Формирование доброжелательности у старших дошкольников через игровую деятельность «Шкатулка добрых дел»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Занятие педагога-психолога  с детьми старшего дошкольного возраста по формированию доброжелательности через игровую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkatulka_dobrykh_del.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка – детский сад № 68 «Улыбка»

Формирование доброжелательности у старших дошкольников

через игровую деятельность «Шкатулка добрых дел».

Маркова Дарья Михайловна

педагог-психолог

г. Владимир

2013 г.

Цель: воспитание доброжелательности, желания совершать добрые поступки.

Задачи: 

  1. формирование чуткого, доброжелательного отношения к товарищам;
  2. побуждение детей к нравственным поступкам.

1-й день. Беседа о доброте, хороших и плохих поступках.

Ребята! Поговорим с вами о доброте, о добрых людях, о хороших поступках.  Немало поговорок сложили  о добре и зле, людях добрых и злых, делах хороших и дурных.

Какие поговорки о доброте и добрых людях вы знаете? (ответы детей)

«Доброе дело два века живет»

«Доброе слово лучше мягкого порога»

«Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу»

Эта поговорка означает, что добрые люди отзывчивы, их волнуют не только свои дела. Они умеют сопереживать, принимая близко к сердцу чужие болезни, стремятся помочь, чем могут. Недаром говорится «Спешите делать добро»

Ребята, какие качества отличают доброго человека? (ответы детей)

Какие поступки мы с вами можем назвать добрыми, хорошими?

Есть пословицы и о злых людях. О злом человеке говорят: «Злой плачет от зависти, а добрый – от радости».  Пословица говорит о том, что злые люди завистливы, чужое счастье, удача вызывают у них зависть, а добрый человек умеет радоваться за других.

«Злой человек – как уголек: если не жжет, то чернит» Как вы думаете, что значит эта пословица?

Злому человеку неприятно, когда хвалят другого, он хочет очернить его, сказать что-то плохое. Ведь и остывший уголек рук не обожжет, но сделает их грязными, черными.

Ребята, какие качества отличают злого человека? (ответы детей)

Какие поступки мы можем назвать злыми, плохими?

Я думаю, ребята, что доброта есть в  каждом человеке с рождения. Говорят, что «доброта есть жизнь».  Доброму человеку присущи такие качества,  как отзывчивость, сочувствие, любовь, забота о близких.

«На что похоже доброта?»

Участники игры по очереди говорят, на какое природное явление, настроение, существо похоже доброта. Начинает сравнение психолог: «Доброта похожа на солнышко».

Взрослый обобщает: «Каждый видит доброту по-своему. Для кого-то доброта – это улыбка, солнце, нежное и ласковое лицо мамы или бабушки, или заботливые мамины руки. Доброта несет в себе ласку и тепло, она нужна любому живому существу как  солнечный свет.

«Солнце доброты»

«Изобразим нашу доброту в виде солнца – нарисуем круг и раскрасим в теплый желтый цвет. Внутри напишем слово «доброта». От солнца, которое согревает нашу планету, исходят лучи. Пусть лучи исходят и от нашего «Солнца доброты». Лучиками «доброты»  будут наши ладошки. Каждый лучик  – качество доброго человека» (совместная работа детей и психолога размещается в группе, и детям зачитывается стихотворение).

Доброта.

Нет ничего на свете

Прекрасней доброты!

Она, как солнце светит

С небесной высоты.

Она нас манит нежно,

Ласкает нас мечтой.

Мы все живем с надеждой

На встречу с ДОБРОТОЙ.

Психолог завершает: «Пусть «Солнце доброты», которое мы сделали, согревает вас своим теплом. До встречи ребята».

2-й день. День помощника. «Шкатулка добрых дел».

Дети, вчера мы с вами говорили о добрых и злых людях, о хороших, добрых, и плохих поступках. Вспомним, какие добрые поступки мы с вами можем сделать (ответы детей: «поделиться с другом», «быть вежливым», «спасти кого-то», «слушаться», «уважать взрослых», «не обижать маленьких»).  Я  приготовила для вас очень красивую шкатулку. Назовем её  «Шкатулка добрых дел». Шкатулка эта не простая, так как в ней будут храниться наши добрые поступки и хорошие дела. Теперь каждое хорошее дело и добрый поступок мы будем отмечать фишками, складывая их в коробочку. Когда закончится неделя, мы посмотрим, сколько добрых дел мы с вами сделали.

«День помощника»

«Сегодня у нас с вами необычный день. Мы будем помогать друг другу, но так, чтобы это было незаметно. Сейчас я подойду к каждому из вас и скажу, кому он будет стараться помочь во всем. Не говорите об этом никому, пусть это будет ваш секрет. Вечером мы снова соберемся вместе, и вы попробуете догадаться, кто вам сегодня помогал, и поблагодарите его».

Вечером психолог собирает группу и просит каждого ребенка по очереди рассказать о том, кто помогал ему. Затем каждый ребенок-помощник опускает фишку в «Шкатулку добрых дел».

«Как вы думаете, когда вы помогали друг другу, какие поступки вы совершали? (ответы детей: «хорошие», «правильные») Верно, ребята. Вспомните о каких еще поступках мы говорили вчера? (ответы детей: «нехороших», «плохих»). Что значит поступить плохо? Приведите примеры плохих поступков. За добрые поступки в «Шкатулку добрых дел» мы опустили с вами фишки желтого цвета, а если вы вдруг совершили плохой поступок – нужно будет опустить в шкатулку фишку красного цвета. А в конце недели мы с вами посмотрим, каких фишек в шкатулке окажется больше».

В конце недели психологом и детьми проводится подсчет фишек и  подведение итогов недели. Фишки вынимаются из шкатулки, в начале следующей недели игра продолжается.

Литература:

  1. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников. – СПб., 2008. - С. 76.
  2. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. – М., 2005., С. 138.
  3. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. – М., 2013., С. 4-6.