Проект один день из жизни детского сада «Этот удивительный лес» старшая группа Ноябрь
методическая разработка (старшая группа) по теме

Канатаева Ирина Юрьевна

интересная, авторская разработка тематического дня для сташей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_den.doc163 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад №12  общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением  деятельности по художественно-эстетическому  развитию детей  Калининского района Санкт-Петербурга

Проект

один день из жизни детского сада

«Этот удивительный лес»

старшая группа

Ноябрь

Авторская разработка

старшего воспитателя

Канатаевой Ирины Юрьевны

Санкт-Петербург

2014


Тематический день «Этот удивительный лес»

Предварительная работа:

  1. Оформление вместе с детьми группового помещения: нарисовать листья различных деревьев и раскрасить их.
  2. Для занятия в технике ТРИЗ подготовить засушенные листья различного размера и формы.
  3. Предварительно раздать стихи и загадки детям, которые будут изображать животных.
  4. Предложить детям вместе с родителями найти стихи о лесе, растениях и животных, самостоятельно.
  5. Приготовить бумагу, краски, кисти.
  6. Заранее приготовить карточки с изображением животных леса, грибов, а также корзинка и рюкзак
  7. Приготовить пословицы, поговорки о лесе, записать их на отдельных карточках
  8. Также приготовить ножницы, шерстяные нитки ярких цветов, цветной картон, клей, кисть для клея, трафареты цветов.

Цель: расширять представления детей о животных и растениях средних широт, развивать мелкую моторику, расширять словарный запас, представления детей о лесе, правилах поведения в лесу; развивать логическое мышление, воображение. Учить видеть красоту окружающей природы, чувствовать, как она влияет на настроение. Учить гуманному отношению к природе.

Этапы дня

Содержание

1-я половина дня

  • дидактические игры
  • вхождение в тему: сюрпризный момент
  • работа с карточками по описанию животных
  • знакомство с разными типами леса
  • знакомство с правилами поведения в лесу
  • занятие в технике ТРИЗ (рисование ладошками, листьями)
  • сюжетно-ролевая игра «Отгадай-ка»

Прогулка

  • туристический поход:
  • подвижные игры-имитации «Заяц», «Медведь», «Волк», «Лиса» звериная тропа
  • поляна знаний
  • лесная речка
  • привал
  • отгадывание загадок
  • чтение сказки «Одуванчики»

2-я половина дня

  • пробуждение, бодрящая гимнастика
  • занятие: выполнение композиции из природного материала
  • чтение стихов
  • подведение итогов дня

Утренний приём детей.

Воспитатель принимает детей в группе, здоровается с каждым ребенком, обращает внимание на необычное убранство группы, предлагает дидактические игры.

  1. «С какого дерева листок?»
  2. «Чьи детки?»
  3. «Чья тень?»
  4. «Найди отличия»
  5. Разгадывание ребусов (слова: осина, медведь и т.д.)

Вхождение в тему

Когда все дети соберутся, воспитатель обращает внимание на конверт:

«Ребята, сегодня ночью был сильный ветер. И к нам в группу принесло много листьев. Посмотрите, какие они все разные: по форме, цвету, размеру. Но что это?»

Воспитатель показывает детям запечатанный конверт, который лежит среди листьев.

«Прочитаем?»

Далее идёт чтение письма:

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Мы – все лесные жители – приглашаем вас в гости. У нас прекрасный лесной, зелёный дом, который называется лиственный лес. Здесь много различных деревьев, кустарников, цветов. Приходите к нам в гости. Мы приготовили для вас интересные игры, загадки, над которыми нужно потрудиться

Добрые лесные жители»

Воспитатель. «Ну что, ребята? Отправимся в путешествие? Тут написано заклинание, которое поможет нам, очутится в лесу. Готовы?»

Утренняя гимнастика:

Все дети встают в круг. Воспитатель произносит слова, дети делают движения, о которых говорит воспитатель.

Нужно нам закрыть глаза,

Сделать два больших прыжка,

Руки вытянуть вперёд,

А затем наоборот.

Как листочки покружиться,

Чтоб в лесу нам очутиться.

Вот так чудо из чудес:

Мы попали с вами в лес!

Ну-ка, дружно все присели

Стоя в кругу, приседают на корточки

Друг на друга поглядели

Смотрят друг на друга

И похлопали в ладоши:

Хлопают в ладоши

Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп

Что у зайцев на макушке?

Ставят руки на голову, словно ушки

Пляшут весело там ушки

Раз подскок, два подскок –

Прыгают на месте

Поскакали все в лесок

Скачут в рассыпную

Во время прыжков дети находят письмо

Умывание.

Воспитатель. «Посмотрите, ребята, здесь, в конверте фотография, с изображением лесной опушки, а на ней, посмотрите, все зверята умываются! А одна мышка, посмотрите, не умывается! И ещё что-то написано! Давайте прочитаем?»

Цели: сформировать осознанное отношение детей к сохранению собственного здоровья, интерес к повседневным гигиеническим процедурам; развивать речь детей.

Мышка плохо лапки мыла:

Лишь водичкою смочила,

Мылом мылить не старалась –

И на лапках грязь осталась.

Полотенце - в черных пятнах!

Как же это неприятно!

Попадут микробы в рот –

Может заболеть живот.

Так что, дети, постарайтесь,

Чаще с мылом умывайтесь!

Надо теплою водой

Руки мыть перед едой!

Давайте, ребята, не будем поступать, как эта мышка! Мы с вами знаем, как нужно мыть руки? (закрепление алгоритма мытья рук). Правильно – сначала надо засучить рукава, затем включить воду, намочить руки, взять мыло, тщательно намылить руки, и затем, смыть тёплой водой. Потом, тщательно вытереть руки.

Пока подгруппа детей умывается, с другой подгруппой проводится этюд-имитация «Лес шумит»:

Педагог вспоминает с детьми, как они ходили летом в лес и видели там высокие деревья. У них зелёные верхушки, много веточек и листьев. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: «ш-ш-ш…». Педагог предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветерок: «ш-ш-ш…».

Воспитатель: «Да, сегодня в нашем лесу ветрено»

Завтрак.

После того, как дети вымыли руки, воспитатель приглашает их за стол.

Напоминает, что за столом нельзя баловаться и разговаривать.

Цель: продолжать учить детей есть не спеша, аккуратно, тщательно пережёвывая пищу; закреплять умение не разговаривать во время приёма пищи.

Воспитатель выглядывает за дверь и приносит телеграмму: «Звери из леса прислали вам ребята телеграмму о медвежонке, который не умел правильно принимать пищу»

Медвежонок хлеб жевал –

Крошки хлебные ронял.

Говорил с набитым ртом –

Что? Не мог понять никто.

После взялся за компот –

Стол облил и свой живот!

Все над ним хохочут звонко,

Застыдили медвежонка:

- Ты не знаешь? За столом

Надо есть с закрытым ртом,

Не спешить, не говорить,

Крошки на пол не сорить.

После встать из-за стола

В шубке чистой, как была.

После завтрака воспитатель предлагает детям пройти в игровую комнату, где на полу разложены картинки с изображением животных – картинками вниз.

Цель: Учить детей выделять главные, характерные признаки каждого животного.

Воспитатель. «Ребята, на ковре разложены картинки животных, давайте попробуем описать каждое животное, не называя его самого. Я показываю вам изображение, а сама его не вижу. Постарайтесь рассказать о нём так, чтобы я догадалась, кто нарисован на картинке»

Дети стараются описать животное. Возможно, с первого раза не получится. При затруднении педагог помогает ребёнку наводящими словами.

Воспитатель. «Молодцы! Ребята, что объединяет всех этих животных? (все живут в лесу). Что такое, по-вашему, лес и для чего он нужен?

Дети рассуждают, воспитатель подводит итог высказываниям детей.

1 Интегрированная непосредственная образовательная деятельность по ОО «Развитие речи» речевое развитие

. «Колобок изучает лес»

Проводится тут же на ковре.

Цель:

  • Продолжать формировать представление о взаимосвязях живых организмов, расширять представления о лесе. Дать знания о лесе как сообществе, познакомить с разными типами леса.
  • Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полными предложениями.
  •  Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
  •  Уточнить представления детей о знакомых лесных зверях – зайце, волке, лисе, медведе (особенностях их строения, питания, приспособления к лесной жизни);
  • Формировать обобщённое представление о диких животных;

Воспитатель. Посмотрите, за растением спрятался Колобок! Он хочет нам что-то рассказать, послушаем его?

Он интересуется, помним ли мы содержание его сказки? А каких героев Колобок встретил в лесу?

Затем Колобок просит детей вспомнить и разыграть сценки-отрывки из сказки, поправляет, если дети допускают неточности. Педагог обращается к Колобку «Колобок, ты хорошо поёшь свою песенку. А знаешь ли ты, что такое лес и как там живут дикие звери, которые тебе повстречались?... (воспитатель разыгрывает замешательство Колобка, его удивление.) Вот, Колобок, ты, оказывается, очень мало знаешь! А ведь лес – это не обычное место, мы сейчас тебе с ребятами расскажем. Садись и слушай внимательно!»

Воспитатель, обращаясь к Колобку и детям, рассказывает о том, что лес – это сообщество многих обитателей – представителей растительного и животного мира. Воспитатель просит дошкольников их назвать. Уточняет: в каждом лесу много насекомых (они живут в траве, на деревьях), птиц (они вью гнёзда в кроне деревьев, устраивают их в дуплах), зверей. Воспитатель просит детей вспомнить, кто ещё живёт в лесу, кроме тех, кого назвали. После высказываний ребят, он добавляет, что в лесу встречаются белки, ежи, лоси, кабаны, барсуки, кроты. Но главными в лесу являются деревья, от них зависит, какие кустарники и грибы растут, и какие звери живут в лесу. По деревьям различают: берёзовую рощу, сосновый бор, дубраву, смешанный, или хвойный лес. В каждом лесу все его обитатели хорошо приспособлены к жизни. Животные находят себе пищу, место для выведения потомства, могут спасаться от врагов.

Посмотрите (воспитатель показывает картину с изображением лесной полянки), мы с вами оказались на лесной опушке. Нам надо по ней пройти аккуратно, не навредив окружающей природе.

Физкультминутка:

Цель: снять мышечное напряжение.

(упражнения выполняются в соответствии с текстом). Первый раз слова говорит педагог, во второй раз – вместе с детьми.

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Кто высоко так шагал –

Не споткнулся, не упал

Далее воспитатель предлагает детям рассказать Колобку о приспособлении к лесу зверей, которые ему повстречались. Дети рассказывают про зайца-беляка, лису, волка и медведя (чем питаются, как проводят лето и зиму, как выводят потомство, кто на кого нападает и как спасаются от врагов).

Далее, воспитатель делает вывод о том, что в природе всё взаимосвязано. Грибы являются пищей для многих животных: если исчезнет один вид, то могут погибнуть и все остальные, поэтому нужно бережно относиться к природе. Нельзя уничтожать даже ядовитые грибы, например мухоморы, так как животные могут съесть и ядовитые для людей грибы и не отравиться.

А как мы с вами можем помочь лесу?

В конце занятия Колобок спрашивает у детей, как ему нужно вести себя, чтобы сохранить лесное царство. Дети объясняют ему правила поведения в лесу. Колобок благодарит их за помощь.

Воспитатель. «Получается, что даже самый маленький ребёнок может помочь лесу, просто соблюдая правила поведения: не срывать цветущие растения, тем более, если они находятся под охраной, не разрушать муравейники, перевязать сломанную ветку дерева, не шуметь в лесу, чтобы не напугать его обитателей. Колобок, мы тебе назвали только некоторые правила, но их очень много. Ты их запомнил? Теперь иди в лес и успокой своих друзей зверей, что ребята тоже знают правила друзей леса.

Ребята, вы знаете стихи про зверей, обитателей леса? (дети читают стихи, которые выучили дома)

А есть стихи, которые можно рассказывать руками, всем телом (жестами)

Давайте поиграем. Я вам буду читать стихотворения, а вы будете показывать их содержание жестами.

Заинька-зайка,

Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайца

Маленький зайка

Садятся на корточки, показывая вершок от пола

Длинные ушки

Приставляют ладошки к голове – ушки

Быстрые ножки

Бегут на месте

Заинька-зайка

Движения повторяются

Маленький зайка

Деток боится

Обхватывают себя руками

Зайка-трусишка

«дрожат»

Следующее стихотворение, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, побудив их фантазировать и одновременно упражняя в выразительности жестов, мимики. Движений

Мишка, Мишка косолапый,

Приподнять плечи, руки округлить, носки ног повернуть внутрь, идти переваливаясь

Мишка по лесу идёт.

Мишка хочет сладких ягод,

Погладить себя по животу, облизнуться

Да никак их не найдёт.

Оглянуться по сторонам, пожать плечами.

Вдруг увидел много ягод

Показать указательный палец, на лице восторг, двумя руками «собирать» ягоды в рот

И тихонько зарычал.

Подошли к мишутке детки,

Промаршировать. Протянуть руку вперёд, имитируя жест «возьми»

Мишка ягоды им дал.

Воспитатель. «А сейчас я вам ребята предлагаю создать свой удивительный лес, полный сказок и чудес. В нашем лесу будут жить звери и птицы, расти необыкновенные цветы и ягоды»

Совместная творческая деятельность: рисование ладошками и листьями.

Цель:

  • Воспитывать интерес к явлениям природы, эмоциональную отзывчивость.
  • Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать листьев».
  • Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.
  • Развивать чувства композиции, цветовосприятия.

 Проводится в технике ТРИЗ

Воспитатель. «Предлагаю вам пройти за столы. Наше занятие не совсем обычное. Мы будем рисовать не кисточкой, а … листочками. Так что вы все становитесь самыми настоящими волшебниками. Давайте рассмотрим наши листья. Они разные по форме и размеру. Поэтому с их помощью мы можем создать рисунки разнообразных деревьев и кустарников»

Воспитатель показывает детям необходимые действия и комментирует, что он делает и для чего.

По окончании занятия все работы оформляются в виде выставки.

Воспитатель. «Посмотрите, ребята (рассматривая рисунки), благодаря нашим работам забрались мы в самую чащу леса – чего тут только нет! (идёт рассматривание и оценка рисунков и детского творчества)»

Пока дети рассматривали выставку в группу вошли дети подготовительной группы, изображающие лесных зверей.

Воспитатель. «Посмотрите, ребята, какие гости пожаловали к нам, да не с пустыми руками. Давайте попробуем угадать, кто это такие».

Подготовленные дети загадывают загадки, а дети в группе отгадывают.

 Викторина «Угадай-ка»

Цель: 

  • закрепить представления детей о лесе как о сообществе растений и животных, проживающих на одной территории, его многоярусности особенностях приспособления обитателей леса к зиме;
  • упражнять в умении различать деревья по веткам, коре, плодам, различать изображения животных;
  • развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление;
  • укрепить познавательный интерес к природе, воспитывать командный дух, уважение к партнерам и соперникам по игре.

Первый персонаж в маске Медведя проводит Д.и. «Определи дерево»

В этой игре дети должны определить дерево по кусочку коры. Затем ребята получают подносы с набором веток деревьев и одну из шишек (еловую или сосновую). Нужно найти веточку дерева по его шишке и назвать дерево.

Включается аудиозапись песни «Про следы» (из мультфильма «Маша и медведь»)

Второй персонаж в маске Белочки: «Ребята, из какого мультфильма эта песня? Правильно, Маша никак не могла определить следы на снегу, которым её обучал медведь, но вы-то дети смышленые и обязательно справитесь со следующим заданием.

Игра «Угадай следы»

«Вам необходимо угадать по следам, кто прячется за кустом.

Детям даётся карта с изображением следов животных и картинки соответствующих животных: медведя, белки, оленя, волка, зайца, кабана.

Третий персонаж в маске Зайца: «А я вам загадаю загадки, если вы отгадаете, то в подарок от лесных зверей получите рюкзак, с необходимыми предметами, которые пригодятся вам в походе»

Он с пелёнок всех боится:

Волка, рыжую лисицу.

Славный беленький трусишка

Этот маленький…(зайчишка)

Он в лесу живёт под ёлкой,

Носит острые иголки.

Ходит-бродит вдоль дорожек –

Весь колючий братец… (ёжик).

Он без дела не сидит,

Сеть для мушек мастерит.

Этот милый старичок –

Ловкий чёрный… (паучок).

Хищник этот очень страшный:

Ловкий, быстрый и опасный.

Зайку серого он щёлк!

Очень злой охотник… (волк)

Он живёт в лесу на речке,

Очень славное местечко!

Этот зверь весьма хитёр

А зовут его… (бобёр).

Воспитатель. «Какие вы молодцы! На все вопросы наших гостей ответили, все задания выполнили! Посмотрите – какой приз вы заработали – рюкзак! Давайте посмотрим, что же там (корзина  с игрушками, стаканчики и чайник с водой). Ну что ж предлагаю всем нам отправиться в небольшой поход в волшебный лес. Но прежде нам нужно произнести волшебные слова.

(воспитатель первый раз произносит стихи один, во второй раз дети повторяют за ним)

Мы в поход сейчас пойдём,

Всех друзей с собой возьмём.

Рюкзаки и фляжки взяли,

По тропинке побежали.

Мы ногой два раза топнем,

Громко все в ладоши хлопнем.

Пять, четыре, три, два, раз –

Всё, туристы мы сейчас!

Давайте пойдём на «склад туристической одежды» (в раздевалку). И наденем туристическое снаряжение»

(Используя алгоритм одевания на прогулку, дети одеваются).

Воспитатель помогает детям по необходимости.

Воспитатель. «Ну что ж туристы, в путь!»

Прогулка.

Проводится в виде экскурсии по участкам детского сада.

Цель: 

  • оздоровление детей на свежем воздухе.

Задачи:

  • активизировать познавательную деятельность детей;
  • вызывать желание наблюдать за растениями, растущими на участке детского сада
  • побуждать детей заботиться о птицах, подкармливать их;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

По дороге к выходу из детского сада воспитатель проговаривает стихотворение:

Мы сегодня в лес пойдём,

Много там друзей найдём.

Сколько птичек и зверей!

Назови-ка их скорей.

Наблюдения.

Цель: 

  • формировать интерес к объектам природы

Задачи:

  • способствовать расширению и углублению представлений детей о природе.
  • Воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений, бережное отношение к «зелёному царству»
  • Учить беречь природу.

Воспитатель. «Мы с вами оказались в царстве растений. Посмотрите, как много растений вокруг. А вы знаете, что всё царство растений делится на три государства: деревья, кустарники, травы. Я вам загадаю загадки, а вы мне будете называть государства.

Много рук, а нога одна. (Дерево)

Весной веселит, летом холодит.

Осенью питает, зимой согревает.

Я на дерево похож, да не дерево: у него один ствол, да большой, у меня много, да маленьких.  (Кустарник)

Росла на лугу, оказалась в стогу. (Трава).

А вы знаете, ребята, какую пользу приносят человеку деревья?» (ответы детей). «Правильно, они очищают воздух; дарят нам тень и прохладу в жаркий день; из древесины можно изготавливать – мебель, посуду, бумагу; из древесины строят дома; дрова используют как топливо для обогрева домов в холодное время года.

А ещё деревья делятся на две большие группы: хвойные и лиственные, а среди лиственных выделяют ещё и плодовые.

Воспитатель. «Назовите деревья, которые вы знаете? Кустарники? Травы? Молодцы!»

Труд в природе.

Сюжетно-дидактическая игра «Юные защитники природы»

Цель:

  • воспитание бережного отношения к природе, желание беречь и защищать её.

Воспитатель. «Посмотрите-ка, ребята, ветром сломало ветку у нашего дуба, который мы с вами посадили. Что же нам делать? (ответы детей).

Конечно, вспомним с вами правила друзей природы – надо подвязать сломанную ветку и тогда он6а непременно приживётся.

А вот ещё, посмотрите, наверное, ночью был сильный ветер, который похозяйничал у нас на площадках. Вы видите – покосились саженцы клёна, за которыми мы так заботливо ухаживали. Что нужно сделать? (ответы детей). Правильно, опять вспомним правила друзей природы – мы подвяжем к колышкам покосившиеся от ветра деревца, удалим погибшие ветви»

Воспитатель. «Ну что, уважаемые туристы, двигаемся дальше?

Я люблю бродить по зеленой стране.

Здесь друзей заводить очень нравится мне.

На сюрпризы горазд молчаливый народ

И за то, что отдаст, ничего не берет.

В той стране благодать, удивительный свет.

Вот бы нам разгадать: в чем тут главный секрет?

Загляни-ка со мной в эту славную жизнь

И с зеленой страной навсегда подружись».

( Е. Серова)

Посмотрите, ребята, мы с вами оказались на звериной тропе. По ней часто ходят дикие звери, а какие, вам надо угадать.

(Желающим воспитатель раздаёт карточки, на которых нарисованы животные леса) Карточку должен видеть только один ребёнок. Он должен при помощи жестов, мимики, пантомимики изобразить животное так, чтобы другие смогли его отгадать. Затем проводится игра.

Игра-имитация «Заяц»

Цель:

  • в процессе игры дети учатся координации речи и движения в процессе общения.

Воспитатель. «Ребята, мы с вами находимся в лесу, на звериной тропе. Смотрите, вон появился заяц, он нас не заметил и весело прыгает»

Ребёнок в шапочке зайца:

Я зверь лесной, я заяц не простой.

Я зайчик попрыгайчик,

Длинные ушки,

Короткий хвост.

Про меня говорят,

Будто я трусоват,

Но пусть не думают

Лиса и волк, что это так.

Дети дают характеристику зайцу, показывают, какие у него быстрые ноги, зоркие глаза, чуткие уши, носик. Затем произносят стихи, выполняя одновременно движения:

Жил-был зайчик –

Длинные ушки.

(подносят раскрытые ладошки к затылку.)

Отморозил зайчик

Носик на опушке.

(кулачки подносят к носам.)

Отморозил носик,

Отморозил хвостик,

(руками показывают маленький хвостик.)

И поехал греться

К ребятишкам в гости.

Воспитатель.

Ловкий у нас прыжок,

Тёплый серенький пушок,

Красный быстренький глазок.

Ребёнок в маске зайца прыжками показывает движения зайца, трогает руками мех и показывает на его глаза.

Воспитатель. «А теперь ребята, заинька приглашает нас в хоровод.

Хороводная игра «Заинька»

Дети образуют круг. Заяц стоит вне круга.

Дети поют песенку и хлопают в ладоши.

Заинька, прыгни в садик.

Серенький, прыгни в садик.

Вот так, прыгни в садик.

Вот так, прыгни в садик!

Заинька прыгает в садик.

Заинька, поскачи.

Серенький, поскачи.

Вот так – поскачи! (2 раза)

Заинька прыгает.

Заинька, попляши.

Серенький, попляши.

Вот, так – попляши! (2 раза)

Заинька пляшет.

Заинька, уходи.

Серенький, уходи.

Вот так – уходи! (2 раза)

Игра повторяется, выбирается другой зайка.

Воспитатель. «Посмотрите, ребята, на лесную тропинку вышел мишка!

Игра-имитация «Медведь»

Ребёнок, в надетой шапочке медведя читает стихотворение:

Я – зверь лесной.

