Психологическая помощь участникам коррекции детей с аутичными чертами личности
учебно-методический материал по теме

Маскова Светлана
Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми образовательными потребностями психического здоровья в образовательном учреждении является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с “Законом об образовании” Российской Федерации. Проблема воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно адаптироваться в среде здоровых сверстников. Аутичные черты личности могут проявляться при различных заболеваниях, независимо от причины, от диагноза мы будем говорить просто о детях с аутичными чертами личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила

педагог-психолог МАДОУ№ 27 «Радость»

Маскова Светлана Геннадьевна

Психологическая помощь участникам коррекции детей с аутичными чертами  личности

Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми образовательными потребностями психического здоровья в образовательном учреждении является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с “Законом об образовании” Российской Федерации.

Проблема воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно адаптироваться в среде здоровых сверстников.

Аутичные черты личности могут проявляться при различных заболеваниях, независимо от причины, от диагноза мы будем говорить просто о детях с аутичными чертами личности.

Можно ли и нужно ли отдавать ребенка с аутичными чертами личности в детский сад? Насколько тяжело он там будет приживаться? Какой тип заведения лучше подойдет ребенку?  Эти вопросы должны решать специалисты индивидуально для каждого случая. Но если ребенок уже пришел в наш детский  сад, мы стараемся создать ему условия для адаптации. Действительно, с одной стороны, ребенок с трудностями общения и произвольной регуляции не приспособлен для жизни  в детском коллективе; с другой стороны, не имея положительного опыта пребывания в нем, наш подопечный и не сможет приобрести нужные навыки коммуникации, не научится понимать и учитывать в своих действиях желания и интересы других людей, будет иметь проблемы на фронтальных занятия с педагогами. По возможности такой опыт нужно успеть приобрести до школы.

Структура работы с аутичными детьми

Мы сегодня понимаем, что работать с «особыми» детьми должна команда специалистов, включая врача. Но в наших условиях в детских садах это не всегда получается.

В отсутствии врача и дефектолога эту работу ведут педагог-психолог,  логопед, воспитатели, специалисты по физическому развитию, по изобразительному искусству. Но для глубокой работы с ребеноком с аутичными чертами личности наши специалисты не готовы, т.к. не хватает квалификации, а главное – практики. Поэтому главная цель нашей работы – создание благоприятной среды для ребенка, информационная и психологическая поддержка родителей и воспитателей, направление семьи к специалистам, занимающимся именно этой проблемой.

В процессе психологической коррекции следует ориентироваться не на один какой-то параметр, а, как справедливо подчеркивает А.С.Спиваковская, «на создание условий для развития тех или иных психологических качеств каждого участника психокоррекции».

Структура работы с особым ребенком

Работа с ребенком

Работа с родителями

Работа с педагогами

-наблюдение, диагностика;

- направление на ПМПК, получение рекомендаций по дальнейшему индивидуальному образовательному маршруту;

- дополнительные индивидуальные занятия

- индивидуальная консультация;- рекомендация пройти ПМПК;- индивидуальные консультации, ППк (консилиум)  в рамках психолого-педагогического сопровождения

- регулярные встречи для психологической поддержки, мини-лекции об актуальных проблемах в работе с аутичным ребенком (страхи, агрессия, самоагрессия…), разборы проблемных ситуаций.

- индивидуальные консультации по сбору информации о ребенке;- ППконсилиум для составления единой коррекционной программы

- регулярные встречи для психологической поддержки, мини-лекции об актуальных проблемах в работе с аутичным ребенком (страхи, агрессия, самоагрессия…), разборы проблемных ситуаций

;- при необходимости встречи со специалистами, работающими вне детского сада с ребенком.

Работа с родителями 

Цели:

  1. снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;
  2. информационная поддержка;
  3. поддержание уверенности родителей в возможностях ребенка;
  4. формирование у родителей адекватного отношения к болезни ребенка;
  5. сохраниение адекватных детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания;
  6. оптимизация педагогического потенциала родителей.

Иногда бывает так, что воспитатели и психолог в детском саду – первые специалисты, которые заметили, что с ребенком что-то не так. Родители могут подозревать, но при этом оттягивать момент обращения к врачам, могут не знать или бояться к кому-то обратиться. Педиатр за короткое время приема может не заметить тревожащих черт. Ребенок может казаться во время приема просто сонным, вялым, флегматичным. У педагогов же есть возможность продолжительное время наблюдать ребенка, есть опыт и знание «нормативного» развития детей. По крайней мере, этого достаточно, чтоб понять, что «что-то не так» и обратиться к психологу.

Бывают случаи, что сами родители обращаются к психологу, и тогда это тоже самый первый «безопасный» специалист, который может либо развеять подозрения родителей, либо подтвердить их.

Так или иначе, часто психолог дошкольного учреждения оказывается первым, кто будет говорить с родителями о проблеме. И тут важно не превышать своих должностных и профессиональных полномочий, не говорить о диагнозах (поскольку это медицинская привилегия), а констатировать  те особенности поведения, которые были замечены при наблюдении или диагностике, сравнить их с наблюдением родителей, убедиться в том, что и родители видят сложности, и порекомендовать им обратиться к специалистам, «которые обследуют ребенка всесторонне, имеют бОльший опыт, порекомендуют, как помочь ему». Целесообразнее направить родителей не сразу к психоневрологу, а на ПМПК. Для многих родителей уже этот факт, что их опасения подтвердились, требует времени для принятия его, для  кого-то это шок, а некоторые активно отказываются принять даже предположения о том, что у их ребенка есть проблемы. В последнем случае, на наш взгляд, не стоит настаивать, важно сохранить с родителями хорошие отношения и показать, что мы всегда готовы к сотрудничеству, т.е. «оставить дверь открытой».

В любом случае родители приходят к специалисту не за диагнозом, а за помощью, и поэтому особую важность приобретает не констатация  проблем ребенка, а активное участие специалистов в реабилитации ребенка и поддержке его семьи.

Как и любой малыш, аутичный ребенок особенно, чувствителен к интонации, с которой к нему обращаются, он крайне чуток к эмоциональному состоянию близкого человека, причем особенно легко ему передается тревога, неуверенность; он страдает от дискомфорта близкого, но у него это часто выражается не сопереживанием, а ухудшением его собственного состояния, усилением страха, агрессивным поведением. Часто особых детей воспитывают только матери. Состояние стресса усугубляется еще и тем, что в нашей стране практически отсутствует специализированные  учреждения для детей с аутизмом.

 Поэтому так важна психологическая поддержка родителей. В перспективе мы планируем создать группу для родителей  детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. Группа будет собираться регулярно, раз в месяц.

После прохождения ПМПК мы обсуждаем рекомендации комиссии с родителями. В случае рекомендации иного образовательного маршрута принятие решения об этом остается за родителями, и эти вопросы решаются всегда индивидуально.

Бывают случаи, когда родителям надо дождаться специализированный сад, и малыш посещает массовый детский сад временно. Важно, чтоб это время не прошло даром для ребенка.

Итак, если ребенок продолжает посещать массовый детский сад, то с родителями проводятся

- индивидуальные консультации,

- ППк (консилиум)  в рамках психолого-педагогического сопровождения

В процессе беседы с родителями специалисты должны не столько акцентировать внимание родителей на перспективах дальнейшего развития ребенка, сколько совместно обсуждать планы помощи ребенку в настоящее время, в ближайшем будущем. Часто разговоры о планах помощи уже имеют психотерапевтический эффект для родителей, т.к. им важно не бездействовать.

Работа с воспитателями и специалистами.

Главная трудность в работе воспитателей и специалистов с аутичным ребенком состоит в том, что все их предыдущие знания и опыт в воспитании обычных детей чаще всего не подходит. Приходится объяснять, что причины поступков, поведения особого ребенка могут быть совсем не такими, как у других детей, а значит и реагировать на них нужно по-другому. Часто воспитатели высказывают опасения, что и другие дети начнут копировать поведение аутичного ребенка; считают, что не смогут объяснить детям, почему для одного из них созданы особые условия, почему к нему взрослые более снисходительны. Но практика показывает, что дети в дошкольном возрасте доверяют взрослому, и если им сказать, что «Петя только выглядит большим, на самом деле он еще маленький» или «Аня только начала ходить в детский сад, поэтому многие правила еще не знает», это вполне удовлетворяет любопытство детей, они начинают «другой меркой мерить» нашего подопечного.

Еще важный момент, который зависит от воспитателя, - это формирование «общественного мнения» родителей остальных детей. Не секрет, что жизнь в группе часто обсуждается родителями: что-то им сообщают дети, свою лепту в картину группы вносят и воспитатели, вольно или невольно комментируя чьи-то поступки, события. И очень важно, чтоб именно воспитатели создали атмосферу терпимости, толерантности во взрослой части группы.

К сожалению, и сегодня дети с нарушениями в развитии нередко воспринимаются как социально опасные для здоровых детей. Кроме отгороженности от такого ребенка у некоторых  лиц может проявляться неприязнь. Мы проводили опрос в школе среди 100 родителей детей начальной школы. Им задавали вопрос: «Как бы вы отнеслись к тому, что в классе, где занимается ваш ребенок, учился бы ребенок с нарушениями в психическом развитии?» 62% родителей оказались категорически против пребывания в классе ребенка с нарушениями в психическом развитии, 24% ответили, что им все равно, и только 14% положительно реагировали бы в подобном случае. Такие установки окружающих крайне негативно отражаются на эмоциональном состоянии семьи ребенка с нарушениями в развитии. А эмоциональное состояние близких значительно влияет на состояние любого ребенка, особенно аутичного.

