Из опыта работы. «Развитие речи детей четвертого года жизни»
материал (младшая группа) по теме

Митрохина Людмила Владимировна

Речь для человека - важнейший фактор его развития, социализации.  Главная задача воспитателя в области развития речи детей младшего дошкольного возраста — помочь им в освоении разговорной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_chetvyortogo_goda_zhizni.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы.

«Развитие речи детей четвертого года жизни»

Речь для человека - важнейший фактор его развития, социализации.  Главная задача воспитателя в области развития речи детей младшего дошкольного возраста — помочь им в освоении разговорной речи. Необходимо воспитать у детей умения понимать обращенную речь, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

Ребенок в возрасте 3-4 лет становится настоящим почемучкой. У него настолько велика потребность познать окружающий мир, что он постоянно задаёт взрослым вопросы, которые расширяют его представления о предметах и явлениях: что это, зачем, для чего и т.п.

Еще одной отличительной особенностью речевого развития малышей в этом возрасте является то, что дети начинают высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей их действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Именно в три - четыре года начинается период детского словотворчества: малыши пытаются по-своему обозначать предметы и явления, используя слова, которых нет в родном языке. Развитие речи зависит от общего развития ребенка. Чем больше малыш знаком с окружающим миром, тем лучше развита его речь.  Дети, которым много читают,  играют в разные игры, связанные с речью,  с которыми взрослые разговаривают на разные темы,  не испытывают затруднений с развитием речи.

Возникает вопрос: что должен уметь ребёнок в три года? Итак:

- высказываться  предложениями;

- использовать в речи прилагательные, обозначающие размеры, цвет и другие свойства предметов (маленький, большой, холодный, красный и т.п.);

- правильно употреблять местоимения;

использовать в речи наречия  (быстро, тепло, вкусно, горько и т.п.).

К четырем годам ребенок уже способен пересказать знакомую сказку. Начиная с первой младшей группы я систематически рассказывала и читала детям сказки, рассказы, стихи, учила следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

Во второй младшей группе дети пересказывают сказку в форме ответов на вопросы. Затем я попробовала так называемый совместный пересказ, когда сама рассказываю сказку, а детей побуждаю  произносить отдельные слова и предложения.

В  четырехлетнем возрасте дети уже способны драматизировать сказки. Для драматизации я беру следующие сказки:  «Колобок», «Репка», «Теремок», «Маша и медведь», «Лиса и волк», а также «Три поросенка» Михалкова, «Лиса и заяц», «Соломенный бычок – смоляной бочок», «Волк и козлята», «Три медведя», «Лисичка со скакалочкой», «Заяц-хваста»,

Детей трёх-четырех лет обучаю пересказу с опорой на картинки. Ребенок смотрит на  картинки и вспоминает сказку. Данный метод – метод пиктограмм – тренирует память ребенка и его воображение.

К четырем годам в норме дети должны овладеть правильным произношением всех звуков, поэтому речь окружающих должна быть образцово чистой в плане звукопроизношения, ребенок должен воспринимать как можно меньше «дефектной» речевой нагрузки. Для закрепления звуков пользуюсь тем, что дети трёх – четырёх лет легко умеют  запоминать стихи. Читаю детям стихи Барто, Заходера, Маршака, других детских авторов, прошу  ребенка досказать последнее слово в строчке, последнюю строчку в стихотворении, затем четверостишие, потом все стихотворение. Никогда не перебиваю ребёнка, когда он декламирует стихотворение, но после его рассказывания наизусть ещё раз повторяю текст.

На четвертом году жизни дети должны научиться произвольно менять силу голоса (говорить по заданию громко, тихо,  шепотом), высоту голоса (говорить тоненьким голоском, «толстым» голосом), уметь передавать голосом чувства (радость, печаль, недовольство, жалость), правильно передавать вопросительную интонацию. Упражняться лучше всего на материале русских народных сказок. Например, в сказке «Волк и козлята» герою-волку обязательно нужно менять высоту голоса, в сказках «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь» герои разговаривают своими голосами, которые желательно передавать при пересказе или игре. Каждому ребенку даю возможность сыграть разные роли в одной и той же сказке, чтобы он потренировался в произнесении текстов разной высоты и громкости. Вопросительная интонация закрепляется в свободном общении детей, в играх-драматизациях, например, при разыгрывании сказок «Теремок», «Три медведя». В играх «Испорченный телефон» (когда какое-нибудь слово передается шепотом друг другу на ухо), «Эхо» (прошу ребёнка повторить слова то громко, то тихо: как будто он ближнее или дальнее эхо) упражняю детей в умении говорить то тихо, то громко.

Расширение словарного запаса детей трёх – четырёх лет происходит и во время свободной игры с игрушками. Дети этого возраста очень любят играть с наборами игрушек «Дом – семья», «Магазин», «Доктор», «Парикмахер»,  «Шофёр». Они  употребляет слова – названия принадлежностей игрушечного набора, названия действий, которые они производит. При этом дети копирует взрослых, подражает их интонациям. Очень хороший развивающий эффект дают настольные игры. Пополняю словарный запас детей и с помощью загадок. Дети легко справляются с загадками, содержащими родовые понятия и видовые своеобразия данного предмета, а также с загадками, содержащими описание предмета с помощью действий, совершаемых с этим предметом (функциональные признаки),  с загадками – описаниями признаков предмета.

Примеры загадок, составленных по функциональным признакам предмета:

1.С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком.

(Собака)

2. Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит.

(Дятел)

3. Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

(Дерево)

4. В дупле живет

Да орешки грызет.

(Белка)

Загадки, построенные в виде описаний признаков предметов

1.Маленький, удаленький,

Сквозь землю прошел,

Красну шапочку нашел.

(Гриб)

2. Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк)

3. Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Остренькие зубки.

(Мыши)

Загадки, содержащие родовые понятия и видовые своеобразия данного предмета

Это посуда, из которой пьют чай. (Чашка)

Это игрушка, с помощью которой можно построить башню. (Кубики)

Существуют игры, направленные специально на развитие речи ребенка.

Игра «Скажи наоборот».

Ребенок должен внимательно слушать и исправлять неправильные слова. Например, вы рассказываете сказку или составляете рассказ по картинке, намеренно используя неправильные термины. Ребенок должен заметить и исправить.

«Утром встало солнышко и стало темно.» «Подушка упала и разбилась».  «Выпало много снега и все стало красным».  «Дети одели шапки и шубы и легли спать.»

Игра «Колокольчик и листочек».

Цель: формировать уменияе произносить слова тихо и громко.

Необходимый инвентарь: картинки с изображением колокольчика и листочка.

 Как играем: объясните ребенку, что колокольчик звенит громко, а листочек падает очень тихо. Покажите малышу колокольчик — он должен говорить громко, затем покажите листочек — он говорит тихо. Затем поменяйтесь ролями.

 Закрепляем: в любое время можно играть с несколькими детьми. Тому, кто не ошибется, увидев картинку, и будет говорить с правильной громкостью — дайте маленький приз.

Игра «Какой? Какая?»

Для систематических занятий вам понадобятся карточки с картинками и книжки с иллюстрациями.  Подберите картинки по темам: «Свойства предметов», «Большой-маленький».

Разложите перед ребенком карточки с картинками игрушек, бытовых предметов. Пусть ребенок найдет картинки, где предмет мягкий (подушка, полотенце, шапка и т.д.) При этом спрашивайте: «а шапка может быть твердой? а подушка?»

Затем пусть малыш найдет все круглое — яблоко, мяч, солнышко. А что еще может быть круглым? Походите по комнате с малышом, поищите, что у вас  есть круглое? Правильно часы! А они твердые или мягкие?

Таким образом, в речи ребенка закрепятся новые понятия — прилагательные. Дальше, можно играть в эту игру без использования картинок:

Что бывает круглое?

Что бывает мягкое?

Что бывает жидкое?

Что бывает сладкое?

Что бывает твердое?

Что бывает горячее?

Что бывает белое?

Игра «Кто что делает?»

Начинать можно с иллюстраций в книге, так малышу будет проще.

1. - Что кошка делает?

- Спит.

 - А что кошка еще может делать?

- Бегать, играть, пить…

2. - Что зайчик делает на картинке?

- Сидит.

 - А что зайчик еще может делать?

- Бегать, скакать, прятаться от лисы…

3. - Что девочка делает?

- Играет.

 - А что девочка еще может делать?

- Гулять, спать, кушать.

4. - На картинке день, светло. Почему?

- Солнышко светит.

- А что еще светит?

- Лампа, фонарь, фары…

Игра «У меня зазвонил телефон»

Игра способствует развитию речи, пополнению словарного запаса.

Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». В качестве телефона можно использовать любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора. По очереди изображайте звонок телефона.

Поговорите с ребенком от своего имени, задавая простые вопросы.

Меняйтесь ролями.

Разговаривайте от имени игрушек, животных.

Игра «Закончи слово».

Игра способствует развитию речи, памяти, внимания.

Попросите малыша закончить слово, которое вы произносите. Например:  мага-зин, коло-бок, доро-га.

Если ребенку трудно сориентироваться, можно показать картинки.

Игра "Угадай слово".

Загадываете ребенку загадки, он должен догадаться и назвать недостающее слово.

1.Ты не бойся - это гусь,        

Я сама его ... (боюсь).

2. Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый ... (воробей).

3. Я рубашку сшила Мишке,

Я сошью ему ... (штанишки).

4. - Иго-го! - кричит ребенок,

- Значит, это ... (жеребенок).

5. Кто один имеет рог?

Это толстый...(носорог).

