Семейная гостиная "Знаете ли вы своего ребёнка?"
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

Ковязина Ирина Васильевна

Целью данной встречи является формирование  доброжелательных отношений между родителями и детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynaya_gostinaya.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание во 2 младшей группе  в форме семейной гостиной

«Знаете ли Вы своего ребенка?»

Цели:

*формировать доброжелательные отношения между родителями и детьми, педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями, основанные на доверии;

* развивать самосознание родителей и педагогов, конструктивные представления о детях (у родителей и педагогов)

Задачи:

 *обобщить представления родителей  об индивидуальных особенностях детей младшего дошкольного возраста, чтобы использовать их в процессе семейного воспитания;

*способствовать формированию правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка.

Участники.

Воспитатели, родители, педагог-психолог.

Предварительная работа:

  1. Родителям незадолго до собрания предлагается написать мини- сочинение на тему: «Мой ребенок – мое солнышко!» и проиллюстрировать его фотографиями ребенка;

На листе формат А4 написать полное имя ребенка, а рядом с каждой буквой имени – слово, характеризующее его характер и особенности личности (О – остроумная, Л – ласковая Ь – загадочная, А – аккуратная….); нарисовать своего ребенка на другом листе.

  1. Оформить плакаты с цитатами:

«Самое ценное, что могут дать родители – это воспитание»

«В основе всякой человеческой мудрости лежит терпение»

«Наши детки, как конфетки, только что же там внутри?»

«Как крестьянин понимает землю, как доктор разбирается в болезнях, как скульптор знает особенности мрамора, так и родители должны понимать своих детей. Если мы люди маленькие, отсюда еще не следует, что мы боимся больших дел» В. Гюго.

  1. Оформить приглашение на собрание, тесты для родителей, памятки, подобрать фон, музыку.

Ход собрания:

Вступительное слово

     Знаете ли Вы своего ребенка? Конечно, ответит почти каждый родитель. Польский педагог Галина Филипчук, так отвечает на этот вопрос: «Мы занимаемся своими детьми с первых дней жизни. Это мы, родители, кормим их, одеваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим детей с окружающим миром, утешаем, когда они плачут, дежурим ночами, когда они болеют. Может ли кто-нибудь знать ребенка лучше его матери или отца – самых близких ему людей, самых любящих и самоотверженных?»

    Многие родители искренне считают, что знают своего ребенка очень хорошо. Чем меньше наш малыш, тем действительно, мы его знаем лучше. Но уже в дошкольном возрасте замечаем, что наши суждения о нем становятся все более приблизительными. И возможно, через десять- двенадцать лет обнаружим в лице собственного ребенка абсолютного незнакомца. Закономерно возникает вопрос: «Знаем ли мы своего ребенка?» Давайте, уважаемые родители, про это и поговорим.

Изучение родительского рисунка и расшифровка имени  ребенка

    Скажите, пожалуйста, уважаемые родители, какое слово на свете самое сладкое, ласкающее слух? Что главное в жизни ребенка с рождения? (Высказывания родителей)

Это его имя. Мудрецы говорили: «Как назовешь судно, так оно и поплывет». Для каждого человека его имя- самый важный и сладкий звук на земле, который звучит как лучшая в мире музыка. Наше имя иногда капает как дождик, иногда звучит как эхо в горах, а иногда стучит как барабан. Малыши только начинают свой жизненный путь, а Вы уже приписываем им те качества личности, которые хотели бы видеть в них, либо качества, нереализованные в себе и теперь хотите увидеть, воплотить их в своих детях.

Взгляните на портреты детей, какие они все разные, каждый из них индивидуален и неповторим (психолог останавливается на отдельных важных моментах, например на том, что подмечает родитель в ребенке, на том, что родитель чаще рисует себя в образе ребенка…). Индивидуально  по портрету на консультации – памятке.

Упражнение «Цветик-семицветик»

Перед вами цветик-семицветик. Представьте, что это Ваш малыш, нежный, цветущий. Напишите на лепестках ласковые производные от имени или семейные прозвища. На стебельке – имя, которым вы обращаетесь к ребенку, когда недовольны им, сердитесь на него. (Дается 2-3 минуты) Мы дарим Вам цветок имени Вашего малыша. Пусть он лежит в семейном альбоме, ведь это часть его жизни, а потом станет частью истории Вашей семьи.

«Что нужно знать о своем ребенке?»

   Что нужно знать о своем ребенке? И для чего нужно знать? (Высказывания родителей)

Вы абсолютно правы однозначного ответа на эти вопросы нет и не существует. О ребенке нужно знать все! А поскольку это практически невозможно, нужно стараться быть ближе к нему, знать чем он живет, кого и за что любит, отчего у него мгновенно портится настроение, что ему по плечу, а с чем трудно справиться, во что он верит и в чем сомневается, почему лжет.

Детская ложь

    Малыши по природе своей поистине уникальны и неповторимы. У них очень гибкое мышление, которое помогает фантазировать, размышлять, воображать. Детская фантазия богата, уникальна и очень интересна. Временами свои фантазии и выдумки дети начинают использовать в личных, корыстных целях. Они тонко чувствуют и знают, где вставить свою фантазию. Ложь – это искажение происходящих событий, а фантазии - это выдумки, воображаемый мир. Дети умеют убедительно сочинять, а знаете в чем секрет? В том, что ребенок сам верит, во все что рассказывает.

Все знают историю про оптимиста и пессимиста… «Стеклянный сосуд, который наполовину наполнен водой. Пессимист скажет, что сосуд наполовину пуст, а оптимист, что наполовину полон». Любое событие каждым человеком воспринимается

По-разному. Посмотрим, как это происходит на самом деле.  

Игра «Испорченный телевизор»

Выходят 4-5 родителей. Психолог показывает стоящему за ним родителю пантомиму:

Маленькая девочка берет у мамы, пока ее нет дома косметичку и краситься; вдруг в дверь кто-то стучится, от испуга, (а вдруг мама пришла)девочка роняет косметичку и зеркало, т.е. заметает следы своего поступка. Родитель внимательно смотрит на психолога и  передает что запомнил, стоящему за ним родителю…В конце игры каждый родитель рассказывает, что он понял. Что можно заметить? На каждом этапе информация искажается.

Упражнение «Испорченный Телефон»

Вызываются 4 родителя. Один остается остальные выходят за дверь. Психолог передает телеграмму…родителю. Тот, в свою очередь, вновь зашедшему родителю и т. д.  В конце зачитывается начальный текст и ищем ошибки и момент искажения информации. Анализируем.

Делаем вывод: так и в жизни (в семье, на работе, среди знакомых) информация

искажается, принося тем самым различного рода вред. Значит, и дети могут доносить до близких взрослых неверную информацию. Лучше переспросить у воспитателя, чтобы не возникло недоразумений и, того хуже, конфликтов на этой почве.

Почему возникают конфликты между родителями и воспитателями

   Конфликты – часть нашей жизни, и важно уметь конструктивно их решать.

Предлагаю проанализировать педагогические ситуации и обсудить их вместе с родителями и воспитателями.

«Молодая мама из состоятельной семьи каждый день допрашивает воспитателей: как вел себя ее ребенок? С кем играл? Во что играл? Что ел? Сколько съел? Как спал? И получает в ответ не то, что хотела бы услышать ( ни с кем не играл, пассивен, сам в себе). В итоге мама в недоумении. Доказывает воспитателям, что дома ребенок совсем другой, спрашивает, почему так происходит (родители обсуждают ситуацию.)

Психолог:

    У ребенка явные трудности в общении. Социальная среда противоположна домашней. Дома ребенок воздвигнут на пьедестал. Жизнь семьи вертится вокруг него. А в детском саду он такой же как все ребятки, он часть группы. У ребенка развивается внутриличностный конфликт, и он не знает как вести себя в группе. Он не обучен этим навыкам. Родители должны скорректировать некоторые поведенческие особенности ребенка. Приоритетная установка должна быть следующей: ребенок – не главный в семье, а часть семьи.

   Давайте медленно проанализируем, такой ли мой ребенок, вспомним его достоинства и недостатки, помечтаем, каким бы я хотела его видеть. Чтобы легче было сравнить отрицательные и положительные качества, предлагаю вам

Упражнение: «Контраргументы»

Достоинства моего ребенка

Недостатки моего ребенка

Каким бы я хотела видеть

             моего ребенка

Психолог: Перед Вами бланк заполните его, пожалуйста! Попробуйте написать достоинства и недостатки своего ребенка, а также то, каким Вы бы хотели его видеть (2-3 минуты). После заполнения психолог спрашивает: «Какая колонка таблицы оказалась больше заполненной? Почему?»

Психолог: В жизни нет ни одного человека у которого были бы одни достоинства или только одни недостатки. Мудрость родителей заключается в том, что, видя те или иные особенности своего ребенка, они соотносят их с эффективностью семейного воспитания. Ребенок не пустой сосуд. И если в нем не формируются положительные качества, то возникают вредные привычки и наклонности. Если ребенок ленив то это значит, что в семье его не приучили к труду; если агрессивен, значит, он не познал доброго отношения. Родители должн6ы хорошо знать достоинства и недостатки своего ребенка, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, чтобы помочь избавиться от отрицательного. Попробуйте взглянуть на Вашего ребенка такими глазами.

Тест «Какой Вы родитель?»

    А теперь давайте оценим себя: какие же Вы родители? Иногда мы правы, а иногда чувствуем вину перед ребенком, но не показываем этого. Кому не  хочется получить ответ на этот вопрос: 2Какой же я родитель?»

    Именно поэтому Вам предлагается тест-игра. Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.

  1. Сколько раз тебе повторять? (2 балла)
  2. Посоветуй мне, пожалуйста. (1 балл)
  3. Не знаю, что бы я без тебя делала!(1 балл)
  4. Какие у тебя замечательные друзья! (1 балл)
  5. Ну на кого ты похож! (2 балла)
  6. Я в твои годы. (2 балла)
  7. И в кого ты только такой уродился? (2 балла)
  8. Ты моя опора и помощник! (1 балл)
  9. Ну что за друзья у тебя? (2 балла)
  10. О чем ты только думаешь? (2 балла)
  11. Какой ты у меня умница! (1 балл)
  12. А как ты считаешь? (1 балл)
  13. У всех дети, как дети, а ты…(2 балла)
  14. Какой ты у меня сообразительный! (1 балл)

Теперь подсчитаем количество  баллов.

От 5 до 7 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

От 8 до 10 баллов. Намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытка перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

11 и более баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Это лишь намек на действительное положение дел, ведь того, какой вы родитель, не знает никто лучше Вас самих.

Итог собрания

   Встречу хотелось бы закончить словами С. Соловейчика: « Каждое утро взываю к тому лучшему, что есть во мне «Мне послан ребенок; это дорогой мой гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он так же призван к жизни, как и я, это нас объединяет- мы есть, мы живые люди. Он такой же, как и я, он человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди; я его понимаю, как всякого другого человека. Я принимаю ребенка. Я принимаю его, охраняю его детство, понимаю, терплю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой, потому что я его люблю. Я люблю и благодарен ему за то, что он есть, и за то, что я могу его любить, и тем самым я возвышаюсь в духе своем».

Психолог: Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка, и спрошу: «О мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мертвая?» Если скажет «мертвая», разомкну ладони, и она улетит, а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел и спросил. А мудрец ответил: «Все в твоих руках, человек!»

Уважаемые родители! Ваш ребенок в Ваших руках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный досуг "Семья полна своими традициями".

Это родительское собрание совместно с детьми было проведено с целью узнать, какие традиции есть в семьях наших воспитанников, а также помочь родителям осознать значимость семейных традиций в воспитани...

Семейный досуг "Семья полна своими традициями".

Это родительское собрание было проведено мною совместно с дефектологом нашей группы. На нём присутствовали наши воспитанники и их родители, которые обменялись опытом проведения семейных праздников и п...

Конкурс семейного творчества «Книжки – малышки» своими руками»

Книжка-малышка… Смешное название, но у большинства людей оно не вызывает смеха, а лишь лёгкую улыбку с трепетными воспоминаниями о детстве. Ведь книжки-малышки были самыми первыми любимыми книжками мн...

семейная гостиная "Семья сильна своими традициями"

Цель:  поддержка и развитие семейных традиций, укрепление семейных и семейно-родственных связей поколений на основе общности интересов и увлечений, участие семей воспитанников ДОУ в образовательн...

«Семейные традиции. Украшаем дом своими руками в канун Нового года и Рождества» (сценарий родительского собрания с элементами мастер – класса во второй младшей группе)

Традиция - это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Культура каждой семьи отражается через ее традициях. В первую очередь "Семейные традици...

Методическая разработка "Семейные традиции. Новогодние украшения своими руками. Ёлочные шары из папье-маше". Подготовительная группа.

Воспитание детей с самого раннего возраста осуществляется в совместной деятельности. Родитель, педагог является примером и объектом для подражания. Чтобы дети стали продолжателями наших традиций, нужн...

Проект «Бабушкин сундук: знакомство с семейным традициями и историей своих родителей» (для детей 5-6 лет)

Вызвать интерес к традициям семьи и предметов старины, стимулировать самостоятельное «занятия» дизайном; воспитывать уважительное отношение к художественным традициям и культуре России и м...