Цикл занятий по психологической готовности детей к школе
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Данный цикл развивающих занятий составлен на основе полученных результатов исследования психологической готовности детей к школе (недостаточно развита социально-личностная сфера).

         С этой целью подобраны игры, упражнения, мини-беседы, задания для выполнения в парах.  Все  задания соответствуют возрастным особенностям детей, воспитывают интерес детей к учению, желание учиться.

          Для обеспечения положительного настроя детей на предстоящее занятие,  использованы упражнения, при выполнении которых будущие первоклассники узнают, что такое школа и чем они в ней будут заниматься.  Задачи данных занятий:

- развивать познавательную потребность;

- способствовать формированию учебно-познавательного мотива и развитию мышления;

- учить детей выделять, анализировать и оценивать поведение с точки зрения эталонов и образцов;

- развивать умение чувствовать и понимать другого человека;

-  повышать самооценку детей, их уверенность в себе;

- воспитывать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого человека;

- развивать коммуникативные навыки сотрудничества  со сверстниками.

         Цикл развивающих занятий предусмотрен для работы с детьми 6-7 лет.  Занятия проводятся 2 раза в неделю.  Длительность занятия 25-30 минут. Всего 12 занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл занятий

по психологической готовности детей к школе

Тематическое планирование

 

№ занятия

Цели и задачи

Наименование форм работы

1.

Цель: закрепление  умения ориентироваться в пространстве.

Цель: расширить знания детей об истории создания школ, о профессии «учитель».

Цель: развитие мелкой моторики, щепоти, необходимой для подготовки руки к письму; умение выполнять совместную деятельность с соседом по парте.

1.Игра-разминка / «Игра с письменными принадлежностями»

2.Мини-беседа «Что такое школа?»

3.Игра-упражнение «Выложи по контуру»

2

Цель: положительный настрой детей на предстоящее занятие.

Цель: расширение знаний детей о том, как можно правильно и вежливо обратиться с просьбой.

Цель: восприятие формы, цвета, размера; развитие щепоти; умение выполнять совместную деятельность с соседом по парте.

1.Игра-разминка / «Что не так?» (нелепицы на школьную тему)

2.Мини-беседа  «Как можно обратиться к другому человеку с просьбой»

3.Игра-упражнение «Разложи по ячейкам» (набор геометрических форм)

3

Цель: развитие связной речи, активизация словаря.

Цель: расширение знаний детей о том, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении к ним.

Цель: развитие мелкой моторики; умение выполнять совместную деятельность с соседом по парте.

1.Игра-разминка / «Вставь в предложение пропущенное слово»

2.Мини-беседа «Как можно пожалеть»

3.Игра-упражнение «Ловкие пальчики» (перебирание фасоли и гороха)

4

Цель: развитие слухового внимания.

Цель: предупреждение возможных  негативных ситуаций для ребенка,  упражнение детей в правильном поведении: с кем общаться, к кому обращаться в сложной ситуации.

1.Игра-разминка /  «Будь внимателен»

2.Мини-беседа «Если ты потерялся»

3.Игра-упражнение в парах «Выложите узор по образцу»

(Из геометрических форм).

5

Цель: развитие слухового внимания.

Цель: формирование нравственных качеств, умения дружить и дорожить дружбой; развитие умения рассуждать, аргументировать свою точку зрения; развивать творческие способности.

Цель: умение  договариваться для успешного сотрудничества.

1.Игра-разминка /«Будь внимателен»

2.Мини-беседа «О дружбе»

3.Игра-упражнение в парах «Выложите фигуру по образцу» (из счетных палочек)

6

Цель: умение выделять существенные признаки предметов, описанных в стихотворной форме.

Цель: расширение представлений детей о щедрости и великодушии.

Цель: умение договариваться, работая в парах.

1.Игра-разминка / «Отгадай загадки» (школьная тема)

2.Мини-беседа «Щедрость и жадность»

3.Совместный рисунок «На прогулке»

7

Цель: внимательность, словесная память, счет.

Цель: предупреждение возможных  негативных ситуаций для ребенка; знакомство детей с правилами поведения при встрече с незнакомыми людьми.  

Цель: умение  договариваться работать в парах на результат.

1.Игра-разминка /стихотворение-загадка «Семь вещей у нас в портфеле»

2.Мини-беседа «Как вести себя с незнакомыми людьми»

3.Совместный рисунок «Игра в футбол» (восковыми мелками)

8

Цель: активизация словаря.

Цель: упражнение детей в правильном поведении в сложившейся ситуации.

Цель: умение сотрудничать с партнером по игре и вместе планировать свою деятельность.

1.Игра-разминка /  «Скажи наоборот» (школьная тематика)

2.Мини-беседа « Как вести себя в школе, если…»

3.Игра-упражнение «Настольный лабиринт» в парах.

9

Цель: умение использовать в речи сложные предложения.

Цель: формирование у детей  навыков безопасной жизнедеятельности; предупреждение  возможных  негативных ситуаций для ребенка, если  он  находится один в доме  или  на улице.

Цель: умение договариваться, при необходимости уступить.

1.Игра-разминка / «Продолжи предложение» (школьная тематика)

2.Мини-беседа «Ты один дома, а в дверь позвонили»

3.Игра-упражнение «Выложите фигуру без образца» (счетные палочки, геометрические формы)

10

Цель: умение подбирать слова по теме в контексте предложения.

