Мое эссе
материал по теме

Тамалинцева Ольга Михайловна

Моя педагогическая философия: Я не могу иначе, кто же, если не я! И пусть не всегда удача, но это судьба моя! И пусть тяжело в дороге, и жизнь порой нелегка, я не могу иначе - ведь это судьба моя!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_esse.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему: «Моя профессия-воспитатель!»

Моя педагогическая философия: Я не могу иначе, кто же, если не я! И пусть не всегда удача, но это судьба моя! И пусть тяжело в дороге, и жизнь порой нелегка, я не могу иначе - ведь это судьба моя!

Мое педагогическое кредо: мир детства радостен и тонок, как флейты плавающий звук. Пока смеется мне ребенок, я знаю, что не зря живу. Твердят друзья: «Есть нивы тише», но, ни за что не отступлю. Я этих милых ребятишек, как собственных детей люблю. И каждый день, как на премьеру вхожу в притихший детский сад: иду сюда не для карьеры - здесь каждый мне ребенок рад, быть в гуще радостных событий…и так на протяженье лет - судьба моя - ребячьи души! Нет лучшей доли на земле!  

Мои правила: взяла я правила вот эти, чтоб счастье каждому дарить. Всегда должны смеяться дети, ну и, конечно, в мире жить. И пусть один малыш-проказник, а тот, другой, как ангелок, я подарю им светлый праздник. Детей люблю я всей душою и для себя я поняла, что не хочу я быть другою, я этот путь сама нашла. Прислушиваюсь к замечаниям, к своим коллегам обращаюсь, хожу на курсы к новым знаниям, собой усердно занимаюсь. Люблю детей, ценю коллег. И главное в моей работе: Я - педагог, Я - человек!

Научить человека быть счастливым нельзя,

Но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно. (А.С.Макаренко).

Кто бы мог поспорить с этим высказыванием! Ведь, на самом деле, ребенка можно научить считать и писать, научить решать уравнения и задачи, разбираться в устройстве сложного механизма, выучить иностранные языки, но станет ли это гарантией того, что он в дальнейшем будет счастлив! Давно известно любому педагогу изречение, ставшее афоризмом: «После пяти уже поздно!» Мудрый русский народ говорит, что воспитывать надо дитя, пока лежит оно поперек лавки. А это значит, что, с пока ребенок находится в дошкольном возрасте, надо успеть воспитать его добрым, любознательным, а, главное, счастливым! Да, скажут многие родители, мы согласны с этим, но как воспитать ребенка счастливым! А самое главное - где найти время? В эпоху, когда научный прогресс стремительно развивается, и многим родителям приходится работать иногда на двух работах, чтобы обеспечить своему чадо достойную жизнь? Ответ очевиден! Ребенок пойдет в дошкольное учреждение, где его радушно встретит детский коллектив и, конечно воспитатель.

Воспитатель – что это за слово, почему так названо оно?

На слух кажется такое простое, но, сколько смысла вложено в него!

Для начала Воспитатель – это, прежде всего, просто человек,

Любовь к детям – вот его дорога и не свернет он с нее вовек!

Воспитатель – человек от Бога, всё уже заложено в нем:

Доброта, чистота, вера в каждого и еще забота обо всем!

Почему я выбрала профессию воспитателя? Ответ на этот вопрос очень прост: для меня это не просто профессия или работа, не общественное положение и не хобби – это призвание, состояние души, образ моей жизни, моя философия. Я – Воспитатель! И я горжусь этим! Много профессий на свете, но эту профессию не выбирают, выбирает ОНА! Случайных людей здесь не бывает, они просто не смогут жить в этом состоянии. Каждый дорогу жизни выбирает по-своему.

Детство- это самая замечательная пора в жизни человека, это игра, и конечно, мечта. В детстве я видела себя учителем: сажала кукол и обучала их. Видимо, я так сильно хотела, что моей мечте суждено воплотиться в жизнь. Ведь учитель и воспитатель - удивительные профессии, когда каждый день не похож на предыдущий: новые проблемы, новые открытия, новые впечатления. А дети? Ведь каждый ребенок- это вселенная со своими мыслями, взглядами. И все они такие наивные и откровенные, доверчивые и открытые. Каким станет ребенок, что принесет он в этот мир, чем наполнит его? Ведь это зависит от воспитателя. И вот, однажды летним днем, проходя мимо детского сада, я увидела, как гуляют ребятишки с воспитателем на участке. Они, в своих шортах, комбинезонах, юбочках, платьицах, выглядели такими смешными и неуклюжими, что я остановилась, на мгновение засмотрелась на эту картину. Дети громко смеялись, что-то друг другу говорили, объясняли; и каждый их них был занят свои делом. «Какие они все интересные!» - подумала я, и, вдруг волна необъяснимого, прекрасного до слез, чувства поднялась во мне. Тогда я подумала: «Наверно, это и есть любовь к детям! Вот этот мир, в котором нет меня, и я его могу наполнить!» И в тот же миг, не раздумывая ни секунды, я вошла в ворота детского сада.

С тех пор прошло много времени. А что значит для меня, быть воспитателем детского сада? Просто встать утром, посмотреть на себя в зеркало, улыбнуться и сказать себе: «Все хорошо!» Воспитатель должен постоянно дарить ребенку ощущение радости, уверенности, защищенности. Все мы люди и ничто человеческое нам не чуждо. И, переступив порог детского сада, я оставляю за дверью все свои личные переживания, печали, невзгоды.

Ведь каждый ребенок хочет увидеть на лице любимого воспитателя и понять - его здесь ждут, ему здесь рады! Каждый день я вижу глаза своих детей. В одних - настороженность, в других - интерес, в третьих- надежда. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Я уверенна, что детей надо полюбить такими, какие они есть. Воспитывать в них чувства собственного достоинства и ответственности за себя и свои поступки. Хвалить, поощрять, одобрять, создавать положительную атмосферу вокруг них. Всегда нужно верить в возможности каждого ребенка, в то доброе, что в нем заложено.

Я часто задумывалась, почему для одной «тетеньки» какой-нибудь мальчуган-хулиган невыносимый, а для другой – милый шалун? Это зависит от памяти. Да-да! Память о том, что было с нами в детстве. Все детские ситуации и все детские приключения уже когда-то были. Были с нами или с нашими друзьями. Помня свое детство и свои детские переживания, я могу представить себе, что чувствует ребенок в той или иной ситуации, понять его реакцию на те или иные поступки; я могу помочь, когда ему будет трудно. И теперь, когда необходимо решить какую-либо ситуацию в группе, я говорю себе: «А ну-ка, вспомни детство золотое!» И решение проблемы приходит само собой. Главное, чтобы малыш увидел перед собой мои глаза и понял - я понимаю его!

Я хорошо помню свое детство, свою улицу, друзей. Нам было вместе весело и очень интересно, не смотря на то, что возраст у всех был разный. А интересно было от того, что мы любили и умели играть. Ведь раньше не было ни сотовых телефонов, ни компьютеров, ни планшетов, да что там говорить игрушек-то не было. В магазинах всегда были очереди в игрушечный отдел, а стоили они очень дорого. Родители в то время не могли нам позволить такую роскошь. Зато у нас, у детей, были и задор, и творчество, и смекалка, и инициатива, и артистизм! Мы сами придумывали игры, сюжеты. Каждый последующий день не был похож на предыдущий. Вот и воспитатель должен быть творческой личностью, уметь мыслить оригинально и видеть один и тот же предмет по-разному.    

Умение творчески мыслить, творчески подходить к решению любого вопроса, видеть выход из сложившейся ситуации там, где его, казалось бы, нет - вот те качества, которые в будущем помогут ребенку, какую бы профессию он не избрал. Дети должны смотреть на своего воспитателя и хотеть быть похожим на него, хотеть общаться с ним.  

А правильно ли я сделала свой выбор? И я могу с уверенностью сказать: «Я - счастливый человек! Мне позволено судьбой быть рядом с нашим будущим-с нашими детьми! Каждая мать счастлива, когда вновь проживает период детства со своим ребенком. А мне посчастливилось наслаждаться этим возрастом многократно, каждый раз «уча других, учиться самой!» Я могу, думаю, назвать себя «Мамой» с большой буквы, ведь у меня больше сотни детей, и все они мои, все любимые мною, каждому из них я отдала частичку своей души, сердца! Кто-то из них работает вместе со мной в одном коллективе, кто-то привел уже своих детей в детский сад, кто-то вернулся с армии, кто-то только недавно начал ходить в детский сад, но все они для меня одинаково любимы, за каждого я переживаю, как мать.

Я - созидатель! Не зря ведь детей называют «цветами жизни», а воспитателя - «садовницами». Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего красивые растения. Одно растение любит свет солнца, другое - прохладную тень; одно любит берег ручья, другое - высохшую горную вершину; одно произрастает на песчаной почве, другое - на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигает совершенства в своем развитии». Так и в моей работе каждому ребенку необходима любовь, понимание его индивидуальности. Ведь только в любви открывается неповторимость каждого ребенка, раскрывается его образ. И именно мне доверено Человечеством «сеять» разумное, доброе, вечное в маленькие души самых прекрасных сокровищ на Земле!

В моей группе 19 детей. И все они разные. И к каждому нужен индивидуальный подход. Мальчики - это антиподы тех мужчин, которые вырастут из них. Моей задачей стоит дать им определенные знания и умения, а также постараться привить им  такие моральные и нравственные качества, которые помогут в будущем стать настоящими мужчинами. А девочки - это будущие мамы; добрые, заботливые. Всегда было предназначением женщины, сохранять семейный очаг и семейные  традиции. (Приложение №1).

В обучении и воспитании использую индивидуально-дифференцированный подход. Каждый ребёнок имеет свои индивидуальные особенности (память, речь, характер, степень восприятия материала и т.д.). Для этого использую дифференцированные задания на карточках, схемах, иллюстрациях, предлагаю словесные задания, что позволяет мне избежать психическое напряжение, тревожность, скуку. Тем самым активизирую собственную деятельность ребёнка, его самостоятельность, т.е. использую деятельно-практический способ обучения, что является технологией развивающего обучения. В этом вижу тенденцию совершенствования образования детей. Моя основная позиция – стимулирование «внутренних сил» саморазвития каждого ребёнка, его инициативы, признание самобытности ребёнка, его неповторимости, самоценности в коллективе. (Приложение №2)

Главным моим девизом является «Научить каждого ребенка – играть!». Именно в игре ребенок развивается, становится самостоятельным, он познает окружающий мир и самого себя, учится общению, воспроизводит логически реальные действия людей и вступает во взрослую жизнь с целым «багажом» знаний, необходимых для реализации его потенциала,  в игре формируются предпосылки к учебной деятельности. Игра помогает мне сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность застенчивых и замкнутых детей. Очень заметно, что в настоящее время в семье игр становится все меньше и меньше. То, что раньше было нормой - дети играли, то сейчас этого, к сожалению, нет. Наши дети буквально завалены игрушками, которые покупаются не для того, чтобы ими играть, а для того, чтобы это у ребенка было. Компьютер, телевизор стали основными занятиями детей. Ребенок приобщается к видеопродукции. А ведь ребенок развивается не тогда, когда запоминает что- то, а тогда, когда сам создает воображаемые ситуации. И очень важно для меня довести также для сознания родителей, что при подготовке детей к школе в детском саду отводится главная роль - игре. И мы, вместе с  родителями, учимся играть сами, играть с детьми. Именно игре, а не игровой форме обучения, я отвожу главную роль в своей профессиональной деятельности. Ведь в игровой форме обучения основная роль принадлежит взрослому. Ребенок исполняет роль субъекта деятельности. А вот сама игра возникает по инициативе ребенка, он осознает, что ему интересно, выражает в игре то, что его волнует. Дети и я в этот момент испытываем позитивный момент. Ведь дети играют не для того, чтобы…, а для того, что им интересно, они испытывают радость от того, что они делают. И как в этот момент счастлива я, что мои дети получают от игры удовольствие. И я знаю, где нужно вмешаться в игру, а где не нужно. (Приложение №3)

Прежде всего, большое внимание я уделяю созданию комфортной для детей предметно - развивающей среде. Она открыта, безопасна, создана с учетом  пола и возраста детей, приближена к домашней. Главное - создаю  условия для самостоятельной деятельности детей во всех  видах, двигательной активности и реализации индивидуальных интересов и возможностей каждого ребенка. В этом мне помогают мои помощники – родители детей, с помощью которых были изготовлены ширмы, мягкие модули, пуфики, подушки, подходящие для организации игры различной тематики самими детьми. Свободное использование детьми стульчиков, столов, дополненное мягкими модулями и кусочками ткани для ребенка- это незаменимый опыт самостоятельного творческого коллективного преобразования действительности, активного освоения пространства своей жизни. Также при взаимодействии с родителями я создала уголок уединения, в котором каждый ребенок  в любое время может отдохнуть. Игровую среду я не пополняю дорогими игрушками. С помощью родителей я ее пополняю предметами- заместителями, которые открывают простор для творчества и фантазии ребенка и могут становиться в игре тем, чем задумали дети. Познавательному развитию детей способствует их собранные коллекции, которые находятся в отдельном уголке группы. Эти новые условия, которые мы создали вместе с родителями, обеспечивают эмоциональное благополучие ребенка, развитию его личности. (Приложение №4)

Мое главное направление работы - вырастить здоровых детей! Я разработала здоровьесберегающую систему в работе с детьми. Это комплексная система воспитания физически здорового ребенка. Все  задачи решаю комплексно - познавательные (ОЗОЖ), оздоровительные (закаливание), воспитательные.

