Смешанная группа детского сада как модель интеграции детей с нарушениями слуха в общество слышащих.
статья по теме

Опыт работы инклюзивных групп для дошкольников с нарушениями слуха в г.Пермь

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_dlya_konferentsiik.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Смешанная группа детского сада как модель интеграции

детей с нарушениями слуха в общество слышащих.

Из опыта работы МДОУ "Детский сад № 396" г.Перми.

Наш детский сад был открыт 13.12.2005 года. Кроме общеобразовательных групп в рамках проекта «Мир звуков» в ДОУ была открыта одна смешанная  компенсирующая группа, которую посещали слышащие и неслышащие дошкольники.

В 2005 году в г.Перми сложилась следующая ситуация: в городском сурдологическом центре на тот момент было зарегистрировано 265 детей в возрасте от 0 до 18 лет с проблемами в развитии слуха, из них  в возрасте от 0 до 7 лет – 103 ребенка, в возрасте от 7 до 18 лет -162 человека. Образовательную услугу этим детям оказывало только дошкольное отделение ОГС(к)ОУ для неслышащих детей. Особенностями организации образовательного процесса в данном учреждении являются его «закрытость», изолированность от общества, использование в работе одной программы обучения. Отсутствие альтернативных форм и систем организации образовательного процесса  и послужило толчком к открытию в нашем ДОУ смешанной группы для детей с нарушениями слуха, использующей в работе помимо традиционных Программ для специальных дошкольных учреждений "Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста" ещё и  методику Э.И.Леонгард, а позднее еще и методики реабилитации неслышащих детей после кохлеарной имплантации.

Такая форма организации образовательного процесса как смешанная группа детского сада была выбрана не случайно: для детей с нарушениями слуха огромным достоинством пребывания смешанной группе является постоянное вовлечение их в процесс общения со сверстниками, включение их в речевую среду, что, несомненно, благотворно влияет на формирование речевой коммуникации неслышащего дошкольника.

Нормативы наполняемости смешанной группы для дошкольников с нарушениями слуха описаны в методическом письме  Министерства образования РФ от 15.01.2ОО2г  №  03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях». В соответствии с этим письмом в группе должно быть 4 слабослышащих (3 глухих) ребенка и 8 слышащих сверстников. Это теория, а какова нынешняя ситуация? Нашу смешанную группу посещали 6 детей с нарушенным слухом и 12 слышащих дошкольников. Процентное соотношение детей - примерно такое, какое требуется. Наполняемость группы немного больше, чем было бы оптимально, но это обусловлено сложившейся в городе напряженной ситуацией с местами в дошкольных учреждениях и отсутствием нормативной базы функционирования смешанных групп. Хотелось бы отметить, что, несомненно, большим шагом в развитии системы инклюзивного образования в настоящее время является утверждение в 2008 году нового Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, где оговорена такая форма пребывания детей как группы комбинированной направленности, в которых осуществляется «совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей» и определены нормативы наполняемости такой группы как детьми с нарушенным слухом, так и их слышащими сверстниками.

Безусловно, первое время нам действительно было очень трудно. Кажется, что за три года мы прожили десятилетие. Нам пришлось столкнуться не только с трудностями, касающимися организации образовательного процесса с детьми с нарушениями слуха, отсутствием специально подготовленных педагогов, скудной материально – технической базой, но и с предвзятым отношением родителей слышащих детей этой группы. Им было непонятно: зачем объединять больных и здоровых детей в одной группе детского сада. Самый первый вопрос, который нам задавали мамы: "А мой ребенок не будет подражать неслышащему ребенку, не перестанет ли он говорить?".

Одним из самых главных результатов нашей работы стало изменение общественного мнения по отношению к детям с особенностями развития. Сейчас в детском саду функционирует две смешанные группы, которые посещают слышащие и неслышащие дошкольники. При этом родители слышащих детей из других групп хотят, чтобы их дети посещали смешанные группы, просят перевести их туда.