Цель: умение рассуждать, развитие внимательности.

Цель: умение договариваться для получения положительного результата в работе.

1.Игра-разминка / «Закончи предложение» Задачки на внимание

2.Игра-упражнение 3.«Строительство башни втроем»  (из кубиков дляконструирования)

11

Цель: умение обосновывать свой ответ.

Цель: внимательность, умение рассуждать.

Цель: развитие коммуникативных навыков, необходимых для успешной совместной деятельности будущих школьников.

1.Игра-разминка «Хитрые вопросы» (на школьную тему)

2.Умные задачки

3.Упражнение-соревнование «Чья пара быстрее?» (разрезные сюжетные картинки)

12

Цель: умение здороваться разными способами: как с лучшим другом, как с взрослым, как  с другом, которого давно не видел и соскучился.

Цель: обучение простым интересным играм, в которые можно поиграть в школе на переменках.

1.Игра-разминка / «Приветствие»

2.Игра «В школу»(Роль учителя по очереди исполняют дети).

(Задания детям:  «Чему ты будешь нас учить?».

 «Объясни игрушкам, что делают ученики в школе».

 «Объясни, почему нужно учиться?»

 «Нарисовать (любой предмет)»

3.Игра-упражнение «На перемене»

Занятие № 1

Материалы к занятию: письменные  принадлежности по количеству детей, разноцветные кнопки, рабочие дощечки из пенопласта с нарисованными контурами  различных узоров.

Игра-разминка / «Игра с письменными принадлежностями»

Цель: закрепление  умения ориентироваться в пространстве.

  1. Разложи письменные принадлежности так, чтобы ручка лежала выше ( ниже всех, правее, левее) всех.
  2. Положить ручку справа от линейки, а линейку – справа от карандаша.
  3. Положить карандаш выше линейки, но ниже ручки.
  4. Положить линейку справа от ручки, но слева от карандаша.

Мини-беседа «Что такое школа?» с использованием презентации.

Цель: расширить знания детей об истории создания школ, о профессии «учитель».

 - Ребята, что такое школа? (Ответы детей). 

 Школа – это большое здание, в котором  школьники учатся читать, писать, считать...  (слайд №1).

 Когда то, давным-давно, на Руси  многоэтажных школ не было. Детей, которые хотели учиться, собирали всех сразу в одной деревянной избе (слайд №2).

Грамотного человека, который обучал детей счету, письму, чтению все называли уважительно «Учитель» (слайд №3).

Позже стали строить 2-х этажные просторные здания и называть их «Школа». В таких школах детей стали обучать разные учителя. Они дают им знания о звездах, подводном мире, разных странах…  (сдайд №4).

Учебные кабинеты просторные: большие окна, удобные парты (слайд №5).

Если, что-то не получается, учитель обязательно поможет (№6).

Между уроками обязательно есть перемены, чтобы ученики могли отдохнуть (слайд №7).

Здесь, в школе, можно сходить в библиотеку и выбрать интересную книжку (слайд №8).

Можно покушать в школьной столовой (слайд №9).

Занятия физкультурой проходят в большом спортивном зале (слайд №10).

В кабинете информатике ученики занимаются на компьютерах (слайд №11).

Все школьные праздники проходят в большом актовом зале (слайд №12).

В школе есть раздевалка (слайд №13).

Современные школы стали строить еще выше и просторнее, чтобы школьникам было интересно в них учиться (слайд №14).

        

Физминутка / «Как живешь?»

(Дети отвечают любыми жестами на вопросы ведущего)

     - Как живешь? – вот так!

     - А плывешь?

     - А бежишь?

     - Вдаль глядишь?

     - Ждешь обед…

     - Машешь вслед…

     - Утром спишь…

     - А шалишь…

Игра-упражнение «Выложи по контуру»

Цель: развитие мелкой моторики, щепоти, необходимой для подготовки руки к письму; умение выполнять совместную деятельность с соседом по парте.

Рефлексия

 Совместное обсуждение прошедшего занятия.

 Дети делятся впечатлениями от  проведенных игр, упражнений и полученных знаний.

Использованная  литература:

  1. Алябьева  Е. А. коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие.  Москва: Сфера  2005.
  2. Карпова С. И., Мамаева В. В.  Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет.   Санкт-Петербург: Речь  2007.
  3. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В.  Психологические занятия с дошкольниками.  Санкт-Петербург: Речь  2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность детей к школе

ВведениеСтарший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизио...

Памятка для родителей НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ: О психологической готовности детей к школе.

Психологическая готовность это:         необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...

Формирование психологической готовности детей к школе у детей 6-7 лет. Рекомендации для педагогов.

Педагогам предлагаются конкретные формы и методы работы с детьми по фомированию у них психологической готовности к обучению в школе....

буклет для родителей На пороге школы: О психологической готовности детей к школе.

Психологическая готовность это:         необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...

Консультация для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к школе»

Консультация для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к Школе»В рекомендациях большинства школ о готовности ребёнка к 1-му классу приводятся несколько з...

Конспект встречи с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Психологическая готовность детей к школе"

Данный коснпект представляет собой вариант нетрадиционного роидтельского собрания, целью которого является формирование адекватной, конструктивной, уверенной позиции родителей будущих первоклассн...