Программа социально-педагогической помощи неполным семьям «Моя семья – мое богатство»
рабочая программа

Фролова Светлана Ивановна

Настоящая программа предназначена для работы социального педагога с неполными семьями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_moya_semya.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

 Программа социально-педагогической помощи неполным семьям «Моя семья – мое богатство»

Пояснительная записка

Настоящая программа разработана мною на основе программы «Семейное счастье», предназначена для работы социального педагога с неполными семьями. Это необходимо для того, чтобы обучить ребенка из неполной семьи навыкам поведения, позволяющим им более эффективно действовать в повседневной жизни, решать встающие перед ним каждодневные задачи. Программа предполагает возрастной период детей 7 – 10 лет. Указанный возрастной период является очень благоприятным временем для подобной работы. Это связано, с одной стороны, с возрастанием их интереса к себе, к своим возможностям, способностям, а с другой, – с открытостью их к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений, проблем, принятии решений.

Цель программы: оказание комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям. 

Задачи:

  1. Формирование социальных навыков
  2. Объединение усилий социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя по работе с неполными семьями.
  3. Изучение и диагностика характера семейного неблагополучия;
  4. Формирование наиболее адекватной самооценки у ребенка из неполной семьи.

Таблица 1. Основные мероприятия программы

№ п/п

Мероприятия

Цель

Участники

Время проведения занятий

1.

Беседы с родителями

Способствовать формированию навыков воспитания детей. Обеспечить знаниями о проявлении и воспитании мужского и женского характера.

Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители

2 раза в месяц по 40 минут (4 беседы)

2.

Субботник

Познакомить детей с проявлением мужского и женского характера, мужественности. Дать возможность понять, что должен делать мужчина.

Классные руководители, родители мужского пола, учителя технологии у мальчиков

1 раз в месяц

3.

Диагностика характера внутрисемейных отношений

Гармонизация семейных отношений в неполной семье

педагог, педагог-психолог, классные руководители

1 раз в месяц

4.

Экскурсия по комплексу для детей "В мире профессий"

Полноценная профессиональная реализация личности

Родители

2 раза в месяц

5.

Туристические походы

Сформировать у детей навыки поведения

Классные руководители, родители

2 раза в месяц

6.

Работа кружков по интересам: "Семейный театр", "Мягкая игрушка", "Оригами", "Спортивный"

организация семейного отдыха

Классные руководители, педагоги, тренер

2 раза в неделю по 60 минут

Программа осуществляется с помощью форм и методов, направленных на работу с учащимися и их родителями. Формы и методы деятельности социального педагога могут быть различны и зависят от целей и задач каждого конкретного мероприятия.

Формы работы:

  • родительские собрания;
  • диагностика;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • экскурсии;
  • туристические походы.

Методы работы:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • опрос;
  • беседа;
  • рефлексия;
  • игровые приемы и упражнения;
  • психолого-педагогические упражнения.

Временные ресурсы. Программа рассчитана на 2 месяца. Мероприятия целесообразно проводить 1 раз в неделю в течение 40 минут.

Материальные ресурсы. К реализации программы приглашаются классные руководители, педагоги, педагоги-психологи и непосредственно сами родители. Также необходимы материалы для проведения субботников и туристических походов.

В ходе реализации программы было проведено четыре беседы с матерями, воспитывающими мальчиков.

Беседа 1.

Цель: познакомиться с семьями, провести диагностическое исследование особенностей семейного воспитания, познакомить родителей с основными целями реализации программы.

Беседа 2.

Цель: проанализировать в ходе беседы с родителями особенности изменения поведения детей после реализации таких мероприятий как субботник с участием других родителей, а также экскурсии по комплексу для детей «В мире профессий»

Примерные вопросы беседы:

  • Изменилось ли поведение Вашего рбенка после мероприятия посвященного субботнику на территории школы?
  • Как Вы оцениваете изменения положительно или отрицательно?
  • Как изменилось поведение Вашего ребенка и в чем это проявилось в первую очередь?
  • Считаете ли данное мероприятие, посвященное субботнику необходимым условием в воспитании детей и почему?

Какие изменения Вы заметили после проведения экскурсии Вашего ребенка по комплексу для детей «В мире профессий»?

  • Как Вы способствуете развитию у Вашего ребенка навыков поведения?
  • Чем Ваш ребенок занимается по дому? Есть ли в этом элементы чисто мужской работы?чисто женской работы?

Беседа 3.

Цель: проанализировать в ходе беседы с матерями особенности изменения поведения ребенка после реализации таких мероприятий как туристические походы, а также работа кружков по интересам: "Семейный театр", "Мягкая игрушка", "Оригами", "Спортивный".

Примерные вопросы беседы:

  • Изменилось ли поведение Вашего ребенка после посещения кружков по интересам совместно с другими детьми?
  • Как Вы оцениваете изменения положительно или отрицательно?
  • Как изменилось поведение Вашего ребенка и в чем это проявилось в первую очередь?
  • Как Ваш ребенок оценивает поход?

