Обобщение опыта "Использование малых фольклорных форм с детьми раннего возраста"
методическая разработка (младшая группа) по теме

Софрыжова Лариса Аркадьевна

Богатая и разнообразная речевая деятельность - залог успешного усвоения языка на любом возрастном этапе, особенно в раннем возрасте. Работая с детьми раннего возраста более 10 лет, пришла к выводу: организовать режимные моменты, провести игру. образовательную деятельность, встретить новичка, успокоить не в меру расходившегося малыша и т.д. мне помогают потешки, прибаутки, колыбельные, создававшиеся русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю мудрость, доброту, нежность и любовь к детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc211.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 « Сказка»

Творческая работа

« Обобщение педагогического опыта педагога» Тема « Использование малых фольклорных форм с

детьми раннего возраста»

Работу выполнила воспитатель МБДОУ д/с №3 « Сказка» Софрыжова Лариса Аркадьевна

городской округ город Шахунья

2013 год


Оглавление

Введение        1

1.        Теоретическая часть        2

1.1. Обоснование выбранной темы        2

1.2.Результаты анализа изученной литературы        3

2.        Цель и задачи педагогического опыта        5

  1. Методы исследования        7
  2. База исследования        7
  3. Сроки работы        7

3.Практическая работа        8

3.1. Методы и приемы, формы организации работы        8

  1. Работа с родителями        19
  2. Этапы работы по проблеме        19

4. Заключение        21

  1. Эффективность проведенной работы по результатам диагностических исследований        22
  2. Степень реализации поставленных задач        22
  3. Адресная направленность        24
  4. Трудоёмкость опыта        24

Литература                ..26


Введение

Едва ли можно найти материал более Близкий, затрагивающий интересы и Потребности детского возраста, и поэтому Самый занимательный, чет тот, который Связан с детским бытом, с повседневной Детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий радости детской Народной массы. Это - детский фольклор.

Г.С. Виноградов

Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно, а ведь семья,- дом -- гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры - словом, игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства.

Раннее детство - начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющим нежным румянцем восходящего солнца.

Ранний период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых, воспитывающих детей. Есть такое выражение: «Дети не только наше будущее, но и наше прошлое». Прошлое потому, что весь опыт человечества мы апробируем на детях. Вся мудрость веков заложена в фольклоре. Обращение к народным истокам, фольклорному искусству русского народа в воспитании и развитии детей, начиная с раннего возраста, традиционны для практики дошкольного образования. Произведения фольклора всегда близки природе ребенка: простота этих произведений, легкость запоминания, возможность обыгрывания привлекают детей. Отражение в играх, песнях, сказках, жизни и деятельности людей многих поколений позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

Народные песенки, частушки, потешки, прибаутки представляют собой ценный материал для воспитания детей раннего возраста: формируется восприимчивость к звучащей ритмической, музыкальной речи, песенки, потешки помогают им учиться говорить, побуждая к подражанию словам и звукам. Дети принимают их живо, кроме того, создают предпосылки для воспитания интереса к явлениям жизни, доступные их пониманию. Фольклор вызывает положительные эмоции у детей, формируется внутренняя готовность к восприятию русской народной культуры.


1. Теоретическая часть.

1.1. Обоснование выбранной темы.

Сегодняшнее общество изменилось, изменилось и отношение общества к истории и культуре своего народа. Происходит переосмысление ценностей, нами, взрослыми, а значит и детьми.

В наши дни произведения устного народного творчества (колыбельные, песни, пестушки, потешки и др.) практически не используют. В семьях знают все меньше обрядов, забывают песни и колыбельные.

Замыкаясь а телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а вед общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослыми при умывании, убаюкивании, в играх, первых физических упражнениях и т.д.

Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является фольклорное творчество, которое в прошлом нашего народа имело большое значение. Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык прежде всего подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости, часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Результаты проведенного мною анкетирования в своей группе показали, что родители воспитанников мало и редко используют в современной жизни в воспитании и развитии ребенка малые формы фольклора.

Учитывая это, я построила свою работу так, чтобы убедить родителей об использовании фольклора в воспитании детей, о его значимости и ценности, а малышам дать максимальное количество устного народного творчества, работая с ними.

Ведь ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и взрослых, использующей образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, любви и нежности.

В дошкольном детстве расширяется круг общения детей, особенно со сверстниками. Это требует от ребенка полноценного владения средствами общения, основным из которых является речь.

Огромную роль на этом этапе играет обогащение словаря ребенка, который зависит от условий жизни и воспитания.

Богатая и разнообразная речевая деятельность - залог успешного усвоения языка на любом возрастном этапе, особенно в раннем возрасте. Работая с детьми раннего возраста более 10 лет, пришла к выводу: организовать режимные моменты, провести игру. образовательную деятельность, встретить новичка, успокоить не в меру расходившегося малыша и т.д. мне помогают потешки, прибаутки, колыбельные, создававшиеся русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю мудрость, доброту, нежность и любовь к детям.

Я считаю, что использованием малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в современном обществе очень актуальна и важна.

Мы, педагоги, имеем огромную возможность дать ребенку почувствовать себя частью великого народа с великой историей и культурой, начиная с раннего возраста.


1.2.Результаты анализа изученной литературы

Чтобы словом воздействовать на душу ребенка, заставить его внимательно слушать, нужно знать секреты выразительной речи и свободно использовать возможности родного языка, нельзя говорить с детьми серым, бесцветным языком, нельзя подменять живую речь официальным, канцелярским языком.

Я начала подбирать литературу по своей теме. Мною было найдено и перечитано много статей, очерков, программ, методических пособий, книг по психологии и педагогике для детей раннего возраста и т.д.

Анализируя прочитанную литературу можно сделать вывод, что по мнению ученых-педагогов ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью, т.к. у ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении детей с окружающим миром через народные произведения.

Психологи и педагоги (А. М. Фонарев, С.Л. Новоселова, А. Н. Леонтьев, Н. м. Аксарина, В. В. Гербова, Л.Н. Павлова) отмечают, что знание законов развития эмоциональной и технической жизни ребенка позволяет грамотно строить свое взаимодействие с малышом. Интересно и исследование Л. Н. Павловой, где в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства. Отмечается, что фольклор - действенный метод гуманизация воспитания с первых лет жизни ребенка, т.к. содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей.

Особенно мне хотелось бы остановиться на некоторых методических пособиях, которые очень помогли мне в работе по данной теме.

В книге Л. Н. Павловой « Знакомим малыша с окружающим миром» показано общее развитие и воспитание ребенка первых трех лет жизни. Раскрываются педагогические условия повышения познавательной активности малышей. Особо подчеркивается роль общения с взрослыми в становлении коммуникативных действий ребенка, направленных на совершенствование предметной деятельности и на ознакомление с окружающим миром. В пособии представлена система занятий, которые я частично использовала в своей работе.

Программа О. Л. Князевой и М. Д. Маханевой « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» побудила меня к мысли использовать самобытную русскую культуру, устное народное творчество для обучения детей правильной яркой речи. Эта программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры, также освещает приемы и способы деятельности педагогов. При отборе фольклорного материала педагог должен максимально учитывать возрастные возможности детей. Эта программа содержит тематический годовой план работы, некоторые занятия я использовала в своей практике.

В методическом пособии В. Е. Лампана и И. А. Желтиковой « Родитель - ребенок -педагог», рассмотрены различные модели развития взаимодействия ребенка с родителями при участии специалиста (педагога, психолога). Творческие гостиные, встречи в семейном клубе, консультации, направленные на формирование у родителей потребности в непрерывном общении с детьми, стремления к повышению педагогических знаний.

Увлекательные совместные мероприятия способствуют эмоциональному развитию дошкольников, формированию их самостоятельности, уверенности в себе. доброжелательному отношению к людям.


Книга под редакцией В. П. Аникина, В. Е. Гусева, Н. И. Толстого « Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре», первый выпуск посвящен детскому фольклору, в этом выпуске собраны фольклорные записи, сделанные в XIX и XX веках в разных краях России. Фольклорные тексты публикуются с этнографическими пояснениями. Использованы материалы собрания П. В. Шеина, публикации журналов краеведческих сборников и другие источники, среди которых записи советского времени.

Когда я искала литературу по своей теме, то нашла редчайшую старую книгу В. П. Аникнина «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор» 1957 г. выпуска.

Старые сборники пословиц, поговорок, загадок, книги детских песенок, прибауток и считалок давно стали библиографической редкостью. В этой книге даны расширенные характеристики «малых» жанров фольклора. Здесь представлены также произведения старого фольклора, которые ярко характеризуют народный быт и сознание народа прошлых эпох. В этой книге написана история возникновения пословиц и поговорок, вопрос о происхождении загадок, определения и классификации « детского фольклора», а также происхождение его отдельных жанров: считалок, игровых припевов и приговоров. Также в книге написано то, что в истории изучения и собирания детского фольклора многое было сделано народными сельскими и городскими учителями.

Эта книга оказалась для меня очень интересной и полезной.

Также в своей работе я пользовалась научными достижениями А. П. Усовой « Русское народное творчество в детском саду», Е. А. Флериной « Эстетическое воспитание дошкольников», мне помогли исследования Н. А. Ветлугиной « Самостоятельная художественная деятельность дошкольников», В. М. Федяевская описала целую группу игр с детьми раннего возраста, описанных на русском народном творчестве.


2. Цель и задачи педагогического опыта

Приобщение детей к малым жанрам фольклора, безусловно, не проявляется само собой. В этом важную роль играет воспитатель, умело направляющий этот процесс. Поэтому в работе с детьми по ознакомлению с малыми фольклорными жанрами я перед собой поставила:

Цель: Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста средствами фольклора.

I. Задачи (по работе с детьми)

  1. Приучать детей внимательно слушать произведение малого жанра фольклора.
  2. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы;
  3. Формировать умение запоминать и читать наизусть произведение.

4.        Способствовать    развитию    умения    рассматривать    иллюстрации    в    книгах,
формировать эстетический вкус у детей.

  1. Способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей.
  2. Вызывать эмоциональный отклик у детей на малые жанры фольклора.
  3. Обеспечить эмоциональное положительное общение с каждым ребенком.

8.        Воспитывать  нравственные  качества детей:  доброжелательность,  трудолюбие,
отзывчивость, заботливое отношение к близким людям.

П. Задачи (по работе с родителями)

1.        Способствовать   развитию   заинтересованности   родителей   воспитанников      в
проводимой работе.

2.        Создать условия для привлечения родителей к взаимосотрудничеству по данной
теме.

III. Задачи (по самообразованию)

1.        Выявить значение фольклора в системе воспитания детей.

2.        Подобрать и  систематизировать  фольклорные произведения  в соответствии  с
возрастом.

3.        Составить план работы; набрать практический и методический материалы.

Ожидаемые результаты.

I. Дети 2-3 лет знают и умеют:

  1. С интересом слушают малые формы фольклора
  2. Самостоятельно проговаривают слова, фразы.
  3. В самостоятельной игре, режимных моментах сопровождают свои действия речью,
    активно используют малые формы фольклора.

  1. Проявляют интерес  к книгам,  рассматриванию  иллюстраций,  бережно  к  ним
    относятся.
  2. По   просьбе   взрослого   или   по   собственной   инициативе   рассказывают   об
    изображенном на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта.
  3. Проявляют эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно-
    художественные произведения.

7.        Эмоционально   и   заинтересованно   следят   за   развитием   действий   в   играх-
драматизациях и кукольных спектаклях, сами принимают участие в них.

8.        Свободно общаются в диалоге с воспитателем и со сверстниками.


Для достижения данного результата в работе использовались разнообразные методы и приемы.

II.        Родители

  1. Расширились знания родителей о роли детского фольклора в воспитании детей.
  2. Принимают активное участие по данной теме.

3.        Более внимательное и ответственное отношение родителей к жизни детей, их
интересам и потребностям.

III.        По самообразованию:

Я овладела не только глубокими знаниями о детском фольклоре, его формах, но и методической системой обучения и организации работы с детьми по данному направлению.


2.1. Методы исследования

Для решения поставленных задач в своей работе использовала следующие методы:

  1. Аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий - для изучения, анализа
    методический литературы, опыта коллег.
  2. Проблемный, частично поисковый, исследовательский - для постановки темы, целей,
    задач деятельности.

Только    в    комплексе    эффективно    использованные    методы    смогли    привести    к положительному результату.

2.2. База исследования

Исследования проводились поэтапно на базе МБДОУ № 3 « Сказка», работающего по программе «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.

Работа проходила на базе I младшей группы данного детского сада.

Всего в экспериментальной деятельности на разных этапах принимали участие 35 дошкольников в возрасте 2-3 лет и их родители.

2.3. Сроки работы

Выполнение экспериментальной деятельности было рассчитано на два года и осуществлялось в три этапа с 2010-2011 учебных года по 2011-2012 учебный год.


3.Практическая работа

3.1. Методы и приемы, формы организации работы.

Свою  практическую  деятельность  с детьми  раннего  возраста строю  на следующих основных принципах: на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей отборе материала;  интеграции работы с различными направлениями  воспитательной работы и видами деятельности детей: игровой, образовательной, в процессе прогулок, утренней гимнастики, труда, режимных моментов; активного включения детей. Для того чтобы довести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог. Под методами обучения следует понимать систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду» Традиционйо методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, навыки и умения преподносятся. Выделяют 3 группы методов.

Методы обучения

Наглядные - наблюдение

-        рассматривание картин

-        демонстрация
диафильмов (ТСО)


Словесные

  • рассказ воспитателя
  • рассказ ребенка
  • беседа
  • чтение художественных
    произведений


Практические

- дидактические игры

  • дидактические
    упражнения
  • инсценировки
  • хороводные игры

Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаю словом, а в словесных использую наглядные приемы. Практические методы также связаны и со слово и, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других - к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

Наглядные методы Если объект недоступен для непосредственного наблюдения, то знакомлю с ними детей опосредованным путем (показ картин, например «Кошка с котятами», «Мама купает ребенка», др., фотографий, диафильмов. Опосредованные наглядные методы использую и для вторичного ознакомления с объектом. С этой целью использую такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек, описание картинок и игрушек. Конечно, предполагается слово педагога, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое. Источником, определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и детей, являются наглядные приемы или явления.