Я сплю зимой,

В лесу хозяином

Живу-у-у.

Ребёнок подражает походке медведя. Дети рассказывают, что знают о медведе.

Ребёнок читает стихотворение дальше:

Я большой и неуклюжий,

Косолапый и смешной.

Я живу в лесу дремучем,

Очень мёд люблю пахучий.

Ребёнок в маске показывает неуклюжесть медведя, дети повторяют эти движения.

Подвижная игра «У медведя во бору»

Цель:

  • развить умение действовать по сигналу, сдерживать себя, развить воображение, внимание; учить детей управлять своим поведением, объединить детей в игре.

Воспитатель. «Ребята, мишка предлагает нам сыграть с ним в игру. Поиграем?»

Дети становятся в круг, в центре – ребёнок в маске медведя. Дети ходят по кругу хороводом и поют:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит,

Всё на нас глядит,

А потом как зарычит

И за нами побежит!

Дети разбегаются. Медведь рычит и пытается поймать кого-нибудь из детей. Пойманный ребёнок становится медведем, игра повторяется.

Воспитатель. «Туристы! Нам пора двигаться дальше по звериной тропе, и мы обязательно встретим ещё кого-нибудь.

Воспитатель читает стихотворение:

Я люблю бродить по зеленой стране.

Здесь друзей заводить очень нравится мне.

На сюрпризы горазд молчаливый народ

И за то, что отдаст, ничего не берет.

В той стране благодать, удивительный свет.

Вот бы нам разгадать: в чем тут главный секрет?

Загляни-ка со мной в эту славную жизнь

И с зеленой страной навсегда подружись».

Игра-имитация «Лиса»

Из кустов показался ребёнок в шапочке лисы:

Я хитрая лиса,

Леса тёмного краса,

По полянке бегу,

Лисий след свой замету

И зайчишку подстерегу

Ребёнок идёт, подражая повадкам лисы.

Воспитатель. «Ребята, как вы думаете, почему лису называют хищницей?»

(ответы детей).

Ребёнок в маске лисы продолжает:

Я рыжая плутовка,

Хитрая и ловкая.

В сарайчик попаду,

Цыплёнка украду.

Ребёнок показывает хитрую походку лисы, лукавость в лице и т. д. все дети повторяют эти движения.

Воспитатель. «Лисонька, мы хотим поиграть с тобой, ты спрячься за куст, а дети превратятся в курочек. Посмотрим, сможешь ли ты кого-нибудь поймать!»

Подвижная игра «Лиса»

Цель:

  • развить умение действовать по сигналу, сдерживать себя, развить воображение, внимание; учить детей управлять своим поведением, объединить детей в игре.

Ребенок (лиса) сидит за кустом. Остальные дети – куры. Они гуляют по полю, клюют зерна и червяков.

Куры приговаривают:

Лиса близко притаилась,

Лиса хвостиком прикрылась,

Лиса носом повела –

Разбегайтесь кто куда!

На последние слова лиса выбегает и ловит кур. Тот, кого поймали, становится лисой.

Воспитатель. «Вот так тропа! Сколько на ней разных зверей. Идём дальше?»

Дети переходят к следующему участку, это спортивная площадка.

Воспитатель. «Ну вот, перед нами препятствие – лесная речка. Она хоть и не глубокая, но вода в ней холодная, поэтому нам надо перебраться через неё не замочив ног»

Эстафета: «Пройди по бревну»

Цель: учить детей проходить по бревну, не теряя равновесия. Воспитывать умение выполнять задание по очереди, не толкаясь, и не обгоняя друг друга.

Воспитатель. «Настоящие туристы! Никто не намочил ноги? Тогда идём дальше»

Дети с воспитателем подошли к большому раскидистому дубу.

Воспитатель. «Посмотрите, какое большое, раскидистое дерево, самое время сделать привал!»

Индивидуальная работа.

Цель: Систематизировать и углубить знания детей о грибах, их видах.

Воспитатель подзывает по очереди к себе 3-4 детей. Показывает им картинки с изображением грибов: ядовитых и съедобных.

Вопросы к детям:

  • какой это гриб, назови его
  • все ли грибы можно есть?
  • Почему?
  • На какие две группы можно разделить грибы
  • Скажи, какие правила сбора грибов ты знаешь

Воспитатель. «Вы наверно, поняли, что здесь грибная поляна.

У меня приготовлены загадки о грибах, послушайте и отгадайте:

(отгадка сопровождается показом картинок)

Ой, какой грибок хороший,

Ярко-красненький, в горошек!

Будет супчик ароматным

И на вкус таким приятным…

Только слышен дружный хор:

- Нет! Ведь это - … (мухомор).

Коренастый, в шляпе новой

Гриб в бору растёт сосновом.

Рады бабушка и дед:

- Будет праздничный обед!

Ой, схватили белки вмиг

Этот крепкий … (боровик).

Скромный, тоненький и бледный…

Только гриб, представьте, вредный.

Попадёт грибочек в суп –

Вас в больницу увезут.

Потому что ядовитый

И на всех вокруг сердитый.

Мы оставим на полянке

Эту бледную … (поганку).

Воспитатель. «Молодцы! Туристы, готовы двигаться дальше? Побежали!»

Дети возвращаются на свой участок.

Воспитатель. Мы с вами совершили настоящее маленькое путешествие, узнали много нового, интересного.

Самостоятельная деятельность детей.

Цель:

  • Развивать умение дружно играть, придумывать интересные игры;
  • воспитывать доброжелательность, уступчивость; чуткость, заботливость;
  • справедливость, умение считаться с мнением, желанием товарища.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, что сегодня происходило во время прогулки, поиграть в наиболее понравившиеся игры. Предложить детям маски животных; желающим – традиционный выносной материал.

Воспитатель. «Внимание, туристы! По радио пришло важное сообщение, необходимо срочно собрать всё наше оборудование! Слушайте:

Дождь пойдёт из тучи серой

Луч блеснёт полоской белой.

Грохот, «выстрелы» кругом.

Это молния и … (гром)!

Выносим срочное решение – быстро возвращаемся в группу! Согласны?»

Ребята вместе с педагогом собирают игрушки и возвращаются в группу. В раздевалке воспитатель обращает внимание детей на алгоритм раздевания – сначала шапку, затем куртку и т. д.

Культурно гигиенические навыки

После умывания воспитатель предлагает детям сесть в круг на ковре и вспомнить, какие цветы росли у нас в лесу? (ответы детей)

Воспитатель. «На самом деле цветов довольно много. Все они разные: яркие и скромные, большие и совсем маленькие. Но все они по-своему красивы. Не рвите яркие цветы, сохраните эту красоту для других.

А сейчас я предлагаю вам послушать сказку о необычных цветах, которые сначала ярко-жёлтые, а потом становятся белым пушистым шариком. Кто догадался, о каком растении идёт речь?»

Чтение сказки «Одуванчики»

Воспитатель. «Ну вот, ребята, наш обед готов. Вы наверно проголодались и устали, поэтому давайте садиться за стол, тем более что обед уже готов!»

Обед.

Когда дети сели за столы воспитатель читает им знакомое стихотворение:

За столом щенок Антошка

Рыбу ел столовой ложкой,

Вилкой суп пытался кушать –

Не хотел советов слушать.

И хотя вовсю старался,

Так голодным и остался.

Ну, куда это годится!

Всем пора бы научиться

Кушать вилкой, кушать ложкой,

А не делать, как Антошка.

После обеда воспитатель напоминает о необходимости проведения гигиенических процедур после еды перед сном.

Дети ставят стульчики на ковёр, аккуратно раздеваются, складывают одежду на стульчиках.

Воспитатель заканчивает чтение сказки «Одуванчики»

Дневной сон.

Подъём детей.

Обычно, к 3-м часам все дети просыпаются сами, остальных воспитатель ласково будит.

Затем проводится бодрящая гимнастика:

Цель: способствовать «пробуждению» нервной системы, повышению эмоционального и мышечного тонуса, активизации обменных процессов.

Мы проснулись, потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Мишки, зайчики, лисята –

Мы весёлые ребята.

Все в кроватках своих встали

На зарядку побежали.

(Дети встают из кроватей и становятся на ковре врассыпную)

Медвежонок любит мёд,

Зайчик прыгает вперёд,

Серый волк на всех рычит,

Ёжик маленький бежит.

Мы большими стать хотим –

Все на полдник побежим.

Воспитатель напоминает о том, что во время одевания надо помогать друг другу: застегнуть пуговку, молнию. Обратить внимание соседа, если есть какая-то неопрятность в одежде. Напомнить детям, что пред тем как сесть за стол надо причесаться и помыть руки.

Полдник.

Воспитатель. «Вспомните, ребята, мы с вами перед сном читали сказку «Одуванчики». Понравилась вам сказка? Тогда я предлагаю вам всем сделать настоящую полянку из одуванчиков, васильков, маков. Согласны? Тогда давайте подготовим свои рабочие места. Нам потребуются нитки, ножницы, карандаши, цветной картон и клей»

Дети готовят рабочие места.

Творческая работа: выполнение композиции из природного материала.

Воспитатель. «Кто напомнит нам правила работы с ножницами?» (Ответы детей)

Воспитатель. «Сегодня мы будем с вами делать аппликацию, но не обычную, а пушистую.

(Далее идёт объяснение материала и занятие)

После занятия проводится чтение стихотворений о лесных обитателях:

Как умывается ежик

На жаре в лесу спросонок

Умывается ежонок.

 Мать-ежиха таз берет,

 Мордочку ежонку трет.

 Только спину, только спину

Не потрешь родному сыну.

 Ходит по росе лесной

Он с немытою спиной.

 Вот как, посудите сами,

 Дело обстоит с ежами.

 Хорошо, ребята, все ж,

 Что никто из вас не еж!  ( Г.Виеру)

У пенька

Зайчиха, сидя у пенька,
Учила шустрого сынка:
- Будь смел,
Не хвастай и не ври!
Чужой капусты не бери!
Не жми при встрече
Волчьих лап!
Не обижай того, кто слаб!
Не смейся над чужой бедой!
С голодным поделись едой!
Обидных кличек не давай!
Осла глупцом не называй!
Ещё запомни сын:
Неловко.Дарить мышонку мышеловку,
Лисе - капкан,
Ершу - крючок,
А поросёнку - пятачок!

Г.Ладонщиков

Почему медведь спит зимой?

-Мишка, мишка! Что с тобой?
Почему ты спишь зимой? - Потому, что снег и лёд -
Не малина и не мёд!

В.Орлов

Барсук.

Под берёзкой, на горе,
Спит барсук в своей норе.
А нора у барсука
Глубока. Пре-глу-бо-ка.

 Барсуку тепло и сухо,
Целый день ласкает ухо
Шум берёзовых ветвей.Да сопение детей:
На подстилке крепко спят
Мальчики с усами.И от сытости сопят
Влажными носами...
Скрипнет ветка или сук -
Приоткроет глаз барсук,
Чутким ухом поведёт,
Усмехнётся и уснёт:
Ведь нора у барсука
Глубока...

Т.Белозёров

Серый Волк

Андрей УСАЧЕВ

О Сером Волке ходят толки:
Что злобны и коварны волки,
Что без особенных затей.Едят старушек и детей!

Да, он напасть на лошадь может,
Трех поросят в минуту сгложет,
Козлят штук семь сожрет за раз...
Но Серый Волк не тронет вас.

Уж если вас полюбит Серый,
Он служит правдой вам и верой,
И вывезет вас из беды,
И принесет живой воды.

Бывает, Серый Волк слиняет.
Но дружбе он не изменяет.
А остальное сказки, враки...
И их придумали собаки.

В конце дня для закрепления материала можно взять корзинку, с которой ходили на прогулку и, вынимая предмет или картинку из неё, повторить материал дня.

Подведение итогов.

Воспитатель. «Сегодня мы целый день провели в самом настоящем лесу: играли с животными, рассматривали с вами деревья, разговаривали о грибах, читали сказку об одуванчиках, сделали своими руками целую цветочную поляну.

  • Что же вы узнали нового?
  • Было какое-нибудь задание, которое понравилось больше всего?
  • Что бы вы хотели повторить или куда отправиться следующий раз?»

Для того чтобы выразить чувства, которые у нас остались, давайте поиграем.

Рефлексивная техника «Поляна настроения»

Цель: помочь ребёнку выразить себя вербально и, таким образом, понять себя.

Инструменты: ватман, разноцветный картон, кисть, акварельные краски или гуашь, клей-карандаш (5-6 шт.)

Алгоритм техники:

  • Выбрать дерево на полянке.
  • Определить своё настроение.
  • Приклеить соответственно яблоко или листочек, либо оставить дерево пустым

По желанию можно предложить детям как отражение отлично настроения приклеить яблоки и листочки

Вечерняя прогулка.

Работа с родителями:

Родители забирают детей,  воспитатель предлагает детям рассказать родителям о необычном путешествии  и о наиболее ярких моментах путешествия. На память об этом дне дети забирают домой выполненные работы.  Воспитатель прощается с детьми и родителями.

Список используемой литературы

  1. Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова АЗБУКА ОБЩЕНИЯ. Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослым и сверстниками. ДЕТСТВО_ПРЕСС, С-Пб, 1998
  2. С.Н.Николаева, И.А.Комарова Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников, М., 2003
  3. Г.Н.Давыдова Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Часть 1, М., 2007
  4. В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко Развитие речи, изд.Волгоград: Учитель, 2007
  5. О.А.Воронкевич Добропожаловать в эжкологию – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006
  6. СкоролуповаО.А., ТихоноваТ.М. Игра – как праздник! – М.: Издательство «Скрипторий 2003» 2006
  7. В.Нестеров «Зоо-викторина, изд «ЛАНЬ» Санкт-Петербург, 1997
  8. Л.В.Воронкова Сюжетно-ролевые игры, программы, беседы в кругу детей/ М. – 2005
  9. А.А.Петухова Тематические дни в детском саду. – Волгоград: Учитель. 2010
  10. А.В.Никитина, 33 лексические темы: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей 6-7 лет. – СПб.: КАРО, 2009