"Роль узких специалистов и педагогов дополнительного образования по формированию связной речи воспитанников ДОУ(из опыта работы)
учебно-методический материал на тему

Блохина Оксана Владимировна

     Развитию связной речи дошкольников в настоящее время уделяется самое пристальное внимание. Педагогами и узкими специалистами нашего детского сада  включен в образовательный процесс новый вариант организации занятий, позволяющий значительно изменить характер взаимодействия педагога с детьми, увеличив активные действия ребенка – практические и речевые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_rol_uzkikh_spetsialistov.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Березка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального и художественно- эстетического развития детей

Роль узких специалистов и педагогов

дополнительного образования по формированию

связной речи воспитанников ДОУ (из опыта работы)

                                                           к педагогическому совету

                                                                  музыкальный руководитель:

                                       Блохина О.В.

г.Старый Оскол

     Развитию связной речи дошкольников в настоящее время уделяется самое пристальное внимание. Педагогами и узкими специалистами нашего детского сада  включен в образовательный процесс новый вариант организации занятий, позволяющий значительно изменить характер взаимодействия педагога с детьми, увеличив активные действия ребенка – практические и речевые.

     На музыкальных занятиях использую игры, направленные на развитие связной речи дошкольников: речевые игры, игры со словом, логосказки как вид театрализованной деятельности, артикуляционная гимнастика, логоритмика. Особенность логоритмики состоит в том, что музыка не просто сопровождает  движение, а является его руководящим началом. Комплекс игр и упражнений логопедической ритмики направлен на преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом, музыкой и движением. С помощью этих упражнений развиваются речевая моторика для формирования артикуляционной базы, темпа и ритма речи, совершенствуются диафрагмальное и речевое дыхание и певческий диапазон голоса. В занятия по логоритмике включаю пение, речевые упражнения и упражнения, воспитывающие чувство музыкального ритма. Для данного вида упражнений использую фигуры построения, пляски или творческие задания. Сначала детям предлагаю послушать музыку, потом рассказать, какие и когда надо делать движения. Использую на занятиях игры и песни, которые имеют коррекционную речевую направленность, способствуют развитию эмоционального восприятия, творческого воображения.

     С помощью игр и музыкального материала, а также специальных упражнений работаю над координацией движения и речи, укреплением мелкой моторики, мышц  языка и голосового аппарата, умением правильно произносить звуки, звукоподражания, пластично двигаться.

Развитию речевых навыков дошкольников,  дикции и артикуляции способствует заучивание скороговорок, а участие в театральных постановках позволяет детям почувствовать силу и красоту слова, научиться «действовать словом».

     На музыкальных занятиях использую упражнения, направленные на развитие слухового и речеслухового восприятия, детям показываю демонстрационный альбом с аудиокассетой О.П.Радыновой «Музыкальные инструменты». В дальнейшем провожу обыгрывание образов зверей, птиц, персонажей сказок, песен, попевок, которое помогает развивать способность самостоятельно воспроизводить ритм, регулировать силу, высоту и тембр голоса. В этот раздел входят также упражнения на развитие речевого и певческого дыхания. Пение позволяет научить регулировать дыхание, развивать продолжительность выдоха, работать над интонационной выразительностью речи, полнотой ее звучания. Детей  учу говорить слова песни правильно, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний. Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова. При разучивании песен  работаю над правильным произношением, учу  детей четко пропевать окончания слов. После первоначального исполнения песни детям разъясняю текст, чтобы они понимали, о чем поется в песне, и легко усваивали слова.        

Пропевание песен, чистоговорок, четверостиший, сопровождающих пальчиковую гимнастику, служит замечательным средством развития артикуляционного аппарата, закрепления навыков правильного звукопроизношения. Большинство чистоговорок, четверостиший прорабатываю «пропеванием» каждого слога одновременно с движениями пальцев сначала правой и левой рукой по очереди, а затем обеих рук вместе, что помогает сосредоточить внимание ребенка на четком проговаривании каждого слога в словах.

     На занятиях использую упражнения на различение и воспроизведение ритмов хлопками, голосом. Например, дети с удовольствием играют в игру «Ритмический базар». Одна группа детей хлопая по коленям, произносит слово «лук» (один слог – целая нота), другая – слово «груша» (два слога – четвертные ноты), третья – «яблоко» (три слога – восьмые ноты).  Дети любят играть в игру «Имена», с помощью хлопков изображают ритмический рисунок таких слов, как имя главного героя сказки, имя друга, свое имя.