6. Вместо носа - пятачок,

Вместо хвостика - крючок.

Голос мой визглив и звонок,

Я веселый ... (поросенок).

7. У меня пропал носок,

Утащил его ... (щенок).

8. Я встаю на заре,

Разбужу всех во дворе.

У меня есть гребешок,

Кто же я? .. (петушок).

9. Апельсины и бананы

Очень любят ... (обезьяна).

10. Вы зимой кормили птиц -

Голубей, ворон, синиц?

Не теряйте ни минутки:

Под мостом зимуют ... (утки).

11. Он мурлычит и поет,

Угадали? Это ... (кот)

12. Он в берлоге зиму спал,

Лапу бурую сосал,

А проснулся, стал реветь.

И зовут его ... (медведь).

13. Любит он на солнце греться,

В полосатое одеться,

И как сахар он на вкус,

А зовут его ... (арбуз).

14. Как гора огромный он -

Очень добрый,

добрый... (слон).

Игра-лото «Круглый, квадратный, овальный»

Цель: закрепление умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, обогащение словарного запаса.

У детей карточки с нарисованными картинками: по четыре картинки на каждой карточке. Ведущий называет прилагательное, например, овальный. Дети, у которых есть картинка, изображающая овальный предмет, называют ее вместе с прилагательным (овальный лимон) и закрывают картинку фишкой. Ведущему нужно отчетливо выговаривать окончания прилагательных.

Используются следующие прилагательные: круглый, круглая, круглое; квадратный, квадратная, квадратное; овальный, овальное.

Игры и упражнения для закрепления в речи пространственных предлогов и наречий

Понимание пространственных предлогов и наречий достигается при выполнении различных поручений: «Убери книги в шкаф, подними куклу с пола и положи ее на кресло, достань мяч из-под стола» и т.д. В активную речь слова с пространственным значением вводятся с помощью различных вопросов: «Куда ты спрятал машинку? Где стоит твоя обувь? Куда убрал книжки?» Кроме того, применяются игры, в которых играющими задаются вопросы, требующие понимания или применения данных слов.

Игра «Угадай, кто это?»

Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.

Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.

Например:

Серый, злой, зубастый, голодный. (Волк)

Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (Заяц)

Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (Ёжик)

Длинная, безногая, ядовитая. (Змея)

Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (Лиса)

Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (Медведь)

Игра «Угадай, кого загадали»

Цель: обучение ориентированию в пространстве с помощью пространственных предлогов и наречий.

 Вокруг ребенка расположены крупные игрушки. Взрослый объявляет, что он загадал одну

игрушку, и дает описание ее места положения относительно ребенка: «Игрушка находятся слева от тебя». Ребенок должен назвать загаданную игрушку. Затем загадывают следующую игрушку.

Когда ребенок будет свободно понимать значения наречий и предлогов, можно предложить ему загадывать игрушку и давать ее описание, а отгадывать будет взрослый.

Скороговорки

Как играем: вы произносите скороговорку — даете речевой образец, ребенок повторяет за вами.

1.Огуреник, огуречик, не ходи на тот конечек.

Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

2. Иней лег на ветки ели.

Иглы за ночь побелели.

3. Юла возле Юли

Крутится, поет.

Юле и Юре

Спать не дает.

4. Топали да топали,

Дотопали до тополя.

До тополя дотопали,

Да ноги-то оттопали.

5.Печка печет,

А речка течет.

Печка молчит,

А речка журчит.

Ну и, конечно же, кроме специальных игр для развития речи в течение дня я много общаюсь с детьми  на разные темы.  Обсуждаю с ними увиденное на улице, события в детском саду, сопровождаю речью все повседневные дела в группе, совершая ежедневные процедуры  комментирую свои действия, использую в речи подходящие стихи, песенки, присказки.  Задаю детям много вопросов, поправляю, если они говорят неправильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль семьи в воспитании речи детей четвертого года жизни"

ØГрамотная, четкая, чистая и ритмичная речь—не дар природы, она приобретается человеком в детстве, благодаря усилиям родителей и других людей, в окружении которых он растет и развивается. В перв...

Развитие связной речи детей четвертого года жизни

Большое значение речи дошкольника  в том , что  это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность  связанных друг с другом  мыслей, которые выражены...

Развитие произносительной стороны речи детей четвертого года жизни.

Консультация для родителей по развитию активного словаря детей среднего дошкольного возраста....

Рекомендации родителям по развитию речи детей четвертого года жизни

Предлагаю Вашему вниманию материал для родителей по развитию речи детей четвертого года жизни.Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка четвертого года жизни. Для этого необхо...

Рекомендации родителям по развитию речи детей четвертого года жизни

Рекомендации родителям по развитию речи детей четвертого года жизни...

Консультация для родителей. Развитие речи детей четвертого года жизни.

Развитие речи является несомненно приоритетным для развития социально-коммуникативных навыков у дошколят....