В настоящее время смешанные группы посещают 10 детей с нарушениями слуха разной степени тяжести:

2 ребенка с III  степенью сенсоневральной тугоухости,

1 ребенок с I степенью сенсоневральной тугоухости,

5 детей с  IV степенью сенсоневральной тугоухости,

2 ребенка с диагнозом – глухота.

Все дети группы бинаурально слухопротезированы современными слуховыми аппаратами. Трое детей используют кохлеарные импланты.

Что мы делаем? Мы создаем для детей естественную среду. Такую среду, в которой и слышащие и неслышащие воспитанники группы могут всесторонне развиваться, раскрывать свои способности, обогащать свой внутренний мир вместе, в одном коллективе. Только детям с нарушенным слухом для  этого необходимо немного больше, чем обычным детям.

Специфика работы с такими детьми включает в себя

  • адаптацию учебно-методических пособий к возможностям ребенка с нарушенным слухом,
  • постоянное использование специализированной техники (звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного пользования, речевые тренажеры, например, «Видимая речь»),
  • дополнительные занятия с учителем - дефектологом.

В штат каждой смешанной группы введена должность учителя-дефектолога, который проводит индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми с нарушениями слуха, работает с родителями как неслышащих, так и слышащих детей, оказывает консультативную помощь другим педагогам учреждения, принимающим участие в коррекционной работе.  На занятиях учителя – дефектолога используется речевой тренажер «Видимая речь» и электроакустический аппарат ССД 2 (на 2 чел.) пр-ва компании С.С. DEAF (Лондон, Великобритания).

Кроме занятий учителя-дефектолога проводятся занятия воспитателя, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре со всей группой детей. С огромным удовольствием дети дополнительно посещают занятия хореографией.

Функции по диагностике и сопровождению детей с нарушениями слуха в смешанной группе возложены на психолого-медико-педагогический консилиум учреждения, который участвует в разработке индивидуальных образовательных программ, отслеживает динамику развития ребенка, в случае необходимости вносит необходимые коррективы в индивидуальные программы развития. Таким образом, исходя из особенностей ребенка, его способностей и уровня развития, определяется специфика содержания и технологии работы всего коллектива детского сада, работающего вокруг интегрированной группы.

Сами индивидуальные программы развития строятся на основе комплексирования Программы воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.Васильевой и Программы для специальных дошкольных учреждений "Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста" (авторы: Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д., Салахова А.Д., Короткова Г.В., Катаева А.А., Трофимова Т.В.).

Педагоги смешанных групп прошли обучение на курсах повышения квалификации в  ПОИПКРО по теме: «Современные проблемы обучения и воспитания дошкольников с нарушениями слуха», автор курсов – Н.Д.Шматко, 2005 г., в Центре «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца по теме: «Реабилитация глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста и их интеграция в общество слышащих»,  автор курсов - Э.И.Леонгард, 2006 г.; ИКП РАО по темам: «Реабилитация после кохлеарной имплантации», «Развитие слухового восприятия дошкольников с нарушениями слуха», 2007 г.

О серьезных количественных показателях результативности такой формы обучения говорить еще рано. В данный момент в школу были выпущены два воспитанника смешанной группы с нарушенным слухом: 1 ребенок – получает образование в Областной школе – интернате для слабослышащих детей, второй ребенок – успешно обучается в массовой общеобразовательной школе. Результаты ЕМТ, проведенного среди первоклассников, выпускник интегрированной группы с IV степенью тугоухости написал на  твердом среднем уровне ( 59 баллов).

Пребывание в детском саду дошкольников с нарушениями слуха оказало благоприятное влияние на всех членов образовательного процесса. Сейчас родители слышащих детей относятся к неслышащим детям и их родителям как к полноправным членам образовательного процесса. Позиция педагогов учреждения тоже претерпела подобные изменения. А самое интересное – это отношения детей между собой внутри смешанной группы. Слышащие дети понимают проблемы своих неслышащих сверстников, знают правила взаимодействия с ними и, принимая эти правила, общаются совершенно на равных.

В последнее время значительно изменилась позиция родителей детей с ограниченными возможностями здоровья по отношению к своим детям. Благодаря специально введенным формам взаимодействия педагогов и родителей последние начинают глубже понимать и применять методики и техники обучения и общения с слабослышащими детьми, активно влиять на процесс развития речи своего ребенка.

Сейчас в планах педагогов работа в следующих направлениях:

1. Усовершенствование индивидуальных программ развития детей с нарушениями слуха и процедуры оценки эффективности таких программ.

2. Повышение квалификации педагогов в области специальной педагогики и психологии.

3. Объединение специалистов различных ведомств с целью комплексного сопровождения дошкольников с нарушениями слуха.

4. Создание группы для кратковременного пребывания для детей раннего и дошкольного возраста для детей с нарушениями слуха.

Но если вернуться к вопросу об интеграции, то важно отметить, что одних интегративных садов недостаточно. Важно построить всю образовательную вертикаль от рождения ребенка до вхождения его во взрослую жизнь. У нас и теперь в роддомах нет серьезной службы, которая могла бы помочь родителям, у которых родился ребенок с проблемой, справиться с горем и принять правильное решение, как жить дальше. На наш взгляд образовательная вертикаль должна состоять из трех ступеней: служба ранней помощи, интегративный детский сад, школа.

Опираясь на опыт работы детского сада, регулярно общаясь с родителями детей- инвалидов, зная о практике работы в других городах, мы можем зафиксировать и те наиболее значимые проблемы, которые возникают у нас в Перми на муниципальном уровне. Это :

1. Отсутствие системы ранней диагностики. По данным городского  сурдокабинета в возрасте до 3-х лет диагностируется 22 – 25 % детей с нарушениями слуха, остальные 75 – 77% выявляются после 3-х лет. Для получения максимального результата от обучения ребенка с нарушенным слухом в смешанной группе детского сада необходимо раннее, до 1 года, выявление такого ребенка и как можно более раннее слухопротезирование и начало коррекционной работы. В этом случае к моменту поступления в детский сад у такого малыша будет минимизировано развитие вторичных отклонений в развитии.

2. Отсутствие каких-либо форм инклюзивного образования детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях. После выпуска ребенка с нарушенным слухом из детского сада выбор  образовательного учреждения невелик: либо специальная школа – интернат, либо общеобразовательное учреждение в котором нет условий для дальнейшего его  сопровождения. Таким образом, если ребенок не смог достичь такого уровня речевой компетенции, при котором он может свободно вступать в коммуникацию со слышащими сверстниками,  у родителей и ребенка не будет выбора - впереди только школа – интернат, что сводит на нет всю работу по детского сада по социализации этого ребенка. Да и в случае попадания ребенка - инвалида в общеобразовательную он еще долго будет испытывать трудности в усвоении программ и общении с одноклассниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция и адаптация детей с нарушениями слуха в среду слышащих.

Интеграция и адаптация детей с нарушениями слуха в среду слышащих....

"Спящая красавица" Сценарий новогоднего утренника для смешанной группы детского сада

Поскольку группа смешанная, а взрослых на группу всего двое - я и воспитательница, то стандартные сценарии нам не подходят. Как выхожу из положения? Ищу симпатичный сценарий утренника в интернете, а п...

Сценарий осеннего праздника для смешанной группы детского сада

Сюжет простенький, придуман мной. Стихи надерганы из интернета и у классиков.Как ни странно, самым удачным оказался номер с малышами "Каштанчики". Взрослые детки тихонько подпевали, и в итоге получило...

Конспект занятия по математике с палочками Кюизенера в смешанной группе детского сада. Тема: построение зонтика для куклы (средняя группа) и грибочка (вторая младшая группа).

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей.Счетные  палочки Кюизене...

Теоретические основы и эмпирическое исследование "Особенности развития зрительной, слуховой и двигательной памяти в смешанной группе детского сада"

Память – одна из особенно привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся и изучаемых проблем психологии, начиная с античных времён по настоящее время.В связи с введением федерального государствен...

«Трудовое воспитание в смешанной группе детского сада»

Трудовая деятельность–это деятельность, направленная на развитие у детей общих трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду.П...