Главные вкладки

    ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА И РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
    статья (старшая группа) по теме

    Леонтьева Елена Викторовна

    Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Особенно актуальным стало использование данных технологий в работе с детьми с ОВЗ, в группе компенсирующей направленности «Сказка».

       На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

    Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

    • создание развивающей предметно-пространственной среды;
    • целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
    • повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
    • изучение состояния устной речи детей;
    • участие родителей в речевом воспитании детей.    

    «В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 6leonteva.doc60 КБ

    Предварительный просмотр:

    УДК

    Леонтьева Е.В.

    ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА И РЕЧЕВАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

     Россия, Самарская обл., с.Алексеевка,

    СП -детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с.Алексеевка

    e-mail: lena.zotova2010@yandex.ru

    Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Особенно актуальным стало использование данных технологий в работе с детьми с ОВЗ, в группе компенсирующей направленности «Сказка».

       На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

    Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

    • создание развивающей предметно-пространственной среды;
    • целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
    • повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
    • изучение состояния устной речи детей;
    • участие родителей в речевом воспитании детей.    

    «В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группы  оснащены современным игровым оборудованием, которое включает наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность. 

         Модернизация содержания образовательного процесса, введение инноваций в технологии воспитания и обучения предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса.

         

    Актуальность  проблемы организации предметно-пространственной развивающей среды.

    Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где ребёнок эмоционально проявляет себя, выражая осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуя себя как личность. Эмоции ребёнка, положительные или отрицательные, рождаются в процессе общения его с материальным миром. Педагогам и родителям необходимо направить их на развитие таких индивидуальных качеств, как взаимопомощь, доброта, умение видеть прекрасное, любовь к ближним. Правильно организованная предметная среда предполагает единство материального и духовного мира ребёнка. Каждый объект предметного мира не только содержит в себе определённую информацию, но и побуждает детей к выражению своих эмоций. Предметно-развивающая среда включает в себя цветовое решение группы, объекты живой природы (комнатные растения), оформление зон деятельности (игровая, столовая, спальная).

    Исходя из актуальности проблемы, мы определили тему  работы: «Предметно –пространственная развивающая среда  и  речевая  деятельность старших дошкольников с ОНР».

    Цель работы: охарактеризовать содержание стратегии и тактики построения развивающей предметной среды для речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

    Объект исследования: предметно-развивающая среда группы компенсирующей направленности «Сказка», и её влияния на речевое развитие детей с ОНР.

    Предмет исследования: речевая деятельность ребенка старшего дошкольного возраста с ОНР.

    Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

    1.  Проанализировать теоретические  исследования и практический опыт по данному по вопросу.

    2.  Определить сущность предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации.

    3.  Разработать модель, направленную на полноценное речевое развитие детей с ОНР.

    Практическая значимость исследования заключается в определении стратегии и тактики построения  развивающей предметной среды групп,  для полноценного речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

    Речевая развивающая среда дошкольного образовательного учреждения раскрывается как фактор, сдерживающий или, наоборот, активизирующий процесс речевого развития ребенка, поэтому, создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей конкретной возрастной группы, а также уровень их речевого развития, интересы, способности и многое другое.

    На основе анализа психолого-педагогических исследований в качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждения мы выделяем следующие:

    • речь педагога дошкольного образовательного учреждения;

    • методы и приемы руководства развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста;

    • специальное оборудование для каждой возрастной группы.

      С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах ДОУ оформлены речевые уголки. Разработаны определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики. (Раздаточный материал).

    В нашей группе, компенсирующей направленности «Сказка», 12 дошкольников. На момент обследования (сентябрь 2012 года) у некоторых детей только закончился период адаптации.  

    Наблюдения за  тем, как играют дети, общаются между собой и с взрослыми, как действуют с предметами,  проведенная диагностика, показали, что у них  непослушные пальцы и кисти рук,  низкая речевая активность,  всего лишь 10% детей умеют связно и последовательно передавать содержание текста, говорят тихо, не уверенно, маловыразительно.

    Все это указывало на необходимость помощи детям в развитии речи.

     Свою деятельность строим поэтапно. На 1 первом этапе выявили уровень развития речи, используя методику диагностирования  Е.В.Мазановой.

    Предложенные игры  «Продолжи сказку», «Расскажи стихотворение», «Узнай кто на картине» и др., позволили выявить уровень развития детей. Количественный и качественный анализ данных показал, что 10%  детей имеют высокий уровень, 25% - средний и 65%  низкий уровень развития.

          Учитывая данные диагностического изучения,  главной задачей  в работе с детьми старшего дошкольного  возраста с ОНР, мы поставили обогащение чувственного опыта детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи.

     Для решения  данной проблемы  разработали модель развития речи детей.

    МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Диагностика  развития речи

    Психогигиеническое и психопрофилактическое сопровождение педпроцесса, разработка индивидуальных маршрутов развития

    Создание специальных условий:

    - книжный уголок;

    -центр песка и воды;

    -развивающие и дидактические игры;

    -настольный и пальчиковый театр;

    -нетрадиционные техники  изодеятельности (рисование, лепка, конструирование);

    -работа с живой бумагой;

    -пальчиковые игры;

    -игры шнуровки,

    -нетрадиционное физкультурное оборудование и др.

     

    Планомерная работа во всех образовательных областях:

    -специально организованная деятельность

    -совместная деятельность

    -закрепление полученных з.у.н. в режимных моментах;

    -организация разных видов игровой деятельности;

    - беседы, наблюдения и др.;

    -артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика;

    -самостоятельная деятельность (самостоятельное применение полученных з.у.н  в игровой и предметно-практической деятельности).

     Работа с родителями

    -консультативная помощь;

    -мастер- класс;

    - практические занятия с родителями по изготовлению развивающих игр;

    - практикумы.

     

    Известно, что речевая развивающая среда ДОУ  является фактором, активизирующим процесс развития.  Создавая развивающую среду группы, учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы, способности.  Приобрели и изготовили своими руками всевозможные «шнуровки», «застежки», логические игры, создали центр песка и воды, закупили фабричные дидактические игры, игры для развития мелкой моторики рук «Собери бусы», «Пазлы», изготовили персонажи для настольного театра, заготовили природный и бросовый материал др.

    Учитывая современные требования к  повышению качества воспитательно-образовательного процесса,   стараемся активно использовать современные ИКТ технологии: создали  развивающие ролики для детей «Большой - маленький»,   «Животные» и др.

     Данные ролики соответствуют возрасту детей и облегчают процесс проведения образовательной деятельности, способствуют   развитию не только речи, но и формированию психических процессов.

     Используем также в работе проектную деятельность. Разработаны проекты: «Пальчики - ручки», «Дружные пальчики». Используем ноутбук для демонстрации детских песен,  изображений, сказок.

    Легкодоступный материал, презентации и познавательные ролики для любого возраста детей можно найти  в интернете, на сайте «Детский сад КИТИ».

    Свою деятельность строим на  основе разработанной и утвержденной на 2011-2012 уч.г. рабочей учебной программы по образовательным областям: физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательно-речевое развитие, социально- личностное развитие.

    Задачи по развитию речи  решаются во всех образовательных областях и в разных видах детской деятельности, находят отражение в рабочей учебной программе. Специализированное занятие по развитию речи   проводится в блоке совместной деятельности педагога с детьми, каждое имеет свою игровую мотивацию и отличается формой проведения. Работа по развитию речи ведется в 4 направлениях: формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь.  

    Чтобы ребята научились легко, красиво и правильно  говорить, ежедневно  проводим:

    •                  артикуляционную гимнастику («Веселый язычок», «Любопытный язычок»);
    •                   дыхательную  гимнастику;
    •                   пальчиковые игры,  упражнения (изображают животных, предметы быта, явления природы…);
    •                   логоритмические игры – слова сопровождают с движениями;
    •                   в режимных моментах используем фольклор, художественное слово, стихи, песни.

    Для того чтобы успешнее решались вопросы развития речи детей проводим работу с родителями. Организовали спецкурс и практическое занятие по созданию развивающих  игр,  провели практикум «Влияние развивающей предметно-пространственной среды на речевое развитие детей», познакомили с играми и учили их методам  проведения в домашних условиях. Проведенная презентация развивающих игр помогла не только сплотить коллектив родителей, но и повысить их педагогическую грамотность.  А презентация индивидуальных портфолио детей  показала  творческие возможности родителей:  некоторые оформили   альбом достижений.

    Анализ удовлетворенности родителей работой педагогов по данной проблеме (на май 2013 года) показал, что 99% опрошенных удовлетворены деятельностью группы и детского сада в целом. Они заинтересованы в продолжении  работы и активно  встают на позицию помощи.

    Таким образом, целенаправленная работа  и грамотная организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении:

    • создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
    • обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
    • способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

    Вывод:  Предметная среда не должна быть самоцелью, не должна представлять собой комбинацию различного оборудования и материалов. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности. Только совместная деятельность педагогов, детей и родителей ориентирует всех детей на успех, на радость достижения целей, а значит и на продвижение  вперёд, поскольку именно успех и радость победы заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги ДОУ совместно с семьёй должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребёнка.

    Список литературы:

    1. .Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребенка» М, 1993 г.
    2. О В Кольцова,С Н Шедько Создание образовательной и предметно- развивающей среды в жизнедеятельности детей дошкольного возраста. – Тамбов: ИПКРО, 2009.
    3. Марецкая Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника «Гном-Пресс», 2005
    4. Мухина В.С. «Детская психология», М., Просвещение, 1985
    5. Нищева Н.В. – СПб.:  Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. «Детство-Пресс», 2005
    6. В А Петровский . Построение развивающей среды в дошкольном учреждении . - М, 1993.-с. 15-45. … – 2003.
    7. Полякова М.Н. Создание моделей предметно- развивающей среды в ДОУ (Методические рекомендации)Учебно –методическое пособие.-М.,Центр педагогического образования ,2008.- 96с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Предметно – пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста

    Предметно-развивающая среда группы обеспечивает возможность общения и совместную деятельность детей и взрослых, двигательную активность детей, а также  возможность для уединенияПРС обеспечивает р...

    Организация предметно-развивающей среды по ознакомлению старших дошкольников с правилами дорожного движения в соответствии с ФГОС ДОО

    Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит...

    Предметно-пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста

    Предметно-пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста Цель: сконструировать многофункциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой активности на каж...

    Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

    Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...