Главные вкладки

    Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) художественной литературы через сказку
    консультация по теме

    Романова Татьяна Петровна

    .

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) художественной литературы через сказку

    Книга — добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Поэтому одна из задач в работе воспитателя — воспитание интереса ребенка к книге.

    Чтение - сложный процесс не только сложения букв в слоги, но и акт, требующий интенсивной интеллектуальной работы (к которой у ребенка должна быть привычка, в отличие от компьютерных игр и мультфильмов, которые стали альтернативой чтению. Чтение книг дает простор для фантазий и читая ребенок проводит некие параллели со значимыми переживаниями героев в ходе сюжета произведения. Грэм Грин писал: «Только в детстве, может быть, книга действительно влияет на нашу жизнь. Дальше мы восхищаемся ей, получаем от нее удовольствие, возможно, меняем благодаря ей некоторые свои взгляды, но главным образом находим в книге лишь подтверждение тому, что уже в нас заложено». И именно это, «что уже в нас заложено», в дошкольном детстве дают нам родители и воспитатели в ДОУ.

    В этой связи необходимо особое внимание воспитателя к подбору такого содержания, методов и приемов образования, подготовки практического материала, организации работы по образовательной области «Чтение художественной литературы», основанного на соблюдении Федеральных государственных требований к содержанию работы дошкольного образовательного учреждения, которое обеспечивало бы сохранение самоценности периода дошкольного детства, его развития и отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы.

    Опыт работы с детьми в детском саду предлагает использовать в работе по формированию интереса к книге:

    - простое чтение воспитателя в кругу детей;

    - недели русских народных сказок, сказок отдельных авторов;

    - вечера чтения;

    - выставки книг или организацию книжного уголка;

    - семейные вечера чтения;

    - организацию викторин: «Какие я знаю сказки? », «Каких детских писателей (сказочников) я знаю? »;

    - конкурсы чтецов, рассказчиков;

    - тематические КВН (для детей подготовительной группы) ;

    - конкурсы: «Книга своими руками», «Книжки-малышки», «Юный книгоиздатель»;

    - выставки: «От гусиного пера до современной авторучки», «Художники-оформители детской книги»;

    - родительские собрания: «Чтение в жизни ребенка», «Как приучить ребенка читать самостоятельно», «Как привить интерес к книге»;

    - праздники: «Праздник любимой книги», «День рождения… » (любимого героя книги);

    - тематические акции: «Помоги книге» (реставрация книг, «Возьму книгу домой»;

    - воспитание толерантности через чтение сказок и рассказов народов мира;

    - знакомство с книгами, ориентированными на гендерные различия (различия читательских предпочтений мальчиков и девочек, которые раскрывают те или иные особенности читательской аудитории в зависимости от пола и возраста;

    - организация проектной деятельности по темам «Чудесный мир волшебных сказок» (проект по знакомству детей подготовительной группы с изобразительным искусством и изучению детских сказок А. С. Пушкина, «Басня коротка - искусство безгранично» (знакомство детей старшей группы с баснями И. А. Крылова);

    - оформление информационных стендов: ""Круг чтения Вашего ребенка", "Читаем дома", "Книга на выходные";

    - организация библиотеки в детском саду;

    - сотрудничество с детской библиотекой.

    Круг чтения Вашего ребенка.

    Указатель детской литературы «Круг чтения» подготовлен лучшими специалистами по детскому чтению России в помощь родителям, стремящимся, чтобы их дети с малых лет знали русскую культуру, русскую классическую литературу.

    Наша классическая русская литература — ядро Русского мира. Она закладывает основы главных ценностей: сострадания, добра, справедливости. На протяжении веков на русских сказках, литературных произведениях лучших писателей росли новые и новые читательские поколения россиян. И Ваши дети обязательно должны пройти эту школу чтения.

    При встрече ребят с детской книгой нужно помочь даже самому неопытному читателю составить без посторонней помощи достаточно правильное предварительное мнение о любой книге (о чем она рассказывает, как для кого написана). Кроме того, одновременно создать у читателя настрой «эмоциональной отзывчивости», необходимой для выявления своего отношения к заложенному в книге содержанию, а затем и для полноценного её восприятия.

    Обратимся к примерам.

    Вот книжка - игрушка. Вглядитесь в форму этой книжки, в иллюстрации. Под ними помещен текст, который сейчас умышленно изъят. И все же попробуйте его вспомнить, воспроизвести - вы его хорошо знаете с детства. Что знакомое, но не вспоминается? Тогда я подскажу вам еще примету. Здесь произведение С. Михалкова, а значит…? (Правильно, стихи!) Вспомнили их? Опять нет? Тогда вот вам еще примета: заглавия книги - «Песенка друзей». Ну, конечно же, можно ли было не вспомнить сразу: «Мы едем, едем, едем, в далекие края…»? Можно и не вспомнить, потому что думать над книгой, выделять внешние приметы содержания, ассоциировать, сопоставлять внетекстовую информацию и текст, в частности иллюстрации и заголовки, надписи с содержанием книги - может быть знакомым и известным, а может быть, и совсем новым - это тоже специальное умение и жизненно важное читательская привычка. Именно это умение и привычка во многом задают читателю кругозор, общее и литературное развитие. Их отсутствие, напротив, делает чтение бесполезным и даже вредным, так как развитие невозможно, если читатель не в состоянии различать, допустим, где дворец, и представить, кто тут мог жить: где рыцарь, а где богатырь, или кто носил такие башмаки или головной убор, в каком из этих цветков родилась Дюймовочка.

    Пока ребенок не приучен думать над книгой, пока он не знает и не догадывается, когда и почему ему надо смотреть, выбирая и читая книгу, что видеть, о чем думать, он, даже владея техникой чтения, настоящим читателем не станет. Так как он без целенаправленного обучения не способен к самостоятельному различению книг по содержанию, к осознанию, к содержанию, к осознанию разумного порядка в мире книг и в самой книге.

    Тип правильной читательской деятельности

    Рисунки (иллюстрации) на обложке и в тексте дают возможность «узнать», выделить нужную книгу из числа всех других книг даже ребенку, который еще не умеет читать, но при условии, что содержание нужной книги он, безусловно, и детально освоил. Тогда он может, перебирая книги, вглядываться в иллюстрации, выделать на них детали, прямо и непосредственно ассоциирующиеся с известным содержанием и определять содержание. При этом он осваивает основу типа правильной читательской деятельности - учится думать над книгой. Только тогда, когда учитель прочитал произведение вслух, проверил и убедился, что содержание прочитанного все дети освоили (не просто поняли, а представили, мысленно увидели в деталях), он показывает им книгу, где, вглядываясь в иллюстрации, по деталям же дети увидят то, о чем только что слушали, и узнают прослушанное произведение. А дома, по желанию пересматривая свои книги, воссоздавая содержание прослушанного произведения по памяти и действуя так, как на занятии, они смогут найти либо книгу такую же, о том же (о чем слушали), либо совсем другую книгу, но хорошо знакомого и любимого содержания.

    Дидактическое упражнение «Волшебные слова»

    Вспомните, кто говорил такие волшебные слова и в какой сказке:

    • По щучьему веленью, по моему хотенью… (Емеля из сказки «По щучьему велению») .

    • Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь. (Василиса Премудрая, из сказки «Царевна – лягушка») .

    • Избушка, избушка стань по-старому, как мать поставила, к лесу задом ко мне передом (Иван – царевич из сказки «Царевна – лягушка») .

    Дидактическая игра «Дополни имя»

    Воспитатель. У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. Я проговариваю первую часть имени или названия, а вы – вторую.

