"Совместная работа учителей воспитателей и родителей по подготовке детей к школе" (доклад)
статья (подготовительная группа) по теме

Садертдинова Диана Фидоусовна

Выступление на секционном занятии на августовской конференции

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Поступление ребёнка в школу является, безусловно, значимым и радостным событием в жизни каждой конкретной семьи. Перед ним открываются двери в новый, пока неизвестный мир, который несёт в себе радости и горести, взлеты и падения, открытия и разочарования. Первое испытание, которое ждет нового школьника, - это адаптация к новым условиям жизни. В детском саду он всегда находился под наблюдением и контролем взрослых, в кругу сверстников, проводя время за любимыми играми. Вместе со статусом школьника ребёнок получает намного больше свободы и самостоятельности, он живет по новому распорядку дня, сталкивается в школе с детьми и подростками, которые гораздо старше его. Иногда ребёнок не знает, как ему поступить в той или иной ситуации, как отреагировать на какое-то событие, происшедшее с ним. В этот период жизни ему как никогда нужна помощь и поддержка взрослых, особенно отца и матери. Как известно, самыми близкими взрослыми для первоклассника являются родители и педагоги, которые в нужный момент всегда придут на помощь, подскажут, научат всему необходимому.

   В ходе подготовки ребенка к школе важна преемственность в работе начальной школы и дошкольного образовательного учреждения.  Начиная с работ чешского педагога и учёного Я.А.Коменского, преемственность рассматривалась как один из основных принципов развития образования. Проблема преемственности школы и ДОУ всегда занимала и занимает видное место в истории педагогического образования. Вопросами преемственности занимались многие педагоги и ученые. Исследования продолжаются и на современном этапе.

   Специалисты выделяют три направления подготовки детей дошкольного возраста к школе, обеспечивающих преемственность:

- всестороннее развитие и воспитание;

- формирование психической готовности к обучению в первом классе;

- формирование учебной мотивации.

   Первостепенное значение для установления преемственности между ДОУ и начальной школой имеет всестороннее воспитание и развитие ребенка-дошкольника, осуществляемое в детских садах и являющиеся фундаментом преемственности. Именно всестороннее воспитание и развитие детей (физическое, сенсорное, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое) обеспечивает во многом готовность детей обучению в школе.

   Вторым направлением подготовки детей к школе является формирование психологической готовности к обучению. Осуществляя личную подготовку к школе, необходимо развивать у детей мотивационную сферу, в том числе формировать учебную мотивацию. В психическую подготовку к школе включает и формирование начал учебной деятельности (формирование умения принимать и решать учебную задачу, овладеть способами решения учебной задачи, формирование действий контроля и оценки).

   Третье направление подготовки к школе – это предметная подготовка. К старшему дошкольному возрасту дети овладеют разнообразными предметными знаниями, которые затем продолжают усваиваться в школе на уроках математики, родного языка, письма в процессе изучения предметов эстетического цикла.

   Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребёнка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста идет в школу. В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение: в 6, в 7 лет, а может быть в 8? По какой программе обучать ребёнка: по традиционной системе, по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова или по системе Л.В.Занкова, а может быть в специализированной школе с углубленным изучением иностранного языка? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Как  помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями?

   Эти вопросы беспокоят родителей и воспитателей будущих первоклассников, с этими вопросами они обращаются к практическим психологам, работающих в детских садах и начальной школе. Озабоченность родителей и педагогов понятно: ведь от того, на сколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успехи ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и в конечном счете благополучие в его школьной и взрослой жизни. Если школьнику трудно учиться, если он не хочет выполнять домашнее задание, приносит из школы плохие оценки и замечания, это всегда отрицательно сказывается на семейном микроклимате: приготовление домашних заданий становится наказанием для всей семьи, а посещение родительских собраний – пыткой. По этому и в детском саду, и в начальной школе необходимо организовать психолого-педагогическое просвещение (образование) родителей системно (например, один раз в неделю) и, не только с привлечением воспитателей, учителей начальной школы, но и учителей и воспитателей средних и старших классов с приглашением в течении учебного года 2-3 раза и ученых-педагогов по этой специальности.  Ибо от образования и самообразование родителей во многом зависят успехи детей и в ДОУ, и в начальной школе. Только те родители, которые сами усваивают и знают методы воспитания и обучения, смогут оказывать своим детям необходимую помощь, тем самым гарантируя их всестороннее гармоничное развитие.

   У психологов и педагогов вызывает тревогу, то что категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся в последнее время часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития и овладевшие навыками чтения и счёта ещё до школы. Родители таких детей, приходя на консультацию к психологу, недоумевают: «Мы так много занимались с нашим ребёнком, так много делали для его развития. Почему же он плохо учится?»

   Дело в том, что далеко не все занятия с малышом предполагает формирование необходимых для школьного обучения качеств. Ученые на основе многолетнего теоритического и экспериментального исследования определили круг индивидуальных качеств ребёнка наиболее важных для начала школьного обучения (так называемые учебно-важные качества). Уровень развития учебно-важных качеств, прямо или опосредованно определяет успешность усвоения знаний на ранних этапах обучения. Именно эти качества ребёнка следует иметь в виду при формировании и диагностики готовности к школе.

   Задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы обеспечить полноценное и гармоничное развитие ребёнка. Главное при этом – достаточно четко осознавать, какие занятия с ребёнком в наибольшей мере способствуют приобрести необходимый уровень школьной готовности. Очень важно и то, как ребёнок выполняет предложенные взрослыми задания: если он использует неправильные с точки зрения учебных навыков способы действия, то в дальнейшем, наверное, сформированные навыки могут стать серьезными препятствиями в усвоении школьной программы. Ведь переучивать всегда труднее, чем научить.

   Иногда родители и воспитатели действуют по принципу «Чем больше развивающих занятий с ребёнком, тем лучше он будет подготовлен к школе». Это приводит к умственной и физической перезагрузке ребёнка, что не может сказаться на его здоровье.

   Что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, то имеют в виду такой уровень физического, психологического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба его здоровью. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую и социальную или личностную готовность к обучению в школе. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе.

   Наступит 1 сентября и за школьные парты сядут вчерашние дошкольники. Первый день в школе – цветы, улыбки, поздравления и радостное волнение – «Я уже школьник!». Все это проходят и наступают будни с маленькими победами, трудностями и неудачами, с радостью познания нового и горечью обид. Необходимо определенное время для того, чтобы маленькие ученики стали настоящими школьниками, привыкли к новой для них обстановке, новым порядкам и распорядкам дня, новому общению с педагогом и одноклассниками, новым способам деятельности и поведения.

   Приспособление ребёнка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики. В начале школьного обучения почти у всех первоклассников наблюдается двигательное возбуждение или заторможенность, раздражительность, снижение аппетита, плохой сон, повышенная утомляемость. Это закономерные реакции организма ребёнка на изменение привычного образа жизни, которые постепенно проходят по мере привыкания к новым условиям жизни.

   Среди первоклассников можно выделить детей, у которых адаптация к школе проходит легко, детей с адаптацией средней тяжести и детей, у которых адаптация к школе протекает тяжело.

 Длительность и острота протекания адаптации к школе зависят от состояния здоровья и уровня стартовой готовности ребёнка к систематическому школьному обучению. Педагогические воздействия будут целенаправленными и оправданными, о помощь со стороны взрослых эффективной только в том случаи, если они ориентированы на индивидуальные особенности развития ребёнка и учитывают специфику его готовности к обучению в школе. Только в этом случае педагог и родители маленького ученика совместными усилиями помогут ему преодолеть школьные трудности, освоиться в школьной жизни, стать настоящим школьником.

   Очень удачно поставлена работа по психолого-педагогической подготовке ребёнка к школе в детском саду «Ромашка» и начальным звеном средней школы села Старые Тукмаклы Кушнаренковского района Республики Башкортостан. Руководствуясь концепцией организации, содержаниям и методического обеспечения подготовки детей  к школе, воспитателями детского сада и педагогами начальной школы разработан «План работы по преемственности между МБДОУ Детский сад села Старые Тукмаклы и начальным звеном МБОУ СОШ села Старые Тукмаклы». План включает в себе разделы по организационной, методической, психодиагностической и коррекционной работе, по работе с родителями. В соответствии с «Планом» составляются графики проведения подготовительных занятий с воспитанниками ДОУ учителями начальных классов. Воспитатели детского сада и учителя начальной школы регулярно проводят консультации для будущих первоклассников и их родителей на различные темы, собрания, конференции «круглые столы». Анкетирование родителей тестирование детей помогают педагогам усовершенствовать и более творчески подходить к своей работе.

   Совместная работа детского сада и школы позволила составить «портрет» выпускника детского сада по следующим параметрам развития: здоровье и физическое развитие; социальное развитие; развитие речи и речевого общения; познавательное развитие; эстетическое развитие. Если параметры развития ребёнка совпадают с «портретом» на 80-85%, то работа педколлектива выполнена на «отлично». Также оценкой результатов работы можно считать 100% ответ «Да» анкетируемых родителей на вопрос «Удовлетворены ли  Вы работой детского сада по подготовке детей к школе?»

    Благодаря такой воспитательно-образовательной работе станет возможным формирование и развитие исследовательского типа личности детей младшего школьного возраста. А вопрос о формировании и развитии творческой личности приобретает исключительно актуальность современной педагогической науке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа учителя дефектолога с родителями детей с ОВЗ

Особенности детей с ОВЗ.Рекомендации родителям от специалистам....

Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения. Формы взаимодействия

Успешность корреционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает участие в нём родителей. Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстранённость,...

Конспект родительского собрания "Совместная работа детского сада и родителей в подготовке детей к школе"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом. У многих детей нередко набл...

Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения.

Опыт работы показывает, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется преемственность в работе учителя-логопеда и родителей. Для логопеда важно приобщить р...

Проектная деятельность с использованием ИКТ в совместной работе учителя –логопеда и родителей детей с ОВЗ

Работа с родителями - одна из важнейших сторон деятельности ДОУ.  Мы ищем  новые формы активного взаимодействия с семьёй для вовлечения их в образовательную деятельность дошкольного учрежден...

"Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющими речевые нарушения".

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», важнейшая задача педагога — взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Семья – это первая ступень овла...