Консультация для педагогов.
консультация по теме

Шабалина Татьяна Ильинична

Девочкам и мальчикам гимнастика для пальчиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Девочкам и мальчикам гимнастика для пальчиков. 

В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук.

Надо помнить, что малышам от года до трёх упражнения даются в упрощённом варианте, доступном их возрасту. Старшим детям задания можно усложнить.

Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребёнку радость.

Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость?

  • Запускать пальцами мелкие волчки.
  • Разминать пальцами пластилин, глину.
  • Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики. *
  • Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок - бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул - закрылся, спрятался).
  • Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадётся, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.
  • Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
  • Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
  • Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
  • Завязывать узлы на толстой верёвке, на шнуре.
  • Застёгивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
  • Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
  • Игры с песком, водой.
  • Мять руками поролоновые шарики, губку.
  • Шить, вязать на спицах.
  • Рисовать, раскрашивать, штриховать.
  • Рисовать различными материалами ^ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углём и т.д.).

К пяти годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы (например, плетение ковриков из бумажных разноцветных полос). Ребёнку нужно сложить лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определённым образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика. Старшим дошкольникам вполне доступны и простейшие приёмы плетения макраме. Этот вид труда можно рекомендовать для совместных занятий родителей и детей в семье.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок - полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Из вырезанных фигурок дети могут составлять целые композиции-аппликации. Мальчики - батальные сцены, фантастические картины на различные темы. Девочки - сказочные сюжеты из жизни принцесс, животных. Особенно им нравится симметричное вырезание человечков. Если их раскрасить, получается целый хоровод не похожих друг на друга выражений лиц, деталей одежды, сочетаний цветов.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребёнок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой.

Трёхлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.

Четырёхлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т.д.

Слабое развитие двигательных навыков, в том числе и кистей рук, может отрицательно отразиться на обучении ребёнка в школе.

Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедлена, то нарушается и точность движений. Ребёнку будет трудно учиться писать. Писать он будет медленнее других и, скорее всего, некрасиво. Может сформироваться негативное отношение и к письму, и к учебным действиям вообще. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою

неуспешность (могут отказываться от выполнения заданий, уходить с урока и т.д.).

Слабое развитие двигательных навыков способно отрицательно повлиять и на общее самочувствие ребёнка. Взаимоотношения с ровесниками часто осложняются неуверенностью в собственных силах. От того, как именно оцениваются школьные достижения ребёнка, часто зависит отношение к нему и одноклассников, и родителей.

Упражнения, развивающие мелкую моторику пальцев рук

  • «Обведи похожий» (Ребёнку найти в каждой картинке рисунок, * похожий на образец (он даётся справа в строке), и как можно аккуратнее   обвести   контур   похожего   рисунка,   не   отрывая карандаша от бумаги.).
  • «Помоги кораблю доплыть до берега» (Не отрывая карандаш от листа, вести его между линиями. Затем проделать этот путь обратно.).
  • «Помоги улитке доползти до цветка»
  • «Узнай, кто я» (Ребёнку предлагается определить по точкам, что нарисовано: «В этих точках кто-то или что-то спрятано, обведи контур каждого рисунка по точкам, и ты узнаешь это». Руку не отрывать от бумаги.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....