Таким образом, создание благоприятной среды – это одна из составляющих успешной коррекции аутичного ребенка («создание условий для развития тех или иных психологических качеств каждого участника психокоррекции» (Спиваковская)

Помимо искажения психического развития при раннем детском аутизме, даже при  достаточно интенсивном интеллектуальном развития и при наличии каких-то избирательных способностей у ребенка, в любом случае мы видим его выраженную эмоциональную незрелость. Поэтому в работе с воспитателями и другими специалистами мы напоминаем им, что нужно адекватно оценивать его реальный «эмоциональный» возраст. На лекциях и в беседах мы делаем акцент на том, что малыш:- легко пресыщается даже положительными впечатлениями;

- нередко действительно не может дождаться обещанного;

- не может самостоятельно справиться с ситуацией выбора, ему просто нельзя ее предлагать;

- нуждается в определенном промежутке времени, чтобы пережить полученное впечатление или информацию, - поэтому для него характерны отсроченные реакции;

- стремится стереотипизировать взаимодействие с окружающими (пример про Веронику)  В связи с этим мы рекомендуем  занятия с логопедом хотя бы в первое время могут проводить не в отдельном кабинете, а в привычной для ребенка среде: в спальне или в раздевалке группы.

Перечисленные особенности свойственны для более раннего этапа развития – для младенчества, у детей с аутичными чертами это может сохраняться и в 6, и 10 лет…

Важно предупредить воспитателей и специалистов о том, что возможности ребенка в спонтанном поведении и в ситуации, специально создаваемой взрослым, различны. Такой ребенок может ловко расслаивать веревочку на нитки, и при этом не сможет взять вкладываемую ему в руки ложку. Может «в пространство» сказать сложное слово, и не может повторить простое сочетание слогов по просьбе логопеда.  И это не упрямство, не нежелание, а реальные трудности произвольной организации ребенка с серьезными нарушениями аффективного развития. Объяснить это воспитателям очень трудно, потому что у них есть «железный» аргумент: «Он все понимает. Он это может, я видела».Еще важно быть готовым самим, и подготовить родителей и воспитателей к правильной оценке динамики. При работе специалиста детского сада или другого, за его пределами иногда бывает трудно оценить новые способы реагирования ребенка, новые особенности его поведения. Например, малыш стал агрессивным или жадным, или у него появились страхи, или он стал требовать постоянного присутствия «минус»? Ведь как удобен во время адаптации ребенок, равнодушно реагирующий на уход близких, пассивно сидящий. Но если рассматривать такие «новообразования» в контексте истории развития ребенка, то появление страхов у ребенка, которого раньше не было «чувства края», который мог убежать с участка, свидетельствует о положительной динамике психического развития. Если малыш, раньше индифферентно относившийся к близким, стал сверхпривязанным к маме, если пассивно подчинявшийся начал  проявлять негативизм и агрессию – это, конечно, усложняет жизнь всей семьи и  воспитателям, но в то же время это свидетельствует о том, что ребенку стало лучше.

Адекватная оценка изменений, происходящих с ребенком, нужна не только для того, чтоб понять, правильно ли было организовано взаимодействие с ним, но и для того, чтобы определить, в каком направлении двигаться в дальнейшем.

Поскольку реальный «эмоциональный» возраст дошкольника с эмоциональными нарушениями отстает биологического, то проблемы адаптации нашего подопечного скорее напоминают проблемы ребенка ясельной группы. Если ребенку повезет, и ему достанется «теплая», добрая воспитательница или няня, у которой хватит душевных и физических сил поддержать такого малыша, - то самый приемлемый способ привыкания –  это «привязываение» к ней, хождение за ручку, сидение на коленках. В этом случае ребенок «приживется» в детском саду, т.к. получает необходимую для него дозу тактильного контакта, и общение с другими людьми происходит опосредованно, через  взрослого. Подготовив среду, взрослых участников процесса, мы очень поможем самому особому ребенку. И тем не менее важно помнить, что идеология не заменяет технологию. По-прежнему нашим специалистам не хватает практических знаний, наблюдения за работой опытных специалистов (по видео-материалам), супервизии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила педагог-психолог МАДОУ№ 27 « Радость » г. Мытищи Маскова Светлана Геннадьевна Психологическая помощь взрослым участникам образовательного процесса в сопровождении детей с аутичными чертами личности

