ЗНАЧИМОСТЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал на тему

Фуфарова Наталья Владимировна
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов и этнографов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra1.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

"ЗНАЧИМОСТЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Введение

Игра порождает радость, свободу,

довольство, покой в себе и около себя,

мир с миром.

Фридрих Фребель

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, и все эти важнейшие качества формируются не в процессе учебных занятий, а в главной деятельности дошкольника - в игре.

Большинство родителей относят игру к приятному, но не самому необходимому и важному для ребенка времяпрепровождению. Поэтому, если у взрослого есть свободное время и выбор: поиграть или позаниматься с ребенком, то он, скорее всего, предпочтет последнее. Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления, и многое другое. Игра может помочь детям развить способности, необходимые для того, чтобы подготовленными встретить сложные задачи хаотического и  сложного мира будущего. Игры помогают исследовать мир, учат взаимодействовать с ним, ухватывать фрагменты в его течении и соединяться с ними. Ребенок проигрывает несколько сюжетов одновременно, причем истоки их лежат в разных ценностных, культурных и смысловых плоскостях. Он удерживает в памяти и осуществляет сразу несколько ролей, на первый взгляд, несовместимых, вкладывает один сюжет в другой, причудливо переплетает разные истории и свободно путешествует по ним. Внешне все это выглядит совсем не так, как последовательные, упорядоченные во времени и пространстве игры нашего детства. Но и мир изменился, а вот функция игры - подготовка к адаптации в этом мире - осталась.

А вот многие детские психологи рассматривают совместную игру малыша со взрослым не только как основное средство развития маленького человека, но и как , инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что сейчас дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились сюжетно-ролевые игры.

В результате игра уходит из жизни дошкольника, а вместе с ней уходит и само детство. Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Как известно, именно благодаря игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общительность, воображение, сознание ребенка. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, причем именно выполнение их доставляет ему максимум  удовольствия. Это делает поведение ребенка осмысленным и осознанным.

Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения к другому - от старших к младшим. Дети растут среди взрослых , а взрослым некогда играть, да они не только не умеют этого делать, но и не считают важным. А зря они так считают. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которые психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

И поэтому цель этой проблемы такова:

Накоплять и обогащать игровой опыт детей дошкольного возраста, повышая тем самым влияние игры на его развитие.

Задачи по возрастной ступени:

- Развивать игровой опыт каждого ребенка. Пробуждать интерес к игровому общению со сверстниками.

- Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей.  

- Создать условия для активной, самостоятельной, творческой, игровой деятельности.

Игра и психическое развитие[1]1

В различных педагогических системах игре придавалась разная роль, но нет ни одной системы, в которой в той или иной мере не отводилось бы место игре. Такое особое место игры в различных системах воспитания, видимо, определилось тем, что игра в чем - то созвучна природе ребенка. Мы знаем , что она созвучна не биологической, а социальной природе ребенка, чрезвычайно рано возникающей у него потребности в общении со взрослыми.

В условиях господства семейного воспитания есть только два вида деятельности, которые оказывают влияние на процессы развития ребенка. Это, во - первых, разнообразные формы труда в семье, во - вторых, игра в ее самых разнообразных формах.

Труд все более и более  вытесняется из жизни современной семьи, остаются лишь некоторые формы бытового труда по самообслуживанию. Игра, как все, что не является трудом, в совершенно нерасчлененной форме становится основной формой жизни ребенка. Замкнутый в круг семьи и семейных отношений, живущих в пределах своей детской, ребенок, естественно, отражает в играх главным образом эти отношения и те функции, которые осуществляют отдельные члены семьи по отношению к нему и друг к другу. Может быть, именно отсюда и создается впечатление существования особого детского мира и игры как деятельности, имеющей своим основным содержанием всевозможные формы компенсации, за которыми лежит тенденция ребенка вырваться из этого замкнутого круга в мир широких социальных отношений.

Исследование значения игры, для психического развития и формирования личности очень затруднено. Здесь невозможен чистый эксперимент просто потому, что нельзя изъять игровую деятельность из жизни детей и посмотреть, как при этом будет идти процесс развития. Это нельзя сделать и по соображениям чисто педагогического характера, и фактически, так как дети играют не только в садике , но и дома. Эти индивидуальные, домашние игры имеют ограниченное значение, так как в домашних условиях  часто единственным товарищем по игре является кукла. Совсем другое дело ролевая игра в группе детей с неисчерпаемыми возможностями воссоздания самых различных отношений и связей, в которые вступают люди в реальной жизни.

  Игра и развитие мотивационно - потребностной сферы

Главнейшим, является значение игры для развития мотивационно - потребностной сферы ребенка. Л.С. Выготский, был несомненно прав, когда на первый план выдвигал проблему мотивов и потребностей, как центральную для понимания самого возникновения ролевой игры.

А. Н. Леонтьев в одной из наиболее ранних публикаций, посвященных дальнейшей разработке теории игры, выдвинутой Л. С. Выготским, предложил гипотетическое решение этого вопроса. По мысли А. Н. Леонтьева, суть дела заключается в том, что "предметный мир, осознаваемый ребенком, все более расширяется для него. В этот мир входят уже не только предметы, которые составляют ближайшее окружение ребенка, предметы с которыми может действовать и действует сам ребенок. А это также и предметы действия взрослых, с которыми ребенок еще не в состоянии фактически действовать, которые для него еще физически недоступны.

Таким образом, в основе трансформации игры при переходе от периода преддошкольного к дошкольному детству лежит расширение круга человеческих предметов, овладение которыми встает теперь перед ним как задача и мир которых осознается им в ходе его дальнейшего психического развития".

Поэтому ребенок в ходе развития познания им предметного мира стремится вступить в действенное отношение не только к непосредственно доступным ему вещам, но и к более широкому миру, т. е. стремится действовать, как взрослый. Ребенку недостаточно созерцать едущий автомобиль, недостаточно даже сидеть в этом автомобиле, ему нужно действовать, управлять повелевать автомобилем.

При переходе от предметной игры к ролевой, в предметном окружении детей изменений может и не произойти. У ребенка были и остались все те же игрушки - куклы, машины, кубики и т. п. Более того, и в самих действиях на первых этапах развития ролевой игры ничего существенно не меняется. Ребенок мыл куклу, кормил ее, укладывал спать. Что же тогда происходит? Все эти предметы и действия с ними включены теперь в новую систему отношений ребенка к действительности. Благодаря этому они объективно приобрели новый смысл. Превращение ребенка в мать, а куклы в ребенка приводит к превращению купания, кормления, приготовления пищи - в уход за ребенком.

Сознание того, что он еще ребенок, происходит через игру, а отсюда и возникает новый мотив - стать взрослым и реально осуществлять его функции.

Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Конечно, и другие виды деятельности льют воду на мельницу формирования этих новых потребностей, но ни в какой другой деятельности нет такого эмоционального наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре.

 Игра и развитие умственных действий

В отечественной психологии широкое развитие приобрели исследования формирования умственных действий и понятий. Разработке этой важной проблемы обязаны прежде всего исследованиям П. Я. Гальперина. Были выделены следующие этапы формирования умственных действий и понятий: этап формирования действия на материальных предметах или их материальных моделях - заместителях; этап формирования того же действия в плане громкой речи; наконец, этап формирования собственно умственного действия. Эти этапы могут быть названы этапами функционального развития умственных действий.

Если на начальных этапах развития требуется  предмет - заместитель и относительно развернутое действие с ним, то на более поздних этапах развития игры предмет выступает через слово - название уже как знак вещи, а действия - как сокращенные и обобщенные жесты, сопровождающиеся речью. Таким образом, игровые действия носят промежуточный характер, приобретая постепенно характер умственных действий со значениями предметов, совершающихся в плане громкой речи.