Словесные методы. В своей практике применяю в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом ( чтение худ. произведений, детского фольклора, рассказ без показа).

Возрастные особенности детей раннего возраста требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяю или наглядные приемы обучения (показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций), или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки предмета и т.д.)

Практические методы. Цель этих методов - обучить детей в практике применять полученные знания, помочь усваивать, совершенствовать речевые умения и навыки. С детьми раннего возраста практические методы носят игровой характер.

Дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная) - универсальный метод закрепления знаний и умений. Работу со знакомым литературным текстом провожу с помощью настольной инсценировки, игры- драматизации. К практическим методам следует отнести и наглядные игры-занятия, игры- инсценировки этического характера. Основная задача их - воспитание культуры поведения детей, они важны для развития речи, т.к. обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи.

Например, на занятие «Кукла Таня у нас в гостях» дети не только наблюдают действия с куклой, но и сами садятся вокруг накрытых к чаю столов, учатся поддерживать общий разговор во время еды, проявлять внимание к гостю и друг другу, воспитывать культуру еды за столом.

Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное)

Прием - это элемент метода. Их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на словесные, наглядные и игровые.

В своей практике с детьми раннего возраста я использую следующие словесные приемы:

  • речевой образец - правильная речевая деятельность воспитателя. Образец должен
    быть доступен для повторения, подражания. Во время занятия, деятельности он может
    использоваться неоднократно, по мере необходимости, речевой образец преподношу
    детям четко, громко, неторопливо.
  • пояснения, указания необходимы для осознанного восприятия детьми образца,
    увеличения роли детской самостоятельности.

  • повторение - преднамеренное, неоднократное использование одного и того же
    речевого элемента    ( звука, слова, фразы) с целью его запоминания.  Я использую
    индивидуальное    повторение    ребенком,    совместное    повторение    (воспитателем    и
    ребенком), а также хоровое
  • объяснение — раскрытие педагогом сущности какого-либо явления или образа
    действия.

  • -словесное   упражнение  -  многократное  выполнение  детьми   определенных
    речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков.
  • вопрос детям • - словесное обращение, требующее ответа,  задание ребенку,
    предполагающее использование имеющихся знаний.

-        словесное поощрение.

наглядные приемы - показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения), а также демонстрация кинофильмов и диафильмов.

очень важны и игровые приемы при ознакомлении и использовании фольклора с детьми раннего возраста. Дети очень любят, когда появляется игровой персонаж (Петрушка, мишка, и др.). В своей работе я использую следующие игровые приемы:

-        действие по выбору («Вспомни сказку, потешку, которая тебе нравится»)


-        красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов вызывают интерес и
усиливают внимание детей к речевому материалу

-        обыгрывание   различных   предметов,   игрушек,   рисунков,   предметов  ленки,
например, через -фольклор детям понятен образ петушка, его внешний вид, действия (
гуляет,  ищет зерна,  разгребает землю)  При  этом  дети  по  слову  педагога или  по
подражанию делают определенные действия с игрушкой. Содержание игровых действий я
придумываю сама (например, дети прячутся в домик, сделанный из ладошек; открывают
зонтик, раздвигая ладошки и т.д.)

Во время обыгрывания дети учатся играть, воображать, фантазировать.

Игровые приемы обучения применяю внутри разных методов.

В практике по ознакомлению и использованию малых форм фольклора с детьми я использую самые разнообразные методы и приемы.

Выбор зависит от того программного содержания, которое должны усвоить дети, а также от их индивидуальных особенностей.

Формы организации работы с детьми

Непосредственно Образовательная деятельность


Специально

организованные занятия по фольклору


Совместная деятельность с детьми (режимные моменты, наблюдения, игра, индивидуальная работа)


Досуговая деятельность

В самом начале учебного года проанализировав речь детей своей группы, я увидела, что большинство детей плохо владеют навыками речевой деятельности. Узнавая потешки, они только называли её персонажей. Для развития внимания к звучащей речи стала учить детей совместно произносить слова, договаривать и подговаривать, выделять голосом некоторые слова в тексте, изучаемые звуки, Например:

В печи калачи

Как огонь горячи

Для кого печены?

Для Галочки калачи,

Для Галочки горячи


Мышка в кружке зеленой

Наварила каши пшенной

Ребятишек дюжина

Ожидает ужина

Для того, чтобы реализовать поставленную цель и задачи, я для себя выстроила систему работы. Младшие дошкольники особенно внимательны к звукам человеческой речи, поэтому у них необходимо развивать слух. В восприятии моей речи дети проходят несколько этапов: в начале они реагируют на интонацию, затем значимость приобретает для них ритм, и только потом начинает понимать значение слов. Одновременно со слухом развивается речь. Перед знакомством детей со сказкой «Курочка Ряба», я начала со знакомой потешки. «Курочка-рябушечка». После прочтения потешки я спросила у детей. о ком эта потешка? Куда ходила курочка? А как зовут её деток? Как пищат цыплята? Вызвав у малышей интерес к курочке, спросила, хотят ли они познакомиться с новой курочкой - курочкой Рябой? Получив их согласие, рассказала им новую сказку, а для полного восприятия малышами сказки, использовала настольный театр, а потом


поинтересовалась, понравилось ли детям она? Затем вопросы по содержанию. Позднее предложила вторично послушать сказку, а закончила чешской песенкой:

Курочка моя,

Умница моя,

Вот пшено, водичка,

Дай, ты мне яичко,

Умница моя!

Я считаю, что использование потешек, песенки помогло детям усвоить содержание занятия, создало эмоциональный настрой. Содержание, которым должны овладеть малыши, лучше воспринимаются, когда они взаимодействуют, имеют непосредственное зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Так, например, при заучивании потешки «Водичка - водичка» я учила детей согласовывать свои действия с текстом. Потешки помогла мне в формировании культурно-гигиенических навыков у моих воспитанников.

По ознакомлению с окружающим миром на тему «Купание куклы Кати» я использовала потешку:

Кукла в ванночке не плачет.

Посидит хоть целый час.

Любит кукла! Это значит

Кукла умница у нас!

Потешка формирует у ребят знание о необходимости проведения водных процедур для их здоровья.

Использование малых форм фольклора имеет огромное значение при проведении продуктивных видов деятельности. Например, при проведении ПОД лепка на тему «Зернышки», рассказав детям о птичках, которым зимой очень холодно!* голодно, спела песенку «Птичка»:

Маленькая птичка

Прилетела к нам

Маленькой птичке

Зернышки я дам.

Маленькая птичка

Зернышки клюет,

Маленькая птичка

Песенки поет.

