Статья: "Прогулка по городу".
статья по теме

Давыдова Ирина Витальевна

С чего же начинается Родина? Для малышей это прежде всего семья, дом, в котором живет ребенок, детский сад, и, конечно же родной город. Все мы когда то были детьми. То, что в нас заложили в детстве, мы проносим через всю жизнь. И будучи взрослыми, наши поступки определяются системой воспитания, которая воздействовала на нас. Но мир стремительно меняется, и в настоящее время возникают новые ценности: информатизация, технологизация, прагматизация нашей жизни. Поэтому важно в современных условиях, когда на первый план в воспитании и образовании образовании выходят технологические знания, умения и навыки, сохранить у ребенка такие качества личности, как духовность, чувство прекрасного, любовь к родному городу, уважение к родной природе, истории и культуре.  
Во всех базовых воспитательно-образовательных программах для дошкольных учреждений предусмотрены разделы, направленные на знакомство детей с окружающим их миром. Я считаю, что начинать такую работу целесообразно со знакомства детей с ближайшем окружением, т.е. привлечь внимание ребенка к тому, что он часто видит, с чем постоянно сталкивается в повседневной жизни города, но не обращает особого внимания. Так постепенно, целенаправленно выявляются особенности Санкт-Петербурга как города вообще, а затем следует подвести детей к восприятию и ощущению индивидуальности родного города. Чувство патриотизма, любовь к Родине не возникают сами по себе, они формируются постепенно, с самого раннего возраста. Работу с детьми по ознакомлению с родным городом можно и нужно начинать с младшей группы детского сада. В этом возрасте дети узнают о доме как первооснове города, о семье. В средней группе пространство изучения города постепенно расширяется. Дети узнают об улицах, проспектах, реках, мостах, транспорте, о труде петербуржцев. Основные знания о городе дети получают в старшей и подготовительной группах. Эти знания станут основной для изучения истории и культуры Санкт-Петербурга в школе. Целенаправленная работа по знакомству детей с Санкт-Петербургом дает положительные результаты. У детей возрастает интерес к Санкт-Петербургу, стремление узнать о родном городе больше, быть похожим на его создателей, знаменитых горожан нашего города.
В своих рисунках о городе дети изображают себя, своих близких, сочиняют сказки о любимом городе, отражая свои мечты и отношения к увиденному. При знакомстве с городом решаются задачи всестороннего развития детей: развитие речи (обогащение словаря, формирование понятий, оставление рассказа и т.д.), развитие элементарных математических представлений, сенсорики т.к. описывая облик Санкт-Петербурга, не обойтись без названия геометрических фигур, цвета, величин и т.д. Дети знакомятся с произведениями литературного, музыкального, изобразительного, декоративно-прикладного искусства. У дошкольников формируются нравственные представления о «петербургской» этики поведения.

Я предлагаю викторину о городе. Это одна из форм работ по закреплению знаний детей о Санкт-Петербурге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsii_dlya_vospitateley.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для воспитателей.

Викторина «Прогулка по городу»

Методическая  разработка

Автор составитель: Давыдова Ирина Витальевна, воспитатель, ГБОУ №582 ДО Приморского района Санкт-Петербурга.

С чего же начинается Родина? Для малышей это прежде всего семья, дом, в котором живет ребенок, детский сад, и, конечно же родной город. Все мы когда то были детьми. То, что в нас заложили в детстве, мы проносим через всю жизнь. И будучи взрослыми, наши поступки определяются системой воспитания, которая воздействовала на нас. Но мир стремительно меняется, и в настоящее время возникают новые ценности: информатизация, технологизация, прагматизация нашей жизни. Поэтому важно в современных условиях, когда на первый план в воспитании и образовании образовании выходят технологические знания, умения и навыки, сохранить у ребенка такие качества личности, как духовность, чувство прекрасного, любовь к родному городу, уважение к родной природе, истории и культуре.  
Во всех базовых воспитательно-образовательных программах для дошкольных учреждений предусмотрены разделы, направленные на знакомство детей с окружающим их миром. Я считаю, что начинать такую работу целесообразно со знакомства детей с ближайшем окружением, т.е. привлечь внимание ребенка к тому, что он часто видит, с чем постоянно сталкивается в повседневной жизни города, но не обращает особого внимания. Так постепенно, целенаправленно выявляются особенности Санкт-Петербурга как города вообще, а затем следует подвести детей к восприятию и ощущению индивидуальности родного города. Чувство патриотизма, любовь к Родине не возникают сами по себе, они формируются постепенно, с самого раннего возраста. Работу с детьми по ознакомлению с родным городом можно и нужно начинать с младшей группы детского сада. В этом возрасте дети узнают о доме как первооснове города, о семье. В средней группе пространство изучения города постепенно расширяется. Дети узнают об улицах, проспектах, реках, мостах, транспорте, о труде петербуржцев. Основные знания о городе дети получают в старшей и подготовительной группах. Эти знания станут основной для изучения истории и культуры Санкт-Петербурга в школе. Целенаправленная работа по знакомству детей с Санкт-Петербургом дает положительные результаты. У детей возрастает интерес к Санкт-Петербургу, стремление узнать о родном городе больше, быть похожим на его создателей, знаменитых горожан нашего города.
В своих рисунках о городе дети изображают себя, своих близких, сочиняют сказки о любимом городе, отражая свои мечты и отношения к увиденному. При знакомстве с городом решаются задачи всестороннего развития детей: развитие речи (обогащение словаря, формирование понятий, оставление рассказа и т.д.), развитие элементарных математических представлений, сенсорики т.к. описывая облик Санкт-Петербурга, не обойтись без названия геометрических фигур, цвета, величин и т.д. Дети знакомятся с произведениями литературного, музыкального, изобразительного, декоративно-прикладного искусства. У дошкольников формируются нравственные представления о «петербургской» этики поведения.

Я предлагаю викторину о городе. Это одна из форм работ по закреплению знаний детей о Санкт-Петербурге.

Викторина  «Прогулка по городу».

Цель: Закрепление знаний детей о достопримечательностях города. Воспитание у детей чувства любви, гордости за свой город. Развивать умение работать командой.
 Оборудование: магнитофон, мультимедийная техника (компьютер),
Раздаточный материал: эмблемы команд, звездочки-фишки, изографы, разрезные картинки с достопримечательностями города, ребусы, силуэты деревьев, листьев для игры, музыкальное сопровождение – песня «Самолетик»  музыка и слова Т. Морозова, призы- значки, календарики с видами Петербурга, бумажные самолетики, 2 шкатулки с видами города.
 Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с видами Санкт-Петербурга (Эрмитаж, Дворцовая площадь, Летний сад, памятник Медный всадник, памятники И.А. Крылову, А.С. Пушкину, Петропавловская крепость, река Нева, растения Ботанического сада, Пискаревское Мемориальное кладбище, Ростральные колонны, Адмиралтейство, Невский проспект, украшения Петербургских мостов, набережных; заучивание стихотворений «Знаменитая Нева» М. Борисова, «Кораблик Адмиралтейства» С. Скаченков, «Что мы видим за окном», «По музеям Петербурга» Н. П. Федотова, рифмовок о Петербурге; отгадывание тематических загадок; разучивание песен «По городу, по городу…», «Осенний Петербург»; проведение обзорной экскурсии по городу , с посещением Петропавловской крепости, Этнографического музея. Проведение бесед по теме «За то любишь свой город?»; «Как себя вести, чтобы город всегда был красивым?» Чтение художественной литературы Л. Шиф «Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком»; А. Кушнер «Веселая прогулка»; Е. Ефимовский «Путешествие в Санкт-Петербург». Изображение видов города в изодеятельности различными средствами выразительности: акварель, восковые мелки, тушь, аппликации из бумаги, тиснение по фольге, налепы из пластилина на картоне по теме и т.д.

Методические рекомендации к проведению викторины.

Членами жюри могут быть педагоги или родители. В жюри предполагаются два человека. Разделение на команды происходит по выбору участника. Эмблемы команд у каждого участника. Ребята подходят к столу жюри по очереди, выбирают эмблему, члены жюри вешают эмблему-медаль участнику.
Взрослые герои читают считалку, стихи, загадки, задают вопросы.
В приветствии дети читают заученные ранее рифмовки. На вручение звездочек член команды подходит к жюри, а полученные звездочки каждая команда складывает в свою «петербургскую» шкатулку.
В начале викторины дети стоят, а после приветствия команды садятся.
Музыку на магнитофоне включает и выключает один из героев. Во время звучания проигрыша в песне один из героев проговаривает несколько фраз: например «Мы пролетаем над Невой», «Посмотрите, а там сверкает кораблик Адмиралтейства» и т.д.

Ход: Ребята, сегодня у нас в гостях наши друзья Алик и Гусарик (взрослые ведущие)
- Здравствуйте ребята. В этом году нашему городу исполнятся 310 лет. Мы знаем что в вашей группе все мальчики и девочки любят свой город. Предлагаем вам совершить прогулку по Сантк-Петербургу и показать свои знания о городе, посоревноваться. Разделимся на две команды Жюри (педагоги) будут оценивать ваши знания. За правильный ответ получаете звездочку. Какая команда больше соберет звездочек та и будет победителем. Раз викторина посвящена Санкт-Петербургу, то и названия команд будут связаны с городом. Одна команда «Волна», а другая команда «Кораблик». Получите эмблемы.
Что бы выбрать, кто первый начнет викторину , посчитаемся. Считалка:
Есть, есть, есть, есть
В Петербурге сто чудес
Как пойдем с тобой гулять
Будем чудеса считать.
Медный всадник, Эрмитаж,
Золотой кораблик наш
Мост дворцовый разводной
Над красавицей Невой.
Крепость, сфинксы и грифоны,
Исаакиевский, Смольный,
Собор Спаса-на-Крови-
Знаешь больше – назови,
А не веришь – выходи,
Чудеса те сам найди!

Приветствие команд:

Команда «Волна»
Чтоб ответы точно дать
Петербург надо узнать
Ты волна вперед лети
Побеждая все в пути.

Команда «Кораблик»
На кораблике своем по родной Неве плывем
Все о городе мы знаем, и об этом и о том.

I задание «Отгадай и ответь» (каждой команде по очереди задаются вопросы)

  1. Назовите день рождения нашего города? (27 мая)
  2. В честь кого назван наш город? (В честь святого Петра)
  3. На каком острове построена Петропавловская крепость? (На Заячьем острове)
  4. Кому установлен памятник в Петербурге на Каменной скале? (Петру I)
  5. Назовите самый старый сад в Петербурге? (Летний сад)
  6. В каком саду собраны растения со всего мира? (В Ботаническом саду)
  7. Назовите исток Невы? (Ладожское озеро)
  8. Куда впадает Нева? (В Финский залив Балтийского Моря)
  9. Какую угрозу таит в себе Нева? (Наводнение)
  10. У платья два рукава, а у Невы? (Пять)
  11. Где звери никогда не покидают своего хозяина? (У памятника И.А. Крылову в Летнем саду)
  12. Как называется лев с золотыми крыльями? (Грифон)
  13. Какие скульптуры приехали к нам с берегов реки Нил в Египте? (Сфинксы)
  14. Какие кружева нельзя смотать в клубок? (Чугунные)
  15. Какому русскому поэту установлен памятник перед Русским музеем? (А.С. Пушкину)
  16. Священное место для петербуржцев, где горит вечный огонь и находится памятник Родина-Мать? (Пискаревское Мемориальное Кладбище)

Вручение звездочек.

II Задание. «Изографы» «Какое слово спряталось в рисунке ?» - смотри Приложение

Приложение N1 (дом)
Приложение N2 (сад)
Приложение N3 (маяк)
Приложение N4 (мост)
Приложение N5 (парк)
Приложение N6 (аллея)
Приложение N7 (собор)
Приложение N8 (фонарь)
Приложение N9 (шпиль)
Приложение N10 (остров)
Приложение N11 (храм)
Приложение N12 (улица)
Приложение N13 (театр)
Приложение N14 (фонтан)
Приложение N15(площадь)
Приложение N16 (музей)

Вручение звездочек.

 

III Задание. «Разгадай ребус» (связь с Летним садом).

Что бы слова прочитать
Большие буквы надо взять
Впиши эти букв в клеточки , чтобы получилось название.

