Презентация На тему "Лаборатория в детском саду"
презентация к уроку по теме

Усвайская Ольга Владимировна

Презентация на тему:

  «Лаборатория в детском саду».

 

Своё выступление хочу начать со слов великого педагога Василия Александровича Сухомлинского

«Прежде чем давать знания, надо научить наблюдать, воспринимать, думать».

Дошкольники с увлечением собирают камни, играют с песком и водой: предметы и явления живой и неживой природы входят в их жизнедеятельность, становятся объектами наблюдений и исследований. Важнейшим методом исследования  является экспериментирование.

Н. Н. Подъяков -  основоположник метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях.

Как показали исследования академика Н. Н. Подъякова (!995). экспериментирование является одним из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста.   «... в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно действующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного  их сознания и освоения».

Экспериментирование пронизывает все сферы деятельности:  игру, нод (непосредственно – образовательную деятельность) прогулку.

В последние годы в дошкольных учреждениях всё больше внимания уделяется исследовательской деятельности детей, появляются лаборатории.

Лаборатория – учреждение, отдел, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования, анализы. (С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»).

В детском саду лаборатория создаётся для познавательного развития детей, для повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория - это база для специфической игровой деятельности – дети превращаются в учёных, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.

Какие виды лабораторий существуют в детском саду?

Лаборатория в отдельном помещении, тематические мини – лаборатории, летняя лаборатория на веранде, лаборатория на участке детского сада.

Лаборатория в отдельном помещении.

Для неё может быть выделена небольшая комната в детском саду, можно использовать подсобные помещения.

Оптимальный вариант, когда лаборатория становится частью экологическо комплекса, включающего  уголок природы, экологическую комнату, музей природы.

Можно использовать под лабораторию часть помещения или коридор.

Также часть группового помещения или раздевалки.

Наличие в детском саду лаборатории в отдельном помещении не означает, что в группах не нужно иметь мини – лабораторий, их сочетание является оптимальным, т. к. В группах дошкольники проводят опыты, наблюдения, начатые в большой лаборатории. Также мини – лаборатории могут быть и тематическими. В каждой группе можно создать свои исследовательские уголки – «Юный эколог», «Юный почвовед», «Мы и воздух».

Лаборатория на веранде.

Кроме шкафчиков с оборудованием и материалами, столиками для проведения опытов,  лабораторию можно дополнить календарём природы.

Лаборатория на участке детского сада. Такая лаборатория может функционировать круглый год, хотя её использование особенно эффективно в тёплое время. Можно разбить  рядом с лабораторией клумбу с растениями – часами или растениями барометрами, сделать солнечные часы. Разнообразные флюгера, вертушки и другие приборы помогут следить за ветром. Сделать   дождемер – прибор, с помощью которого измеряется количество осадков. Сколько воды натекло в дождемер, могут определять сами дети.

Оформление лаборатории.

На двери лаборатории, (если это отдельное помещение) или над ней, (если - часть помещения), вывешивается табличка с названием лаборатории и эмблемой. Эмблему и название дети придумывают вместе с воспитателем и родителями. Можно объявить конкурс на лучшее название и эмблему.

В качестве сюрпризного момента в лаборатории можно поселить постоянных жителей.  

 В нашей живут Водяной, Капелька, озорная кукла Почемучка, по мере необходимости приплывает Золотая рыбка.

Введение персонажей обеспечивает устойчивую мотивацию детей для работы в лаборатории, т. к. персонажи приходят со своими вопросами, проблемами, присылают письма, загадки. С определённой периодичностью вопросы возникают и у детей. В таком случае сказочный персонаж присылает или приносит книгу или энциклопедию, в которой дети могут почерпнуть полезные для них сведения.

В зависимости от размера помещения, в комнате можно поставить столики со стульчиками, разместить полки,   для оборудования и материалов. На подоконнике можно поставить ящики с растениями для наблюдений, мини – теплицу, создать мини – огород.

Для придания лаборатории «научного вида» можно приобрести стеклянные ёмкости разного цвета – приборы, колбы, с подкрашенной водой разного цвета или выложить в них слоями яркие камни, раковины, глобусы и т. д.

Если позволяет помещение, разместить разнообразные макеты, в том числе и макеты ландшафтов, небольшой аквариум.

 В лаборатории хранятся энциклопедии и др. книги с описанием опытов, наборы карточек для самостоятельного экспериментирования по разным темам, схемы – задания собраны в альбом «Сделай сам». При проведении опытов и экспериментов используются опорные схемы и таблицы.

Оборудование лаборатории:  

1 Приборы – помощники: микроскопы, лупы, компасы, термометры, часы, безмены, магниты.

2.Прозрачные ёмкости разной конфигурации и объёма, стаканчики, пластиковые бутылочки.

3. Флюгера, вертушки, палочки для коктейля, воздушные шарики, приспособления для пускания мыльных пузырей.

