Проект семейного клуба «Веселые ладошки»
проект по теме

 

В дошкольном образовательном учреждении имеется коррекционная группа для детей со сложной структурой дефекта. Выявив и обозначив проблемы родителей детей с проблемами в развитии, на базе группе создан семейный клуб «Веселые ладошки». В клубе проходят творческие мастерские, консультации, развлечения, тренинги, семинары-практикумы для детей и их родителей. Для более качественного, доступного оказания данной услуги нам требуется улучшение материально-технической базы для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kruzhka.doc222.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание проекта

  1. Обоснование актуальности проекта

Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к обучению лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие дополнительных форм взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, которые обеспечат возможность получения качественного образования детям с разными возможностями.

В настоящее время в нашей стране рождение ребёнка с нарушениями в развитии и семьёй и окружающими однозначно расценивается как «горе», «крушение надежд». Массовое осознание ситуации «семья, общество – человек с нарушениями» воспринимаются на уровне  «свой – чужой» со всеми вытекающими отсюда последствиями неприятием, отрицанием, отстранением.

На уровне семьи тоже возникает серьёзный конфликт. В настоящее время  складывается ситуация при которой родители зачастую  определяют и  оценивают себя в обществе по успехам и достижениям своих детей, а окружающие, в свою очередь, оценивают семью по успехам детей. В результате ребёнок с нарушениями в развитии (ребёнок инвалид или ребенок с ограниченными возможностями здоровья) почти всегда негативно воспринимается обществом извне и семьёй изнутри и имеет мало шансов быть принятым.

Семьи с детьми инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время имеют достаточное количество проблем различного характера  и нуждаются в разносторонней поддержке, как специалистов ДОУ, так и общества в целом.

В 2012 году  мы провели анкетирование родителей на тему «Трудности в воспитании особого ребёнка» и по итогам анкетирования мы выяснили, что многим родителям не хватает психологической поддержки, они волнуются  за будущее своего ребёнка, не имеют должных знаний  по взаимодействию с детьми в домашних условиях. Так же испытывают большие трудности с непониманием данной проблемы в обществе.

В результате в 2012-2013 учебном году был создан наш клуб «Весёлые ладошки», который стали посещать 6 семей имеющих детей с различными проблемами в развитии. В течение прошедшего года наш клуб принимал активное участие в различных мероприятиях и конкурсах на уровне дошкольного учреждения, муниципалитета, региона и достигли значимых успехов (Приложение № 1). В 2014 году участниками нашего клуба станут семьи со здоровыми детьми.

Мы уверены, что семейный клуб «Весёлые ладошки» поможет в решении большей части этих проблем. В семейном клубе родители находят поддержку, обретают знания и практический опыт. Их объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных путей решения.

  1. Цели, задачи

Целью создания клуба «Весёлые ладошки» является:

- оптимизировать и гармонизировать  детско-родительские отношения в семье, воспитывающей ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья  в рамках деятельности семейного клуба «Веселые ладошки»

Для решения данной цели мы поставили перед собой ряд задач:

-организовать содержательную досуговую деятельность (семейные праздники, выставки, экскурсии, развлечения).

-способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений (консультации, встречи со специалистами, семинары)

-создать благоприятные условия для семейного общения, совместной деятельности и отдыха.

-социализировать детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей в обществе, удовлетворять потребность ребёнка в самовыражении через доступные ему виды деятельности.

-популяризировать лучший опыт семейного воспитания.

-развитие толерантного отношения общества к семьям, имеющим детей с проблемами в развитии. 

Для решения данных  задач был создан семейный клуб «Веселые ладошки». Клуб начал работу  в октябре 2012 года на базе группы компенсирующей направленности для  детей  со сложной структурой дефекта № 2 «Топтыжка» муниципального дошкольного учреждения «Детский сад комбинированного вида №17» города Котласа. Такая группа является единственной на юге Архангельской области. Обычно такие дети не посещают дошкольное учреждение, практически все свое время находятся в домашних условиях. В то время как наши дети не только получают образовательные услуги в дошкольном учреждении, но и имеют возможность посещать всей семьей наш клуб «Весёлые ладошки» включая не только родителей, но и братьев и сестёр.  

 

  1. Механизм реализации проекта 

Наш семейный клуб называется «Весёлые ладошки». Эмблема нашего клуба символизирует взаимосвязь между взрослым и ребёнком, их желанием понять и помочь друг другу. Название «Весёлые ладошки» даёт возможность понять о той радости, которую получает взрослый и ребёнок во время общения и по результатам совместной деятельности, так как детям с проблемами в развитии очень важно проявить себя через какую-либо деятельность, получить результат и продемонстрировать его родителям.

Основные принципы деятельности клуба:

  • принцип добровольного участия;
  • принцип взаимопомощи и взаимоподдержки;
  • принцип открытости;
  • принцип наличия обратной связи;
  • принцип уважения и признания партнеров.
  • принцип признания индивидуальности и уникальности каждого       участника семейного клуба.

Семейный клуб состоит из пяти блоков. Каждый блок – это отдельное направление деятельности.

  1. Педагогическая гостиная
  2. Познаем мир вместе
  3. Творческая мастерская
  4. По секрету всему свету
  5. Аналитический блок

Блоки взаимосвязаны между собой единством целей. Каждое мероприятие вытекает из предыдущего, дополняя его.

   Блок

Название

Цель

Форма

1

Педагогическая гостиная

Повысить уровень воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений, имеющих детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, здоровых детей.

-встречи со специалистами

-письменные консультации

-газета «Сорока белобока»

-круглый стол

-семинары - практикумы

2

Познаём мир вместе

Расширить кругозор, уровень знаний, познавательную активность.

-экскурсии

-развлечения

-посещения театрализованных представлений

-совместные чаепития

-акции

-выставки (фотовыставки, выставки рисунков, поделок)

3

Творческая мастерская

Удовлетворять потребность ребёнка в самовыражении через доступные ему виды деятельности.

Обогащать приобретённые навыки в изобразительной деятельности.

Развивать изобразительные навыки через арт-терапию.

-практические занятия в уголке изобразительной деятельности

4

По секрету всему свету

Освещать деятельность семейного клуба.

Расширять знания и представления общества о семьях с  ребёнком инвалидом.

-курирует Смирнова О.Л

уполномоченный при губернаторе Архангельской области по правам ребёнка  

-сотрудничество с  газетами города Котласа «Двинская правда» и независимой еженедельной газетой «Вечерний Котлас»

-выступление на областном радио

-информация на телевидение (программа новости Котласа)

-информация на сайте дошкольного учреждения kolobok17.caduk.ru

5

Аналитический

Повысить профессиональный уровень педагогов. Координировать деятельность семейного клуба.

Накапливать опыт самообразования.

Рефлексия.

-анкетирование

-опросы

-диагностика уровня детско-родительских отношений

-диагностика личностного развития родителей

 ( диаграммы, графики, сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности)

-изучение востребованности родителями мероприятий

(журналы посещаемости, книги отзывов)

-изучение методической литературы

-оформление документов

-посещение видеоконференции

-специализированные курсы повышения квалификации

  1. Информационное освещение проекта

В течение года в средствах массовой информации неоднократно публиковались статьи про детей и их родителей, про нашу группу и семейный клуб. Городской телерадиокомпанией был показан телевизионный репортаж и представлена информация на областном радио.

(Приложение №2 )

  1. План график реализации проекта

п/п

       Мероприятия

      Срок           исполнения

Необходимые ресурсы

Ответственный

исполнитель

                                                                 1 этап

1

Создание оргкомитета из числа специалистов, заинтересованных в работе с семьями

Вяткина Н.С

2

Разработка плана мероприятий

Брехова И.Г

Меньшакова Л.В

Ступина Ю.А

3

Анкетирование

Меньшакова Л.В

4

Обследование банка данных семей

Ступина Ю.А

                                                                  2 этап

5

Семейное развлечение «Ёлочка ёлка лесной аромат»

 

 январь

Призы, фотоаппарат

Меньшакова Л.В.

Платонова Е.К.

6

Творческая мастерская

«Ёлочка красавица»

Гуашь,

ватман

Меньшакова Л.В.

7

Выходные всей семьёй

Экскурсия на площадь к ёлке

Автобус, видеокамера

Меньшакова Л.В.

Ступина Ю.А

8

Педагогическая гостиная

«Игры с пальчиками»

Ноутбук, мультимедийное оборудование

Ступина Ю.А

9

Творческая мастерская

«Семья снеговичков»

февраль

Ножницы

Меньшакова Л.В.

10

Выходные вместе с папой

Катание с горки

Ледянки, видиокамера

Меньшакова Л.В.

Ступина Ю.А

11

Акция

«Покормите птиц зимой»

Фотоаппарат

Ступина Ю.А

12

Педагогическая гостиная

Встреча с психологом

Ноутбук, мультимедийное оборудование

Вяткина И.Ю

13

 Семейное развлечение

«Поздравляем маму с женским днём»

   март

Призы,  чаепитие, фотоаппарат

Меньшакова Л.В.

Платонова Е.К

14

Фотовернисаж

«Любимая мама»

Фоторамки

Меньшакова Л.В.

Ступина Ю.А

15

Творческая мастерская

« Букет в подарок»

Цветная бумага

Меньшакова Л.В.

16

Педагогическая гостиная

Встреча с социальным педагогом

Ноутбук, мультимедийное оборудование

Давыдова О.Н

17

Познаём мир вместе

Кукольный театр

 

 апрель

Автобус

Ступина Ю.А

Платонова Е.К

18

Творческая мастерская

«Пасхальный зайчик»

Ножницы

Меньшакова Л.В

19

Педагогическая гостиная

Встреча с педиатром

Червочкина И.Р

20

Семейное развлечение

«Пасхальные посиделки»

Чаепитие, фотоаппарат

Меньшакова Л.В.

Платонова Е.К

21

Творческая мастерская

«Солнышко лучистое» рисование ладошками

   

     май

Ватман, гуашь

Меньшакова Л.В.

22

Педагогическая гостиная

Встреча с логопедом

Ноутбук, мультимедийное оборудование

Копылова Н.

23

Выходные всей семьёй

Экскурсия в парк культуры

Видиокамера

Ступина Ю.А

24

Фотоконкурс «Моя семья»

Грамоты, сертефикаты,

призы

Меньшакова Л.В.

Ступина Ю.А

25

Выставка

« Забавные поделки всей семьёй»

   

    июнь

Меньшакова Л.В.

26

Семейная гостиная

«День защиты детей»

Игровая программа

Чаепитие, оформление зала

Меньшакова Л.В.

Ступина Ю.А

27

Выпуск социальной рекламы

Бумага для принтера, ноутбук

Давыдова О.Н

28

Педагогическая гостиная

Учитель-дефектолог

«Развиваемся играя»

   июль

Ноутбук, мультимедийное оборудование

Ступина Ю.А

29

Фотовернисаж

«Отдыхаем всей семьёй»

Видиокамера

Меньшакова Л.В.

Ступина Ю.А

30

Творческая мастерская

«Бабочки летают»

Цветная бумага, ножницы

Меньшакова Л.В.

31

Выходные всей семьёй

Детское кафе

август

Видиокамера

Меньшакова Л.В.

Ступина Ю.А

32

Творческая мастерская

«Рисунки на асфальте»

Мелки, фотоаппарат

Меньшакова Л.В.

33

Семейное развлечение

«Летние забавы»

Призы, видиокамера

Ступина Ю.А

Платонова Е.К

34

Педагогическая гостиная

Встреча с психологом

сентябрь

Ноутбук, мультимедийное оборудование

Вяткина И.Ю

35

Творческая мастерская

«Северная куколка»

Ножницы

Меньшакова Л.В.

36

Конкурс

Поделки из природного материала

Фотоаппарат

Меньшакова Л.В.

Ступина Ю.А

37

Семейное развлечение

«Осень в гости просим»

октябрь

Видиокамера

Ступина Ю.А

Платонова Е.К

38

Творческая мастерская

«Осенние фантазии из листьев»

Ватман

Меньшакова Л.В.

39

Литературная гостиная

Встреча с логопедом

Ноутбук, мультимедийное оборудование

Копылова Н.

40

Творческая мастерская

«Чудесные превращения варежки»

ноябрь

Бумага, гуашь

Меньшакова Л.В.

41

Педагогическая гостиная

Учитель- дефектолог

Ноутбук, мультимедийное оборудование

Ступина Ю.А

42

Фотоколлаж

«Я и мой папа»

Фоторамки

Меньшакова Л.В.

Ступина Ю.А

43

Семейное развлечение

«В гости к Дедушке Морозу»

декабрь

Подарки, видиокамера

Меньшакова Л.В.

Платонова Е.К

44

Творческая мастерская

« Мукосольки»

Формочки для теста

Меньшакова Л.В.

45

Конкурс

«Наряд для ёлочки»

Грамоты, сертификаты призы

Меньшакова Л.В.

Ступина Ю.А

                                                                    3 этап

-Проведение анализа ситуации по итогам проведённых мероприятий.

-Подготовка финансового и аналитического отчёта о ходе проведения мероприятий

-Представлений полученных результатов в средствах массовой информации

  1. Описание ресурсов организации

Кадровые ресурсы

Ф.И.О.

Должность

Педагогический стаж

Меньшакова Л.В.

Воспитатель

28 лет

Ступина Ю.А.

Учитель-дефектолог

2 года

Давыдова О.Н.

Социальный педагог

Вяткина И.Ю.

Психолог

Копылова Н.В.

Учитель-логопед

Червочкина И.Р.

Медецинская сестра

Баева Г.С.

Младший воспитатель

5 лет

Шикина О.В.

Младший воспитатель

2 года

Все специалисты ведут постоянную и систематическую работу по самообразованию, самосовершенствуются и развиваются. Для лучшей работы с детьми с нарушениями в развитии воспитатели и педагоги проходят специализированные курсы, посещают сеансы ВКС и вебинары.

(Приложение№3 )

7. Ожидаемые результаты

В ходе проекта предполагается:

-оборудовать передвижной мини кинотеатр для совместного просмотра фильмов, мастер-классов, семейных роликов, презентаций и т.д.;

-ежемесячно пополнять страничку семейного клуба «Веселые ладошки» на сайте дошкольного учреждения;

-подготовить информационные материалы по вопросам развития и воспитания ребенка, особенностям развития детей с проблемами развития, проблемах детско-родительских отношений;

-выпускать буклеты социальной рекламы, повышающей толерантное отношение общества к семьям с детьми-инвалидами и с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

-публиковать на сайте дошкольного учреждения, в средствах массовой информации статьи и заметки о семьях с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, о деятельности клуба.

Мы ожидаем, что с помощью семейного клуба «Веселые ладошки» у родителей повысится уровень педагогических знаний и умений по воспитанию своих детей. Родители приобретут необходимый опыт взаимодействия со своими детьми. Укрепится взаимодействие между семьями. Присоединение к клубу семей со здоровыми детьми дадут детям  с проблемами в развитии необходимые навыки общения.

Семейный клуб собирается взаимодействовать со средствами массовой информации для освещения хода реализации проекта и развития толерантного отношения общества к семьям с детьми инвалидами и детьми с ограниченным возможностями здоровья.

8. Методы оценки результативности проекта:

-опросы, анкеты для родителей;

-контроль заведующего, заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе;

-аналитические справки от психолога, социального работника;

-отзывы от родителей, журналы посещаемости.

9. Дальнейшее развитие проекта

Семейный клуб «Веселые ладошки» не стоит на месте и с каждым годом расширяет свою деятельность. В этом году в клуб мы планируем пригласить семьи со здоровыми детьми. В совместной деятельности и играх детям легче привыкнуть и принять детей с проблемами в развитии. В будущем мы предполагаем, привлечь к работе консультативный пункт дошкольного учреждения, который посещают дети инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, не имеющие возможности посещать детский сад. Мы надеемся, что с помощью видеокамеры и компьютера сможем организовать им дистанционные консультации и показы, приглашая на наши встречи - сможем с помощью мультимедиа представлять им информацию в более доступном виде.

Мы работаем на перспективу. Полученный грант поможет сделать жизнь детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей ярче, насыщенней и интересней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание семейного клуба «Веселый светофор» развлечение на тему: «Помните от А до Я азбуку движения»

Интеграция образовательных областей: безопасность, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, художественное творчество, познание, музыка, труд, физкультура.Задачи:·...

Семейный клуб "Веселый кенгуренок"

Конспект игрового сеанса, посвященного Дню защитников Отечества....

Семейный клуб "Веселый кенгуренок"

Семинар-практикум "Что такое Доброта?"...

Сценарий семейного клуба "Веселый поезд" (средняя группа)

Это мероприятие проводится в форме соревнования между командами детей и взрослых...

Детско-родительский клуб «Веселые ладошки», как условие создания единого образовательного пространства «Детский сад-семья»

Детско-родительский клуб «Веселые ладошки», как условие создания единого образовательного пространства «Детский сад-семья»Актуальность:В соответствии с законодательством в обла...

семейный клуб «Цветные ладошки»

Семья и дошкольное учреждение – два самых важных института воспитания и развития ребенка. Их функции различны, но для полноценного, содержательного течения периода дошкольного детства необходимо...

семейный клуб "Цветные ладошки"

Успешность работы педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) определяется не только методической грамотностью во взаимодействии с детьми, но и умением правильно организовать сотрудничество...