Готов ли ребенок к школе. (консультация для воспитателей)
консультация (подготовительная группа) по теме
Подготовить старших дошкольников к обучению в школе- одна из главных задач воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotov_li_rebenok_k_shkole.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Готов ли ребенок к школе.
(Консультация для воспитателей)
Гридина Надежда Михайловна, воспитатель Д/С№130 «Родничок»
АНО ДО «Планета детства «Лада» г.Тольятти
Подготовить старших дошкольников к обучению в школе - одна из главных задач воспитателей. Однако объем знаний в тех программах, по которым готовят к школе в детских садах, зачастую значительно превышает то, что требуется в первом классе школы. Занятия с педагогами дополнительного образования, посещение подготовительных классов при гимназиях и лицеях, различных «групп подготовки в школе» в развивающих центрах, домах культуры и т.п., а так же наличие свободной продаже огромного количества обучающих материалов и пособий приводят к тому, что большинство детей поступают в школу так сказать, «интеллектуально подготовленными». Этого багажа знаний вполне достаточно, чтобы пройти собеседование при зачислении в первый класс, а вот уже в школе начинаются проблемы.
Подготовленность к школьному обучению на самом деле не исчерпывается умением читать, писать и оперировать числами в пределах десятка, то есть собственно тем, что проверяют при поступлении в школу и к чему стремятся педагоги детских садов и родители. Даже если ребенок хорошо читает, считает до ста, имеет широкий кругозор и справляется с логическими задачами и головоломками, это не гарантирует успешного обучения в школе, так как свидетельствует лишь о его интеллектуальном развитии и хорошей памяти.
Комплексная подготовка предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы, а также достижение определенного уровня физической зрелости. Однако, в области социального, эмоционально-личностного и физического развития с помощью кратковременного и интенсивного воздействия, успеха достичь невозможно. В результате в школу приходят дети, не готовые к пониманию самой организации школьной жизни. Они плохо ориентируются в отношениях между людьми, смутно представляют их социальные роли, не знают, когда, как и с кем можно разговаривать, путают деловое и дружеское общение. Некоторые вообще не понимают, кого надо слушаться – учителя или соседа по парте.
Таким детям не просто найти свое место в коллективе, включиться в учебный процесс. Очень часто у них не сформирована учебно-познавательная мотивация: обучение, усвоение нового не является для них значимой целью.
Что же нужно сделать? Воспитатель уже в старшей и подготовительной к школе группе в форме игры «Угадайте, что такое особенное делают только в школе?» или в доверительной беседе объясняет детям, зачем ходят в школу. Родители также должны быть подготовлены к разговору с ребенком на эту тему. В уголке для родителей разместить буклеты о школе, сценарий игры в «школу» (с игрушками и с детьми-партнерами), картинки из школьной жизни для обсуждения. В книжном уголке в группе разложить книги или даже учебники для первого класса и написать: «Эти интересные книжки мы прочитаем в школе». Можно придумать вопросы, которые наверняка заинтересуют детей: «Почему звездочки светят? Откуда взялись динозавры? Какие бывают бабочки? Как устроены роботы? Все это вы узнаете в школе»
Постоянные беседы, стимулирование познавательных интересов, экскурсии в школу и обсуждение увиденного в детском саду и дома помогут детям реальнее представить свое школьное будущее.
Однако, одной познавательной мотивации для успешного обучения в школе тоже недостаточно, необходима психологическая готовность. Воспитатель может провести простейшую проверку психологической готовности. Выяснить, умеет ли выпускник:
- Заниматься одним делом (не обязательно интересным) в течение 20-30 минут;
- Правильно понимать с первого раза простейшие задания, например, нарисовать мужчину (а не просто человека, принцессу, робота или что захочется);
- Действовать точно по образцу (срисовать рисунок, не заменяя деталей не используя другие цвета);
- Действовать в заданном ритме и темпе без ошибок на протяжении 4-5 минут (рисовать простой геометрический узор в тетради в клеточку под диктовку взрослого: «круг-квадрат, круг-квадрат», а потом самостоятельно, но с той же скоростью);
- Хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (не путать названия верх-низ, над - под, направо - налево; уметь нарисовать узор по клеточкам под диктовку взрослого: три клеточки вверх, три направо, одна вниз и т.д)
- Ориентироваться в понятиях: больше - меньше, раньше - позже, сначала - потом, одинаковое - разное;
- Запоминать стихотворения.
Социальная и эмоциональная зрелость ребенка выражается в его умении контактировать с другими людьми (детьми и взрослыми), соблюдать принятые в обществе правила поведения, уметь играть в игры с правилами, самому им следовать и следить за их соблюдением другими участниками. Социально – компетентный ребенок способен наладить отношения с людьми, договориться ними без конфликтов, добиться своего, никого не обижая, уметь уступить в чем-то собеседнику или партнеру.
Эмоционально зрелый ребенок не обидчив, не агрессивен, понимает чувства других людей и способен учитывать их в своем поведении. Он умеет понимать, описывать свои чувства и вызвавшую их причину(мне грустно, потому что все ушли, а я не люблю быть один). Такой ребенок не будет безутешно рыдать на празднике из-за того, что ему забыли дать ленточку, а тихо подойдет к воспитателю и попросит.
При поступлении в школу в сложном положении оказываются дети, не умеющие справляться со своими эмоциями. Любое огорчение полностью парализует их. Неудача в каком-то деле надолго приводит к ощущению своей неполноценности, удовольствие переходит в бурную радость. При этом способность к восприятию окружающего (в том числе учебного материала) резко снижается. Поглощенные своими переживаниями дети не в состоянии ориентироваться в происходящем, у них ослабевает внимание, исчезает способность к рассуждению и логическому мышлению. Иногда ребенок может показаться глупым, не способным, особенно в стрессовой ситуации: на экзамене, тестировании, а в дальнейшем при ответе у доски. Нужно учить ребенка контролировать свои чувства и переживания. Родителям дать рекомендации как реагировать на аффективные вспышки ребенка – помогать ему, а не впадать в ярость или панику вместе с ним.
Трудно приходится в первом классе левшам, гиперактивным и невнимательным «шустрикам», замедленным «мямликам», застенчивым «нелюдимам» и юным «агрессорам». Они требуют особого внимания и при подготовке к школе, и в процессе обучения. Такие дети вряд ли смогут сами готовить уроки, им обязательно потребуется помощь родителей. В целом же, независимо от уровня умственного. Физического и эмоционального развития ребенка, важно поддержать его уверенность в себе, обеспечить ему эмоциональный комфорт. Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними гораздо легче.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готов ли ваш ребенок к школе (консультация для родителей)
Близится решающий момент в жизни ребенка: скоро ему идти в школу. Как правило родители прежде всего готовят материальную часть: ранцы, форму, пеналы... Более дальнозоркие записываются заранее на кружк...
Консультация "Готов ли ребенок к школе"
Если ребенок научился читать и считать, родители думают, что он готов к обучению в школе. К сожалению, этого, как правило, недостаточно....
консультация для родителей на тему: « Готов ли ребенок к школе»
консультация для родителейна тему: « Готов ли ребенок к школе»...
консультация для родителей "Готов ли ребенок к школе"
Многие родители считают, что подготовка к первому классу может ограничиться покупкой необходимых школьных принадлежностей. Главное, что р...
Консультация для родителей "Готов ли ребенок к школе?"
Как узнать самостоятельно, без помощи специалиста, готов ли ребенок к школе?...
Готов ли ребенок к школе? Практический опросник для воспитателей и родителей
С помощью опросника можно нацеленно собирать и обобщать наблюдения за ребенком и примерно оценить, насколько он готов к школе, в чем его сильные стороны, где ему необходимы специальная поддержка и упр...
Рекомендация для воспитателей "Готов ли ребенок к школе?"
Готовность ребёнка к школе определяется по следующим критериям, которые должны сочетаться между собой: психологическая готовность, физическая готовность и познавательная готовность....