4. Небольшие подносы, салфетки, лопаточки, совочки, ложечки

5.Бумажные и тканевые фильтры, губки, воронки, тарелки, миски,

6. Магнитофон, аудиозаписи звуков природы, музыки.

7. Центр «воды и песка».

8. Ящик ощущений и др.

Материалы:   

1.Камни, морская и речная галька

2. Разнообразные морские и речные раковины.

3. Образцы песка, глины, почвы.

4. Цветные прозрачные кусочки пластика;

5. Семена разных растений;

6. Кусочки коры разных деревьев;

7. Деревянные дощечки, бруски, кубики;

8. Магниты разного размера;

9. Разные виды картона и бумаги;

10. Разные виды тканей, различающиеся цветом, текстурой, толщиной, степенью промокаемости, марля, бинт, вата, ватные шарики, губки, мочалки.

Специфика организации исследований в лаборатории.

Совместная деятельность воспитателя в детской лаборатории организуется один раз в неделю с детьми младшего дошкольного возраста по 15 – 2о мин, с детьми старшего дошкольного возраста по 25 – 30 мин. Работа проводится с небольшими подгруппами (по 6 – 8 детей), с учётом уровня развития познавательных интересов детей. Во время игр – экспериментов проводятся 1 – 2 опыта с детьми  младшего дошкольного возраста и 2 – 3 опыта с детьми старшего дошкольного возраста в  зависимости от сложности.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, только ребёнок должен делать всё сам, а не быть в роли наблюдателя.

Структура проведения экспериментов.

·       постановка, формулирование проблемы (познавательные задачи);

·       выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

·       проверка гипотез;

·       подведение итогов, вывод;

·       фиксация результатов;

·       вопросы детей.

Организация работы идёт по трём взаимосвязанным направлениям: живая и неживая природа, человек (функционирование организма, рукотворный мир и др).

 Опыты и эксперименты по неживой природе.

Первые эксперименты проводились с водой: дети знакомились со свойствами воды.

 Тема эксперимента «Вода прозрачная».

Вывод: вода прозрачная, молоко нет.

Связь с повседневной жизнью: вода в водоёмах прозрачная, поэтому водные животные могут всё видеть, у них есть глаза.

Тема «Цветные льдинки».

 Вывод: краски растворяются в воде. На морозе вода замерзает и получаются цветные льдинки.

Связь с повседневной жизнью: получившимися льдинками можно украсить территорию детского сада.

Тема. «Воздух внутри нас».

Вывод: при выдохе из груди выходит тёплый воздух.

Связь с повседневной жизнью: чтобы не заболеть, в морозную погоду нужно стараться меньше дышать холодным воздухом.

Тема. «Чем отличаются камешки?» Вывод: камни отличаются по размеру, форме, величине, окраске. Связь с повседневной жизнью: рассмотреть камешки на территории детского сада.

Результаты опытов и наблюдений заносятся в дневники наблюдений, в виде зарисовок, условных знаков. периодически фотографируются.

Экспериментирование в лаборатории тесно связано с наблюдениями на прогулках, экскурсиях, при посещении уголка природы.

 И в заключении своего выступления, хочу привести слова Н. А. Рыжовой «Если ребёнок – исследователь найдёт поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем что – нибудь интересное и необычное, который сумеет удивляться и радоваться всему, что его окружает. Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир - это одна большая лаборатория. Главное, что бы об этом помнили мы, взрослые!»

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Проектная деятельность в детском саду

Что такое проект? Как его создать и для чего?...

Презентация "Книжный уголок в детском саду"

Данный материал можно использовать в качестве консультации для воспитателей...

Презентация "Театрализованная деятельность в детском саду в подготовительной группе"

Цель: Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность.   Задачи: - Совершенствовать артистические навыки детей , раскрепощать ребенка; -Последователь...

МБДОУ №130 «Центр развития ребенка – детский сад». Презентация: Оздоровительная аэробика в детском саду. Использование инновационных технологий в физкультурной деятельности. Степ-аэробика с дошкольниками 6-7 лет.

Оздоровительная  аэробика Основные направления оздоровительной аэробики:n     С использованием приспособлений и предметовn     Без использования...

Презентация "Наша жизнь в детском саду" старшая группа Б "Лунтик" детского сада №5 комбинированного года г. Орла

Наиболее значимые события: праздники, смотры-конкурсы, выставки, творческие мастерские и удачные кадры из повседневной жизни нашей дружной семьи....

Презентация системы работы в детском саду по предупреждению детского дорожно транспортного травматизма

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах и Правилам дорожного движения проводится в комплексе: с педагогами...

Презентация "Наша жизнь в детском саду" Детский сад «Березка» Группа «Непоседы»

Презентация об интересных и запоминающихся моментах в жизни  детей, которые  произошли во время пребывания в детском    саду....