Беседа 4.

Цель: проанализировать в ходе беседы с матерями особенности изменения поведения детей, а также оценить реализацию программы в целом.

Примерные вопросы беседы:

  • Изменилось ли поведение Вашего ребенка в ходе реализации программы?
  • Как Вы оцениваете изменения положительно или отрицательно?
  • Как изменилось поведение Вашего ребенка и в чем это проявилось в первую очередь?
  • Как Вы оцениваете проведенные мероприятия с Вашим ребенком в целом?
  • Есть ли у Вас замечания к проведению мероприятий? Какие?
  • Довольны ли Вы поведением Вашего ребенка сейчас? Если нет, то почему?
  • Хотели бы в дальнейшем участвовать в таких мероприятиях?

Для диагностики характера внутрисемейных отношений рекомендеется использовать Тест-опросник детско-родительских отношений А.Я. Варги, В.В. Столина, который представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, нуждающихся в психологической помощи по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

 Опросник состоит из пяти шкал:

1. "Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку.

2. "Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения.

3. "Симбиоз" – шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком.

4. "Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка.

5. "Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем [24].

Текст опросника Приложение 1

При окончании реализации программы по оказанию комплексной социально-педагогической помощи неполным семьям «Моя семья – мое богатство» предполагается достичь следующих результатов:

  1. оказать комплексную социально-педагогическую помощь неполным семьям;
  2. снизить численность неполных семей с тенденцией к асоциальному поведению;
  3. актуализировать потребность активного участия в общественной жизни, которая способствовала бы более эффективной взаимосвязи неполной семьи с другими социальными институтами;
  4. присвоить социальный опыт и поведение в процессе решения проблемных ситуаций;
  5. повысить уровень профессиональных знаний и профессиональной культуры;
  6. проверить эффективность используемых методов и форм социально-педагогической работы с неполными семьями.

ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ

(А.Я Варга, В.В. Столин)

Тест-опросник детско-родительских отношений А.Я. Варги, В.В. Столина представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, нуждающихся в психологической помощи по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Структура опросника

 Опросник состоит из пяти шкал:

1. "Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2. "Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается ему помочь во всем, сочувствует ребенку. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3. "Симбиоз" – шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так – родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремиться удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным.

Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, т.к. по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4. "Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5. "Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Текст опросника

  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
  3. Я уважаю своего ребенка.
  4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
  8. Мой ребенок часто неприятен мне.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
  11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
  12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме призрения, ничего не стоят.
  15. Для своего возраста мой ребенок немножко не зрелый.
  16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребенок впитывает в себя дурное как "губка".
  18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
  19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
  20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам.
  21. Я принимаю участие в своем ребенке.
  22. К моему ребенку "липнет" все дурное.
  23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
  24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
  25. Я жалею своего ребенка.
  26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
  27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
  28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
  29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
  31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, е только требовать этого от него.
  32. Я стараюсь выполнять все  просьбы моего ребенка.
  33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
  36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
  37. Я всегда считаюсь с ребенком.
  38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
  39. Основная причина капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.
  40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
  41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
  42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
  43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
  44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
  45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
  46. Мой ребенок часто раздражает меня.
  47. Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.
  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  49. Я не доверяю своему ребенку.
  50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
  51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
  52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
  53. Я разделяю интересы своего ребенка.
  54. Мой ребенок не в состоянии что-либо делать самостоятельно, а если и делает, то обязательно не так.
  55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
  56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
  58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
  59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
  60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
  61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключи к опроснику

  1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
  2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 35.
  3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
  4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
  5. "Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ "верно". Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

-отвержение;

- социальная желательность;

- симбиоз;

- гиперсоциализация;

- инфантилизация (инвалидизация).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогический проект «Повышение роли отца в семье»

   Традиционно основной задачей мужчины считается обеспечение материального благополучия своей семьи. Однако сегодня для полноценного развития ребёнка также необходимо непо...

Форма социально-педагогического паспорта на учащегося и его семью

Ежегодно образовательные учреждения составляют социально-педагогический паспорт, отражающий контингент учащихся.Разработанная мной форма социально-педагогического паспорта может быть полезна не только...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)

Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...

Статья "Социально-педагогическая проблема в неполных материнских семьях"

Как и в любой другой семье, в неполной материнской семье существуют проблемы, связанные с организацией педагогической системы в семье: проблемы воспитания, развития и социализации ребёнка. О сложности...

Программа "Социально педагогическое сопровождение семей находящихся в трудной жизненной ситуации"

Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от социального статуса....

Социально-педагогическое взаимодействие учреждений дополнительного образования и семьи (из опыта работы школы раннего развития «Росток»)

Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует развитие демократичной, открытой, гуманной системы дополнительного образования и требует нового ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Счастливая мама- счастливый малыш» (по сопровождению семьи и ребенка)»

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление социального партнерства между дошкольным образовательным учреждение...