Научная статья "Развитие эстетического и художественного вкуса"
статья по теме

Огурцова Наталья Николаевна

"Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_estet.docx15.85 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель огурцова Наталья Николаевна

ГБДОУ №140 детский сад «Аистёнок»

 Выборгского района Санкт-Петербурга

Развитие этетического и художественного вкуса в уникальном объединении традиционного народного опыта и возможности импровизации для современном мире.

«Уважение к минувшему –вот черта,

отличающая образованность от дикости»

(А.С. Пушкин)

Любовь к родному краю,

знание его истории – основа,

 на которой только и может осуществляться

 рост духовной культуры всего общества.

(Д.С. Лихачёв)

 Русский народный костюм

Крестьянство — хранитель эстетических представлений и традиций
в народном костюме.

Работая в детском саду я изначально выбрала тему по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание через приобщение к русской народной культуре». Направление «История возникновения русского народного костюма» я начала изучать одним из первых. Эта тема мне очень близка потому что, предыдущая моя профессия портниха. Первое, что я сделала - сшила русский народный костюм, по старинным выкройкам, для проведения занятий, а потом оформила в группе уголок старинных рукодельных предметов, который в последующем превратился в музей.  

Дальше я последовательно знакомила детей с народными традициями, с историей возникновения ткани, костюма, различных элементов костюма и так далее.  

Каждое изделие народного искусства - это своеобразный памятник духовной жизни россиян. Это - корни, которыми питается и сегодняшняя наша культура, искусство. В связи с этим возрастает роль воспитателя в привитии устойчивого интереса детей к народному творчеству и в конечном итоге – к истории своей страны. Большую роль в эстетическом и нравственно-патриотическом воспитании детей играет ознакомление с историей русского национального костюма.

Русский народный костюм имеет богатую историю, его символика восходит к дохристианской эпохе, к языческим культам солнца, воды, земли. От его монументальности веет византийскими традициями. Его изменения формировались параллельно с древне русским зодчеством.

Крестьянский костюм менялся вместе с экономическим и промышленным развитием. Появились анилиновые красители, фабричные ткани, заводское кружево и готовая одежда.

История моды знает несколько этапов обращения к мотивам народного костюма:

- Во второй половине 18 века Екатериной ІІ предпринимает попытку придать национальный характер придворному платью.

- в 1812 году обращение к русскому народному костюму имело спонтанный и патриотический характер. Отечественная война 1812 г. Дала светским красавицам редкую возможность являться на балы в сарафанах и кокошниках.

- В царствие Николая І введён «дамский мундир» в русском стиле. Он состоял из двух частей – символизировал рубаху и сарафан. Нижнее платье белое, верхнее распашное – из цветного бархата.

- следующее обращение к русскому народному костюму связано с трагическими событиями 1917 года. Отрезаны первой мировой войной, а затем и революцией от европейских издателей и поставщиков модные журналы ухватились за идею возрождения национального костюма. Модели были отделаны мехом и вышивкой.

- последний бум проходил в 1970 годы «фольклорные платья», цветные ситцы, вышивка, набойка были всемирно популярны.

В настоящее время мы можем изучать русскую народную одежду только по музейным коллекциям.

Цель наших занятий рассказать о истории русского костюма, показать русский народный костюм, соответствующий внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа, рассказать об общих основных чертах мужского рубахи) и женского (рубахи и сарафана). И конечно сейчас, мы можем это сделать при помощи мультимедийного проектора, презентаций которые наиболее красочней и интересней доносят информацию до детей. Если презентация сопровождается русскими народными песнями это создаёт дополнительный приток радости и добавив народные игры дети с восторгом в них будут играть.

В продолжение работы можно предложить детям дидактические игры «сложи картинку», «дорисуй узор для сарафана», но больше всего многим детям нравится самим придумывать различные узоры для современных костюмов.

Важным компонентом в знакомстве с русским народным творчеством является   Заучивание песен, частушек, загадок, пословиц и прибауток, игр на музыкальных инструментах.

Ведь развиваясь в специально организованной художественной деятельности под влиянием окружающей среды у ребёнка формируются основы эстетического сознания и художественного вкуса.

Нельзя жить на земле и уйти не оставив следа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция высших мыслительных процессов через обучение работе с бисером. Формирование эстетических эталонов и художественного вкуса.

Статья о бисероплетение, как инструменте для развития мелкой моторики и художественного вкуса. Содержит песпективный план работы на два года обучения...

Выступление на МО "Формирование у детей художественного вкуса, понимания красоты окружающего мира"

«…ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуков, в сказке и в игре, в собстве...

Воспитание у ребенка: художественного вкуса, эстетического восприятие природы.

Современные родители уделяют внимание преимущественно познавательному, интеллектуальному развитию своего ребёнка, что не может не идти в ущерб его эмоционально-личностному развитию....

День методической учебы. Тема: "Влияние художественной литературы на развитие художественного вкуса у детей дошкольного возраста"

Что такое литературный вкус? Целесообразно ли говорить о нем в дошкольном возрасте? Уверены: формировать представление о прекрасном, учить чувствовать слово, наслаждаться им необходимо с раннего возра...

Консультация для родителей"Воспитание художественного вкуса и эстетического восприятия природы у ребенка"

Современные родители уделяют внимание преимущественно  познавательному, интеллектуальному развитию своего ребёнка, что не может не идти в ущерб его эмоционально-личностному развитию. Многие из на...