Нетрадиционные физкультурные занятия в ДОУ
консультация по теме

Гурьянова Юлия Александровна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnoe_fizkulturnoe_zanyatie.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему: «Нетрадиционное физкультурное занятие».

Традиционное, классическое занятие физкультурой состоит из трех частей:

          Вводная часть включает упражнения, подготавливающие организм к физической нагрузке – различные виды ходьбы, бег, прыжки, упражнения на развитие равновесия, на профилактику нарушений осанки.

         Основная часть, целью которой является обучение, закрепление и совершенствование навыков основных движений, развитие физических качеств. В основную часть входят:

-Общеразвивающие упражнения.

-Основные движения.

-Подвижная игра, способствующая закреплению двигательных навыков, дающая возможность повысить эмоциональный тонус детей.

           Заключительная часть предполагает проведение упражнений, игр малой подвижности для приведения организма в спокойное состояние.

           Такова структура классического физкультурного занятия. Однако постоянное использование только данной структуры зачастую ведет к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности. Поэтому в практике работы дошкольных учреждений возникли некоторые нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и полоролевой принцип подбора движений.

           Использование термина «нетрадиционное физкультурное занятие» не всегда претендует на оригинальность и инновационные подходы к их содержанию. Нетрадиционность в данном случае предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесения некоторых изменений в традиционную форму построения занятия, оставив неизмененным главное:

 -На каждом занятии физкультурой должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребенка;

-Обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование;

-Содержание и методика проведения занятия должны способствовать достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств.

В настоящее время в практике дошкольных учреждений используют следующие варианты проведения физкультурных качеств.

      1.Занятие по единому сюжету, построенному на сказочной или реальной основе. Беря за основу классическую структуру физкультурного занятия, содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом. Тематика таких занятий должна соответствовать возрастным возможностям детей, учитывая уровень их компетентности: репортаж со стадиона, цирк, поездка на дачу, сказочные сюжеты «Теремок», «Буратино» и т.д.

       2.Тренировочное занятие – закрепление определенных видов движений. Оно обеспечивает возможность многократно повторить движение, потренироваться в технике его выполнения. Традиционная структура физкультурного занятия может быть несколько нарушена за счет исключения общеразвивающих упражнений и увеличения времени работы над основными движениями, элементами спортивных игр при обязательном обеспечении разумной и правильной физиологической нагрузки.

       3. Как вариант тренировочного занятия может быть использовано занятие, построенное на одном движении. Структура его построения аналогична предыдущему, но для упражнения в основных  движениях отбирается только один  из видов (например, лазание), и дети упражняются в разных его видах: ползании по скамейке, лазании по гимнастической стенке, пролезании в обруч и т.д. При планировании такого занятия важно продумать последовательность упражнений, чтобы чередовать нагрузку на разные группы мышц. Поэтому нецелесообразно использовать этот же вид движений в водной части занятия и подвижной игре.

4.Круговая тренировка – способ организации физических занятий, используемых в основном в работе со школьниками, однако наука и практика показали возможность применения их со старшими дошкольниками. Принцип организации такого занятия достаточно прост: вводная и заключительная часть занятия проводятся в  традиционной форме. Во время, отведенное для общеразвивающих упражнений и основных движений, организуется круговая тренировка. Для этого следует подготовить несколько групп с одинаковым спортивным инвентарем в каждой, чтобы дети  одной группы могли упражняться на них одновременно, и расположить их по кругу. Например, для группы детей в 20 человек нужно подготовить 5 групп предметов: скакалки, мячи, пролеты гимнастической лестницы, скамейки, медицинболы – по 4 каждого вида, и расположить их в последовательности, обеспечивающей тренировку разных групп мышц. Каждый ребенок встает к какому-либо пособию и упражняется на нем в течение 2-х минут. Затем по сигналу педагога дети переходят по кругу к следующему пособию и так далее, пока не замкнется круг. В зависимости от степени физической нагрузки, полученной детьми на круговой тренировке, выбирается подвижная игра. Такой способ организации занятия позволяет обеспечить высокую моторную плотность занятия, дает возможность детям проявить творчество и инициативу, придумывая самим способы выполнения упражнений на гимнастической скамейке, со скакалкой, медболом и т.д.

В основной части круговой тренировки могут быть использованы тренажеры и массажеры. Этот вид занятий условно можно назвать, занятие на тренажерах.

   5.Занятие, построенное на подвижных играх, целесообразно использовать для снятия напряжения после занятий с повышенной  интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, для обеспечения положительных эмоций. Вводная часть такого занятия может быть недолгой, т.к. подготовку организма к нагрузкам продолжит игра малой подвижности или средней подвижности. В основную часть могут быть включены игры высокой подвижности, совершенствующие виды движений. Заключительная часть такого занятия должна обеспечить снижение нагрузки.

6. Занятия, построенные на музыкально - ритмических движениях, нравятся детям и успешно применяются педагогами для создания бодрого настроения у детей и обеспечения более тесной взаимосвязи в работе инструктора по физической культуре и музыкального руководителя. Вводная часть такого занятия, как правило, состоит из разного вида ходьбы и бега под музыкальное сопровождение, выполнение танцевальных движений. Общеразвивающие упражнения чаще проводятся в виде ритмической гимнастики. После нее целесообразно провести музыкальные игры и танцы, закончив их хороводом или медленными танцевальными движениями, чтобы снизить нагрузку.

7. Для обеспечения более дифференцированного подхода при обучении основных движений в старшей и подготовительной группах могут быть использованы занятия по карточкам. После проведения вводной части и общеразвивающих упражнений каждый ребенок получает индивидуальную карточку, на которой в виде пиктограмм изображены основные движения, в которых нужно поупражняться данному ребенку, и указана последовательность выполнения движений. По сигналу педагога дети упражняются в первом, изображенном на карточке виде движения, через 2минуты переходят к следующему упражнению и т.д. Виды основных движений и их количество зависят от уровня подготовленности детей и степени нагрузки, полученной в общеразвивающих упражнениях. На индивидуальных карточках может быть изображен предмет, с которым ребенку предлагается выполнить упражнения. Это позволит педагогу предложить отдельным детям выполнять упражнения с палкой для профилактики нарушения осанки, с гантелями для развития силы: девочкам – с лентами, мальчикам – с медицинболами. Или выбрать снаряд по желанию.

8. Наряду с проведением в течении года оздоровительной ходьбы, как одного из видов организованной двигательной деятельности, целесообразно проводить занятия – походы. От обычной ходьбы они отличаются длительностью проведения – от 1,5 до 3-х часов, в которое включается время привалов, отдыха, игр, наблюдений и т.д. Расстояние, которое дети проходят во время похода,  - от 1,5 до 3км, время непрерывного движения от – 15 до 25 минут, длительность промежуточного привала 5-10 минут, большой привал, на котором организуются игры, аттракционы, соревнования и отдых перед обратной дорогой – 30-40 минут.

Отправляясь в мини – поход с некоторыми его атрибутами (рюкзак, фляжка с водой), первую часть пути и после привала дети, как правило, проходят несколько медленнее. Чтобы ввести организм в режим нагрузки темп ходьбы может быть несколько увеличен, но педагог и по  возможности медицинский работник должны постоянно следить за состоянием детей. Перед привалом темп также снижается. По маршруту первыми идут менее подготовленные дети, в конце  колонны – физически более сильные, чтобы колонна не растягивалась. В процессе движения организуются промежуточные привалы, во время которых можно провести  небольшие наблюдения, предложить съесть кислую карамельку, изюм, немного попить (отвар шиповника, боярышника) или прополоскать рот.

9. На участке детского сада возможно проведение занятия с элементами спортивного ориентирования. Перед занятием 2 команды детей получают маршрутные листы. На них схематично изображен участок, где будут проводить занятие (спортивная площадка, участок группы, дворовая площадка и т.д.), и путь следования команд. После небольшой разминки команды отправляются в путь в сопровождении одного из педагогов и преодолевают различные препятствия: перелезают через барьеры или пролезают сквозь них, лазают по гимнастической лестнице, идут по бревну или балансируют и т.д. Для таких занятий целесообразно использовать полосу препятствий. Заканчивают маршрут обе группы в одном из уголков участка или спортивной площадки, где их поджидает письмо или сказочный персонаж с предложением поиграть, провести эстафету и т.д.

10. Контрольное обследование выполнений основных движений, которое проводится ежегодно в начале  и в конце учебного года, можно провести на диагностическом занятии.  Оно может быть построено в виде приема в школу космонавтов, спортивную школу, для чего дети проходят как бы проверку на силу, выносливость, умение выполнять основные движения.

Как вариант диагностического занятия может быть проведена игра «Вертушка». Каждый ребенок или небольшая группа детей получает путевой лист по типу занятия по карточкам, на котором указаны движения и порядок их выполнения. На станциях детей ожидают эксперты (инструктор по  физической культуре, старший воспитатель, воспитатель группы, медсестра и т.д.), которые фиксируют результаты выполнения упражнений.

         Планируя физкультурные занятия, педагог должен помнить, что основная их цель – научить правильно и красиво двигаться, развивать их физические способности, воспитывать моральные качества, помочь освоить некоторые элементы техники выполнения движений. Именно это, а не погоня за нетрадиционностью, должно определять выбор вида занятия, формы его проведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные физкультурные занятия

На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей, в том числе и в проведении физкультурных занятий. За последние годы проведены исследования, ...

Нетрадиционное физкультурное занятие с детьми старшего дошкольного возраста, познавательного цикла «Царство цветов»

Необычное, нетрадиционноеинтересное занятие по физкультуре познавательного цикла "Царство цветов"...

План-конспект нетрадиционного физкультурного занятия "Фитнес-тренировка"

План-конспект нетрадиционного физкультурного занятия разработан для старшей, подготовительной к школе группе. Включает в себя, упражнения для коррекции осанки а также развития гибкости, пластики, ритм...

Конспект нетрадиционного физкультурного занятия по профилактике плоскостопия в ст.гр. «Там на неведомых дорожках…».

Цель: укрепление и сохранение здоровья детей; предупреждение развития плоскостопия. Задачи: научить выполнять упражнения по профилактике плоскостопия; закрепить интерес детей к занятиям физически...

Нетрадиционные физкультурные занятия с детьми старшего дошкольного возраста

В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питан...

Нетрадиционное физкультурное занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Царство цветов»

Цель: Формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии и нетрадиционные методы, художественное слово. Продолжать повышать функциональные воз...

НЕТРАДИЦИОННОЕ физкультурное занятие ДОУ.Дети с удовольствием занимаются новым на таких занятиях. А так же они укрепляют своё здоровье.

Нетрадиционность предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесения некоторых изменений в традиционную...