Главные вкладки

    "Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении"
    материал по теме

    Даньшина Елена Анатольевна

    Доклад на педсовет

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedsovet_no_1.docx23.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    MБДОУ «ДСОВ № 135»

    «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»

            Подготовил:

    Воспитатель Даньшина Е. А. II кв. кат.

    Братск

    2013 г.

    «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

    В.А.Сухомлинский

    Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

    Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.

    1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс - опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
    2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.
    3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.
    4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.

    Все формы  с родителями подразделяются на:

    1. коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно - информаци-онные;
    2. традиционные и нетрадиционные.

    Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

    Наглядно - информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

    Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

    Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.

    Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

    Наименование

    Цель использования

    Формы проведения общения

    Информацион но-аналитические

    Информацион но-аналитические

    1. Проведение социологических срезов, опросов
    2. «Почтовый ящик»
    3. Индивидуальные блокноты

    Познавательные

    Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у роди - тилей практических навыков воспитания детей.

    1. Семинары-практикумы
    2. Тренинги
    3. Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме (Педагогическая лаборатория, читательская конференция, аукцион – продажа полезных советов, душевный разговор, мастер класс, ток – шоу)
    4. Мини-собрания
    5. Педагогический брифинг
    6. Педагогическая гостиная
    7. Устные педагогические журналы
    8. Игры с педагогическим содержанием
    9. Педагогическая библиотека для родителей

    10. Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.

    Досуговые

    Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

    1. Совместные досуги, праздники
    2. Выставки работ родителей и детей
    3. Кружки и секции

    4.. Клубы отцов, бабушек, дедушек, семинары, практикумы

    Наглядно - ин формационные: информационно -ознакомительные; ин формационно-просветительские

    Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

    1. Информационные проспекты для родителей
    2. Альманахи
    3. Журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей
    4. Дни (недели) открытых дверей
    5. Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей
    6. Выпуск стенгазет
    7. Видео - репортажи

    8. Организация мини-библиотек

    При работе с родителями в нетрадиционной форме можно использовать следующие методы активизации родителей.

    1. « Мозговой штурм» - метод коллективной мыслительной деятельности.

    2. « Реверсионная мозговая атака или разнос» - предлагается проявить максимальную  критичность, указывая на все недочёты и слабые места, системы, идеи.

    3. « Список прилагательных и определений» - такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта. Например: « Каким бы вы хотели видеть вашего ребёнка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигаются пути реализации цели.

    4. « Ассоциация» - на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или её существенный момент. Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придёт подходящая идея решения.

    5. « Коллективная запись» - на листе бумаги сформулирована  проблема и даются ответы для её решения. Родители не зависимо друг от друг, определяют наиболее важные для них рекомендации. Затем результат суммируется и проводиться обсуждение проблемы.

    6. « Запись на листах» - Например: как успокоить ребёнка, если он расстроен? Каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются.  Вводиться запрет на критику.

    7. « Эвристические вопросы» - к ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получиться 21 вопрос. Последовательно вытягивайте такие смешные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например: 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.

    8. « Мини эксперимент» - метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей ( интерес, любопытство).

    Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Для решения данной задачи не обходимо, чтобы две системы ( детский сад и семья) стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. Если проводить работу в системе, то родители из « зрителей» и « наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они станут непосредственными участниками воспитательно – образовательного процесса своих детей, ощущая себя компетентными в воспитании детей.

    Источники информации:

    1. Доронова Т.Н. « Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями» Сфера, 2002г. стр. 114

    2. Зверева О.Л. Кротова Т.В. « Общение педагога с родителями в ДОУ»

    и « Методический аспект» Творческий центр « Сфера », 2005, стр.89

    3. Оформляем родительский уголок: новые формы и подходы (Электронный ресурс)//

    http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200700502


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении" (методические рекомендации)

    В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Но особой популярность...

    Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении

    Краткое орписание основных и эффективных форм работы с родителями...

    «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»

    Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей...

    «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении»

    Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для...

    СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

    Развитие и внедрение взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной, гармоничной личностинеобходимо укр...

    Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении

    Профессиональная помощь семье в воспитании детей с помощью медотов....

    Презентация на тему: "Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении"

    В данной презентации описаны задачи,актуальность и различные формы работы с родителями дошкольников...