Слайд 2

развития тех или иных психологических качеств каждого участника психокоррекции ». А.С.Спиваковская В процессе психологической коррекции следует ориентироваться не на один какой-то параметр, а «на создание условий для

Слайд 3

Структура работы с особым ребенком Работа с ребенком Работа с родителями Работа с педагогами Наблюдение, диагностика

Слайд 4

Работа с ребенком наблюдение, диагностика; направление на ПМПК, получение рекомендаций по дальнейшему индивидуальному образовательному маршруту; дополнительные индивидуальные занятия

Слайд 5

Работа с родителями индивидуальная консультация; рекомендация пройти ПМПК; индивидуальные консультации, ППк (консилиум) в рамках психолого-педагогического сопровождения

Слайд 6

регулярные встречи для психологической поддержки, мини-лекции об актуальных проблемах в работе с аутичным ребенком (страхи, агрессия, самоагрессия …), разборы проблемных ситуаций .

Слайд 7

Работа с педагогами индивидуальные консультации по сбору информации о ребенке; ППконсилиум для составления единой коррекционной программы

Слайд 8

регулярные встречи для психологической поддержки, мини-лекции об актуальных проблемах в работе с аутичным ребенком (страхи, агрессия, самоагрессия …), разборы проблемных ситуаций; при необходимости встречи со специалистами, работающими вне детского сада с ребенком

Слайд 9

Консультации родителей Цели : снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка; информационная поддержка; поддержание уверенности родителей в возможностях ребенка; формирование у родителей адекватного отношения к болезни ребенка; сохранение адекватных детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания; оптимизация педагогического потенциала родителей.

Слайд 10

Ребенок прошел ПМПК продолжает посещать массовый детский сад индивидуальные консультации для родителей ППк (консилиум) в рамках психолого-педагогического сопровождения уходит в специализированный детский сад Ребенок прошел ПМПК

Слайд 11

трудности в работе воспитателей и специалистов предыдущие знания и опыт в воспитании обычных детей чаще всего не подходит опасения, что и другие дети начнут копировать поведение аутичного ребенка формирование «общественного мнения» родителей остальных детей

Слайд 12

адекватная оценка реального « эмоционального» возраста легко пресыщается даже положительными впечатлениями; нередко действительно не может дождаться обещанного; не может самостоятельно справиться с ситуацией выбора, ему просто нельзя ее предлагать; нуждается в определенном промежутке времени, чтобы пережить полученное впечатление или информацию, - поэтому для него характерны отсроченные реакции;

Слайд 13

стремится стер е отипизировать взаимодействие с окружающими возможности ребенка в спонтанном поведении и в ситуации, специально создаваемой взрослым, различны трудности в правильной оценке динамики

Слайд 14

Однако идеология не заменяет технологию: даже при наличии положительного отношения к особому ребенку можно причинить вред незнанием и неготовностью к поиску решений новых задач, определяемых практикой интеграции .

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая диагностика и коррекция гиперактивности у детей дошкольного возраста

Материал содержит информацию по теме:"Психологическая диагностика и коррекция гиперактивности у детей дошкольного возраста"....

Психологическая помощь родителям воспитывающих детей с ОВЗ

Консультирование родителей воспитывающих детей с ОВЗ с использыванием  личностно ориентированной патогенетической психотерапии, а также некоторые приемы и методы семейной системной когнитивно-пов...

Презентация "Птицы на кормушках".Участники конкурса: дети разновозрастной группы (коррекция зрения) .

Для того чтобы поддержать пернатых в тяжёлых зимних условиях «Каменским многопрофильным образовательным центром» объявлена  окружная экологическая акция «Сохраним мир птиц!&raqu...

Самообразование «Метафорические ассоциативные карты (МАК) как метод психологического сопровождения участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов»

Тема самообразования педагога-психолога Бавшенко В.О.: «Метафорические ассоциативные карты (МАК)  как метод психологического сопровождения участников образовательного процесса: детей, родит...

Консультативная помощь. "Психологическая помощь родителям детей раннего возраста с нарушением слуха"

Психологическая помощь родителям детей раннего возраста  с нарушением слуха Психологическая помощь родителям - это важная часть реабилитации детей с нарушением слуха. При воспитании малыша с проб...

Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребёнка

Рассмотрены основные симптомы аутизма. Разобран один из методов восстановления эмоционального взаимодействия в семье аутичного ребенка - холдинг-терапия....

«Метафорические ассоциативные карты (МАК) как метод психологического сопровождения участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов»

Изучение возможностей метода арт-терапии и применение разнообразных форм работы в организации психолого-педагогического сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса.Знакомство и изуче...