В свете приведенных соображений игра выступает как такая деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап - умственных действий с опорой на речь. Функциональное развитие игровых действий вливается в онтогенетическое развитие, создавая зону ближайшего развития умственных действий.

Социальная   природа   сюжетно - ролевой  игры.

Игра - вещь полезная,

игра со взрослыми - вещь очень полезная,

игра с родителями - вещь особо полезная!

Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, ролевая игра интенсивно развивается ,и достигает во второй половине дошкольного возраста своего высшего уровня. Изучение развития ролевой игры интересно в двояком отношении: во - первых, при таком исследовании глубже раскрывается сущность игры; во - вторых, раскрытие взаимосвязи отдельных структурных компонентов игры в их развитии может помочь в педагогическом руководстве, в формировании этой важной деятельности ребенка.

В сюжетно - ролевых играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Сюжетно - ролевая игра наиболее полно формирует личность ребенка. По Д. Б. Эльконину 4 уровня развития сюжетно - ролевой игры.(Приложение 1.) Существуют основные показатели игры: основное содержание игры; характер игровой роли; характер игровых действий; отношение к правилам. По показателям игры определяется уровень развития сюжетно - ролевой игры. Если, например, в 1 уровне показатель - основное содержание игры звучит так: действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры; то в 4 уровне: выполнение действий, связанных с отношением к другим участникам игры.

Что же составляет основное содержание ролей, которые берут на себя дети , и которые они реализуют посредством игровых действий?

Почти все авторы, исследовавшие ролевую игру, отмечают, что не ее сюжеты оказывает влияние - окружающая ребенка действительность.

Лучше всего эту особенность игры охарактеризовал К. Д. Ушинский: "Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно - доставлением материала для построек, которыми уже самостоятельно займется сам ребенок. Но не надо думать, что этот материал весь можно купить в игрушечном магазине. Вы купите для ребенка красивый и светлый дом, а он сделает из него тюрьму; вы купите для него куколок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь; он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их значению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни, -   и вот об этом - то материале должны больше всего заботиться родители и воспитатели".

Вопрос о том, что именно в окружающей ребенка действительности оказывает определяющее влияние на ролевую игру, является одним из самых существенных вопросов.  Его решение может подвести  к выяснению действительной природы ролевой игры, к решению вопроса о содержании ролей, которые берут на себя дети в игре.

Особая чувствительность игры к сфере человеческой деятельности и отношениям между людьми показывают, что при всем разнообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание - деятельность человека и отношения людей в обществе.

Сюжет игры - это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Сюжеты игр разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от конкретных условий жизни, от вхождения ребенка во все более широкий круг жизни, вместе с расширением его кругозора.

Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни.

Конечно, конкретный характер тех отношений между людьми, которые находят свое воссоздание в игре, может быть очень различным. Это и отношения сотрудничества, взаимной помощи, разделения труда, заботы и внимания людей друг к другу, но это могут быть и отношения… деспотизма, враждебности, грубости и т. д. Здесь все зависит от конкретных социальных условий жизни ребенка.

Обусловленность сюжетов детских игр социальными условиями жизни - несомненный факт, признаваемый многими. Однако некоторые психологи, признавая эту обусловленность, вместе с тем считают игру явлением биологическим по своей природе, по своему происхождению.

С моей точки зрения, особая чувствительность игры к сфере человеческой деятельности и отношений между людьми показывает, что… она социальна по своему внутреннему содержанию и не может быть биологическим явлением по своей природе. Игра социальна по своему содержанию именно потому, что она социальна по своей природе, по своему происхождению, т. е. возникает из условий жизни ребенка в обществе.

Игра-способ социализации.

