Влияние игры на социально- личностное развитие ребенка старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) по теме

        Ребенок учится способом игровой деятельности, то есть игровыми действиями с игрушками, предметами. Во время игры ребенок использует умения и навыки, расширяет и обогащает представления об окружающем мире, приобретает, что особенно важно, навыки ролевого поведения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние игры на социально-личностное развитие ребенка старшего дошкольного возраста            

             

          Любой ребенок должен чувствовать себя счастливым, он может адаптироваться  и преодолевать трудности, ему необходимо иметь представление о разных сторонах своего «Я» , уметь разбираться в своих чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать  и находить конструктивный способы  выражения своего отношения к действительности.

        Ребенок учится способом игровой деятельности, то есть игровыми действиями с игрушками, предметами. Во время игры ребенок использует умения и навыки, расширяет и обогащает представления об окружающем мире, приобретает, что особенно важно, навыки ролевого поведения. Для ролевых игр сюжеты следуют подбирать с учетом того, что понятно и доступно ребенку. Ребенку надо предлагать побывать в роли того или иного участника известных ему событий : сервирование стола, приготовление пищи, посещение врача, прогулка по городу, поход в парикмахерскую. В игре используются игрушки, предметы, очень полезны специальные наборы  игрушек: «Маленькая  хозяйка»,  «Юный доктор»,  «Салон красоты», «Магазин»,  и т.д., в которых имитируются реальные предметы, которые используются в реальной жизни. Надо наблюдать, что бы ребенок бережно  и аккуратно обращался с игрушками. В том,  как ребенок обращается с используемыми в игре предметами , проявляются черты будущей личности и характера маленького человека. Очень важно взрослому проявлять интерес к игре, и выражать свое отношение к действиям, которые совершаются в процессе игры.

      Нельзя торопить или раздражать ребенка в процессе игры – это не принесет пользы ребенку. После такого обращения он может замкнуться и будет отказываться от общения не только со взрослыми, но и со сверстниками.

      Нельзя заставлять ребенка, что бы он сразу был активным  и самостоятельным в игре , пусть он понаблюдает как взрослые и дети играют. Очень важную роль при овладении игрой и для развития навыков и развития интеллекта в целом имеет конструктивная деятельность . Надо помнить, что сам процесс конструирования должен быть включен  в сюжетно-ролевую игру, связан с ним логически. Дети с удовольствием конструируют из предметов крупного строительного материала: кубиков, брусков, разноформативных  деталей из дерева, пластмассы. Малыш любит строить самостоятельно, задача воспитателя помочь ему если он попросит, обсудить выполняемые действия, стимулируя его действия более сложно, но так чтобы ребенок сам справлялся с задуманным.

       Для того , что бы расти здоровым и активным ребенку нужно достаточно двигаться, восполнять потребность в движениях, нести определенную физическую нагрузку учитывать возрастные возможности малыша, степень форсированности тех или иных физических навыков.

      В игровой деятельности  воспитываются элементарные навыки вежливости (уметь здороваться, прощаться, извиняться,  предлагать свою помощь).

      Игровые упражнения формируют интерес к сверстникам, к другому человеку учат понимать то, что все люди похожи и что это повод для симпатии и дружбы, а не для безразличия и ссоры. Это важно, что бы дети потом ,наблюдая поведение сверстников, возмущались их реакциями или огорчались из-за  их высказываний  в процессе бытового общения, все-таки помнили, что  у них много общего, и могли найти вовремя «точки соприкосновения» . Это очень важный момент в социально-нравственном воспитании дошкольников старшего возраста.

      В ходе игры формируются простейшие навыки произвольного социального поведения. Они пригодятся намного позднее - тогда, когда ситуации нравственного выбора детям будут говорить сверстники или другие люди « Делайте, как мы! Вам за это ничего не будет!» Все действительно закладывается с детства и начинается с малого.

     

         Очень важно, чтобы чувство любви красной нитью проходило через всю жизнь ребенка. То отношение  к миру,  которое формируется у ребенка в детском саду, в дальнейшем определит его гражданскую позицию в обществе; та степень его социализации, которая будет в него заложена с дошкольного детства, определит  его социализацию в мире взрослых.
        В старшем дошкольном возрасте ребенок глубже погружается в наш мир и с помощью педагогов осваивает его закономерности. При этом можно смело утверждать: социальная среда детского сада не только обеспечивает сам процесс социализации посредством воспитания дошкольников, но также способствует и раскрытию их индивидуальности. 

       В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-личностное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, неспособность сочувствовать и т.п.

    Для качественного развития процесса социализации выделяют  следующие направления:

-работа с детьми;

-взаимодействие с родителями;

-работа с педагогами;

    При этом в  работе с детьми особо заостряют  внимание на  следующие  аспекты:

-адаптация детей раннего возраста;

-совместные игры, направленные на понимание эмоций (чувств), в старшем дошкольном возрасте;

-выявление структуры и коррекция межличностных отношений в подготовительных группах.

 

          В заключение хочу подчеркнуть: дошкольный возраст сенситивен для социального познания в связи с бурным развитием восприятия, памяти, мышления,  развития речи, стабилизации эго эмоционально- волевой сферы.

            Важным аспектом в работе с детьми является качественное развитие эмоций.    Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Положительные эмоциональные состояния – это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. И напротив, отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха.  Перед воспитателем  стоят две задачи:  с одном стороны, научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире и с другой стороны,  научиться самой слушать, слышать и понимать его.

                   Для качественного развития социализации детей важным аспектом является микроклимат в группе. В свою очередь, для улучшения микроклимата необходимы  выявление и коррекция межличностных взаимоотношений. Уже в старшей группе детского сада у ребят формируются достаточно прочные избирательные отношения друг к другу. В силу этого дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы, а другие менее. Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются детские отношения, зависит последующий путь личностного и социального развития человека.

     С детьми устраиваются сюжетно-ролевые игры с целевым распределением ролей, а также проводятся игры, направленные на развитие коммуникативных качеств и на доброжелательное отношение друг к другу, а также игры, которые показывают индивидуальность каждого из них.

     Учитывая, что ребенок проводит большую часть времени в детском саду, очень важно, чтобы его окружали доброжелательные, отзывчивые, чуткие, внимательные педагоги. В связи с этим, необходимо придавать важное значение психопрофилактической работе, в рамках которой должны организовываться как индивидуальные, так и групповые беседы.

    Психологические достижения позволяют старшим дошкольникам не только эффективно вписываться в мир людей, но и активно его осваивать, делать выбор в социуме. Целесообразно организованная социальная среда детского учреждения полноценно обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника, подготавливает его к новому социальному качеству. В свою очередь, это формирует устойчивое восприятие ребенком микросоциума ( семья, группа  детского сада) и себя в нем, что закладывает прочный фундамент для развития и становления полноценной личности.

                                     Список литературы:

Буре Р.С. Социально- нравственное воспитание дошкольников. Моква 2012.  

Микляева Ю. В., Микляева Н. В. , Ахтян А.Г. Социально – нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет. Москва 2011.

Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнатики. СПб. Детство.

Петрова В.П., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7. Нравственное воспитание в детском саду. Москва 2007 .