Карта контроля «Коррекционный уголок в группе»
методическая разработка по теме

Сомова Ольга Анатольевна

При организации предметно-развивающей среды в группе для детей с нарушениями зрения реализуется ее коррекционная направленность по следующим направлениям:

- создание оптимальных условий для деятельности глаз с целью повышения зрительной работоспособности; 
- профилактика появления зрительного утомления и связанных с этим расстройств зрения; 
- вовлечение всех сохранных анализаторов в процесс восприятия и формирования предметных и пространственных представлений на полисенсорной основе, а так же в овладение способами познания окружающего мира и самостоятельной жизнедеятельности.

Стены помещений групповых ячеек и оборудования окрашены матовыми красками светлых тонов. Окраска дверей и дверных наличников, мебели и оборудования контрастирует с окраской стен.

Много места для передвижения для развития двигательной активности.

Помещения групповых оборудуется комбинированной системой искусственного освещения.

Игрушки многофункциональные. Игрушек немного, подобраны в соответствии с целями и задачами.

Нет цветовой перенасыщенности – условия для расслабления глаз.

Мебель и оборудование

Групповые помещения комплектуются   мебелью    и    оборудованием в соответствии   с   ростовыми   особенностями   и    состоянием зрения детей.

- столы устанавливаются вдоль окон в один ряд так, чтобы свет    падал слева

- столы для слабовидящих детей с остротой зрения до 0,1   независимо от их размера ставиться ближе к преподавателю и   доске

Столов окрашены в цвета натуральной древесины, классная доска - темно - зелено цвета.

Во время занятий по рисованию   используются   мольберты.

В группах создана необходимая соответствующая предметно-развивающая среда. Развитие среды происходит с опорой на общедефектологические принципы, а также на дифференцированный подход, исходя из своеобразия психофизического развития детей с амблиопией и косоглазием. Среда решает задачи коррекционной помощи и организацию условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с нарушением зрения (Плаксина Л.И., Сековец Л.С.). Коррекционно-развивающая среда должна побуждать детей с нарушением зрения взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым познавательную активность каждого ребенка (Наумкина Т.Н.).

1. Оформление стен групповых комнат и спален различными зрительными тренажёрами.

2. Подбор дидактических игр и игрушек для развития сенсорного восприятия дошкольников.

В группах созданы центры коррекции, включающие в себя специальные дидактические пособия и игры. Кроме того, пособия по развитию цветового восприятия, тактильных ощущений и слухового восприятия находятся в центре искусств, а в центре математики размещены пособия по развитию формовосприятия и восприятия величины.

Дети с нарушением зрения из-за плохой ориентации в пространстве подвержены гиподинамии, а также имеют нарушения в координации движений и в овладении двигательными актами. Поэтому в группах и в саду созданы условия для полноценного физического развития дошкольников, для удовлетворения их физической активности.

Воспитатели сочетают создание физкультурного уголка со зрительным тренажёром и с дидактическим пособием по математике. Работа с этим пособием позволяет решать сразу несколько задач: закрепление цвета и форм геометрических фигур, упражнение в метании мяча по удалённой цели; тренировка мышц глаза; развитие внимания. Такие упражнения полезны при амблиопии и монокулярном характере зрения, т.к. дают возможность ребёнку оценить расстояние до удалённых предметов.

В дефектологической зоне имеется методический материал, изготовленный руками воспитателей и дефектолога, основываясь на методических рекомендациях Л.И. Плаксиной (зав. кафедрой коррекционной педагогики Российской академии образования)

Материал позволяет правильно организовать коррекционно – воспитательную работу, которая тесно связана с лечебно- восстановительной работой.

Большее количество игр относится к развитию зрительного восприятия. Такие дидактические пособия и игрушки, как: пирамидки, логические кубы, «Сложи узор», палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, различные виды мозаик, конструкторов позволяют формировать умения различать форму, цвет, величину и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов, а также воссоздавать предмет по контурному изображению, разделять конструкцию на составные части, воссоздавать форму из геометрических фигур. Размер деталей мозаик и конструкторов зависит от зрительной нагрузки, рекомендованной офтальмологом, таким образом, работа с этими играми является тренировочным комплексом в помощь к лечению.

Заслонённые изображения предметов.

Изображения меняются в зависимости от темы изучаемого материала, что обеспечивает подвижность окружающей среды.

Зрительное восприятие у таких детей происходит на суженной сенсорной основе, вследствие этого снижается качественный уровень представлений о том, что их окружает.

Исследования Селезнёвой показали, что в процессе сенсорной ориентации дети с косоглазием и амблиопией без специального обучения полностью доверяются поступающей зрительной информации.

Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с нарушением зрения требует системной и постоянной работы тифлопедагога и воспитателей и, конечно, создание определённых условий, одним из которых является подбор дидактических игр и игрушек для развития:

  • зрительного восприятия;
  • тактильного восприятия;
  • слухового восприятия;
  • обоняния.

Для упражнения детского глазомера и глазодвигательных функций, развития периферического зрения и координационных способностей детей используются игры типа: скатывания шара с горки, «продвинь фигурку» и др.

Особое значение для детей с нарушениями зрения имеет развитие мелкой моторики, т. к. хорошо развитые движения пальцев и их тактильная чувствительность в значительной степени компенсируют недостаток зрения. Поэтому в группе большое внимание обращается на наполнение игровых зон конструктивной и графо-моторной деятельности.

Для развития и стимулирования осязательных и тактильно-кинестетических функций мы применяем различные игровые средства: тактильные дощечки, контейнеры, мешочки, коробочки с природным материалом. Использование шнуровок, нанизывание бус, сортировка предметов пинцетом, дидактическое упражнение «Обведи по контуру» помогают развитию мелкой моторики и сочетаются с активизацией и стимуляцией зрительных функций, способствуют формированию бинокулярного зрения. Дифференцированный подход в различных коррекционных приёмах: например, использование красного и жёлтого фона при амблиопии, выделение контуров изображения и рабочей поверхности при астигматизме, работа на подставках и на мольберте при сходящемся косоглазие способствуют закреплению успехов ортоптического лечения.

Для развития слухового внимания необходимо развивать чуткость детей к звукам окружающей среды. Для решения этой задачи на музыкальных занятиях используем детские музыкальные инструменты: трещётка, кастаньеты, коробочка, тон-блок, бубенцы, треугольник, ксилофон, металофон, маракас, бубен, колокольчики. Групповые музыкальные центры оснащены самодельными музыкальными инструментами и игрушками, изготовленными воспитателями, родителями, музыкальными руководителями. Обогащению представлений о звуках реального мира помогают аудиозаписи: «Звуки природы», «Звуки улицы».

Таким образом, коррекционно-развивающая среда, способствующая развитию сенсорного восприятия детей с учётом их особенностей в зависимости от заболевания, помогает успешно решать задачи социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения и повышать результат лечебно-восстановительной работы, что в свою очередь обеспечивает высокий уровень компенсации дефекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_kontrolya_korrektsionnyy_ugolok_v_gruppe.docx15.52 КБ

Предварительный просмотр:

Карта контроля «Коррекционный уголок в группе»

Дата проведения контроля _________

Кто проводил контроль ____________

Возрастная группа ________________

Ф.И.О. воспитателя _______________

№ п/п

Сенсорный ряд

Отметка о выполнении

примечание

1.Зрительная категория

1.Игры и игровые средства для развития зрительного восприятия :

*по цвету

*по форме

*по величине

(с указанием зрительной нагрузки)

2.Наличие ориентиров:

*цветовых

*световых

3.Фланелеграф или ковролин (коврограф)

* с наполнением

4.Геометрический конструктор

*мозаика

5.Разрезные картинки

*пазлы.

6.Фломастеры, восковые мелки.

*трафареты.

*силуэты

*контуры

*калька

7.Магнитные доски.

8.Лупы

*офтальмоприборы

2.Слуховая категория.

1.Игры и игровые средства на слуховую ориентировку

*шумовые коробочки

*муз. инструменты

*звучащие игрушки (заместители)

2.Кассеты

*голоса природы

*шум города

*муз. инструменты (звучание).

3.Приспособления для проведения сюрпризных моментов

*чудесный мешочек

*волшебная коробочка

*ткань.

3.Осязательная категория

1.Каталоги

*ткань

*бумага

*нитки

*материалы (дерево, железо, пробка, резина и т.д.)

2.Пазлы

3.Индивидуальные пальчиковые бассейны с различными наполнителями

*мелкие морские камни (галька)

*бусы (крупные)

*шарики

4.Мозаика+схемы выкладывания узоров.

*счетные палочки

*пирамидки

*прищепки

*веревочки

*шнуровка

*игрушки-застежки

*плетение (коврики)

5.Массажные мячи

6.Конструктор LEGO+схемы.

7.Игры для развития осязания.

4.Обонятельная категория

1.Инструкция «Техника безопасности по использованию  обонятельных баночек».

2.Баночки для развития обоняния.

3.Игры для развития обоняния.

5.Вкусовая категория

1.Инструкция «Техника безопасности по использованию вкусовых эталонов».

2.Одноразовая посуда, ложки (упакованная)

3.Игры на развитие вкусовой чувствительности.

5.Пространственная ориентировка.

1.Лабиринты

*схемы

*макеты

2. Зеркало

3.Игры на развитие ориентировки в пространстве (по возрастной группе)

4. Цветная изолента.

5. Шнуры, ленты различной длины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционный уголок в группе для детей с функциональными нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие)

Предметно-развивающая среда: коррекционный уголок "Чудо-обучайка". (Старший дошкольный возраст.)Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, осязания, полисенсорного восприятия. Материал по...

«Коррекционный уголок в группе, для детей с нарушением зрения»

Данная информация будет полезна воспитателям и специалистам, работающие с детьми с нарушением зрения....

"Коррекционный уголок логопедической группы в ДОУ»

Представлен материал  по оформлению и наполнению  коррекционного уголка в логопедической группе ДОУ....

Коррекционный уголок (старшая группа)

Коррекционный уголок для старшей группы....

Карта-контроля ведения документации в группах ДОО

Карта контроля ведения документации в группах ДОО...

Карта контроля организации питания в группе

Карта контроля организации питания в группе...