Провожу мониторинг (ежегодно) состояния здоровья детей группы, работаю по индивидуальным планам оздоровления и физвоспитания.

Использование  стандартных и нестандартных методов закаливания (определяю вместе с  м/с, врачом). В физвоспитании и закаливании главное - «Не навреди!» Использую  индивидуально - дифференцированный подход при организации любой оздоровительной или физкультурной работы с детьми на данный момент. Анализирую состояние здоровья всех детей группы, посещаемость, выделяю частоболеющих и провожу лечебно - профилактические мероприятия по оздоровлению и физвоспитанию Для активной социальной и профессиональной деятельности я всегда поддерживаю физическую форму. Для этого я занимаюсь различными видами спорта, приобщая себя, родителей и детей к здоровому образу жизни. Стараюсь быть для них эталоном для подражания. Недавно у нас в детском саду состоялся конкурс профессионального мастерства «Спортивный воспитатель-2014», в котором я заняла 1 место. Мои дети постоянно участвуют в районных соревнованиях по спортивной и художественной гимнастике. Я горжусь достижениями своих мальчишек и девчонок, потому что просто уверена, что они самые лучшие. (Приложение №5)

Развитие творческих способностей детей  рассматриваю как актуальную задачу моей педагогической деятельности. Это логический и творческий компоненты мышления. Они позволяют преодолевать мыслительные шаблоны у ребенка, снимают различные ограничения и способствуют свободе в решении проблем, жизненных ситуаций. Мои ребята очень любят заниматься продуктивной деятельностью: конструированием, лепкой, аппликацией, рисованием, это деятельность ориентирует нас на стремление достичь определенных результатов. Поэтому мы являемся активными участниками различных детских конкурсов.

Осуществляю переход на более гибкие модели организации педагогического процесса, которые ориентированы на личность ребёнка, более мотивированы и носят во многом вариативный и коррекционный характер. Наиболее эффективной считаю технологию системы личностно-ориентированного обучения. Эта технология помогает мне не столько учить и воспитывать, сколько стимулировать у ребёнка социально-нравственные качества, развивать психику ребёнка. При этом учитываю индивидуально-психологические особенности ребёнка, его объективное поведение, отношение к миру, к людям, к себе, стилям взаимодействия.

Стилем взаимодействия является диалог в системе обучения, направленный на совместную деятельность. Это позволяет мне реализовать проектный метод обучения, который направлен на гарантированные результаты. Так разработала проекты: «Моя семья», «Здоровишка», «Волшебная пуговица». Творческий потенциал ребёнка, речь, формирует коммуникативные умения детей, а самое главное снимает эмоциональную напряжённость при выполнении задания и усиливает интерес детей к нему. А также даёт возможность детям выбирать привлекательные для них виды деятельности, работать в индивидуальном режиме, приобретать жизненный опыт. (Приложение №6)

В проектной деятельности с детьми я уделяю вниманию исследованию и экспериментированию. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию окружающего мира, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, раскрывает его индивидуальные способности. В группе я создала уголок для экспериментирования, в котором имеется все необходимое для самореализации ребенка. (Приложение №7)

Свою работу с детьми я провожу в тесном взаимодействии с учителем- логопедом, педагогом- психологом, инструктором по физической культуре, социальным педагогом, музыкальным руководителем и медицинскими работниками. Только при сотрудничестве всех специалистов с воспитателем возможно всестороннее развитие ребенка.

Уже на протяжении многих лет я активно сотрудничаю с учителями МОУ СОШ №9 им П.А.Столыпина. Это - взаимопосещения занятий, совместные праздники, соревнования, досуги. Такое сотрудничество позволяет учителям познакомиться с будущими первоклассниками и их родителями, создает общий фон для всестороннего развития ребенка, а также сохраняет его физическое и психическое здоровье, эмоциональное благополучие, что является  одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. (Приложение №8)

Уже не первый год я являюсь руководителем кружка по дополнительному образованию детей  «Духовно- нравственное воспитаний детей на основе православных традиций казачества», используя программу А.В.Бородина «Культура и творчество в детском саду». Здесь я знакомлю детей с основами краеведения, знаниями о казачестве, с гербом и гимном России, учимся понимать слово «казак», знакомлю с православными праздниками, прививаю любовь к Родине, чувство гордости за своих соотечественников, за отечественную культуру Хоперского казачества. Почему я выбрала данное направление?

Анкетирование среди родителей, анализ состояния социокультурной обстановки в нашем микрорайоне (рост  негативных явлений, высокий уровень преступности среди молодежи в нашем районе и разрушение семейных и общественных устоев), взаимодействие с МОУ СОШ №9 им П.А.Столыпина, где воспитываются кадеты, одно из направлений Программы развития нашего детского сада, взаимодействие с Балашовской епархией, слабосформированные духовно-нравственные понятия у детей,  мое стремление к инновациям в  работе, созданные совместно с родителями условия в комнате «Русская изба» - все это привело меня к идее создания такого кружка. Прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном уже возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что их земля их страна, все богатство природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, потомкам первых переселенцев – казаков, приемникам их традиций. Кто, как не мы должны вернуть утраченные человеческие ценности, восстановить связь времен? Любовь к родной земле, крепкие семейные устои, мужество и самоотверженность — все эти духовные и нравственные ценности я прививаю своим воспитанникам. (Приложение №9)

Мой стиль в работе - это систематическое самообразование. Ведь как сказал Г.Спенсер: «В деле воспитания процессу саморазвития должно быть отведено самое широкое место.  Человечество всего успешнее развивалось только путем самообразования». Это изучение новейшей учебной литературы, новых программ,  педагогических технологий, ознакомление с передовой педагогической практикой, семинары, курсы повышения квалификации.

Хочется сказать о родителях, все они очень замечательные! По крупицам мне удалось завоевать их доверие, взаимопонимание и расположение. Видя результат своей работы в детях, они стали полноправными участниками образовательного процесса. В работе с родителями осуществляю комплексный подход. Выявляю характер семейных отношений, авторитет родителей, их влияние на развитие ребёнка, педагогический уровень и с учётом этого составляю годовой план работы. Использую традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями. Родители всегда откликаются на любую просьбу, небезучастны в развитии своих детей - прислушиваются к моим советам, стараются помочь своим детям преодолеть различные трудности в развитии и обучении на данном этапе, являются моими помощниками в любом начинании, во всем поддерживают. Мы как одна большая дружная семья.  Надеюсь, что мои воспитанники вырастут грамотными, образованными и достойными людьми. Ведь начало в жизнь детям дают родители, но сделать второй шаг помогаю им я - воспитатель, обеспечивая педагогическую поддержку семье и повышению их компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Ребенок, детский сад и семья неотделимы. Родители и воспитатель должны работать в тесном контакте, единстве. У нас одна главная цель-воспитание Человека будущего.

Дошкольные возраст - наилучшее время для «запуска» человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. И оттого, как проведет ребенок этот отрезок своей жизни наше развивающееся общество вправе ждать от нас, педагогов, более глубоких результатов. Не случайно в Федеральном законе «Об образовании в Российской федерации» дошкольное образование выходит на первый уровень образования. Используя свою педагогическую концепцию в работе с детьми, верю в то, что  наши дети будут здоровыми, социально адаптированными, иметь нестандартное мышление, всесторонне развитыми. К этому мы и стремимся.

Я хочу закончить свое эссе словами: «Каким быть должен воспитатель? Конечно, добрым должен быть! Любить детей, любить ученье, свою профессию любить! Каким быть должен воспитатель? Конечно, щедрым должен быть! Всего себя быть сожаленья он должен детям подарить!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Моя профессия - воспитатель, а это значит..."

эссе было написано к конкурсу "Воспитатель года"...

Эссе

"Моя профессия - воспитатель",...

Эссе

"Моя профессия - воспитатель",...

Мое педагогическое эссе

Мое педагогическое эссе...

Эссе на тему "Современный воспитатель - это..."

Каким же должен быть современный воспитатель?!...

Эссе "Моя педагогическая философия". Эссе о науке педагогике.

В эссе отражены мои ощущения, взгляды, чувства и эмоциональное отношение к детям. Человек, не любящий детей, не сможет стать хорошим педагогом. Также становление педагога происходит вместе с профессио...