Л р Е ф и Т и п Н ь з И я Й с С й А к Д    

Решетка Летнего сада удивительна красива. Она по праву стала символом Петербурга. Впиши в клетки те буквы, что стоят в кружках, и ты узнаешь имя ее создателя.

К

  

З

 

А

    

Вручение звездочек.

Алик и Гусарик читают стихи о Летнем саде.
Самым первым в Петербурге
Был заложен Летний сад!
И украсил сад чудесно
Фельтен кружевом оград.
Видим здесь дубы и клены,
Видим статуи богов
Ты прекрасен сад зеленый,
Здесь весь день гулять готов.

Весной в Летнем саду очень красиво. Сейчас мы поиграем в игру «Одень дерево в листву» (На полу, на ковре разложены «стволы» деревьев – дуба и клена, разбросаны зеленые листья – дубовые и кленовые. Дети по команде собирают дубовые листья у ствола дуба, а кленовые – у клена. Кто быстрее справиться тот и победил.).

Вручение звездочек.

IV Задание «Загадки в стихах» (При правильном ответе на экране появляется фото достопримечательности).

Жил давно в России царь
Очень мудрый государь
Он на троне не сидел
Делала за день по сто дел
Одержал побед не мало
Мореходом был бывалым
Он и плотник и кузнец
Кто был царь тот, удалец?
                                             (Петр I)

На площади Дворцовой стоит он много лет
Все люди восхищаются здесь равнодушных нет
Из разных стран художников картины привезли
Чтоб их полотна дивные увидеть все могли
И удивительные вазы и украшения в алмазах
Раньше был он для царей, а теперь тут стал музей.
                                                                                      (Эрмитаж)

Мы встали очень рано,
Со мною папа с мамой,
Мы едем нынче всей семьей
Увидеть Петербург родной.
И будем долго мы гулять
За теплоходом наблюдать
По набережной вдоль реки,
Что отражает огоньки.
Что за река у нас течет?
Где видим белый теплоход?
                                                 (Река Нева)

 

Огромные красивые из камня созданы
Колонны на Васильевском стоят.
В туман и непогоду горят на них огни,
Дорогу освещая кораблям.
                                               (Ростральные колонны)

Красивый и просторный
Широкий и большой,
Идет он от Дворцовой,
Встречается с Невой
Мост Александра Невского
Задерживает путь
По главному проспекту
А как его зовут?
                            (Невский проспект)

В начале Невского стоит
Прекрасно здание на вид:
Колонны, статуи и шпиль,
И только в вышине
Горит кораблик золотой
Весь в солнечном огне.
                                        (Адмиралтейство)

Вручение звездочек.

 

V  Задание «Картинка» (Составь из частей целое и назови достопримечательность города).

Каждому ребенку выдается  картинка с видом Петербурга. Картинка разрезана на 6 частей.

Вручение звездочек.

Алик и Гусарик: «Наш город красивый, большой, удивительный, необыкновенный, смелый. Предлагаем сесть в «самолет» и полетать над городом, посмотреть на Санкт-Петербург «с высоты птичьего полета» (под музыку имитация полета на самолете, в конце музыки дети выпускают из рук бумажные самолетики гостям). Заканчивается наша викторина, вам понравилась прогулка по городу? Мы еще раз убедились, что вы хорошо знаете и любите СПб. Давайте беречь свой город, ухаживать за ним, чтобы гости нашего города могли сказать: «Да, это настоящие Петербуржцы!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Прогулка с незрячими детьми"

О прогулке с незрячими детьми...

Статья "Прогулка как средство двигательной активности"

Материал рассказывает о методах и приемах, использованных во время прогулки, для развития двигательной активности у детей....

статья "Прогулки на свежем воздухе."

Рекомендации родителям чем можно заняться с ребёнком во время осенней прогулки....

Статья «Прогулка зимой. Чем занять ребёнка?»

Помните в детстве это радостное возбуждение, когда, проснувшись, вдруг обнаруживаешь, что все вокруг белым-бело? Постарайтесь, чтобы и ваши дети получали удовольствие от зимы, поэтому как можно раньше...

Статья "Прогулка с детьми зимой"

Родителям о значении прогулки для детей...

Статья: "Прогулки и их значение для укрепления здоровья"

Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, ребенок учится общаться со сверстниками, также прогулка имеет оздоровительное значение.Роди...