Родительский клуб "Счастливый малыш"
методическая разработка по теме

Самойлова Ирина Викторовна

     Программа психологического клуба предусматривает занятия педагога – психолога с родителями, имеющими детей раннего возраста и формирование положительных детско – родительских отношений, совершенствование навыков общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskiy_klub_schastlivyy_malysh.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  психологического клуба для родителей  

«Счастливый малыш»

   

     Программа психологического клуба предусматривает занятия педагога – психолога с родителями, имеющими детей раннего возраста и формирование положительных детско – родительских отношений, совершенствование навыков общения.

     Программа включает в себя лекции, семинары – практикумы, индивидуальные и групповые консультации, релаксационные упражнения.

     Занятия программы направлены на  оказание психологической помощи родителям для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Цель программы:

Создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях.

Задачи:

1. Оптимизация и гармонизация  детско – родительских взаимоотношений через развитие   новых коммуникативных форм поведения, способствующих самосовершенствованию и      и самоутверждению родителей.

2.  Ознакомление родителей с особенностями психологического развития детей раннего  возраста.

3. Формирование навыков адекватного общения родителей с детьми.

4. Стимулирование личностного роста, повышение социальной и психологической  компетентности родителей группы.

5. Оказание психологической помощи родителям для успешной адаптации детей раннего  возраста к условиям детского сада.

Условия проведения:

Встречи в рамках психологического клуба могут проводиться в группе, музыкальном зале, кабинете психолога. Желательно, чтобы на каждой встрече  родители  были с бейджами – карточками, на которых пишут свое имя так, как им удобно, чтобы к ним обращались.

Время проведения:

Периодичность встреч  1 раза в месяц.  Каждая встреча посвящена определенной теме.

Оборудование:

• Мольберт, стулья, ковры

• Бумага, карандаши, фломастеры, краски.

Общая структура встреч

1. Приветствие. Психолог здоровается, говорит о теме и об основных моментах встречи,    стараясь заинтересовать родителей.

2. Мини - лекция. Включает теоретическую базу по теме встречи, содержит

    основную часть материала, раскрываемую психологом в процессе работы

    клуба.

3. Практические упражнения, приемы, тесты, методики. Включают

     индивидуальную и коллективную работу родителей, а также групповое

     обсуждение.

4. Памятки (буклеты, тестовые задания). Раздаточный материал, который

    родители забирают с собой домой. Это помогает им запомнить содержание

    встречи, обсудить волнующие их моменты, поделиться своими  

    впечатлениями и полученным опытом с членами семьи.

5. Вопрос – ответ. Вопросы родителей по теме встречи, на которые психолог

    дает ответы.

6. Обратная связь. Родители  говорят  о своих чувствах,  переживаниях,

     о том опыте, который они получили. Делятся полученными впечатлениями.

     Заполняют  анкету – опросник по завершении занятий.

Перспективный план работы психологического клуба для родителей

Срок

С кем проводится

Форма, содержание работы

Октябрь

Родители

Анкетирование родителей

«Вы и ваш ребенок перед поступлением в детский сад»

Цель: показать родителям возможные направления адаптации.

Консультация «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?»

Цель: познакомить родителей с процессом адаптации детей в детском саду.

Ноябрь

Родители

  Практикум «Игровая деятельность детей раннего возраста»

Цель: создать теплую атмосферу, показать родителям некоторые игровые приемы работы с детьми; повышение компетентности родителей в вопросах развития игры дошкольника; выявление и коррекция неверных представлений о природе, задачах и основных формах организации детской игры.

Декабрь

Родители

 Тематический тренинг "Влияние родительских установок  на формирование личности ребенка"

Цель: расширение психологической компетентности родителей в области влияния родительских установок на формирование личности ребенка.

Январь

Родители

  «Кризис трех лет. Как быть?»

Цель: знакомство  родителей с особенностями проявления кризиса, обсуждение  возможных путей выхода из трудных ситуаций, показ родителям пути эффективного и неэффективного взаимодействия с ребенком.

