Делимся опытом работы с родителями
статья по теме

Клименкова Ольга Михайловна

В статье изложены основные направления и формы работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_iz_opyta_raboty_dlya_pechati.docx278.14 КБ

Предварительный просмотр:

          Делимся опытом  организации работы с родителями.

 Известно, чтобы работа педагога была результативной  и успешной, необходимо объединения усилий педагога и родителей, создание особой формы общения между ними.

         Прежде всего,  нужен тщательный анализ собственной педагогической деятельности, без чего  трудно выбрать подходящие методы взаимодействия с детьми – «свою педагогику». Любая авторская методика – это «пиджак с чужого плеча», который не может «прийтись  по фигуре никому другому, кроме его автора, если не сделать соответствующую «подгонку».

        В ходе анализа деятельности у воспитателя возникают вопросы, на которые надо найти ответы: какие задачи я ставлю перед собой? Какие считаю наиболее  плодотворными? Что  приемлемо  для моих детей? Как я могу осуществить  намеченные планы вместе с детьми и их родителями в конкретных условиях?

        В начале работы была поставлена задача – установить доверительные отношения с родителями на основе доброжелательности с перспективой на сотрудничество. Было решено, что на первом этапе при общении с родителями необходимо отмечать положительные стороны личности ребёнка, т. е. не сосредотачиваться на  негативных сторонах и проявлениях его характера –«переставить акценты». Для этого следует внимательно наблюдать за поведением детей в игровой и учебной деятельности, работать индивидуально с каждым из воспитанников.

       Сформируем цели первого этапа работы:

  • Установить контакт с каждым воспитанником и его  родителями;
  • Сделать более разнообразными совместную деятельность и общение;
  • Стремиться жить жизнью ребёнка.

Следующий этап – знакомство с условиями жизни и воспитания ребёнка в семье, закрепление установки на сотрудничество. На  этом этапе большое значение профессионализм воспитателя: его умение убеждать родителей, вызывать у них доверие, проявлять тактичность, касаясь сложных семейных отношений. Педагог заинтересован в гармоничных отношениях между родителями и детьми, поэтому должен проявить максимум усилий для того, чтобы родители освоили педагогические  знания. Навыки и умения, понимали возрастные особенности и возможности ребёнка. Только так можно получит возможность косвенно влиять на формирование благополучных условий  жизни  и воспитания детей в семье, что в дальнейшем непременно  позитивно  отразится  на установлении  доверительных отношений между педагогом и  родителем.  Сообщая  родителям об особенностях поведения ребёнка на занятиях, в игре, о его коммуникативных навыках важно не занимать «судейскую» позицию, а помнить: воспитатель – партнёр в воспитании и становлении личности. Поэтому так важно добиться  активной  воспитательной позиции родителей, вызвать у них желание узнать своего ребёнка, оценивать взаимоотношения с ним, способствовать его интеллектуальному и эмоциональному развитию.

        Положительные  результаты в воспитательной работе возможны  лишь при условии доверительного общения педагога с и с детьми и с их родителями.  Для  полноценного  диалога необходимо определить  запросы родителей, согласовать  с ними режим работы, выработать  общие требования к поведению ребёнка в семье и дошкольном учреждении.  Обширный и разнообразный материал  можно собрать, используя анкетирование по теме «Особенности воспитания ребёнка в семье»,  «Что нам мешает в общении с ребёнком?», «Как Вы видите своего ребёнка?», «Как Ваш ребёнок общается со сверстниками?».

        Расширению и пополнению педагогических знаний родителей способствовало проведение консультаций «Азбука общения»,  «Азбука настроений».

       Результативно прошло родительское собрание в форме КВН. Его содержание выстраивалось нетрадиционно, с учетом особенностей детей и запросов родителей. Проведению родительского собрания предшествовала большая совместная работа с привлечение педагогов, детей и родителей.

       

         

       

      Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей – создание  в детском саду  необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности каждого воспитанника, повышение компентентности родителей в области воспитания. Образование родителей осушествляем через консультации, мастер классы, трениги.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса проходит через Дни открытых дверей.  Дни открытых дверей позволяют обратить внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребёнка  в семье и в детском саду, ориентировать родителей на развитие  у ребенка потребности к познанию, общению  с  взрослыми и сверстниками. Это уникальная возможность для общения родителей и ребёнка, обменом информацией о достижениях и трудностях ребёнка и связанным  с ними эмоциональном  состоянии.


Привлекаем родителей к различным видам совместной с детьми трудовой деятельности. Ремонт мебели, строительство снежных построек на участке – это традиция, которая сохраняется на протяжении многих лет, способствует формированию взаимодействия взрослых с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за результат общего труда.        

     Ещё одна нетрадиционная  форма  работы – ведение  летописей. В течение года на страницах альбомов описываются события из жизни детей, участниками которых могут быть и  родители. Одна из таких летописей называется «День за днём». В ней слова благодарности родителям за отремонтированную мебель, за помощь в изготовлении пособий – за всё, что родители делают для того, чтобы помочь воспитателю в его нелёгком труде. Страницы этой летописи с благодарностью читают те,  кто неравнодушен к жизни своего ребёнка в детском саду. Остальных же они заставляют задуматься над тем, чем я могу  помочь дошкольному учреждению?

             В летописи «Про нас для Вас» собраны высказывания детей, которые помогают взрослым правильно оценить их поведение, лучше понять себя.

            Летопись «Приглашаем в гости» начинается так: «Вы хотите знать всё о сверстниках  ребёнка? Что они делают дома? В какие игры играют? Какие песни поют?  Какие телепередачи любят смотреть? Об этом  Вы  сможете узнать не только на страницах нашей книги, но и побывав  в гостях друг у друга…»  Читая эту летопись можно узнать о «секретах» воспитания в каждой семье, найти что-то интересное, присущее только этому дому и даже получить рецепт семейного блюда.

            Важное условие нашей работы – быть внимательным и к родителям, и к детям. Руководствуясь известными  изречениями  Дейла Карнеги «Наша жизнь такова, какой её делают наши  мысли» и «Счастье в том, чтобы отдавать детям добро».  Главные ценности мы находим в тесном общении с детьми и родителями.

       Клименкова Ольга Михайловна

       Воспитатель

       МБДОУ ДСКВ №10 «Белочка»

       г. Нижневартовск

       Тюменская область

       ХМАО

      Российская Федерация