Выступление на МО "Формирование у детей художественного вкуса, понимания красоты окружающего мира"
материал по конструированию, ручному труду по теме

ГОРДИЕНКО ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА

«…ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуков, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце»

                                                                                                                             В.А.Сухомлинский.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 Формирование у детей  художественного вкуса, понимания красоты окружающего мира

всестороннее  развитие дошкольников

(выступление на районном МО)

«…ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира.

Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках,

ярких и трепетных звуков, в сказке и в игре,

 в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце»

В.А.Сухомлинский.

Говорят, что все мы родом из детства. Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В. А. Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту. Важно только, чтобы за призывами следовал труд, чтобы труд стал потребностью.

Мы знаем, насколько велики потенциальные возможности одного из распространенных видов изобразительного искусства — работа с бумагой (нетрадиционные техники) — для формирования умственных, творческих способностей дошкольника, для становления его нравственных представлений, трудовых умений, художественного вкуса.

Аппликация  (работа с бумагой и другими материалами) считается разновидностью художественной деятельности, предусмотренной «Программой воспитания и обучения в детском саду» для дошкольников. Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывают  свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно-прикладного искусства.

Знания, умения, навыки дети воплощают в созидательной деятельности:

  1. мастерят красочные настенные панно,
  2. декорации для настольного и теневого театра,
  3. костюмы и элементы убранства к спектаклям и праздничным утренникам,
  4. украшения для участка детского сада,
  5. подарки младшим детям, родителям и пр.

Процесс работы с бумагой  состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребенка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности.

Недостаточная степень развития технических умений:

  1. тормозит работу воображения,
  2. сковывает детскую инициативу,
  3. снижает качество результатов деятельности.

И наоборот, если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, нашивания аппликации на основу, внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе. Это возможно только тогда, когда воспитатель умело,  регулирует и применяет на занятиях наиболее эффективные методы обучения, когда задания даются не только в готовом виде, но чаще требуют от детей активного, созидательного, а не репродуктивного применения усвоенных знаний и умений.

На занятиях дошкольники:

  1. знакомятся со свойствами разных материалов (кожа, бумага, солома, ткань и т. д.),
  2. учатся различать геометрические фигуры, цвета,
  3. устанавливают  соотношение частей по величине и объединять части в целое,
  4. выделяют  строение, положение предмета в пространстве,
  5. ориентируются на листе бумаги.

Каждый ребенок практически усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии.

У детей совершенствуется:

  1. глазомерная функция,
  2. умение оценивать и исправлять путем анализа допущенные ошибки (до закрепления фигур на плоскости);
  3. развивается речь: дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений (слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу).
  4. они учатся группировать округлые, прямоугольные, косоугольные, многоугольные фигуры,
  5. правильно называть  величинные  понятия:
  1. длинный — короткий,
  2. узкий — широкий,
  3. высокий — низкий,
  4. больше — меньше,
  5. пополам, вдвое, вчетверо и т. д.).

Эти знания дошкольники целенаправленно применяют в практической деятельности.

Большая роль в работе с бумагой  принадлежит ее цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей.

Цвет эмоционально влияет на малыша, увлекая его красочностью, яркостью. Поэтому важно целенаправленно развивать чувство цвета как наиболее доступное представление о красоте окружающего мира и произведений искусства. Воспитатель должен постоянно разъяснять детям, почему нужно брать для  композиции тот или иной цвет, какие к нему подходят сочетания, чтобы наиболее выразительно передать определенное содержание.

По принципу контрастного сопоставления окраски выполняются такие композиции, как

  1. «Ночь»,
  2. «Поздняя осень»,
  3. «Зима»,
  4. «Тракторы на полях».

 Яркие цветовые акценты используются в заданиях декоративного характера, по сюжетам сказок, мультфильмов.

Гармоничные сочетания, составленные из близких по звучанию тонов, помогают передать явления природы («Весна пришла», «Первые цветы»), составить композиции типа букета, украшения ковров, тканей.

Дети учатся видеть красоту и передавать ее в соразмерных формах, рациональном симметричном и асимметричном чередовании, вариативной трактовке.

На занятиях дошкольники овладевают целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала:

  1. складывание, вырезание, наклеивание;
  2. применением инструментов (ножницы, клей, кисточка и т. д.)
  3. дети учатся работать аккуратно, планомерно, стремиться к достижению положительного результата, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия.
  4. у  них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок)
  5. дети планируют последовательность выполнения задания, (после занятия убирают материал и инструменты).
  6. у  ребят совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность.

          Это становится возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной художественной деятельности, последовательном выполнении программных требований в каждой возрастной группе, постепенном усложнении заданий по мере приобретения опыта.

Дети  учится разносторонне применять полученные умения в других видах  изобразительной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

На занятиях при работе с различными видами бумаги и  техники у дошкольников воспитывается умение работать и созидать в коллективе,  руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием, и необходимостью совместной деятельности. Это предполагает совершенствование таких черт личности ребенка, как требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, осуществление принципов сознательности, дисциплины, взаимопомощи и поддержки.

Дошкольники получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместных усилиях.

Уровень овладения умениями и навыками, предусмотренными программой по аппликации, позволяет осуществить и определить степень готовности каждого ребенка к успешному обучению в школе, дальнейшему усвоению содержания и техники разных видов художественного ремесла.

Я, как воспитатель, должна участвовать в формировании у детей  художественного вкуса, понимания красоты окружающего мира. Моя задача – помочь им открыть глубину эстетического и нравственного содержания художественных произведений, проникнуть в их идейный смысл, будь то литература, изобразительное искусство, музыка.

Необходимым дополнением к качественному обучению и воспитанию творческой личности является особый интерьер групповой  комнаты. Уют, чистота, свежесть, простор, настольные игры, часто меняющиеся выставки работ детей  – всё это создаёт особую атмосферу комфортности и теплоты, а главное – рождает у детей желание идти в детсад, где каждый окружён заботой и вниманием, чуткостью и любовью. Поэтому учиться им легко и радостно.

Профессия воспитателя  требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям. Именно она, безграничная любовь к своим ученикам, помогает мне в нелёгком труде. Входя к детям, и видя радостные лица детей, чувствуя на себе их любопытный взгляд, я слышу каждый день один и тот же вопрос: «А что мы узнаем сегодня?» в этот момент я испытываю огромный заряд бодрости, энергии, ощущаю в себе стремление творить и вместе с ними оставаться вечно молодой!

Воспитатель: Гордиенко Л.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические подсказки для воспитателей по использованию игровых приемов привлечения внимания детей к красоте окружающего мира

Консультация посвященна  методическим  подсказкам  для воспитателей по использованию игровых приемов привлечения внимания детей к красоте окружающего мира...

"Учимся замечать красоту окружающего мира"

Философы утверждают, что эстетическое воспитание формирует высокую культуру чувств, готовит подрастающее поколение к жизни в обществе, создает предпосылки для единства чувств и разума человека. Поэтом...

Повышение мотивации к познанию красоты окружающего мира у детей с ограниченными возможностями здоровья через стимуляцию зрительного, слухового, тактильно-кинестетического анализаторов.

В статье освещается опыт работы по повышению мотивации к познанию красоты окружающего мира у детей  с ограниченными возможностями здоровья....

конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по основам православной культуры на тему "Красота окружающего мира"

материал может быть использован для работы с дошкольниками в воскресной школе или семейном детском саду...

Воспитание красотой окружающего мира

Уважаемые, родители! Для ребенка нет ничего важнее возможности обратиться к нам, взрослым, рассказать о том, что его поразило, порадовало или, наоборот, напугало....

Проект " Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям"

В рамках проекта "Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям" мы совершили экскурсию по заповедной тропе Хвалынского национального парка, и познакомились с его обитателями - насекомы...