Вызвав у малышей чувство сострадания, предложила помочь птичке - вылепить из пластилина зернышки.

На изодеятельности на тему «Дождик» использовала фланелеграф, выкладывая тучку, читала:

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!

Под ритм потешки воспитанники кончиком кисти рисовали капельки дождя. Большой восторг у моих детей произвела потешка при рисовании «Лесенки»

Я полоску проведу,

А потом другую. Ровно кисточку веду, Лесенку рисую! Раз! Ступенька! Два! Ступенька!


Отдохну-ка, я маленько! А потом опять Буду рисовать!

Вызвать интерес к творчеству у детей мне помогла потешка:

Строим, строим,

Строим дом.

По кирпичику кладем,

С каждым днем все выше дом,

Вот такой уж вырос он.

Которую я использовала на НОД по конструированию пот теме «Домик для друзей». Для того, чтобы у дошкольников появилось чувство гордости за свой труд, умение, использовала потешку:

Это чей, это чей, Домик, чей из кирпичей?

Это дети строят дом, Чтобы куклы жили в нем!

Огромную роль малые жанры фольклора играют в физическом воспитании детей, которые я с удовольствие использую в своей практике, так, например, на ПОД «Физическая культура», я приглашаю словами песенки:

Зашагали ножки, топ-топ-топ, Прямо по дорожке, топ-топ-топ,

Ну-ка, веселее, топ-топ-топ.

Вот как мы умеем, топ-топ-топ,

Топают сапожки, топ-топ-топ,

Это наши ножки, топ-топ-топ!

С помощью таких потешек малыши настраиваются на предстоящую деятельность. Известно, что созданию положительного эмоционального настроя, развитию речи, расширено кругозора способствуют и музыкальные занятия. С детьми в группе мы часто поем песенки, играем в музыкальные игры, это очень радует их.

Так же, для реализации поставленных задач мною был разработан и составлен перспективный план фольклорных занятий, которые проводились 2 раза в месяц. (Приложение!).

Прежде всего занятия с использованием русского фольклора следует рассматривать не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют ит.д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда некоторого баловства - вот в чем приоритет фольклорных занятий.

Следует подчеркнуть: на фольклорные занятия распространяются общие дидактические принципы, разработанные для детей раннего возраста.

  1. Принцип активности и посильной самостоятельности. Его суть - активное
    соучастие и сотворчество и педагога, и ребенка, также эмоциональное взаимодействие.
    Например, предложить ребенку попоить цыплят из ведерочек; показать, как цыплята
    ходят и клюют зернышки.
  2. Принцип познавательной выразительности - один из важнейших принципов
    ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью, которой
    педагог поддерживает внимание детей. Ведь малыши отличаются непроизводительностью
    действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности. Их внимание носит летучий
    характер. Ориентировочное подкрепление выступает как метод, реализуемый приемами в
    течение занятия. В этом аспекте эмоциональные воздействия поддерживаю ориентировочную активность на основе введения ориентировочных подкреплений (зрительных, слуховых стимулов). Сюрпризность поддерживает непроизвольное внимание детей. Этот прием очень сильный по своему воздействию, нецелесообразно

слишком часто использовать в процессе занятия. И тем не менее ориентировочные подкрепления необходимы, поэтому я их строю с частичной заменой. Например, кукла поменяла платье, у нее появился бант другого цвета, котик ушел, затем пришел и лакает молоко, спит, т.е. проделывает самые разнообразные действия, оставаясь в том же виде; а вот он уже в другом виде: «Пошел котик во лесок, нашел котик поясок, нарядился, воротился..» и т.п. Стараюсь изменять голос- то тихо, то громко; то медленно, то быстро; иногда говорю нараспев и т.д. Это приемы, рассчитанные на подкрепление на основе слуховых ориентировочных реакций, которые и обеспечиваются эмоциональностью педагога. Эти проявления легко копируются, поэтому для малышей они выполняют информативную роль.

3.        Принцип наглядности, т.е.  используемые наглядные средства (игрушки,
картинки, пособия, т.д.) с помощью которых создается развернутая картина действий.
Показ        основной   метод   принципа  наглядности.   Он   может   быть   фрагментарный (основные     эпизоды     произведения)     или     полный     (последовательные     эпизоды произведения), с использованием наглядных средств. Дети раннего возраста отличаются конкретностью восприятия, малыши должны видеть последовательную цепь событий описываемых в тексте. Инсценирование сочетается синхронно с чтением, что помогает соединить во времени зрительные и слуховые стимулы.

4.           Принципы действенного соучастия, он рассчитан на активное вхождение детей в развертывающееся перед их глазами действие. Детям предлагаю позвать петушка, напоить цыплят и др. Он помогает ребенку стать как бы соучастником событий, о которых идет речь. Очень важен динамический акцент на фрагментах текста, сочетающихся с показом игрушки, ее перемещением и т.п. Например, говоря о петушке - «масляна головушка», привожу в движение именно эту часть игрушки, при чтении строки «Что ты рано встаешь, голосисто поешь?», привожу в движение (петушок как бы встрепенулся). Этот прием помогает понять смысл прочитанной строчки.

5.        Принцип поэтапности позволяет осуществить обратную связь с детьми. Смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения, отработки   понимания и каждой части столько, сколько это необходимо для освоения смыслового содержания текста. Неоднократное повторение какой-либо части занятия обеспечивается принципом цикличности, т.е. поэтапностью. Доказано, что в течение одного занятия проявляется не при  первом  прочтении  текста,  а при  повторных  показах.  Вот  почему  необходимо соблюдение принципа цикличности. Таким образом, дидактические принципы позволяют мне  осуществить  живое  общение,  учитывая  особенности  возрастного  восприятия,  и индивидуального реагирования. Занятия на фольклорном материале очень интересны детям, малыши активно, эмоционально включаются в работу. Прилагаются конспекты занятий: «Котя, котенька, коток» (Приложение 2), «Хвост узорами, сапоги со шпорами» (Приложение 3)

Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я подбирала потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызвали у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё малознакомому человеку - воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. В адаптационный период использую такие потешки, как, например:

Кто у нас хороший?        Наша деточка в дому

Кто у нас пригожий?        Что оладышек в меду,

Ванечка хороший,        Красно яблоко в саду.
Ванечка пригожий.

Или перебирая пальчики ребенка, приговариваю:


Этот пальчик- дедушка, Этот пальчик - бабушка. Этот пальчик - папенька, Этот пальчик - маменька, А вот этот - наш малыш,

А зовут его Денис!

В группе игрушки подбирались так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Это были ласковые и успокаивающие потешки. Через несколько дней я заметила, что дети уже сами с большой охотой шли в группу, просили прочитать потешку про петушка или другую наиболее понравившуюся.

Потешки, песенки очень помогали наладить эмоциональный контакт с новенькими детьми.

Находясь в группе целый день, дети устают, бывает ссорятся, у них, как и у взрослых, бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоится.

В этих случаях я старалась ласковой потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит:

 Не плачь, не плачь,

Куплю калач.        Придет киска неспеша,

Не хнычь, не ной,        И погладит малыша.

Куплю другой.        Мяу-мяу скажет киска,

Слезы утри.        Наша детка хороша!

Дам тебе три.

Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня), во время умывания (ласковые поговорки, потешки), во время еды, бодрствования ( прибаутки, потешки и др.)

Укладывая детей спать в тихий час, стараюсь создать ощущение домашнего тепла и уюта. Если кто-то из малышей беспокоится, стараюсь успокоить тихой ласковой колыбельной песенкой или потешкой.

Люли, люли, люли,

Прилетели гули.

Сели гули ворковать,

Нашу Машу усыплять.

Спи, малютка, почивай,

Глаз своих не открывай.

Используя этот прием укладывания, я заметила, что дети стали намного спокойнее, быстрее засыпают, не тревожатся во сне.

Также я использовала потешки для подъема детей после сна, так как не все дети с охотой сразу встают. Поочередно поднимая детей, приветствую их пробуждение ласковой пестушкой.

На кисоньку потягушечки, На деточку порастушечки.

Проведя руками по ручкам, ножкам, стараюсь разбудить их. Какой радостной улыбкой встречает малыш. В фольклоре есть комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями и др. Все эти упражнения я использую как бодрящую гимнастику после сна.


Малые формы фольклора я также использую и при формировании навыков самообслуживания, стараюсь сделать процесс одевания и раздевания приятным для них. Поощряю их стремление к самостоятельности, называю предметы одежды, обуви и читаю соответствующую потешку.

Показ трудового действия сопровождала потешкой, песенкой. Например, обучая мыть руки показывала, как надо заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытирать насухо полотенцем, побуждая малышей повторять действия. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождала процесс умывания такими потешками как:

Водичка, водичка, Умой, мое личико...

Чистая водичка,

Моет Саше личико,

Анечке - ладошки,

А пальчики - Антошке.

Аи, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Деткам улыбаемся.

Все это помогает малышам запомнить последовательность процедуры, веселую потешку и положительное отношение к формированию навыков гигиены.

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Я использовала такие потешки:

Это - ложка, это- -чашка. В чашке - гречневая кашка. Ложка в чашке побывала -Кашки гречневой не стало!

Утка утенка, кошка котенка, Мышка мышонка зовут на обед.

Утки поели, кошки поели, Мышки поели, А ты еще нет?

Где твоя ложечка? Скушай, хоть немножечко! И мн. др.

Время гулять, но сначала надо одеться. Одевание - режимный процесс. Пора учиться это делать самостоятельно, а вот с потешками легче и веселее.

Вот они сапожки, Это - с правой ножки, Этот - с левой ножки.

Настенька маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Настя чернобровая.

На материале детского фольклора учила детей разнообразным выразительным движениям.

Например, дети показывали, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и бодается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке) и т.д. Для малоподвижных детей использую потешки, которые побуждают их двигаться, например:

Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись.


Наша деточка пойдет, Через киску упадет.

Встань малыш, еще разок, Сделай маленький шажок.

Большие ноги шли по дороге, Маленькие ножки бежали по дорожке.

Кроме этого малые формы фольклора использую и при составлении комплексов утренней гимнастики (Приложение 4).

Родовые корни детского фольклора уходят глубоко в историю. Среди них заклички и приговорки. Обращая внимание детей на природные явления, я стараюсь, через закличики познакомить их с могучей силой природы, учу радоваться и солнцу, и дождю, и радуге:

А ты радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Не давай дождя.

Давай нам солнышка - колоколнышка!

Закличики очень веселят детей, создают ощущение радости, единения с природой. Очень важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой. Это понимали и наши предки, оставившие нам в наследство потешки и песенки о растениях, временах года, солнце, небе:

Сосна, сосна

Отчего ты красна?

Оттого я красна,

Что под солнышком росла!

В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко - ведрышко обогрело телят, ягнят, еще маленьких ребят», «на небе появилась радуга-дуга...»), действуют животные (Кисонька-мурысынька, курочка-рябушечка, сорока - белобока и многие другие персонажи). Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы. Простота, мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их.

Практиковала я и упражнение с использованием словесных игр по мотивам народного творчества, например, про сороку. На роль сороки выбирала самого активного ребенка. Читая потешку, предлагала детям отобразить ее содержание в действиях. В ходе разыгрывания моего сюжета высказывания детей звучали непосредственно, эмоционально. В результате потешка превращалась в игру и очень увлекала малышей. В таких играх принимали участие даже самые малоактивные дети.

Проводимые дидактические игры, например, «Узнай потешку» (по содержанию картинки надо вспомнить произведения народного творчества), помогали закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.

Чтобы организовать полноценные сюжетно-ролевые игры, необходимо дошкольников научит играть, поэтому я всегда играю вместе с ними. Очень важно малышей заинтересовать. Простого объяснения, регулярного показа игры чаще всего недостаточно. Незаменимыми помощниками для меня являются произведения малого фольклора. Так, например, если дети не могут найти себе занятие, я приглашаю их на танцевальную минутку:

Ну, ребята, выходите,

Вместе с Катей попляшите.

А теперь шагаем вместе

На одном и том же месте.

Раз-два! Не зевай!


Ногу выше поднимай!

Проводя сюжетно-ролевую игру «Чаепитие», я выступаю в роли хозяйки, которая приглашает ребят пить чай:

Дверь открою, стану звать, Деток чаем угощать.

Уборка игрушек - процесс скучный, но если из уст воспитателя слышны зазывал очки, потешки, способствующие формированию аккуратности, порядка, такие как:

Ну, теперь за дело дружно. Убирать игрушки нужно,

Убирать и не ломать, Завтра будем вновь играть.

Тогда уборка игрушек из скучного занятия превратится в привлекательное. В своей практике я широко использую пальчиковый игры, которые, как правило, сопровождаются текстом. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивает умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают активность дошкольников.

Короткие рифмованные строчки способствуют четкой, ритмичной, яркой речи малыша:

Жили-были зайчики

На лесной опушке,

В беленькой избушке.

Мыли свои ушки, Мыли свои лапочки, Наряжались зайчики,

Надевали тапочки.

Развитие ручной умелости влияет на уровень развития речи и умственных способностей детей, поэтому я ежедневно использую в своей работе с детьми пальчиковую гимнастику и игры.

Подбор упражнений и пальчиковых игр (Приложение 5).

В свободное время большое внимание уделяю русским народным сказкам. Малыши с удовольствием слушают сказки «Репка», «Курочка ряба», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и др. Дети быстро запоминают такие образы, как «петушок- золотой гребешок», «козлятушки-ребятушки» и др.

Повторение песенок героев народных сказок, их имен закрепляет эти образные слова в сознании детей, и дети начинают использовать их в своих играх, учатся рассказывать сказки, а затем и инсценировать.

В своей группе с детьми инсценировала сказки «Курочка ряба», «Репка», Детям было сложно, но интересно.

Далеко не все дети могут сразу передавать характерные особенности персонажей и, чтобы им было легче, я предлагала использовать настольный театр.

В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые сюжеты сказок, и это активизирует его мышление, тренирует память и художетственно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

Чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа сказки, потешки, почувствовать совей отношение к нему, я использую «живые картинки». Например, при чтении потешки «Расти коса до пояса...» предложила Алине показать, как мама бережно, осторожно причесывает как ласково приговаривает при этом. В памяти у детей возникает образ мамы. Копируя ее в своих действиях, они передавали чувства, испытываемые ежедневно. При последующих повторениях потешки эти действия уже сопровождались текстом. Подобные «живые картинки» позволяют правильно понять и эмоционально передать содержание потешек «Ночь прошла», «Водичка-водичка», «Уж ты, котенька-коток» и др.


Чтобы потешка, прибаутка, песенка прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать её содержание, поэтому я не просто читаю те или иную песенку потешку, а придумываю, в какой форме преподнести, вызвать эмоциональное отношение к персонажам. Так, например, при разучивании потешки «Пошел котик на Торжок», сделали шапочку кота, вырезали, из картона большого кота и пирожок.

Большое внимание я уделяю умению детей рассматривать иллюстрации в книгах, формированию эстетического вкуса; воспитываю бережное отношение к книгам через беседы индивидуальную работу, личный пример.

Созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют развлечения и праздники. Когда у детей накопился опыт слушания и осмысленного восприятия потешек, я стала подбирать более сложный материал для развлечения ребят, любимое развлечение матышей - «Дочка моя - куколка». Дети укладывали кукол спать под русскую колыбельную «Катенька, баю, бай», учили ходить и приговаривали:

Катя, Катя матенька,

Катенька удаленька.

Пройди по дороженьке,

Топни, катя, ноженькой.

Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда я появляюсь в роли бабушки-забавушки в русском сарафане, они с интересом рассматривают его, корзиночку, которую держу в руках, с восторгом встречают игру « Коза рогатая» и уже знакомую «Ладушки», приподнятое настроение детей вызывает желание общаться с бабаушкой -забавушкой играть.

Опыт работы подсказал, что любимые развлечения детей следует время о времени повторять. Так обычно я и поступаю. Матыши проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами, игрушками,

С моими воспитанниками было много проведено развлечений и праздников с использованием детского фольклора, например:

«Ладушки в гостях у бабушки» (Приложение 6)

«В гости к Хозяюшке» (Приложение Т)

Подбор песенок, потешек, закличек, используемых для проведения режимных моментов в I младшей группе (Приложение 8)

Таким образом, целенаправленно и систематически используя песенки, потешки, заклички и другие формы фольклора, можно добиться высокого уровня знаний малых жанров фольклора моих воспитанников.


3.2 Работа с родителями.

В своей работе по ознакомлению детей с малыми жанрами фольклора и их использовании

в разных видах деятельности я работаю в тесном сотрудничестве с родителями.

В начале года не все родители моих воспитанников понимали необходимость приобщения

детей к малым жанрам фольклора именно с ранних лет жизни. Для достижения цели я

использовала разнообразные формы работы с родителями. (Приложение 9)

Я провела родительское собрание « Роль малых фольклорных жанров в воспитании

детей». (Приложение 10), консультацию на тему «Значение книги в жизни малыша)

(Приложение 11).

Оформила постоянно действующий стенд, который систематически обновляю, например.

помещала следующий материал: «Родители - книга - ребенок» (Приложение 12)

Я провела с родителями несколько консультаций на тему: «В помощь родителям. Список,

рекомендованный   родителям   по   ознакомлению   детей   2-3   лет   с   произведениями художественной литературы»  (Приложение     13),   «Колыбельные песенки для детей» (Приложение 14)

«Русские народные песенки, потешки в жизни малышей» (Приложение 15)

«Баю - баюшки - баю...» (как укладывать спать (Приложение 16)

«Пальчиковые развивающие игры и развитие речи детей) (Приложение 17)

Кроме этого проводились индивидуальные беседы с родителями, например, «Как выбрать

полезную сказку для малыша», др.

С помощью консультаций, наглядной информации я знакомлю родителей с малыми

жанрами фольклора, рекомендованными программой и непрограммными произведениями,

соответствующими возрастным особенностям воспитанников.

Во время индивидуальных консультаций, бесед я обращаю внимание на достижения

каждого ребенка, на знание фольклора, предлагаю методы и приемы, которые помогут

родителям в ознакомлении с малыми    жанрами фольклора.

Рекомендую  литературу, предлагаю ознакомиться с играми, песнями, отвечаю на вопросы родителей. В беседе подчеркиваю  значимость   благоприятной эмоциональной   семейной   атмосферы   для ребенка.

В приемной нашей группы есть рубрика «Повторите дома», которая постоянно обновляется новым материалом. Она предназначена для того, чтобы родители знали потешки, песенки, сказки и др. Мы учим с детьми в группе, и повторяем с ними дома. Отрадно слышать, когда родители, одевая ребенка вечером домой, повторяют эти произведения с ребенком, используют потешки при одевании. Для того, чтобы родители больше знали произведений малых жанров фольклора, с которыми необходимо знакомить малышей и использовали их дома. В родительский уголок я поместила «Сборник малых фольклорных жанров устного народного творчества» (Приложение 18), которые я использую в адаптационный период, в организации режимных моментов, в учебной деятельности, др.

3.3 Этапы работы по проблеме

I. Теоретический этап:

  • выявление затруднений при решении поставленных задач;
  • анализ состояния воспитательно - образовательной работы;
  • диагностика детей;
  • изучение теоретических вопросов по теме;

  • предварительная работа по теме, сбор материала;
  • написание перспективного плана, конспектов занятий;

II.        Практический этап:

  • оформление методических пособий;
  • организация предметно-развивающей среды в группе;
  • работа с родителями по данной теме;

-        использование малых фольклорных форм в различных видах деятельности: игровой,
образовательной, в процессе прогулок, утренней гимнастики, труда, режимных моментах.

III.        Заключительный этап:

  • диагностика по результатам работы;
  • обобщение опыта работы по теме;
  • выступление с докладом на педагогическом совете «Использование фольклора в учебно

воспитательном   процессе   дошкольников   посредством   новых   форм,   разнообразия методов и приемов подачи материала детям.


4. Заключение.

Раннее детство - короткий, но важный период становления личности. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное - овладевать средством общения - речью. Овладевая речью, ребенок получает ключ к познанию окружающего мира, природы, осваивает основную форму речевого общения - диагностическую.

Произведения народного творчества - это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребенка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки все это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей. В наше время, когда вопросы нравственного, эстетического восприятия встают особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, это будет пробуждать в ребёнке творческое начало, самостоятельность мысли, формировать эстетическое восприятие мира.

Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями малых форм фольклора. Актуальность, направленная на фольклор в современной педагогике раннего детства подтвердила важные положения:

Первое: обогащение педагогического процесса фольклором - действенный метод гуманизации восприятия с первых лет жизни ребёнка.

Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.

Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.

Использование фольклора в различных видах деятельности способствует более быстрой и безболезненной адаптации малышей и привыканию их к режимным моментам детского сада, помогает привлечь внимание детей к желаемому объекту или действию на занятии и в игре.

В заключение можно сделать вывод, что при целенаправленном и систематическом ознакомлении детей с фольклором, дети приобщаются к художественному наследию нашей культуры. Произведения народного поэтического творчества оказывают разностороннее влияние на воспитание ребенка раннего возраста.


4.1 Эффективность проведенной работы по результатам диагностических исследований.

С    целью   определения   эффективности   моей   работы,   я   провела   диагностическое

исследование детей раннего возраста, которое проводила два раза в год (в начале и в

конце учебного года) (Приложение 19,20).

По результатам диагностики было выделено 3 группы: дети с низким уровнем, со средним

уровнем и с высоким уровнем развития.

На начало учебного года по результатам диагностики с низким уровнем развития было

53% детей, со средним 34%; с высоким - 13% детей.

Для каждой категории детей (низкий, средний, высокий уровни) были   обозначены свои

задачи и задания.

Чтение фольклорных произведений, рассматривание иллюстраций в книгах, игры и др.

Предлагались детям в любое свободное время: после завтрака, на прогулке, перед сном, в

вечернее время.

С   детьми   низкого   уровня   развития   работа  проводилась   индивидуально.   Наиболее эффективными для них стали приемы многократного повторения, вопросы детям по содержанию текста, словесное поощрение, совместная деятельность взрослого и ребенка, др.

С детьми среднего уровня развития задания, игры и др. предлагались в подгруппе (3-4

человека). Эффективно использовался метод повторения задания самими детьми, анализ

результата, сюжетно- ролевые игры, др. Детьми с высоким уровнем развития предлагался

материал с усложнением, устная инструкция педагога и др.

Родителям в индивидуальных беседах были предложены соответствующие рекомендации,

пожелания, др.

На конец  учебного  года была проведена повторная  диагностика,  которая  показала следующие результаты:  детей с  низким уровнем развития  13%,  со средним 40%,  с высоким -47%.

Таким образом, благодаря проделанной мною работе, заинтересованности и помощи

родителей воспитанников, уровень знаний малых форм фольклора и использование их

детьми в самостоятельной деятельности значительно повысился. (Приложение 21)

Данные результаты подтверждают эффективность построенной мною работы системы

работы с детьми.

Таким образом,  проведенное диагностическое исследование показало положительную

динамику роста познавательно-речевого развития детей раннего возраста:

-        повышение знаний детьми малых форм фольклора;

-        проявление    большой    эмоциональной    отзывчивости    и    заинтересованности    на
фольклорные произведения;

  • самостоятельное использование детьми малых форм фольклора в различных видах
    деятельности и режимных моментах;
  • высокую степень заинтересованности и активное участие родителей воспитанников в
    проводимой в детском саду работе.

4.2 Степень реализации поставленных задач.

По окончании экспериментальной работы, считаю, что все поставленные задачи были реализованы и получен значимый результат.


Созданная система работы, ориентированная на развитие речевой и познавательной активности детей средствами фольклора, а также повышения заинтересованности и активного участия родителей воспитанников, позволило достичь следующих результатов:

1.        В группе созданы материально- технические условия и методическая база для работы с
детьми данного возраста.

2.        Качественно     организованная    система    работы    соответствовала    повышению
познавательной и речевой активности детей.

3.        Создана система мониторинга.

4.        Значительно повысилась заинтересованность родителей и их активное участие по
данному опыту.

Предметно -- развивающая среда в группе способствует развитию познавательной и

речевой   активности   детей,   эмоциональному   благополучию,   помогает   осуществить

комплексный подход в развитии и воспитании детей.

Были подобраны соответствующие настолько-печатные игры («Сложи картинку», «Какая сказка?», «Спрячь колобка» и др.), книги, наглядный материал, которые помогают детям закрепить   простейшие   речевые   навыки   и   знания   произведений   народного   жанра, формировать   умение   самостоятельно   использовать   эти   знания.   В   книжном   уголке размещены книги - игрушки, книжки - раскладушки, книжки - малышки, предметные и сюжетные картинки. Здесь же размещены  фигурки  персонажей  знакомых потешек,  сказок,  прибауток  по  мотивам фольклорных произведений. Создана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками, др.

Всё это сразу привлекает внимание детей, они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержание знакомых потешек.

В интерьере нашей группы есть мягкие игрушки из ткани, самодельные куклы, сшитые родителями, различные виды театров.

Родителям предлагалось ответить на анкету как в начале года, так и ко~нце учебного года. (Приложение 22)

По результатам данных анкет видно, что в начале учебного года 40% родителей были заинтересованы этой темой и дали положительные ответы, а в конце учебного - 80% родителей от общего количества, что я считаю очень хорошим результатом.

Значительно повысилась заинтересованность родителей, их активное участие по данной теме. Например, они активно откликнулись на мою просьбу - оформить и принести по 2-3 странички с любимыми потешками, сказками, стихами своих детей. Каждый родитель старался оформить свои странички по- своему,   на них можно увидеть яркие красочные иллюстрации к содержанию произведения, фото ребенка. Принесенные родителями моих воспитанников странички, я оформила как дидактическое пособие с названием «Любимые стихи, песенки, потешки малышей группы «Ладушки». Данное пособие я использую в своей повседневной работе с детьми. Дети с большим удовольствием рассматривают его, узнают главных героев произведений, своё фото, что способствует развитию речи, и обогащению словаря детей.

Реализация данного направления работы в полной мере стала возможна при    тесном взаимодействии детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляли свои усилия на познание возможностей развития каждого ребёнка, создания благоприятных условий.

Мероприятия с родителями способствовали установлению доверительных отношений с родителями,     что  оказывало   положительное  влияние  на  состояние  педагогического

процесса.

В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется «Уголок ряженья» с элементами костюмов, предметов одежды (как для мальчиков, так и для девочек), в этом принимали активное участие родители. Также имеются настольный, пальчиковый театры, театры на фланелеграфе,   на ложках, палочках по сюжетам русских народных сказок: «Курочка ряба», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка» и др. Разнообразные виды красочных театров в сочетании с медленными, но колоритными в речевом отношении


фольклорными текстами побуждает детей проявлять речевые знания, эмоциональные качества, дети утверждаются в высказываниях. В процессе работы были замечены изменения: у детей повысился интерес к устному народному творчеству, малыши стали использовать произведения фольклора в активной речи, сюжетно-ролевых играх, в режимных моментах, др.

По творческому направлению по данной теме «Использование малых фольклорных форм с детьми раннего возраста» мною наработаны:

  • перспективное планирование занятий по теме;
  • система конспектов тематических занятий;
  • диагностика детей раннего возраста по данной теме;
  • иллюстрированный материал по содержанию потешек, сказок, др.

-        дидактические  игры на фольклорном материале,  способствующие развитию  речи,
активизации и обогащения словаря детей.

По итогам работы своим достижением считаю создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания. В результате приобщения малышей к фольклору на практике убедилась, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного, речевого, нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины. Педагогический опыт представляла:

  • в отчете о своей работе на пед. советах;
  • показ открытых занятий для педагогов коллектива.

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности проведенной работы, направленной на развитие познавательной и речевой активности детей средствами мачых форм фольклора.

4.3 Адресная направленность.

Данный  опыт работы может быть использован воспитателями раннего и младшего

возраста   всех   видов   дошкольных    образовательных   учреждений,    независимо    от реализуемых программ.

А также собранный и представленный в моём опыте фольклорный материал могут

использовать    музыкальные   руководители,    педагоги   дополнительного    образования, родители.

4.4 Трудоёмкость опыта.

Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые требования педагогу, работающему с детьми раннего возраста, а именно: он должен хорошо знать возрастные особенности детей, видеть индивидуальность каждого малыша, прогнозируя «зону ближайшего развития», знать уровень развития своих воспитанников, обеспечивать понимание    детьми    смыслового    содержания    народного    произведения,    благодаря эмоциональной окраски речи, изменению тембра голоса, др. В чем же трудности?

Во -- первых следует адаптировать методику фольклорных занятий, в разных видах деятельности,   в   режимных   моментах   с   особенностями   возраста,   т.к.   народные произведения несут на себе отпечаток исторической давности.

 Следовательно, у педагога одна задача - донести до детей их смысловое содержание. Ведь как сквозное чтение текста (т.е. от начала до конца), так и пояснения в процессе чтения, даже предельно лаконичные, не дадут эффекта - «уводят» от текста.

Во-вторых,   в  народных  произведениях  звучат  весьма  часто  слова  (да  и  название

предметов), не употребляемые в современной разговорной речи («люлечка», «Торжок»,

«меленка»-мельница, «лапотки», «плошечка», «голичок» - веничек, «печурочка» и т.п.)

В — третьих, объяснения и пояснения в процессе чтения, если и вводится в занятие,

разбивают   текст   и   при   этом   нарушается   ценность   художественного   восприятия

произведения.

Можно   привести   достаточно   примеров,   которые   позволяют  выделить   фольклорные занятия   в   разряд   особенных.   Это,   к   примеру,   необходимость   владение   педагога художественными    средствами    (умением    петь,    танцевать,    играть    на    народных инструментах).   Несомненно,   одно:   многозначность   и   многогранность   фольклорной тематики требует от педагога не только умения владеть некоторыми художественными навыками   исполнение,      но   и   душевной   щедрости,   полноты   чувства   и   личной сопричастности.

Привнесение   настроения   затейливости,   шаловливого   веселья,   а  иногда  некоторого баловства - вот в чем приоритет фольклорных занятий.

Много  времени  тратиться  на сбор  наглядных материалов,  настольно-печатных игр, атрибутов.

Особое значение в приобщении детей к фольклору играет работа с родителями. Сейчас

мало семей в современном обществе, которые бы максимально использовшш фольклор в

воспитании детей.

По данным анкетирования, во время бесед с родителями, я сделала вывод, что родители

воспитанников используют народный фольклор, но редко, но есть и такие родители,

которые   не   понимают   значения   такой   работы,   не   чувствуют   ответственности   за воспитания детей, не занимаются организацией их жизни, игр, полезных занятий.

С такими родителями работать трудно, но слово «трудно» происходит от слова «труд» и

поэтому над этим вопросом нужно работать.

Быть    доброжелательным    в    общении    с    ними,    привлекать    опытных    педагогов, специалистов,   родителей.   Наиболее   эффективны   индивидуальные   формы   общения, доверительные беседы.


Литература

  1. Алексеева М.М. «Методика развития и обучения родному языку дошкольников». -
    Академия, 1999.
  2. Аникин В.П., Гусев В.Е., Толстой Н.И. «Мудрость народная. Жизнь человека в русском
    фольклоре», Вып. 1 «Младенчество. Детство.» - Москва,

Художественная литература. 1991.

  1. Аникин В.П. «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор»,
    1957.
  2. Ветлугина Н.А. «Самостоятельная художественная деятельность дошкольников»
  3. Зуева Т.В. «Русский фольклор». - Флинта: Наука, 2000.

  1. Князева  О.К.,  Маханёва Л.Д.   «приобщение  детей  к  истокам  русской  народной
    культуры». - Санкт - Петербург.-Детство -Пресс. 2000.
  2. Князева   О.Л.   Парциальная   программа   «Приобщение   детей   к   истокам   русской
    национальной культуры» - Акцент, 1997.
  3. Лампман В.Е., Жёлтикова И.А. «Родитель - ребенок - педагог»: модели развития
    взаимоотношений.- Волгоград: Учитель, 2011.

9.        Мельников М.Н. Русский детский фольклор».- М.: Просвещение. 1987.

  1. Мартынова А.Н. «Детский поэтический фольклор».- СПб., 1997.
  2. Новицкая М. «Фольклорная школа», «Дошкольное воспитание». 1993.-№9.
  3. Павлова Л.Н. «Знакомим малыша с окружающим миром», М.: Просвещение, 1987.
  4. Ревина И. «Дни, прожитые с детьми: фольклор и авторская песня в жизни детей». -
    Дошкольное воспитание, 2000.-№4.
  5. Селиванов Ф.М. «Хрестоматия по фольклору» - М.: Просвещение, 1972.
  6. Скворцова Л. «Формирования у детей интереса к русскому фольклору». -Дошкольное
    воспитание, 2004.
  7. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. «Красная изба...». - СПб.: Детство - Пресс, 2000.
  8. Усова А.П. «Русское народное творчество в детском саду». - М.: Просвещение, 1999.
  9. Флерина Е.А. «Эстетическое воспитание дошкольников». - М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия с использованием малых фольклорных форм для младшего дошкольного возраста.

Хочу предоствить конспект занятия по музыкальному воспитанию малышей. здесь изложены наиболее интересные приемы, которые, на мой взгляд, помогут сформировать у малышей понятие об окружающем мире через...

Дидактический материал "Использование малых фольклорных жанров с детьми раннего возраста"

Дидактический материал-книжки самоделки-созданы для детей раннего возраста. Фольклор на коми языке. Дети охотно рассматривают эти книжечки и просят почитать воспитателя....

Опыт работы «Развитие речи средствами малых фольклорных форм в младшем дошкольном возрасте»

«Взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети - вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами»....

Проведение утренней гимнастики в игровой форме с детьми раннего возраста

В консультации раскрывается значение утренней гимнастики для физического развития ребенка. В ней содержится упражнения игрового характера для детей раннего возраста....

КАРТОТЕКА МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

КАРТОТЕКА МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ  ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Картотека малых фольклорных форм для детей раннего возраста

Фольклор помагает в развитии различных средств интонационной выразительности,у детей накапливается  и обогащается активный словарь, память,мышления.Знакомство с народными произведениями обогащает...

Картотека малых фольклорных форм для детей раннего и среднего возраста

Знакомство с малыми формами фольклора развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус , а так же учит многому. Развивается речь, фо...