"Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении"
материал по теме

Даньшина Елена Анатольевна

Доклад на педсовет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_no_1.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

MБДОУ «ДСОВ № 135»

«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»

        Подготовил:

Воспитатель Даньшина Е. А. II кв. кат.

Братск

2013 г.

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.

  1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс - опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
  2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.
  3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.
  4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.

Все формы  с родителями подразделяются на:

  1. коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно - информаци-онные;
  2. традиционные и нетрадиционные.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

Наглядно - информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

Цель использования

Формы проведения общения

Информацион но-аналитические

Информацион но-аналитические

  1. Проведение социологических срезов, опросов
  2. «Почтовый ящик»
  3. Индивидуальные блокноты

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у роди - тилей практических навыков воспитания детей.

  1. Семинары-практикумы
  2. Тренинги
  3. Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме (Педагогическая лаборатория, читательская конференция, аукцион – продажа полезных советов, душевный разговор, мастер класс, ток – шоу)
  4. Мини-собрания
  5. Педагогический брифинг
  6. Педагогическая гостиная
  7. Устные педагогические журналы
  8. Игры с педагогическим содержанием
  9. Педагогическая библиотека для родителей

10. Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

  1. Совместные досуги, праздники
  2. Выставки работ родителей и детей
  3. Кружки и секции

4.. Клубы отцов, бабушек, дедушек, семинары, практикумы

Наглядно - ин формационные: информационно -ознакомительные; ин формационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

  1. Информационные проспекты для родителей
  2. Альманахи
  3. Журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей
  4. Дни (недели) открытых дверей
  5. Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей
  6. Выпуск стенгазет
  7. Видео - репортажи

8. Организация мини-библиотек

При работе с родителями в нетрадиционной форме можно использовать следующие методы активизации родителей.

1. « Мозговой штурм» - метод коллективной мыслительной деятельности.

2. « Реверсионная мозговая атака или разнос» - предлагается проявить максимальную  критичность, указывая на все недочёты и слабые места, системы, идеи.

3. « Список прилагательных и определений» - такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта. Например: « Каким бы вы хотели видеть вашего ребёнка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигаются пути реализации цели.

4. « Ассоциация» - на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или её существенный момент. Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придёт подходящая идея решения.

5. « Коллективная запись» - на листе бумаги сформулирована  проблема и даются ответы для её решения. Родители не зависимо друг от друг, определяют наиболее важные для них рекомендации. Затем результат суммируется и проводиться обсуждение проблемы.

6. « Запись на листах» - Например: как успокоить ребёнка, если он расстроен? Каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются.  Вводиться запрет на критику.

7. « Эвристические вопросы» - к ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получиться 21 вопрос. Последовательно вытягивайте такие смешные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например: 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.

8. « Мини эксперимент» - метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей ( интерес, любопытство).

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Для решения данной задачи не обходимо, чтобы две системы ( детский сад и семья) стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. Если проводить работу в системе, то родители из « зрителей» и « наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они станут непосредственными участниками воспитательно – образовательного процесса своих детей, ощущая себя компетентными в воспитании детей.

Источники информации:

1. Доронова Т.Н. « Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями» Сфера, 2002г. стр. 114

2. Зверева О.Л. Кротова Т.В. « Общение педагога с родителями в ДОУ»

и « Методический аспект» Творческий центр « Сфера », 2005, стр.89

3. Оформляем родительский уголок: новые формы и подходы (Электронный ресурс)//

http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200700502


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении" (методические рекомендации)

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Но особой популярность...

Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении

Краткое орписание основных и эффективных форм работы с родителями...

«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей...

«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта»

Краткое описание моего опыта работы «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта»...

«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении. Эффективные формы сотрудничества с родителями» (обобщение опытом)

Цель работы с родителями – профессионально помочь семье в воспитании и развитии детей, обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций....

Обобщение опыта работы по теме: "Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении"

Главная цель педагогов дошкольных учреждений - профессиональная помощь семье в воспитании детей. В статье раскрываются основные принципы взаимодействия с семьёй. Работа с родителями проводится по опре...