"Помоги мне сделать самому."
статья по теме

Бажанова Надежда Константиновна

Данный материал включает в себя следующее:Освоение навыков приёма пищи,раздевание и одевание,гигиена тела,опрятности.Оно формируется под воздействием воспитания,при определённом уровне развития у ребёнка,общей имелкой моторики,зрения,слуха,мышления,внимания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pomogi_mne_sdelat_samomu.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОМОГИ МНЕ СДЕЛАТЬ САМОМУ.

Воспитатель Бажанова Н.К.

В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимания обучению детей чтению и математике, чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее учиться самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться и т.д. Почему это так важно? Попробуем ответить на этот вопрос.

Самообслуживание включает в себя следующее: освоение навыков приема пищи, раздевания и одевания, гигиены тела, опрятности. Оно формируется под воздействием воспитания при определенном уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания.

К самым важным (для самообслуживания) навыкам общей моторики относятся: умения садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам. К основным навыкам мелкой моторики относятся: умение толкать, тянуть, держать и поворачивать предмет, держать предмет и выпускать его из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстии в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами. К навыкам, связанным с умением концентрировать внимание, относятся: умение смотреть, когда зовут; узнавать предметы, выполнять простые указания, уметь имитировать, то есть подражать действиям взрослых.

С этих умений начинаются более важные в практическом отношении навыки – умение самостоятельно есть и пить, одеваться, раздеваться, умываться, вытираться, чистить зубы, выполнять работу по дому (убирать за собой игрушки, вытирать пыль и т.д.)

Мы пользуемся этими умениями каждый день, часто забывая, что для маленького ребенка преодолеть трудности и учиться, скажем, есть ложкой, пить из чашки или застегивать пуговице на рубашке – огромное достижение.

Почему малышу так трудно осваивать всякое новое действие? Дело в том, что любое действие достаточно сложно по своей структуре. Кроме представления результата, в нем есть движение, ориентировочные операции, контроль за движением. Чтобы выполнить действие, ребенку надо сориентироваться в пространстве, соотнести движение руки и положение кисти со своеобразием того или иного орудия, представить движение, учесть внешние свойства предмета. Сенсорные процессы, внимание, мелкая и общая моторика находятся в начальной стадии развития, поэтому маленькому ребенку так трудно освоить каждое новое действие. Что же произойдет, когда ребенок научится выполнять действия более уверенно? Это будет означать, что он хорошо представляет себе конечный результат, ориентируется в свойствах предметов, владеет движением, контролирует свои действия. Ребенку легче будет освоить и другие подобные действия, они станут разнообразнее. В итоге ребенок становится все более и более самостоятельным. Итак, самообслуживание играет определенную роль в развитии ребенка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.

Ребенку можно помочь в овладении тем или иным навыком, но для этого надо знать, когда и в каком объеме формируется данный навык у большинства детей.

Формируем навык самостоятельной еды

«Перекладывание шаров»

Чему учится ребенок: продолжает совершенствовать сгибательные и разгибательные движения кисти; зачерпывать шар ложкой и перекладывать в другую емкость.

«Просеивание фасоли»

Чему учится ребенок: продолжает развитие сгибательных и разгибательных движений;  зачерпывать и пересыпать деревянной ложкой, просеивать через сито, потряхивая его; отделять фасоль от манки.

«Перекладывание бусин»  

Чему учится ребенок: продолжает совершенствовать сгибательные и разгибательные движения кисти; совершенствует навык правильно держать ложку (тремя пальцами); зачерпывать полную ложку бусинок и пересыпать их в другую емкость.

«Раскладывание орехов»

Чему учится ребенок: выполнять вращательные движения кисти ведущей руки; продолжает развитие зрительно-двигательной координации; ложкой раскладывать орехи по сторонам.

Формирование навыка самостоятельно одеваться

«Нанизывание крупных шаров на шнурок с деревянным наконечником»

Чему учится ребенок: продолжает развивать умение хватать предметы щепотью, продолжает развивать согласовонность работы обеих рук.

«Подбери к шнурку бусину»

Чему учится ребенок: продолжает развивать умение действовать пальцами – хватать щепотью; нанизывать бусины на шнурок; соотносит цвет бусины и шнурка.

«Перекладывание стеклянных бус»

Чему учится ребенок: продолжает формировать захват «пинцетом» (указательным и большим пальцами); развивать умелость рук, зрительно-моторную координацию; захватывать мелкие бусины косметическим пинцетом, перекладывание бусины в другую емкость.

«Кукла ложится спать»

Чему учится ребенок: совершенствует навык раздевания – расстегивать пуговицы, развязывать шнурки, стягивать штанишки, колготки или снимать платье.

«Оденем куклу на прогулку»

Чему учится ребенок: закрепляет алгоритм одевания; умение надевать кукле шапку, собирать её на прогулку.

Не забывайте давать положительную оценку действием ребенка! Если у ребенка появился новый предмет одежды с незнакомым для ребенка принципом надевания, постарайтесь составить программу обучению надевания этого предмета.

Но не останавливайтесь на достигнутом. При общая малыша к различным своим делам, вы активно влияете на становление его действий с предметами, способствуете активному познанию ребенком свойств различных предметов быта, орудие труда способствуете обогащению его сенсорного опыта, то есть восприятию различных свойств и качеств предметов; поднимаете свой авторитет в глазах малыша, так как он увидит, как много вы умеете делать и как ловко у вас это получается.

Выполняя вместе с вами ту или иную работу, малыш будет развивать выраженную готовность соучаствовать в ваших трудовых делах, на наглядном – эмоциональном уровне он будет понимать полезность своих действий. Это с играет огромную роль в формирование у вашего ребенка в дальнейшим активной жизненной позиции, станет одним из мотивов его активного участия в делах взрослых и не позволит оставаться сторонним наблюдателем тогда, когда вырастет и вы будете нуждаться в его помощи.

Библиографический список литературы:

Григорьева Г.Г; Кочетова Н.П; Сергеева Д.В. Кроха. Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. – М.: Просвещение,2001.

Карандашев Ю.Н. Основы возрастной диагностики психического развития в раннем детстве. – Минск,1993.

Печёра К.Л; Пантюхина Т.В. Диагностика нервно психического развития детей. Министерство здравоохранения СССР. – М; Просвещение1979.