Социализация - процесс вхождения в культуру и общество, через который проходят все дети.   Они усваивают нормы и правила этого общества, овладевая определенными умениями и социальными навыками, узнавая и воспринимая разнообразные культурные смыслы. Когда ребенок играет, принимая на себя различные роли, воспроизводя или придумывая те или иные ситуации и способы поведения в них, его социализация проходит наиболее естественно и успешно.

Еще одна уникальная особенность игры состоит в том, что такие довольно сложные отношения, как концентрированное взаимное внимание, принятие и открытое выражение эмоций (в том числе и негативных) , проигрывание разнообразных фантазий и способов отношений к ним - здесь не только допустимы , но и составляют саму ее суть. Все происходит естественно, - ведь это "всего лишь" игра.

Агенты социализации.

Что такое социализация, мы уже выяснили, а агенты социализации - это способствующие этому процессу люди, социальные группы и институты. Самые ранние, несекретные и мощные агенты социализации - родители или взрослые, воспитывающие ребенка. Когда радоваться и когда злиться, как здороваться и как прощаться, как вести себя за столом и с другими людьми, когда и какие слова употреблять, как реагировать на те или иные события, - все это ребенок первоначально узнает от самых главных в своей жизни людей - от родителей.

Когда вы играете с ребенком, то, безусловно, уделяете ему внимание. Когда вы играете в то, что он вам предлагает, вы показываете ему, как он вам интересен, и насколько высоко вы оцениваете его способности. Чем больше вы будете подражать ребенку, тем больше он будет подражать вам. Способность к подражанию, имитации - одна из важнейших составляющих способности к обучению, а у одаренных детей эта способность особенно развита. Кроме того, имитируя игру ребенка, играя в то, во что хочет он, вы много о нем узнаете. А это не только пойдет на пользу вашим отношениям, но и, возможно, поможет заметить, что ваш малыш, несмотря на свой юный возраст, намного интересней, чем казалось со стороны.

Роль сюжетно - ролевой игры в психическом развитии ребенка

Сюжетно - ролевая игра это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, обдумывают содержание игры, выполняют различные игровые действия. Сюжеты в содержание игры они берут из окружающей жизни, отражая то, что вызывает интерес и производит особое впечатление. Это возможно при условии, что дети достаточно овладели игровой деятельностью. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, взаимоотношения со сверстниками.

 Исследованиями психологов доказано, что в игре у детей складывается символическая (знаковая) функция сознания, состоящая в использовании вместо реальных предметов и их заместителей (кубик вместо мыла, обруч - руль).Это начало пути ведущего к усвоению всего богатства человеческой культуры, закрепленной и передающейся из поколения в поколение в виде устной и письменной речи, математических символов и т. д. Использование внешних, реальных заместителей переходит в использование заместителей внутренних образных, а это перестраивает психику ребенка и позволяет ему представлять в уме, предметы и явления в действительности. Необходимость использовать в игре не те предметы, которые употребляются в деятельности взрослого, а другие, только напоминающие их и позволяющие выполнять игровые действия, толкая детей на путь поиска, подходящих заместителей. Один и тот же заместитель начинает использоваться для обозначения разных предметов и наоборот, а это уже элементы воображения и творчества.

Таким образом, в сюжетно - ролевой  игре развиваются умственные способности, уровень развития которых складывается в процессе школьного обучения.  

Творческие игры

В настоящее время педагоги и психологи, начали выделять, среди всех существующих игр, новый вид игры, который назвали - творческие игры. Это игры, в которых дети не ограничивают себя в движениях мимике, разнообразные имитационные игры, связанные с игровой передачей различных образов - веселых котят, птиц, бабочек, легких снежинок, - способствуют развитию воображения и творчества, так же, как и игры с элементами ряженья, театра. Фантазия в этих играх "льется через край", как у педагога, так и у детей. Творческие игры - это игры, в которых используются нетрадиционные формы развития у детей: воображения, фантазии, творческого начала. В этих играх можно играть сподручным материалом, например, строить из бельевых прищепок различные фигуры, делать прически, дополнять прищепками различные фигуры; а также из губок, для мытья посуды, строить башни, запускать кораблики.(Приложение 2)

Содержание Игры с сюжетными игрушками, игры - имитации (передача в движении образов животных, птиц), игры - имитации сопровождаемые текстом. Проявление интереса к строительно - конструктивным играм. Проявление интереса к театрально - игровой деятельности, в хороводных играх, разыгрывание придуманных сюжетов с игрушками. Отражение в играх фантастических сюжетов. Самостоятельное создание на основе разнообразных впечатлений новых сюжетов, придумывание новых ролей и игровых действий. Творческое создание разных игровых образов: в играх - имитациях (животные, птицы, растения, фантастические герои), выразительная передача их действий, физического состояния; смены настроений с использованием мимики, пантомимики, интонации (расцветающий цветок, смена времен года, перелет птиц, "немое" кино, волшебные картины). Игры - экспериментирование с разным материалом.

Игровые умения В совместной со взрослыми игре передавать простой сюжет - цепочку связанных по смыслу действий с игрушками. По примеру воспитателя передавать в играх - имитациях характерные движения и звукоподражания: наседка и цыплята, кошка и котята, самолеты, автомобили, комарики и пр. Слушая текст, произносимый воспитателем, самостоятельно воспроизводить соответствующие игровые действия: собирать цветы, изображать действия зайчика, козлика, котика. Импровизировать различные движения под музыку: скакать как лошадки, летать как бабочки. В творческих ,имитационных играх мимикой, жестами, движениями передавать разное эмоциональное состояние персонажей. (Зайчик заблудился, испугался, но его нашли медвежата, приласкали, отвели домой, и все радуются.) Уметь жестом показать: маленькая бусинка, сахаринка, куколка - вот такая; огромный снежный ком, дом, гора - вот такие.

Педагоги и психологи, на консультациях с родителями, также могут посоветовать проводить дома творческие игры со своими детьми. Например,

 Игры на кухне. 

Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком. Например, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис , гречку или даже пшено - тем самым малыш окажет вам помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие пальцев тесно связано с развитием речи ребенка.

Не нужно выбрасывать скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Скорлупу можно раскрошить и раскрасить красителями..

Интересно, что ни набор "Лего" для малышей, ни деревянные кубики такого успеха не имели, как поролоновые губки для мытья посуды. Поролоновые башни, дома и дорожки надолго поселятся в вашей кухне. Летом основы строительного дела поднадоели и можно без сожаления превратить эти же губки в кораблики, которые запускаем в обыкновенном тазу. А вообще игры с водой надолго завораживают и занимают внимание большинства детей. Правда , многие мамы к союзу ребенок - вода относятся с опасением. Что верно, то верно -  после таких игр кухня напоминает небольшое озеро, но… пара пустых тазиков, пара губок (лучше разного размера), и - кто быстрее и больше соберет воды?

Посмотрев глазами малыша на свое домохозяйство, вы можете обнаружить еще немало предметов, способных занять энергичного младенца больше чем на пару минут.

Сейчас в магазинах появились макаронные изделия разных размеров и цветов. Из них можно складывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая те же самые формы и цвета. И пересыпание сухого горошка или гречки, просеивание манки через настоящее сито - после таких упражнений, конечно , приходится производить небольшую уборку, но ведь для многоопытной мамы это пустяки в сравнении с возможностью спокойно наслаждаться приготовлением обеда.

Можно вместе посмотреть и послушать, как льется или капает вода из- под крана, как по - разному звенит чайная ложка в пустом стакане или чашке с водой, как громко пересыпается в стеклянный стакан горошек и тихо - манка. Но особой любовью пользуется облагороженный вариант знакомой с детства шутки "закрой глаза - открой рот". Пусть малыш с закрытыми глазами на вкус определит, что вы ему предложили, - это может быть кусочек яблока или банана, огурца или лимона. Можно поменяться ролями, и уж если вы "ошибетесь", - бурный восторг гарантирован!

Большинство мам сейчас слишком заняты, для того чтобы "заводить пироги", но готовым слоеным тестом все пользуются охотно. Не пожалейте маленького кусочка для своего ребенка, - можно просто слепить какие - нибудь  фигурки, как из пластилина, а можно из раскатанного теста при помощи обычных формочек для песка вырезать что - нибудь интересное, посыпать сахаром и запечь. А вы ели когда - нибудь "настоящий" грузовик, или паровоз с трубой и колесами, или слона?

Вариантов множество, и это лишь небольшая часть "кухонных радостей", при помощи которых можно "обезвредить", а заодно и развлечь маленьких озорников на время приготовления обеда. Главное вовремя  вспомнить о том , что те обыкновенные вещи, которые нам, взрослым, кажутся привычными и незаметными, для подрастающего человека могут оказаться целым открытием, а это ли не познание окружающего мира во всем его многообразии.

Заключение

Игру традиционно связывают с детством и описывают ее как деятельность в условной, воображаемой ситуации. Игру можно рассматривать в самом широком контексте - от игр животных через игры детей к играм взрослых. С помощью игры человек имеет возможность развивать в себе те или иные качества(силу, ум, координацию движений, внимание и т. п.), получать новые знания о мире, испытывать переживания.

Подводя итоги всему сказанному, мы можем повторить слова К. Гроса о том , что мы не потому играем, что мы дети, самое детство дано нам для того, чтобы мы играли. Игра не исчезает с переходом нас к зрелости - так как ее корни лежат внутри, - но в детстве игра образует важнейшую форму активности и занимает центральное место в жизни ребенка. Конечно, занимая центральное место в жизни ребенка, игры не исключают "деловой" активности, реального взаимодействия с реальной действительностью, но все это вбирается, втягивается в процесс игры, окрашивается ее переживаниями. Ребенок "отыгрывает" страхи, переживает запретные для реального взаимодействия эмоции, порой ведет себя агрессивно, хотя в иной обстановке не осмелится на такое поведение. У играющего есть возможность развивать в себе определенные качества, моделируя опасные действия в относительно безопасной форме.

Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют организовывать свою деятельность, наполнить ее смыслом: они слоняются, толкаются, перебирают игрушки. У большинства из них не развито воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления. А поскольку дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования этих важных качеств, трудно питать иллюзии, что все эти способности возникнут сами собой потом, в более зрелом возрасте.

Литература

1. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А. К.                                                       Бондаренко. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1983.

2. Дошкольное воспитание. 2002, № 4.

3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и др.; Под ред.З.А.Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. - СПб.: Акцидент, 1999.

4.Журнал для родителей: Игра и дети. 2001.

5.В.В. Зеньковский. Психология детства. Екатеринбург "Деловая книга" 1995.

6.Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1995..


[1]1  Эльконин Д. Б.  Психология игры. М., 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Какие игрушки нужны детям?!"

КонсультацияТема: "Роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Какие игрушки нужны детям?!"Воспитатель: Попова T.A. КАКИЕ ИГРУШКИ ПРИОБРЕТАТЬ ДЕТЯМ 1.Сюжетно-образные, изображающие люде...

Родительское собрание в средней группе. Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности  дошкольников в условиях семьи....

Презентация к родительскому собранию «Играют дети - играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Презентация поможет воспитателям провести родительское собрание в интересной и доступной форме...

Родительское собрание в средней группе. Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».

Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности...

Конспект организации и проведения родительского собрания по теме «Играют дети – играем вместе , роль игры в развитии детей дошкольного возраста».

Конспект организации  и проведения родительского собрания по теме «Играют дети – играем вместе ,  роль игры в развитии детей дошкольного возраста»....