Творческая группа ПДО
материал по теме

Чухрай Мария Константиновна

1. План работы творческой группы педагогов дополнительного образования по английскому языку на 2008-2009 учебный год

2. Анализ работы группы.

3. Положение ТГ ПДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_gruppa.rar301.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад первой категории № 9 «8 марта»

города Зернограда Ростовской области, ул.Чкалова, 24/27 тел.: 8-86359-31160

АНАЛИЗ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ  ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

ЗА 2008-2009 УЧЕБНЫЙ ГОД

В Российской Федерации одна из наиболее актуальных задач – модернизация системы дошкольного образования, которая является первой ступенью российской образовательной системы. В конце XX — начале XXI века  проблема раннего обучения  иностранным языкам становится чрезвычайно актуальной.  Изменение экономических, политических, социальных условий жизни человечества, в частности модернизация экономики, международное сотрудничество и политический диалог побуждают родителей и педагогов к поиску новых возможностей для изучения  иностранного языка с ранних лет. В Законе Российской Федерации «Об Образовании» (статья № 14) на первое место выносится «формирование личности с мировым уровнем культуры знаний, а также интеграция  личности в национальную и мировую культуру». В настоящее время не существует единых возрастных рамок начала изучения иностранного языка. Российское образование выделяет систему раннего развития детей в качестве самостоятельного элемента современной модели образования. Федеральная целевая программа развития образования в качестве ожидаемых результатов видит «реализацию новых подходов к формированию развивающей среды, наиболее полному выявлению и развитию способностей детей. Родители имеют право выбрать для своего ребенка ту программу дополнительного образования, которая, по их мнению, заложит основы для будущего развития тех или иных способностей ребенка, в том числе и языковых. В связи с этим необходимо разрабатывать новые программы  и методики дополнительного образования, с помощью которых изучение иностранного языка, с раннего возраста станет эффективным.

Сегодня возможности практики иностранного языка для детей раннего и дошкольного возраста расширились: просмотр англо-американских обучающих программ, мультфильмов, прослушивание аудиосказок,  выезды на отдых за границу. Все это позволяют начать приобщение ребенка к иноязычной культуре с раннего возраста. Актуальность проблемы проявляется в недостаточной разработанности проблемы в плане изучения теоретических вопросов, связанных с определением раннего обучения иностранным языкам в рамках современных условий, а именно: выделением компонентов раннего обучения иностранному языку и их содержания, выявлением особенностей обучения иностранным языкам, с раннего возраста, формы организации раннего обучения. Сегодня доказано, что  ранний и дошкольный возраст являются  сензитивными в овладении иностранным языком (И.В. Вронская, Н.Д. Гальскова, Е.А. Глухарева, H.A. Малкина, И.И. Невежина, Нина Спада, Трейси Токухама и др.), что языковая среда и развивающая среда содержат огромный потенциал для развития личности (М. Монтессори, Е.И. Негневицкая, C.JT. Новоселова, И.А. Орехова, В.А. Петровский, Н.Ю; Черепова и др.). Установлено, что иностранный язык, изучаемый с раннего детства, позволяет раскрыть языковые способности: образуются  две картины мира, ребенок учится сопоставлять два языка, вследствие чего мышление становится многоуровневым, т.к. ребенок абстрагируется от конкретного языка, знакомясь с иной культурой, ребенок учится быть толерантным, развиваются  коммуникативные способности. Однако педагогические исследования в области раннего обучения иностранным языкам посвящены изучению детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Возраст же до трех лет изучался недостаточно глубоко, а, соответственно, определение «раннее обучение иностранному языку» сформулировано неполно, не обобщены особенности раннего обучения, а также нет ясности в теории дошкольного образования в понимании процесса обучения иностранному языку детей раннего возраста. Актуальность на научно-методическом уровне заключается в необходимости расширения содержания дошкольного образования, разработки методического обеспечения и альтернативных программ обучения детей раннего возраста иностранному языку в процессе дополнительного образования. В образовательном книжном пространстве присутствует большое разнообразие отечественных и зарубежных УМК для дошкольников с разным подходом к дошкольному обучению, с разным содержанием. Однако подавляющее большинство методик рассчитано на возраст от трех лет. А начинать обучение возможно в раннем возрасте - до 5 лет если грамотно спланировать, процесс обучения детей раннего возраста иностранному языку.  Идея нашей работы заключается в изменении традиционных взглядов на вопрос раннего обучения иностранным языкам так как приобщение ребенка к иноязычной культуре с раннего возраста развивает языковую способность, формирует задатки вторичной языковой личности, способствует его интеллектуальному развитию, развитию всех психических процессов, что в дальнейшем поможет ему стать успешной в социальном плане личностью.

Таким образом, актуальность исследования возникает из противоречий между потребностью общества и государства в воспитании с раннего возраста детей, владеющих иностранными языками в соответствии с требованиями динамичного мира, и отсутствием в образовательной практики в ДОУ раннего обучения иностранным языкам, многочисленными исследованиями в области обучения дошкольников иностранным языкам и недостаточной разработанностью в педагогике понятия «раннее обучение иностранным языкам»; необходимостью построения образовательного пространства, обеспечивающего развитие иноязычных навыков и умений ребенка раннего возраста в процессе предметно-практической деятельности, и неразработанностью дидактических и методических средств ознакомления с иноязычной культурой в раннем возрасте.

Задача  группы заключается в поиске и определении возможностей и путей обучения детей раннего возраста иностранному языку в процессе дополнительного образования в ДОУ.

Постановка проблемы определила тему работы  «Обучение детей раннего возраста иностранному языку в процессе дополнительного образования в ДОУ».

Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить эффективность обучения детей раннего - возраста иностранному языку в процессе дополнительного образования в ДОУ.

В течение 2008-2009  гг. в МБДОУ ЦРР – д/с «8 марта»  велась работа по внедрению и обучению детей раннего дошкольного возраста иностранному языку (английскому).

Были определены этапы внедрения программы раннего обучения ИЯ в ДОУ:

  1. Информационно аналитический

Июнь 2008 г – июль 2008 гг. Изучение нормативно-правовой базы и анализ методической литературы  по теме  «Раннее обучение иностранному языку»

  1. Поисково-творческий

Июль 2008 -  август 2009гг.  Конструирование  модели образовательного процесса по иностранному языку в ДОУ.

  1. Внедренческий

сентябрь 2008г - май 2009г. На этом этапе будут нарабатываться методические рекомендации по работе с детьми.

  1. Итоговый

 На этом этапе будет происходить обобщение и распространение опыта работы педагогов.

Информационно-аналитический этап

На этом этапе прошло изучение нормативно-правовой базы и анализ методической литературы  по теме  «Раннее обучение иностранному языку»

 

СПИСОК ИЗУЧЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. English For Primary Teachers, by Mary Slattery and Jane Willis, Oxford University Press.
  2. Воронина Г.И., Трунова О.Н. Методические рекомендации по раннему обучению иностранному языку в детском саду и начальной школе // Иностр. языки в школе. – 1991. – №5. – С. 44-46.
  3. Глухарева  Е.А.   Первые  шаги  эксперимента // Иностр.языки  в  школе. – 1988. - № 4. – с.10-12.
  4. Глухарева  Е.А.  Иностранный  язык  в  детском  саду. // Иностр.языки  в  школе. – 1991. –  № 5. – с. 24-30.
  5.  Жирнова Е.В. Обучение иностранному языку детей в возрасте до 5 лет // Иностр. языки в школе. – 1998. – №5. – С.26-28.
  6.  Зимняя И.А. Психология обучения иностранныс языкам. – М.: Просвещение,1985.
  7. Леонтьев  А.А.  Психологические  предпосылки  раннего  овладения  иностранным  языком . // Иностр. языки  в  школе . – 1985 . –  № 5 .- с.29.
  8. Негневицкая  Е.И.   Иностранный  язык  для  самых  маленьких: вчера, сегодня, завтра. // Иностр. языки  в  школе. – 1987. - № 6 . – с.20-26.
  9. Негневицкая  Е.И.   Психологические  условия  формирования  у  дошкольников  речевых  навыков  и  умений  на  втором  языке. Дис.канд. псих. наук. – М., 1986. – с.214.
  10. Никитенко З.Н. Обучение произношению детей 6 лет в курсе английского языка // Иностр. языки в школе. – 1992. – №1 – С. 26-29.
  11. Протасова  Е.Ю.  Обучение  иностранному  языку  дошкольников (обзор  теоретических  позиций ). // Иностр. языки  в  школе. – 1990. - № 1. –  С. 28 –42.
  12. Раннее  начало  обучения: «за» и «против». (Лаборатория  обучения  ИЯ НИИ  содержания  и  методов  обучения АПН СССР) // Иностр. языки  в  школе. – 1988. – № 5.- с.23-23.
  13. Рогова  Г.В. , Сахарова  Т.Е.  Концепция  подготовки  специалиста  с  правом  преподавания  иностранного  языка  детям  раннего  возраста. // Иностр. языки  в  школе. – 1990. - № 6. – с.78-82.
  14. Рязанова И.С. Обучение английскому языку детей младшего возраста // Иностр. языки в школе. – 1992. – №1. – С. 20-22.
  15. Филатов В.М. Некоторые аспекты раннего обучения иностранному языку // Иностр. языки в школе. – 1998. – №5.  – С. 17-22.

Проведено методическое заседание на тему «Психолого-педагогические основы обучения детей раннего дошкольного возраста иностранному языку. Требования к обучению иностранным языкам детей дошкольного возраста».

В ходе заседания были рассмотрены следующие вопросы:

  1. Проблема обучения иностранным языкам детей раннего дошкольного возраста.
  2. Принципы обучения иностранным языкам детей раннего дошкольного возраста.
  3. Анализ и самоанализ учебных занятий ПДО (английский язык) в ДОУ.
  4. Требования к обучению иностранным языкам детей дошкольного возраста.
  5. Организация  языковой среды по обучению детей дошкольного возраста  ИЯ.  

В результате были определены принципы обучения иностранному языку детей дошкольного возраста и разработаны и рекомендации по организации обучения детей раннего возраста английскому языку в ДОУ.

Обзор УМК по английскому языку.  Пересмотрена методическая литература, отобраны книги соответствующие требованиям.

  1. Проведен обзор и анализ следующих УМК  по английскому языку:

УМК по английскому языку «Английский в фокусе» ("Spotlight") совместная продукция российского издательства «Просвещение» и британского издательства “Express Publishing”, в которой нашли отражение традиционные подходы и современные тенденции российской и зарубежных методик обучения английскому языку.

УМК «Звездный английский» ("Starlight") предназначен для изучения иностранного языка в 1 классе, но может быть адаптирован для изучения в ДОУ.  В состав УМК, кроме учебника, рабочей тетради и дисков для работы в классе, входят следующие компоненты:  Аудиокурс для самостоятельных занятий дома, Аудиокурс для занятий в классе,  Методические рекомендации к учебнику (Teacher’s Book), Постеры, Раздаточный материал (Picture Flashcards)

Английский для малышей под ред Н.А. Бонк, Шишкова И.А, ВербовскаяМ.Е. (Учебно-методический комплект "Английский для малышей" под редакцией Н. А. Бонк представляет собой начальный курс английского языка для детей 4-6 лет. Издание основывается на методике, разработанной и апробированной авторами в ходе многолетней работы с детьми. В комплект входят: учебник, рабочая тетрадь, методическое руководство для родителей и педагогов, раздаточный материал и CD.)

Cookie and Friends, by Vanessa Reilly and Kathryn Harper,  Oxford University Press. (в УМК входят  package of resources — постеры, карточки, диски, видео, story cards) Особенно понравилось ПДО и была рекомендована как наиболее подходящая для обучения детей дошкольного возраста иностранному языку. Замечательная книга для учителя, как для новичка в этой области.

  1. Были отобраны и рекомендованы два курса Cookie and Friends и Английский для малышей под ред. Н.А. Бонк. По этим курсам были представлены модифицированные рабочие программы (ПРИЛОЖЕНИЕ 1,2) а перед педагогами  поставлена задача на приобретение новой методической литературы.

Поисково-творческий этап

В годовом плане  творческой группы была поставлена подобрать материалы по обучению детей дошкольного возраста произношению, говорению, аудированию. Для решения этой задачи были запланированы и проведены следующие заседания.

  1. Формирование и развитие иноязычных фонетических навыков.  Подборка материалов по постановке  звуков аутентичного произношения у дошкольников, материалы для фонетических зарядок, подборка фонетических игр, фонетических зарядок, создание картотек.
  2. Развитие навыков аудирования.  Подборка материалов по  обучению аудированию, создание картотеки игр на аудирование.
  3. Развитие навыков "говорения", формирование и пополнение лексического запаса. Подборка материалов по развитию навыков "говорения" и обучению лексике. Подборка дидактических игр.
  4. Рассмотрены формы организации работы с детьми дошкольного возраста: нтерактивные приемы работы с детьми дошкольного возраста  на занятиях, использование игровой методики как средство формирования иноязычных коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Внедренческий этап

Для решения этой задачи были запланированы и проведены следующие мероприятия:

1. Утверждение проекта модифицированной  образовательной программы по иностранному языку на педагогических советах.

2.Обучение ПДО по английскому языку по проблеме организации образовательного процесса (посетить курсы, семинары-практикумы)‏.

3. Внедрение модифицированной образовательной программы в практику работы ДОУ (мастер-классы, открытые просмотры).‏

6. Анализ собственной деятельности, анализ просмотренных мероприятий, практикумы,

Итоговый этап

  1. Презентация результатов работы ТГ
  2. Творческие отчеты педагогов-экспериментаторов
  3. Выявление трудностей и положительного опыта

За прошедший год поставленные задачи реализованы. Признать работу Творческой группы  в 2008-2009 учебном году удовлетворительной.

Руководитель Творческой группы                                      М.К. Чухрай