"Работа учителя-логопеда ДОУ на логопункте для детей с ФНР (НПОЗ)"
статья по логопедии

 

Работа учителя-логопеда ДОУ на логопункте для детей с ФНР (НПОЗ)

 

  Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Наше время научно- технического прогресса требует от человека не только богатых знаний, рационального творческого мышления, но и способности четко и образно сформулировать мысли, а также грамотного письма.

  Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служили камнем преткновения в карьере людей, ломали их судьбы, причиняли массу отрицательных эмоций, тогда как грамотная письменная речь всегда являлась залогом успешного продвижения в жизни.

Столь же отрицательную роль играет в жизни и нарушение произносительной стороны речи. Поэтому одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является предупреждение речевой патологии, ее устранение, всестороннее развитие речи и подготовка детей к школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Соловьева Светлана Александровна,

Учитель-логопед ГБДОУ № 92

Г. Санкт-Петербурга

Работа учителя-логопеда ДОУ на логопункте для детей с ФНР (НПОЗ)

  Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Наше время научно- технического прогресса требует от человека не только богатых знаний, рационального творческого мышления, но и способности четко и образно сформулировать мысли, а также грамотного письма.

  Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служили камнем преткновения в карьере людей, ломали их судьбы, причиняли массу отрицательных эмоций, тогда как грамотная письменная речь всегда являлась залогом успешного продвижения в жизни.

Столь же отрицательную роль играет в жизни и нарушение произносительной стороны речи. Поэтому одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является предупреждение речевой патологии, ее устранение, всестороннее развитие речи и подготовка детей к школе.

Программа начальных классов сложна и объемна, не умеющему читать ребенку трудно осваивать ее курс, умеющие читать дети легче вписываются в процесс обучения. Современное положение дел свидетельствует о том, что у многих учащихся начальных классов в той или иной степени нарушены процессы формирования письма и чтения. Процесс овладения чтением и письмом трудоемкий, включающий в себя несколько этапов.

Для овладения письменной речью существенное значение имеет степень сформированности фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи. Недостатки звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития речи находят более или менее отчетливое выражение в письме, что приобретает иногда характер хронических ошибок.

Не случайно в раздел «Развитие речи» «Программы воспитания и обучения ребенка в детском саду»,программы «Детство» и др., рассчитанных на нормально говорящих детей, включены задачи развития фонематического слуха, навыков звуко-слогового анализа и синтеза, фонематических представлений.

 Умение слушать и выделять звуки, определять их порядок и последовательность предупреждают многие трудности обучения чтению и письму.

У меня в группе ФНР(НПОЗ) занимаются дети 5-7 летнего возраста. Все они в скором будущем – школьники.

ФНР – наиболее легкое нарушение речи, предполагающее недоразвитие звукопроизносительной стороны. Но отсутствие, искажение, замена звуков – это то, что лежит на поверхности и что легко выявляется при первичном обследовании речи во время комплектования группы ФНР( НПОЗ).

Когда же я начинаю работу с группой с более углубленного обследования, то зачастую выявляю не только нарушение звукопроизношения, но и нарушение звуко-слоговой структуры слова, просодики и негрубые отклонения в сформированности фонематического слуха. В процессе развития логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р.Е. Левина, Р.М. Боскис, Н.Х. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия) было выявлено, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.

Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.

Уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находятся в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия и от того, является ли это недоразвитие первичным или вторичным (Л.Ф. Смирнова).

При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.

  У детей группы ФНР если имеется недоразвитие фонематического восприятия, то чаще оно является вторичным и наблюдается при нарушениях речевых кинестезий, имеющих место при анатомических, двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизнесительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет значение и низкая познавательная активность ребенка, и ослабленное произвольное внимание.

 В фонетико-фонематическом развитии детей группы ФНР выявляется в основном недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно.

  Но иногда бывают случаи, когда ребенок может искаженно произносить 2-4 звука, а на слух не различать большее их число, причем из разных групп.  Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать более глубокое недоразвитие фонематических процессов.

Задачи коррекционного обучения.

 Очевидно, что ведущей задачей логопеда при подготовке детей к школе становится предупреждение нарушения письма и чтения, которое может выражаться в искажении звуко-слоговой структуры слова: заменах, перестановках, пропусках, добавлениях букв и слогов, раздельном написании частей слова и слитном написании двух слов т.д.

  Реализуется эта задача на занятиях по совершенствованию навыков звуко-слогового анализа и синтеза и обучения грамоте.

  Эта большая ведущая задача дробится на несколько конкретных задач.

  1. Чтобы обеспечить правильную, прочную связь между звуком и буквой необходимо, прежде всего, достичь четкого произношения всех звуков. Специальными логопедическими приемами надо исправить произношение звуков, уточнить артикуляцию имеющихся звуков.
  2. Развивать фонематическое восприятие, умение дифференцировать поставленные или уточненные в произношении, отличающиеся тонкими акустико-артикуляционными признаками, на слух и в произношении звуки. Развивать слуховую память, фонематические представления.
  3. Сформировать у ребенка навыки звуко-слогового анализа и синтеза с опорой на четкие кинетические и слуховые ощущения. На важность этой задачи, а также на то, что без ее выполнения невозможно обучить грамоте, указывали следующие исследователи: Егоров Т.Г., Левина Р.Е., Каше Г.А., Ястребова А.В., Спирова Л.Ф. и другие. Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, кроме всего перечисленного, необходимо еще научить и следующему:
  4. Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные.
  5. Уметь членить слова на слоги, а слоги на звуки.
  6. Уметь объединять звуки в слоги, а слоги в слова.
  7. Уметь определять последовательность звуков в слове.
  8. Уметь членить предложения на слова. Коррекционное обучение предусматривает также определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены на данном возрастном этапе. Для этого необходимо выполнение следующих задач, которое происходит на материале правильного произношения звуков.
  9. Развитие внимания к морфологическому составу слов и сочетаний их в предложении.
  10.  Воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные предложения, употреблять их в речи.
  11. Развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой – либо коррекционной задачи:
  12. Развитие словаря детей путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов.
  13. Развитие мышления, произвольного внимания и памяти.

Итак, прежде чем учить буквы, ребенку следует овладеть:

  • делением речевого потока на предложения
  • предложения- на слова
  • слов – на слоги и звуки, причем последние должны отчетливо восприниматься на слух и не смешиваться между собой. Такая деятельность (речевой анализ) подготовит дошкольника к правильному письму.  В свою очередь без синтеза, т.е. объединения звуков в слоги и слова, а слов в предложения, невозможен процесс грамотного чтения.

Если шестилетний ребенок неправильно произносит звуки речи, то связь, возникшая в его сознании между звуком и буквой – недостаточно четкая и однозначная. Вследствие этого задерживается узнавание и написание соответствующих букв. Ознакомление со звуковой стороной слова и формирующееся в результате него умение «слышать» в слове отдельные звуки, ударение, вычленять слоги помогает осваивать правильное звукопроизношение, произвольно управлять артикуляционном аппаратом. «От того, как  ребенку будет открыта звуковая деятельность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка -  грамматики и связанной с ней орфографии»[1]

  Работу по устранению дефектов речи начинаю с обследования всех ее сторон

   На основании полученных данных осуществляю комплектование групп на Iи II полугодия.

  В группу на I полугодие в основном включаю детей подготовительной к школе группы, но при этом учитываю и тяжесть речевых нарушений.

  Если у ребенка незначительное искажение произношения звуков или недостаточная их автоматизация, то стараюсь поскорее добиться у них чистой речи и осуществить их выпуск из группы.

  В первую очередь беру на занятия также тех детей, у которых звукопроизношение нарушено вследствие отклонений в анатомическом строении артикулярного аппарата, и тех, у кого в результате углубленного обследования выявлены нарушения в состоянии фонематического слуха, звуко - слоговой структуры, так как очевидной становится вероятность продления срока пребывания в группе. Довожу до сведения родителей и воспитателей.

Те дети, которые зачислены в группу на IIполугодие, не остаются без внимания логопеда. Им даются комплексы артикуляционных гимнастик, для родителей в уголке логопеда вывешиваются темы и задания подгрупповых занятий, начиная со второй половины сентября.

  Дети пребывают в группе ФНР полгода. В течение этого периода проводятся индивидуальные занятия и подгрупповые занятия. В подгруппы подбираются дети со сходными нарушениями произношения. Постановка звука проводится только индивидуально.

Осуществляю коррекционное обучение детей с учетом закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме.


[1] Д.Б. Эльконин, «Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников», М., 1962


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План коррекционной работы учителя-логопеда в старшей логопедической группе для детей с ОНР.

Данные материалы по планированию разработаны учителем-логопедом МДОУ № д/с Мячиной Ниной Николаевной (высшая квалификационная категория). В представленном планировании обобщен и систематизирован...

План коррекционной работы учителя-логопеда в старшей логопедической группе для детей с ОНР.

Данные материалы по планированию разработаны учителем-логопедом МДОУ № д/с Мячиной Ниной Николаевной (высшая квалификационная категория). В представленном планировании обобщен и систематизирован...

Годовой план работы учителя-логопеда Трушниковой А.Г. с родителями детей старшей группы на 2013-2014 уч. год.

Организация логопедического воздействия, направленного на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности детей 5-6 лет в условиях логопедической группы дошкольного образовательного учреждения....

Годовой план работы учителя-логопеда Трушниковой А.Г. с родителями детей подготовительной группы на 2013-2014 уч. год.

Годовой план работы учителя-логопеда с родителями  детей подготовительной группы ДОУ включает в себя разнообразие форм и методов работы, позволяет повысить мотивацию и участие в работе по исправл...

Перспективно - тематический план работы учителя-логопеда "Развития лексико - грамматических категорий у детей дошкольного возраста через логосказки"

Перспективно - тематический план работы учителя-логопеда по развитию лексико - грамматических категорий у детей дошкольного возраста. В плане отражаются следующие разделы работы: лексико - грамматичес...

«Как эффективно использовать проектный метод в работе учителя-логопеда для повышения познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» ( из опыта работы)

Методические рекомендации для педагогов ДОУТема: «Как эффективно использовать проектный метод в работе учителя-логопеда для повышения познавательного интереса у детей старшего дошкольного в...