    • Кощей – (бессмертный)

    • Василиса – (Прекрасная)

    • Иван – (царевич)

    • Змей – (Горыныч)

    • Крошечка – (Хаврошечка)

    • Сестрица – (Аленушка)

    • Скатерть – (самобранка)

    • Гуси – (лебеди)

    Сказочные загадки

    • У Аленушки – сестрицы

    Унесли братишку птицы.

    Высоко они летят,

    Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)

    • Уплетая калачи,

    Ехал парень на печи.

    Прокатился по деревне

    И женился на царевне. (Емеля)

    • Сладких яблок аромат

    Заманил ту птицу в сад.

    Перья светятся огнем,

    И светло в ночи, как днем. (Жар-птица)

    • Эта скатерть знаменита

    Тем, что кормит всех до сыта,

    Что сама собой она

    Вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка)

    • Ждали маму с молоком,

    А пустили волка в дом…

    Кем же были эти

    Маленькие дети? (Семеро козлят)

    • Он сумел поймать волчишку,

    Он поймал лису и мишку.

    Он поймал их не сачком,

    А поймал он их бочком. (Бычок смоляной бочок)

    Дидактическая игра «Сказки о животных»

    (Выкладывают картинки животных: лиса, волк, заяц, медведь, петух, кот. Дети подбирают каждому герою фрагмент сказок, в которых встречаются эти герои. (Медведь - «Варежка», «Теремок» и др.)

    Назовите сказки, в которых есть баба Яга?

    Дети. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Царевна лягушка» и др.

      Задания

    • Головной убор, надев который, становишься невидимым. (Шапка-невидимка,

    • Сказочная скатерть. (Скатерть-самобранка,

    • В сказках всегда добро побеждает, над чем? (Над злом,

    • Главное средство передвижения всех богатырей (Конь,

    • Что сделал с лягушечьей кожей Иван-царевич (Сжег,

    • Ее прозвище Костяная нога (Баба Яга,

    • Необычное транспортное средство Емели (Печь,

    • Где находится смерть кощея (На конце иглы).

     «Исправь ошибку»

    «Красная Бейсболочка» («Красная Шапочка»,

    «Кот в шлепанцах» («Кот в сапогах»,

    «Сестрица Алинушка и братец Иванушка» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,

    «Трое косолапых» («Три медведя»,

    «Снежиночка» («Снегурочка»,

    «Иван-королевич и Серый волк» («Иван-царевич и Серый волк»).

    Проверим, хорошо ли вы знаете сказки. И из какой сказки эти слова?

    • «Ловись, рыбка, и мала, и велика, ловись, рыбка, и мала, и велика». (Русская народная сказка «Лиса и волк»,

    • «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел». (Русская народная сказка колобок»,

    • «Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша».(Русская народная сказка «Царевна-лягушка»,

    • «Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы».(Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»,

    • «Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается».(Русская народная сказка «По щучьему веленью»,

    • «Залилась Аленушка слезами, села под стожок – плачет, а козленочек возле нее скачет».(Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,

    • «Принесла бабка в решете снега. Толкли они снег и вытолкли девушку. (Русская народная сказка «Снегурочка»,

    • «-Кто, кто в теремочке живет?

    -Я, муха-горюха. А ты кто?

    - А я блоха-попрыгуха. Пусти меня к себе жить». (русская народная сказка «Теремок») .

    Вы должны  определить, какое слово не относится к содержанию сказки, назвать слово и саму сказку:

    -  Машенька, утки, Ванюша, Баба-яга, гуси-лебеди (сказка «Гуси-лебеди»),  Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья-царевна (сказка «По-Щучьему велению»);

    - Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто (сказка о рыбаке и рыбке), Дед, Аленушка, бабка, мышка, яйцо (сказка «Курочка Ряба»).

    Игра  «Назови сказочного героя с необычным внешним обликом»

    Я вам предлагаю словосочетания необычных частей тела, а вы должны назвать персонаж  

    - Огнедышащая голова – Змей Горыныч, большие расплющенные уши – Чебурашка, костяная нога – Баба Яга, вместо ног хвост – Русалочка, длинный острый нос – Буратино, она маленького роста – Дюймовочка, голова в форме луковки – Чипполино, борода с волшебными волосками – Старик - Хоттабыч, у нее голубые волосы – Мальвина).

    Известный фольклорист Владимир Пропп предлагает нам рассматривать сказку  как маленький домик, построенный из кубиков, где  каждый кубик имеет в конструкции определенное значение. Вот как он предлагает это сделать. Разберем сказку  «Гуси – лебеди».

    - С чего начиналась сказка?  (родители уехали). Т.е.  они отлучились, поэтому  – первый кубик – «отлучка»;

    - что они наказывали детям? (не уходить). Значит, второй кубик – «запрет»;

    - а что же дети? (нарушили).  Третий кубик – «нарушение запрета»;

    - что стала делать Алёнушка? (искать братца). Четвертый кубик,  назовем условно, – «отъезд героя». Герой может уехать, убежать, уплыть, т.е. начинаются его приключения;

    - что делала  Алёнушка, чтобы найти братца? (просила помощи у печки, яблони, речки). Какие они ей  ставили условия? (съесть пирожок, яблочко, выпить киселька). Т.е они как бы испытывали героя,  поэтому пятый кубик - «испытание героя»;

    - как печка, яблоня и речка помогли  Алёнушке и её братцу? (укрыли под яблоней, спрятали в печке, под высоким бережком). Шестой кубик – «волшебные помощники»;

    - «Гуси – лебеди» улетели ни с чем, Алёнушка и её братец  спаслись  от преследования, значит  седьмой кубик –  «счастливый конец». Как образец, это может быть и «несчастливый конец», «возвращение героя», «герой спасается от преследования».

        Мы построили домик – сказку:

     Так  можно самим построить любую сказку.

    Беседа-опрос детей по теме «Ознакомление с художественной литературой»

    1. Любишь ли ты, когда тебе читают книги?

    2. Есть ли у тебя дома книги? Кто тебе их читает?

    3. Какие книги ты любишь?

    4. Есть ли у тебя любимая книга?

    5. Кто твой любимый герой?

    6. Какие сказки ты знаешь?

    7. Знаешь ли ты писателей? Назови их.

    8. Ты хотел бы научиться читать?

    Анкета для родителей по теме «Ребенок и книга»

    Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты.

    1. Читаете ли вы ребенку книги? Если да, то как часто:

    — ежедневно;

    — несколько раз в неделю;

    — редко, когда есть время.

    2. Вы читаете детям книги:

    — по просьбе ребенка;

    — по своей инициативе.

    3. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребенком?

    4. Есть ли у ребенка домашняя библиотека? Сколько книг (приблизительно) она включает? Каких жанров (стихи, сказки и т.д.)?

    5. Какие книги предпочитает ваш ребенок:

    — сказки;

    — стихи;

    — литературу о природе;

    — энциклопедии, книги познавательного содержания;

    — нет определенных предпочтений.

    6. Рассказывает ли ваш ребенок о книгах, которые прочитали в детском саду?

    7. Ходите вы с ребенком в библиотеку?

    8. Читаете ли вы с ребенком произведения для длительного чтения? Если да, то какие последние произведения вы прочитали?

    9. Читаете ли вы сами литературу? Если да, то какую предпочитаете:

    — периодическую (журналы, газеты);

    — познавательную;

    — художественную.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Формирование интереса и потребности в восприятии книг у детей 3-4 лет"

    Введение.    Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир ...

    Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие художественной литературы) «Добрая сказка Гуси-Лебеди»

    Обучение детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели; сохраняя некоторые обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи....

    Формирование интереса у дошкольников к восприятию художественной литературы посредством разнообразных форм работы.

    Слайд 1, 2Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве  закла...

    «Формирование интереса и эмоционального отношения к художественной литературе» (Из опыта работы)

    Сообщение на тему: «Формирование интереса и эмоционального отношения к художественной литературе»(Из опыта работы)...