Мастер-класс "Синквейн"
презентация к занятию (старшая группа) на тему

Елена Васильевна Вагина

Расширение представления об инновационной технологии «Синквейн» и ее значении в развитии речевых навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_2.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Слайд 1

Тема: « Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи».

Цель: расширение представления об инновационной технологии « Синквейн» и ее значении в развитии речевых навыков.

Добрый день  уважаемые  члены жюри, коллеги, гости!

Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, лаконичной, лишенной образности. яркости. Хорошее владение словом - это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.

Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте.

У старших дошкольников, часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас. Дети  затрудняются в пересказе и составлению рассказов.

Сегодняшний день отличается активным ростом новых  развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений, регулировании процесса речевого развития.

 И здесь на помощь может прийти  методика синквейн, которую сравнительно недавно   стали применять   педагоги для активизации познавательной деятельности.

Она используется, как метод развития  образной речи , позволяющий  быстро получить результат.  Это  не противоречит  образовательным  и коррекционным  программам ДОУ.

СЛАЙД 2

Актуальность и целесообразность использования  синквейна  объясняется тем, что прежде всего:

- открываются новые творческие интеллектуальные  возможности;

- гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК;

- способствует обогащению и актуализации словаря;

- является диагностическим инструментом;

- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)

 используется  для закрепления изученной темы;

является игровым приемом;

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как  увлекательная игра- ведь сочинять весело, полезно и легко. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятиями: слово-предмет, слово -действия, слово-признак.

Согласовывать слова в предложении

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Самое главное: Синквейн –получается у всех! .

Когда же начинать знакомство с этим приемом? С детьми старшего возраста

Уважаемые коллеги и я хочу познакомить вас с этой методикой.

 Попробуем все-таки узнать подробнее что же такое синквейн.

 Слово синквейн (англ. Cinquain) очень простое и происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк, которые строятся по определенным правилам.

СЛАЙД 3

Правила составления  синквейна таковы:

1- я строка - Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
2- я строка - Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

3- я строка - Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

4- я строка - Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме

5- я строка - Слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциации) ………….


Синквейн это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение по  событию или предмету, который и является темой синквейна, или просто краткая  характеристика.

Итак, свой мастер – класс я назвала « Знай - твори - применяй».

 Чтобы мои коллеги могли взять для себя те приемы работы, которые я покажу.

СЛАЙД 4

 И  наше с вами общение хотела бы начать с вопроса: Что такое жизнь?

( выставляю кружок)  ответы.

А я хочу процетировать замечательное стихотворение.

Жизнь -прекрасна и ярка,

Жизнь- свободна и легка,

Жизнь - есть солнечный рассвет,

Жизнь - есть неба дивный свет,

Жизнь - улыбки и цветы,

Жизнь - полнится красоты,

Жизнь – есть ласка добрых слов,

Жизнь - есть дети и любовь.

Подумайте, с чем у вас ассоциируется слово «Жизнь»

Я вас попрошу выбрать для себя то, что ближе  лично к вам, жизненно-необходимое качество и записать буквально одно слово-синоним на своем лучике.

Кто готов?

Свои лучики прикрепите к  кружочку…..которое определяет главное. (выставляют лучики)         (зачитываю)

 СЛАЙД 5

Ваши  определения совпали с моими.

Мы определяли главное,  а в итоге  получилось солнце. (показ)

 Оно светит каждому отдельно, лично, значимо для каждого из нас.

То есть вся наша жизнь!!!  (провожу вокруг слов).

 Я благодарю вас.

Посмотрите, у нас получилась интересная формула жизни:

-когда мы добры - мы красивы

-когда мы красивы – нас любят

-когда нас любят – мы радостны

-когда мы радостны – мы здоровы

-когда мы здоровы – мы счастливы

-когда мы счастливы – мы добры.

Давайте попробуем вместе  составить синквейн   на тему: «Жизнь».

Обратите внимание на экран.

СЛАЙД 6  

Итак, 1 строка – Жизнь – главное слово.

         2 строка – какая она?(длинная, долгая, счастливая…)

         3 строка – что она делает?   (мчится, бежит, радует,  приносит…)

         4 строка – предложение, афоризм или пословица о жизни (я люблю тебя жизнь).

         5 строка – синоним или как по-другому можно назвать жизнь.? (слайд )

Жизнь – длинная, счастливая. Течет, бежит, учит. Жизнь дана на добрые дела. Дорога.)

СЛАЙД 7

Уважаемые коллеги, полученные вами знания, я предлагаю использовать на конкретном примере  ( даю лучики 2. Любовь. Счастье.)

Пожалуйста, работайте. Подсказка на экране.

Пока участники углубились в творчество, я попрошу вас - уважаемые зрители поиграть.

Мы с вами тоже попробуем составить маленький рассказик со словом ….

Вы догадались (выставляю сердце на доску).

Я прошу уважаемых заведующих  подобрать слова признаки.

Дорогие методисты подберите, пожалуйста, слова - действия?

Педагоги, выразите свое отношение.

А нашему  компетентному  Жюри  я предлагаю подобрать ассоциации.

Начинаем.

Сердце.

горячее, доброе

любит, бьется, творит

сердце умеет любить и ждать

добро.

Вы не возражаете, я выберу вот эти слова. Посмотрите  какой замечательный у нас получился синквейн. (прочитываю.)

Девушки наши готовы. Пожалуйста! (прочитывают)

Конечно же в  работе с детьми  дошкольного возраста используются различные предметы, игрушки для подбора слов-признаков, опорные картинки, где дети упражняются в подборе действий, и опорные схемы.

Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и строк.

Уважаемые коллеги, сейчас мы находимся на заключительном этапе нашего мастер-класса, и я предлагаю оценить результаты совместной работы.

 Как было сказано ранее одним из самых распространенных приемов рефлексии является синквейн.

Давайте подведем итог нашей сегодняшней работы, и составим синквейн на тему: « Мастер-класс».

Когда вы будете подбирать для него единственно верные прилагательные, глаголы, афоризмы, то обязательно почувствуете, насколько ближе, понятнее и роднее стал вам конкурс «Воспитатель года». Вы словно пропустите искусство слова через себя.

А я постараюсь выразить свое отношение к конкурсу. Что для меня конкурс.

СЛАЙД 8

Конкурс: «Воспитатель года»

Актуальный, творческий

Волнует, объединяет, дисциплинирует

На других посмотреть, да себя показать

Испытание

Ну, а мне хотелось бы узнать вашу оценку.

(Обращается к участникам. Здорово. Показ зрителям)

Я истинно благодарю вас за нашу совместную работу, думаю, что используемые сегодня в мастер-классе методы  помогут вам в дальнейшем, позволят добиться желаемых результатов во всех видах деятельности и станут изюминкой в работе с детьми.

СЛАЙД 9

Успехов  вам и творчества.

Всем большое спасибо.