила: учитель- логопед Васильева И.Н.  2023-2024 гг.месяцСенсорно- интегративная артикуляционная гимнастика( Обяз...

Использование нейромеханизмов в работе учителя- логопеда в условиях логопункта

В данном пособии я хотела бы поделиться апробированной системой работы учителя- логопеда по использованию нейроподхода в коррекции речевых нарушений старших дошкольников в условиях логопункта...