     По технологии В.В. Емельянова провожу музыкальные игры и дыхательную гимнастику, которые способствуют укреплению голоса. Например, игра «Пес Барбос» помогает формировать активное дыхание с использованием мышц диафрагмы и живота, а игры «Котенок» и «Тигр» способствуют укреплению мышц нёба и языка. Упражнения, разработанные Т.В. Рыбкиной и Т.Г.Шеверёвой, позволяют не только снять напряжение мышц голосового аппарата, которое обычно возникает в процессе пения, но и развить вокально-хоровые навыки. Дети с удовольствием выполняют эти упражнения, с интересом работают по схемам Е.Юдиной «Пропой свое имя», «Кукушка».

     На индивидуальных занятиях при разучивании вокальных партий использую разнообразные упражнения на расширение диапазона голоса, эмоционального восприятия музыкального произведения («Чудо-лесенка», «Самолёт», «Пушинка»).

     На музыкальных занятиях для развития речи  использую игры-драматизации, театрализованные игры. Дети, разыгрывая сюжеты литературных произведений, знакомятся с художественным словом, обогащают свой словарный запас. Ребенок, беря на себя роль, подражает поступкам, манерам и речи своего героя. При заучивании реплик использую сопряженную речь, когда ребенок  проговаривает текст вместе с взрослым. Начинаю эту работу с малых форм фольклора (потешек, скороговорок, прибауток), затем детей знакомлю с русским народными песнями. С использованием фольклора провожу праздники «Ярмарка», «Масленица» и другие.

   

Знакомя детей с системой музыкального воспитания К.Орфа привело меня к мысли начать развитие певческого голоса у детей с речевого этапа. Ведь с помощью речи, поскольку ребенок достаточно владеет ею, ему намного легче прочувствовать, понять и повторить средства музыкальной выразительности: регистры голоса (низкий, средний, высокий); динамику, темпы (от медленного к быстрому).

На речевом этапе работаю над формированием таких певческих навыков, как дыхание, дикция, навык голосового звучания, легкость и полетность голоса и даже многолосия. Ведь прежде чем высоко и выразительно запеть, ребенок должен научиться высоко и выразительно говорить. Именно поэтому речевой этап, как подготовительный, предшествует певческому этапу развития голоса. В содержание работы на речевом этапе я включаю голосовые развивающие игры, речевые зарядки, речевые игры и упражнения, ритмодекламацию и мелодекламацию. 

Применяемый мною разговорно-игровой метод дает детям почувствовать возможность своего голоса, поиграть им, одновременно выплескивая лишнюю энергию и снимая эмоциональное напряжение; этот метод делает развитие голоса и решение коррекционных задач веселым и интересным занятием для детей. Голосовые развивающие игры могут использовать на своих занятиях и воспитатели.

Игры с голосом помогают ребенку вернуться ребенку в доречевой период голосовой активности и по возможности устранить неравномерности развития голоса. Звукоподражания, фонематические загадки. Пальчиковые игры эффективно развивают мимику, артикуляционную моторику, речевой слух.

Систематическое использование голосовых игр готовит ребенка к управлению своим голосом и артикуляцией, развивает фонематический, интонационный и музыкально-певческий слух, помогает устранению ряда дефектов речи. Звуковой массаж голосовых связок. Проводимый в игровой форме, - это самый простой и доступный способ профилактики и оздоровления голоса.

  Для развития связной речи использую озвучивание стихотворений, игры со словами. Варианты озвучивания стихотворений могут быть разными. Дети сами ищут и подбирают тембр, находят ритм и темп исполнения. Необходимо учитывать, что темп чтения стихотворения с сопровождением замедляется, появляются небольшие паузы, во время которых звучит импровизация. Например, стихотворение «Апрель» С.Маршака дети озвучивают следующим образом:

Апрель! Апрель!        -     треугольник

На дворе звенит капель. – глиссандо

По полям бегут ручьи, -  по металлофонам

На дорогах лужи. -          музыкальный молоточек

Скоро выйдут муравьи  - тихое шуршание

После зимней стужи.

Пробирается медведь – трещотки, маракасы

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь – свистулька

И расцвел подснежник. – колокольчик

     В результате таких творческих упражнений дети наполняются общей радостью от совместного творчества, закрепляются умения выразительно читать стихотворения. Метод элементарного музицирования можно использовать на занятиях по развитию речи в творческих заданиях:

- озвучивание стихотворений, сказок;

- озвучивание рассказов о явлениях природы;

- сочинение собственных рассказов и озвучивание их;

- сочинение рассказов по репродукциям картин с последующим озвучиванием рассказа (картины).

     Важно активировать творческий поиск ребенка в подборе тембра звука громкости звучания в зависимости от текста, его содержания.

В детской литературе есть множество произведений (например, рассказы В.Бианки), к которым легко подобрать инструментальное сопровождение. Воспитателям рекомендую использовать чтение таких рассказов и одновременно их творческое озвучивание при помощи доступных музыкальных игрушек. Такой способ знакомства с литературой вызывает у детей яркий эмоциональный отклик и способствует лучшему запоминанию содержания произведения.

     Дети любят озвучивать русские народные сказки музыкальными инструментами и игрушками. Например, сказку «Курочка Ряба» озвучивается следующим образом:

Жили-были Дед да Баба –       шарманка

Да была у них курочка Ряба:

«Кудах-тах, тах, кудах-тах. Тах! – деревянные ложки  

Снесла курочка яичко,

Да не простое, а золотое.-        металлофон

Дед бил, бил – не разбил.  -     удары в определенном ритме.

Баба била, била – не разбила. – удары на октаву выше.

Мышка бежала, хвостиком махнула, - колокольчик

Яичко упало и разбилось – удары по металлофону в сторону высоких звуков, глиссандо и в конце  один удар.

          С удовольствием дети придумывают загадки  на основе звучащих предметов (музыкальных инструментов и игрушек). Каждый ребенок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолет, машина, поезд и передает его звучание в определенном ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы. Включать подобные игры-упражнения можно не только в музыкальные занятия, но и в программу праздников и развлечений.

                                                                                                                                                                                                                                                           Одно из самых сложных заданий, используемых на занятиях по развитию речи – включение озвучивания в импровизацию рассказов по репродукциям картин.

 Сочиняя рассказы к пейзажам, дети фантазируют, одухотворяя те или иные явления природы. Например, рассматривая картину И.Шишкина «Рожь», предлагаю детям придумать и рассказать, о чем шептались колоски, как играл с ними ветерок, с каким настроением светили солнечные лучики.

    Сначала провожу подготовительную работу с детьми, рассматриваем картину, обращая внимание на детали, состояние героев, природы, подбирая при этом образные определения. Данное творческое задание сложное, требующее высокой речевой культуры, поэтому детям помогают воспитатели.

      Картину В.Маяковского можно озвучить на музыкальных занятиях следующим образом:

Однажды Машенька взяла своего братика

Ванечку погулять.

Пошли они через поле в лесок, – музыкальный молоточек.

Стали собирать грибы, ягоды, аукаться, - дудочки, свирельки.

Птичек слушать – свистулька

Не заметила Машенька, как набежали тучи, - погремушки

Потемнело кругом, загремел гром. – барабан

Тут посмотрела девочка на небо, - ахнула.

Взяла она Ванечку за ручку и побежала. – музыкальный молоточек с ускорением темпа

А тучи все темнее, гром все громче. – усиление звучания барабана

Сверкали молнии, шумел ветер, гремел гром. – маракас, барабан

Упали первые капли дождя, - металлофон

Но брат с сестричкой прибежали домой. – глиссандо на металлофоне.

     Одни дети сами с интересом придумывают рассказ по картине, другие дети играют на инструментах. С помощью этих творческих заданий развиваются музыкальность и речь дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы « Роль игры в формировании связной речи».

Опыт  работу показывает как правильно вести работу  по формированию грамматически правильной речи у детей. Опыт  ведётся в двух направлениях: морфологическом и си...

Взаимодействие педагогов и родителей в формировании личностных качеств у детей (из опыта работы группы «Рябинка»)

Воспитание личности - всегда было сложной задачей. Основные её структуры закладываются в первые годы жизни, а значит на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию л...

Особенности организации деятельности воспитателей и воспитанников дошкольного учреждения в ходе реализации программы по формированию навыков иноязычной речи (консультация для воспитателей и педагогов дополнительного образования (английский язык))

Консультация раскрывает особенности взаимодействия воспитателей и педагогов английского языка по формированию навыков иноязычной речи и детей дошкольного возраста....

Образовательная программа дополнительного образования по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц

Одной из важнейших задач системы дошкольного образования уже на протяжении многих лет является развитие речи детей.  Связная речь   выполняет важнейшие функции: с ее помощью формируются...

Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....

Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования

Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...

Программа дополнительного образования по развитию связной речи дошкольников «Раз словечко, два словечко». 2023 -2024 уч.год

    Данная рабочая программа нацелена на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления. Занятия строятся в занимательной, игровой...