Консультация для родителей на тему: «Речь детей четвертого года жизни: норма, нарушения, приемы развития».
консультация (младшая группа) на тему

Информация способствует повышению уровня педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития детей четвертого года жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тему: «Речь детей четвертого года жизни: норма, нарушения, приемы развития».

Цель: повысить уровень педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:  

  • активизировать знания родителей о норме и типичных нарушениях речевого развития детей четвертого года жизни;
  • ознакомить с приемами обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя речи, развития фонематического слуха, мелкой и артикуляционной моторики детей.

Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии речи ребенка. Дети свободно пользуются речью, легко вступают в контакт не только со знакомыми, но и с посторонними людьми. Потребность в общении побуждает малышей к проявлению инициативы, они сами начинают разговор, задают много вопросов, их познавательные потребности увеличиваются. Детей интересуют явления природы, взаимоотношения между людьми, незнакомые предметы. Нужно поддерживать этот интерес, так как он лежит в основе дальнейшего развития речи и других высших психических функций ребенка.

Словарный запас

 Активный словарь детей 4 лет достигает приблизительно 1900-2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков. Увеличивается не только количество существительных и глаголов, но и других частей речи. Знакомясь с отношениями пространства и времени, дети осваивают такие слова, как «далеко», «рано», «поздно», «сзади», «скоро», и т.д.

Трехлетние дети обычно уже называют некоторые числительные. К концу четвертого года большинство детей смогут соотнести числа 1,2,3 с нужным количеством предметов, то есть начнут осознанно пользоваться этими числительными.

Кроме личных местоимений («я», «ты», «мы», «он», «они»), появляются притяжательные («мой», «твой»).

Начинают появляться в активной речи слова-понятия: «одежда», «посуда», «овощи», «фрукты», «игрушки» и т.д.

 Обычно дети еще не пользуются словами-названиями дополнительных цветов: сиреневый, розовый, оранжевый, фиолетовый. Но, в то же время, уже хорошо связывают конкретный предмет с характерным для него цветом: снег белый, небо синее, трава зеленая. Таким образом, цвет становится одним из опознавательных признаков знакомого ребенку предмета.

 Приемы обогащения словарного запаса:

Этому, в первую очередь, способствует общение с ребенком, а также чтение, рассказывание, заучивание наизусть.

Полезно играть в такие игры, как различные предметные «Лото».

Игра: «Подскажи словечко».

Взрослый читает отрывок какого-то стишка, а ребенок говорит последнее слово.

Например:    Я сегодня утром рано умывался из-под … (крана).

                      Верещунья, белобока, а зовут ее…(сорока).

                      Своей младшей дочке Тосе заплетает мама…(косы).

                     Молодчина эта Лина лепит все из… (пластилина) и т.д. 

Покажите ребенку картинку, с предметами одного вида, пусть назовет каждый предмет и все вместе («игрушки», «посуда» и т.д).

Обогащайте словарь за счет прилагательных. Используйте не только «большой-маленький», но и «высокий-низкий», «широкий-узкий», «толстый-тонкий», «глубокий-мелкий» и т.д. Можно поиграть в игру «Скажи наоборот» «Добрый – злой», «верх – низ», «веселый – грустный» и т.д.

Грамматический строй

Словообразование

 После трех лет происходит усвоение словообразования. Этот процесс растягивается на весь дошкольный возраст. Вначале дети допускают ошибки, но настораживать должно не наличие ошибок, а отсутствие попыток словообразования.

Появляются слова, образованные по аналогии («бег» - «прыг»).

Примеры:

По аналогии с «певун» - «чистун»: «Ваня наш – чистун».

Нет нормально развивающегося ребенка, который не «творил» бы своих слов.

Если словообразовательные нормы только начинают осваиваться ребенком, то словоизменением основных частей речи дети уже в основном овладели.

Примеры наиболее часто встречающихся аграмматизмов:

Смешение окончаний женского и среднего рода («красивая платье, «зеленое трава»). 

Склонение несклоняемых существительных («Без пальта пойду»).

Неправильное использование окончаний («Видели конь», «Купи игрушечного поезда»).

Неправильное склонение числительных («Кошка с два котенка»).

В речи детей еще очень мало причастий и деепричастий.

 Приемы развития:

Чтобы научить детей правильно согласовывать существительные с прилагательными.

Можно поиграть с ребенком в игру «Исправь ошибку».

Хлопни в ладоши, если я скажу неправильно: «лучистый солнышко», «красная платье», «зеленое помидор».

Чтобы научить правильно согласовывать существительные с числительными, можно предложить посчитать, например: мячи, пирамидки («одна пирамидка, две пирамидки…») и т.д.

Необходимо учить правильно образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Этому способствуют такие игры, как «Найди детеныша».

Называйте взрослое животное, а ребенок – детеныша («лиса-лисенок», «кошка – котенок»). Хорошо использовать картинки.

Так же можно поиграть в игру «Большой-маленький»

Большой дом, а маленький… домик»

Большой мяч, а маленький … и т.д.

Произносительная сторона речи

Постепенно исчезает смягчение согласных.

Те из детей, кто не справился с произношением свистящих С, З, Ц, будут активно практиковаться в правильном произнесении этих звуков, а также начнут осваивать новые звуки. В этот период в речь детей входят звуки: Ш, Ж, Ч, Щ.

Сроки полного овладения нормальным звукопроизношением у разных детей различны: некоторые до 5 лет и более не успевают справиться с данной задачей, но есть дети, которые уже в 3 года 6 месяцев овладевают нормальным звукопроизношением. В возрасте 4 лет еще не считается речевым отставанием замена звука Р («рука») на Л («лука») и замена звука Л («лак») на мягкий Л' («ляк»), а так же отсутствие этих звуков.

Свистящие и шипящие к 4 годам могут быть недостаточно отдиференцированы; наблюдается смешение С-Ш, З-Ж, С'-Щ (вместо Саша – Шаша или Саса). Такое явление свидетельствует о некотором недоразвитии фонематического слуха.

Фонематический (речевой) слух

В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они могут различать слова, отличающиеся одним звуком («палка-балка», «мишка-мышка»). Развитие фонематического слуха опережает произносительные возможности детей, они, не умея произносить тот или иной звук, слышат его в чужой речи, замечают ошибку в произношении другого ребенка, начинают слышать свое ошибочное произношение.

Приемы развития:

Игры: «Что звучит?» (муз. инструменты, звуки природы, животных, транспорта), «Кто позвал?» (знакомые голоса), «Что в баночке?» (определить на слух, где крупа, горох, камешки и т.п.).

В 4 года – «Поймай звук». «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук …»

«На какой звук начинается слово?»   (Сначала называйте ударные гласные в начале слова: «Аааня», «оооблако», «ууутка», «ииигры». Заданный звук необходимо выделять голосом).

Артикуляционная и мелкая моторика

Совершенствуется работа органов артикуляции, что дает возможность детям осваивать новые звуки, справляться с произношением многосложных слов и слов со стечением согласных. Но, конечно, еще встречаются ошибки в выговаривании таких громоздких слов, как, например: «температура»-«темпетура», «шоколадка»-«коладка» и т.п., а иногда и более простых: «шкаф»-«каф», «стол-тол», «однажды»-«онажды».

Для появления у ребенка отсутствующих звуков и произношения сложных слов очень важно развивать артикуляционный аппарат, чему способствует артикуляционная гимнастика, которую нужно превратить в игру.

В развитии речи детей нельзя недооценивать состояние мелкой моторики. Большинство исследователей развития детской речи считают, что развитие мелкой моторики способствует развитию речи, так как центры, отвечающие за речевое развитие в головном мозге расположены рядом с центрами, отвечающими за движения рук. Поэтому, когда мы играем в пальчиковые игры, мозаиками, мелкими конструкторами и т.п. или делаем массаж рук, мы стимулируем определенный отдел головного мозга, а он, в свою очередь – соседний.

Просодическая сторона речи

Есть у детей 3-4 лет трудности управления своим голосовым аппаратом: малыши подчас говорят очень громко, не замечая этого. Дети неплохо перенимают интонацию и верно подражают взрослым при пересказе сказок. Речевое дыхание в данном возрасте удлиняется, на одном выдохе ребенок может произнести небольшую фразу (из 4-5 слов) или произнести медленно цепочку из 4 звуков: а-у-и-о.

Игры: «Скажи громко (тихо)», «Скажи, как медведь, как медвежонок»

 Связанная речь

Трехлетние дети пользуются простыми предложениями, состоящими из 3-5 слов. Постепенно фраза удлиняется и усложняется.

Примеры ошибок:

Неправильный порядок слов в предложении («я хочу нет»).

В этом возрасте ребенок еще не может самостоятельно рассказать о событиях, которые он видел. В его высказываниях нет той развернутости, которая характерна для связанной речи.

Трудно малышам описать содержание сюжетной картинки. Чаще всего они называют предметы, людей, животных, а также перечисляют действия, которые те совершают.

Пересказ небольшой сказки возможен, но это скорее рассказ наизусть. Дело в том, что у детей в этом возрасте очень хорошая память, и знакомую сказку они просто помнят.

 Дети четвертого года жизни могут правильно употреблять простые предлоги, такие как: В, НА, ДО, ПО, У и многие союзы, такие как: ЧТОБЫ, ЕСЛИ, ПОТОМУ ЧТО, СКОЛЬКО и др.

Приемы развития:

Побуждать пересказывать короткие сказки, учить стихи, потешки.

Придумывать истории по картинкам.

Задавать вопросы по прочитанным сказкам, по картинкам.

Отрабатывая предлоги можно играть в игру, например, «Где котенок?» (показ картинок, где котенок находится в разных позициях по отношению к корзинке).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей четвертого года жизни

Большое значение речи дошкольника  в том , что  это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность  связанных друг с другом  мыслей, которые выражены...

Из опыта работы. «Развитие речи детей четвертого года жизни»

Речь для человека - важнейший фактор его развития, социализации.  Главная задача воспитателя в области развития речи детей младшего дошкольного возраста — помочь им в освоении разговорной речи....

Развитие произносительной стороны речи детей четвертого года жизни.

Консультация для родителей по развитию активного словаря детей среднего дошкольного возраста....

Рекомендации родителям по развитию речи детей четвертого года жизни

Предлагаю Вашему вниманию материал для родителей по развитию речи детей четвертого года жизни.Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка четвертого года жизни. Для этого необхо...

Консультация для родителей. Развитие речи детей четвертого года жизни.

Развитие речи является несомненно приоритетным для развития социально-коммуникативных навыков у дошколят....

Консультация для родителей "Особенности развития речи детей четвертого года жизни".

Формирование у родителей понимания особенностей развития речи детей 4-5 лет...