Артикуляционная гимнастика
статья по теме

Иванова Елена Анатольевна

В статье даны рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Артикуляционная гимнастика26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мы правильно произносим отдельные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила, дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно,  в процессе речевой деятельности.

Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.   «Звук представляет собой сложный комплекс таких кинем (движений органов речи),  которые легко разъединяются и слагаются в новые единства,   так что из их комбинации может получиться отсутствующий в усваиваемом русском языке звук... Выработка той или иной кинемы открывает возможность к усвоению всех звуков, которые не могли быть произнесены ребенком из-за ее отсутствия».

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.  Лучше её проводить перед ужином,  в течение 5-10 минут.

При отборе материала  для артикуляционной гимнастики надо  соблюдать определенную последовательность, идти от более простых упражнений к более сложным. Проводить их надо  эмоционально, в игровой форме.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя,  так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен,  руки и ноги находятся в спокойном положении.  Ребенок сидит за столом перед зеркалом. Сажать детей надо так,  чтобы они видели лицо взрослого, которое должно быть хорошо освещено.

Нельзя проводить артикуляционную гимнастику,  не видя, как выполняет упражнения ребенок.   Поэтому взрослый организует работу следующим образом:

а) рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы;

б) показывает его выполнение;

в)  упражнение выполняет ребенок;

г)  взрослый проверяет правильность выполнения.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата.  Постепенно напряжение исчезает,  движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками.  Нельзя говорить ребенку,  что он делает упражнение неверно, -  это может привести к отказу выполнять движение. Надо показать ребенку его достижения («Видишь,  Вова, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок научится подниматься кверху»).

Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица.