Тренинг взаимодействия с аутичными детьми
консультация по теме

Горшкова Ирина Анатольевна

Публикуемый материал содержит психолого-педагогическую характеристику аутичных детей, методы, конкретные упражнения и рекомендации из опыта работы с аутичными детьми. Кроме того большему пониманию проблемы способствует открытое письмо аутичных детей всем взрослым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_s_autichnymi_detmi.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

    «Тренинг взаимодействия с аутичными детьми»

На сегодняшний день аутизм рассматривается как искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью ребёнка. Установлено, что аутизм выражается в снижении контактов ребёнка со взрослым и сверстниками, и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Интеллектуальное развитие таких детей протекает по-разному. Так, коэффициент интеллекта, по тесту Д. Векслера, может быть как слишком низким (при олигофрении), так и достаточно высоким (при психопатии). В формировании синдрома раннего детского аутизма значительная роль отведена хронической психотравмирующей ситуации, вызванной нарушением эффективной связи ребёнка с матерью, холодностью последней, её деспотическим давлением, парализующим эмоциональную сферу и активность ребёнка. У ребёнка страдающих аутизмом нередко могут отмечаться нарушения зрения, слуха, заболевание кожи, нарушения в суставах и костях, дисфункции височных долей, ствола головного мозга и мозжечка. Основными клиническими признаками аутизма являются:

  1. Трудности коммуникации
  2. Побочные реакции на сенсорные раздражители
  3. Нарушения развития речи
  4. Стереотипность поведения
  5. Социальное взаимодействие

Развитие психических функций аутичных детей имеет серьёзные искажения, начиная с младенческого возраста. У большинства детей в возрасте до года отсутствует «комплекс оживления», проявляющийся в зрительном сосредоточении, движении ручек малыша в ответ на улыбку или голос взрослого. А  находясь на руках у матери, такие дети оставались пассивными. У данной категории детей в младенческом возрасте наблюдается отсутствие или запаздывание фаз гуления и лепета. В период раннего детства навыки самообслуживания формируются медленно, дети называют себя по имени, «ты» или «он», почти не отвечают на вопросы, часто их речь не имеет конкретного адресата. В дошкольном возрасте у детей появляются «необычные» интересы. Например, дорожными знаками, печатными рекламами, номерами телефонов и т.д. При этом дети много фантазировали. В дошкольном возрасте у детей возрастает число  неадекватных страхов. Многие боятся гулять по улице, ездить на транспорте, оставаться одни в квартире. Иногда ребёнок может напугаться кусочка мыла, пролитого на стол клея, киселя. Аутичные дети зачастую бояться всего нового. Именно по этому любая перестановка в доме, смена одежды, новая форма работы могут спровоцировать истерику ребёнка. Стремление к «ритуалам», к стереотипному поведению и движениям-своеобразная защита аутичного ребёнка, который видит в окружающем угрозу.  Наличие специфических страхов может быть объяснено тем, что аутичные дети воспринимают предметы не целостно, а на основе отдельных признаков. В зависимости от характера степени проявления симптомов в настоящее время принято выделять 4 группы аутизма:

  1. Детей этой группы отличает отрешённость от внешней среды, отсутствие потребности в контактах, им свойственна агрессивность, доходящая до паталогии. Эти дети почти не владеют навыками самообслуживания, поэтому нуждаются в постоянной помощи и поддержек взрослых.
  2. Детям этой группы свойственно отвержение внешней среды. Им характерны многочисленные страхи, стереотипные движения, импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, односложна.
  3. Для детей этой группы характерны отвлечённые интересы и фантазии. Их речь более развёрнута, уровень когнитивного развития более высок. Они менее зависимы от матери и в меньшей степени нуждаются в постоянном присутствии и надзоре взрослых. Уровень эмпатии низок.
  4. Сверхтормозимость- отличительная черта детей этой группы. Они очень робкие, пугливые, особенно в контактах, часто не уверенные в себе. Они активно стремятся усвоить некий набор поведенческих штампов, который облегчает их адаптацию в коллективе.Им свойственна эмоциональная зависимость от матери. Эти дети часто бывают парциально одарёнными.В их речи встречается меньше штампов и она носит более спонтанный характер.

Работа с аутичными детьми требует терпения. На отработку навыка застёгивания пуговиц, может уйти достаточно много времени. Причём нет никакой гарантии в том, что полученный навык на каком-то этапе развития ребёнка не будет утерян(это может быть связано как с отсутствием мотивации, так и со сложностью извлечения информации из долговременной памяти. Аутичные дети, особенно с низким коэфицентом интеллекта, с трудом обучаются в большой группе, тем более им сложно научиться использовать полученные знания и переносить их на другие виды деятельности. Желательно заниматься с аутичными детьми в группе 3-5 человек. Работа с родителями аутичного ребёнка очень специфична, поскольку поведение такого ребёнка далеко не всегда можно объяснить с точки зрения логики. Его действия иногда приводят в замешательство не только окружающих, но даже близких людей. Семейное чтение тоже может оказаться очень эффективным при взаимодействии с аутичными детьми. В этом случае рекомендуется многократное, медлительное, тщательное, выразительное чтение, в процессе которого ребёнок с помощью взрослого знакомиться с литературными образами героев, осознаёт логику событий и обстоятельств. Многократное перечитывание одних и тех же произведений и многократные же разъяснения родителей помогают ребёнку научиться лучше понимать себя и окружающих, а те стереотипы, которые сформировались у него благодаря повторению «обучающего» чтения, снижают тревожность ребёнка и повышают его уверенность в себе. Родители могут использовать и метод совместного рисования, во время которого они также активно описывают словами всё, что рисуют, терпеливо объясняют ребёнку последовательность рисования, называют каждую деталь. Подобная работа способствует развитию восприятия, воображения, учит его взаимодействовать со взрослым. Многие родители недооценивают значение соблюдения режима распорядка дня для аутичного ребёнка. А это является одним из важнейших условий успешной адаптации ребёнка для того, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Причём желательно, чтобы основные режимные моменты не только проговаривались и соблюдались взрослыми, но и были изображены в виде понятных ребёнку пиктограмм в удобном для него месте.

  1. «Рукавички» Способствует установлению взаимопонимания с партнёром, развитию умения устанавливать контакт с окружающими. Ведущий раздаёт рукавички игрокам. Каждый должен найти свою пару. Затем пара садиться за стол и без слов, используя три карандаша разного цвета, как можно быстрее раскрашивает одинаково свои рукавички. (Легко ли было договориться с партнёром?)
  2. «Отвечай,  сосед слева!» Дать почувствовать, насколько необходим контакт для глаз при общении. Все участники стоят по кругу. Взрослый по очереди подходит к каждому игроку и , глядя на него, задаёт ему вопрос.  На этот вопрос отвечает  сосед слева.(что вы чувствовали во время игры. Важен контакт глаз с партнёром, который отсутствует у аутичных детей.) Какой сегодня день недели? У вас есть домашнее животное? Какого цвета ваша одежда? Назовите ваш любимый фрукт? Как зовут вашего соседа справа?
  3. «Охота на динозавриков» Учить взаимодействовать с окружающими не только вербально,  но и невербально, способствовать формированию умения фиксировать малейшие изменения в мимике партнёра по общению, что является необходимым при работе с аутичными детьми.  Группа участников встаёт в круг. Водящий выходит за круг, становиться спиной к группе и считает до 10.  В это время участники передают друг другу игрушечного динозаврика. По окончании счёта тот, у кого находится зверёк, вытягивая руки вперёд, закрывает его ладошками. Остальные участники повторяют тот же жест. Задача водящего- найти, у кого в руках динозаврик.  
  4.  «Большой пазл»    Способствовать сплочению группы, развитию способности устанавливать контакт с партнёрами, умение добиваться конечной  чётко сформулированной цели. Задача участников собрать большой пазл. Сначала вербально, затем невербально.( что мешало и что помогало при выполнении   задания)
  5. «Чудесный мешочек» Развитие кинестетических ощущений, восприятие цвета, формы, умения сотрудничать со взрослым. В волшебный мешочек кладут геометрические фигуры. Ребёнок нащупывает фигуру, называет её, вынимает, рисует на листе бумаги такую же фигуру, сравнивает с оригиналом,  раскрашивает её в тот же цвет.

                    Основные правила воспитания аутичных детей:

  1. Соблюдение режима дня ребенка.  Составьте и напишите распорядок дня ребёнка, повесьте его на видное место.
  2. Формируйте стереотипы поведения ребёнка в различных ситуациях. Выполняйте в строгой, заведённой раз и навсегда последовательности различные повседневные процедуры и режимы: одевания, кормления, приготовление ко сну ит.д.; для этого можно отвести специальное место для складывания одежды, причём складывать её надо всегда в одной и той же  последовательности. В ванной перед зеркалом можно разложить принадлежности для умывания. В уголке для занятий или игр можно повесить схему расположения игрушек или предметов на столе и в столе.
  3. Обучайте ребёнка пользоваться пооперационными картами, схемами и т. д. Можно подобрать ряд игр по развитию навыков чтения пооперационных карт.
  4. Старайтесь, чтобы ребёнок получал яркие впечатления от произведений искусства. Организуйте совместное с ребёнком прослушивание пластинок, просмотр телевизионных передач, поездки в цирк, музей и т. д.

Открытое письмо аутичных детей всем взрослым

  1. Вася такой, какой он есть: он воспринимает мир не так как вы.
  2. Васе хорошо одному.
  3. Не заставляйте Васю играть: предлагайте что – нибудь другое – он выберет.
  4. Давайте вместе с Васей соберем дома коллекцию чего – нибудь интересного: открыток, бумажек, палочек …
  5. Он делает то, в чем видит логический смысл и очень просит вас: занимаясь с Васей, объясните ему смысл того, что он должен сделать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Взаимодействие с аутичными детьми"

Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857-1939). Аuto — по-гречески сам. Ранний детский аутизм (РДА) в 1943 году был выделен как отдельный клинический синд...

Тренинг «Взаимодействие с гиперактивными детьми»

Цель: обучение педагогов особенностям работы с гиперактивным ребенком....

Презентация "Взаимодействие с аутичными детьми"

Работа для начинающих педагогов, работающих над этой проблемой....

Практические рекомендации по взаимодействию с аутичными детьми

Основная проблема состоит в том, что для ребенка-аутиста окружающий мир был, есть и остается некомфортным и пугающим с первых минут его проявления на свет и до конца жизни. ...

ПРАКТИЧЕСКИЕ УРОКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ

Данная статья поможет воспитателям в работе с аутичными детьми. Даст конкретные советы....

Ранний детский аутизм. Взаимодействие с аутичными детьми.

Ранний детский аутизм выделен как отдельный клинический синдром Л.Каннером. На сегодняшний день аутизм рассматривается как искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью ...