Проект ПДД "Добрая дорога детства".
методическая разработка (средняя группа) по теме

Соснова Галина Константиновна

Я, являюсь создателем проекта"Добрая дорога детства", разработанного и апробированного на базе группы "Солнышко". Над проблемой детской безопасности работаю давно. Уверена, что она не обходима и актуальна. Воспитание культуры безопасного поведения детей на дорогах города предпологает овладение навыками по предупреждению и преодолению опасных ситуаций, формированию готовности использовать полученый опыт. В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игравой деятельности детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobraya_doroga_detstva.doc555 КБ

Предварительный просмотр:

        Проект «Добрая дорога детства».

Автор проекта Соснова Галина Константиновна, воспитатель.

Продолжительность проекта: долгосрочный /сентябрь – май/

Возраст детей: с 3 до 4 лет.

 

1. Анализ ситуации.

                                                                                                                                   Жизнь, здоровье и безопасность детей полностью зависит от окружающих его взрослых. Опыт развивающихся стран, раньше нас вступивших в автомобильный век, показывает, что обучать ребенка правильно переходить улицу надо с самых ранних лет.      Не с пяти – шести, как принято у нас, а гораздо раньше, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения,     а соблюдение – потребностью человека.                                                             Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать также важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Отсутствие этих качеств  может быть причиной дорожных происшествий.                                                       Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий. Знания, сообщаемые детям, необходимо постепенно усложнять, дополнять.                                                                                 В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике.

2. Проблема

    Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Так как виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые не знают основ правил дорожного движения и играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.                                                                                                              

    Детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, поэтому педагогический коллектив особое внимание уделяет обучению детей правилам дорожного движения.

    В рамках реализации работы в этом направлении я создала долгосрочный проект по теме: «Добрая дорога детства».

    Гипотеза:   Если дети с ранних лет поймут и усвоят ПДД, они смогут избежать опасных ситуаций и сохранить свою жизнь.

    Целью моей работы является формирование и развитие у детей    необходимых навыков безопасного поведения  на дороге в опасных дорожно-транспортных ситуациях.

    Задачи:

* формировать представления у детей о назначении светофора и его сигналах;

* познакомить детей младшего дошкольного возраста с правилами безопасности на дорогах;

* воспитывать умение применять знания в повседневной жизни;

* активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди  родителей;

* разработать эффективную систему работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения;

* оптимизировать работу с родителями для полноценного развития личности ребенка и закрепления знаний о правилах дорожного движения.

    Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, медсестра, дети и родители второй младшей группы.

    Каждому участнику проекта важно помнить о том, что реализация проекта, способствует не только формированию основ безопасного поведения на улице, но и развитию ребёнка как личности.

3. Принципы реализации проекта 

       (по Е.А. Козловской, С.А. Козловского):

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

4. Прогнозируемые результаты:

* приобретение элементарных знаний по теме «Правила Дорожного Движения»;

* имеет представление об опасных ситуациях, которые могут возникать на улице при катании на велосипеде, при игре на проезжей части дороги;

* имеет представление об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы;

* умение отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице;

* воспитать дисциплинированного пешехода.

5. Модель реализации проекта:

    Организационные условия:

* целевые прогулки – ознакомление детей с улицей, перекрестком, дорожными знаками, так и наблюдение за пешеходами, за движением разных видов транспорта;

* организационная деятельность, где формируется система элементарных знаний у всех детей группы в определенной последовательности, развиваются основные познавательные процессы и способности;

* беседы – выявление у детей уже имеющихся знаний и представлений, определение тех направлений, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику;

* игра – закрепление детьми знаний, полученных во время бесед или организованной деятельности;

* педагогические ситуации – выявление представлений детей о типичных опасных ситуациях и действиях в них;

* анкетирование – для выявления заинтересованности родителей в вопросах обучения дошкольников правилам безопасности;

* диагностирование педагогов – для изучения готовности в организации педагогического процесса, направленного на ознакомление дошкольников с правилами безопасности на улице.

    В ДОУ обобщен и систематизирован педагогический опыт по обучению детей ПДД, подобран методический инструментарий:

    Развивающая среда:

* игротека – для уточнения, систематизации знаний, умений и навыков, их использование в игровой деятельности. Дидактические игры в соответствии с возрастом.

* картотека Загадок – для закрепления знаний по дорожному движению.

* информационная копилка – для тематической подборки наглядных материалов, фотографий и иллюстраций.

* уголок «Светофорик» - для формирования умения работать самостоятельно с книгой, «добывать» нужную информацию. Познавательная литература, наглядный материал для накопления познавательного опыта: материалы, иллюстрации, макеты.

* накопительная папка – для сбора конспектов тематических занятий, развлечений, стихов.

    Условия для реализации проекта:

* включение детей в познавательно – практическую деятельность по выполнению правил дорожного движения;

* организация уголка по ГИБДД в каждой группе МДОУ                 /информация для детей и родителей, художественная литература/;

* оснащение рабочей зоны для детей /лото, раскраски, напольное полотно с дорожными знаками/;

* включение родителей в совместный образовательный процесс/.

    Методы реализации проекта:

  Практические:

* содержание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ. Демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка;

* создание центра Правил дорожного движения.

  Словесные:

* беседы;                                                                                                                     * чтение художественной литературы;

* заучивание стихотворений;

* дидактические игры;

* сюжетно – ролевые игры;

* подвижные игры;

* развлечения;

* моделирование ситуаций;

* консультации;

* наблюдения.

  Наглядные:

* организация выставок;

* сбор фотоматериалов;

* рассматривание иллюстраций;

* информационно – агитационные стенды;

* театрализованная деятельность;

* личный пример взрослых.

6. Механизм реализации проекта:

    Этап I  Подготовительный

  Цель:

1. Изучение методического материала по теме проекта «Добрая дорога детства»

2. Разработка плана  для формирования знаний у детей по безопасному поведению на дороге.

3. Планирование работы с родителями.

* накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы;

* изучение методической литературы по теме проекта;

* подбор наглядно-методического материала, художественной литературы по теме проекта;

* организация развивающей среды в группе;

* проведение диагностики и беседы с детьми на выявление уровня знаний правил дорожного движения;

* разработка проекта по теме «Добрая дорога детства»;

* составление плана работы по проекту с родителями.

    Этап II   Основной

  Цель:

1. Формирование у детей знаний о безопасном поведении на дороге; знакомство детей со значением дорожных знаков;  расширение словарного запаса детей по дорожной лексике.

2. Активизация  работы по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, накопление опыта, игрового и наглядного материала по теме «Дорожное движение»

   

     1. Сентябрь

Беседа «Кто нас встречает на улице»

Сюжетно-ролевая игра «Автобус»

     2. Октябрь

НОД «Куда едут машины?»

Целевая прогулка «Наблюдение за дорогой»

     3. Ноябрь

Развлечение «Улица неожиданностей»

Дидактическая игра «Светофор»

     4. Декабрь

Беседа-рассматривание картины «Улицы города»

Сюжетно-ролевая игра «Мы водители»

     5. Январь

Чтение стихов, произведений о ПДД

Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый»

     6. Февраль

Спектакль для детей «Три сигнала светофора»

Подвижная игра «Цветные автомобили»

     7. Март

НОД «Веселый светофор»

Подвижная игра «Найди свой цвет»

     8. Апрель

Целевая прогулка «Знакомство с улицей»

Дидактическая игра «Красный и зеленый»

     9. Май

Музыкально – игровой досуг «Буратино в городе дорожных знаков»

 /итоговое мероприятие/

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».

       На положительном примере взрослых ребенок учится законам дороги. А значит, нужно проводить работу и с родителями детей.

 

    Формы взаимодействия с родителями:

1. Индивидуальный диалог с родителями.

2. Анкетирование.

3. Приобщение к чтению популярной литературы о правилах дорожного движения.

4. Знакомство с публикациями из центральной и местной прессы по данной проблеме.

5. Приглашение родителей на дискуссионные встречи.

6. Разработка памяток и рекомендаций для родителей по изучению правил дорожного движения у детей.

7. Участие в родительских собраниях.

8. Проведение консультаций “Дошкольник и дорога”;

9. Оформление папок-передвижек, в которых содержится материал о правилах дорожного движения.

10. Проведение встреч-бесед родителей с инспектором ГИБДД («Роль семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма»).

11. Конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.

    Этап III Заключительный

1. Для определения результативности был проведен диагностический мониторинг, который позволил сделать вывод об успешности реализации проекта. У детей расширился кругозор, увеличился объем знаний о правилах поведения на дороге, о видах транспорта.

 

2. Презентация опыта работы на педагогическом совете, посвященном неделе педагогического мастерства «Безопасность в ДОУ».

3. Итоговое мероприятие «Буратино в городе дорожных знаков»

/музыкально-игровой досуг/.

Об эффективности данного проекта можно уже говорить по вышеперечисленным результатам, по активизации родителей и детей на детских мероприятиях, выставках.

7.Список используемых источников.

1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

2. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / под ред. В.Н. Кирьянова – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2005.

3. Козловская Е.А., Козловский С.А. Воспитание и обучение дошкольников безопасному поведению на улице: для учреждений дошкольного образования. — М., 2007.

4. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

5. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга: Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова, Т.А. Панина, С.А. Уклонская; Составитель Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проекта "Безопасная дорога детства".

Материал раскрывает работу, проводимую в нашем детском саду в рамках образовательной области "Безопасность"....

Проект "Безопасная дорога детства"

Проект на тему: "Безопасная дорога детства"...

Социальный проект "Чистая дорога детства"

Проект для родителей и детей ДОУ...

Проект "Добрая дорога детства"

Проект педагогической деятельности по формированию навыков безопасного поведения детей на дороге...

Проект "Безопасная дорога детства"

Формирование у детей дошкольного возраста навыков и привычек безопасного поведения на улицах и дорогах города....

Спортивный досуг "Красный, желтый, зеленый" по проекту "Безопасная дорога детства"

Обучение детей дошкольного возраста навыкам соблюдения и выполнения правил дорожного движения....

Проект Добрая дорога детства

Данный проект представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Предусматривает систему работы с родителями по данному вопросу. Необходимость данного материал...


 

Комментарии

Стехина Елена Владимировна

Галина Константиновна, очень интересный проект. Спасибо.