Февраль

Родители

 Консультация  «Эмоциональная жизнь ребенка в раннем возрасте»,

«Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка»

Цель: показ  родителям особенностей эмоционально- волевой сферы  развития  ребенка данного возраста.

Март

Родители

13. Консультация «Мой ребенок. Какой он?»

Цель: показать родителям, что для ребенка важно не то, каким они его хотят сделать, а то, насколько они его любят и понимают.

Практическое задание «Факторы, влияющие на развитие ребенка»

Цель: выяснить мнение родителей по данному вопросу, обсудить наиболее значимые для них факторы.

Апрель

Родители

14. Воспитание детей с особенностями в поведении (агрессивных)

Цель: познакомить с понятием агрессивности, ее видами и проявлениями, показать основные направления и способы работы с агрессивными детьми, показать приемлемые способы выплескивания гнева, снять мышечное напряжение

Май

Родители

16. Анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок к детскому саду?»

Цель: показать родителям возможные направления адаптации.

     Опрос «Ваши пожелания и ожидания»

Использованная литература:

1. Лапина И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад». Волгоград: Учитель, 2011.

2. Москалюк О.В., Погонцева Л.В. «Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями». Волгоград: Учитель, 2010.

3. Коробицына Е.В. «Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5 -7  лет: диагностика, тренинги, занятия». Волгоград: Учитель, 2009.

4. Рогалева Н.А. «Психологический клуб для родителей в детском саду». – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

5. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2007. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»)

6. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?». – М.: АСТ: Астрель, 2007.

7. Яничева Т.Г. и др. «Полезная книга для хороших родителей: Ответы психологов на вопросы родителей». – СПб.: Издательство «Речь», 2007.

8. Ларечина Е. В.Развивающая работа для родителей и детей.  Психолого-педагогическая   программа «Дитятко» для детей (1 -2 года).- СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.

Анкета для поступающих в группу

1.

Фамилия, имя

ребенка

2.

Возраст ребенка

 

лет

месяцев

3.

Ф. И. О. матери

4.

Ф. И. О. отца

5.

Контактные телефоны

6.

Цель посещения группы

7.

Дата заполнения

Анкета для родителей

« Вы и Ваш ребенок перед поступлением в детский сад»

1.Знаете ли Вы, что собою представляет адаптационный период?

2. Знаете ли Вы, каков уровень адаптированности Вашего ребенка к детскому саду?

3. Знакомы ли Вы с правилами общения с ребенком в период адаптации?

4. Какое настроение преобладает  у ребенка в последнее время в домашней обстановке?

5. Легко ли ваш ребенок просыпается утром?

6. Соблюдается ли режим дня для детей раннего возраста  в домашних условиях?

7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?

8. Ругаете ли Вы его при посторонних? Если да, то за что?

9. Чем Вы руководствуетесь при покупке детской игрушки?

 10.Умеет ли Ваш ребенок играть с игрушками самостоятельно? Как долго?

11. Сам ли убирает ребенок  игрушки после игры?

12. Испытывает ли Ваш ребенок трудности во взаимоотношениях с детьми?

 13.Испытывает ли Ваш ребенок трудности в общении с незнакомыми взрослыми?

 14.Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

 15. Есть ли у ребенка  привязанность к кому-либо из взрослых?

                                                                                                                     

Анкета – опросник для родителей по завершении занятий

1.

Возраст ребенка

лет

месяцев

2.

Пол

М

Ж

3.

Как долго ребенок посещает группу:

4.

Изменились ли ваши взгляды и приоритеты в вопросах воспитания и развития ребенка за время посещения Вами группы, опишите как:

5.

Изменились ли Ваши отношения с ребенком, если да, то как:

6.

Какие фрагменты  занятия Вам кажутся наиболее значимыми:

7.

Какие изменения произошли в развитии Вашего ребенка:

8.

Что для Вас в работе группы было наиболее ценным и интересным:

9.

Ваши пожелания педагогу и психологу по работе группы: